Особенности образовательного стандарта как условия для качественного образования.
статья

Основная образовательная программа, создающаяся каждой образовательной организацией, является неким путем для достижения учебных результатов. О качестве обучения можно судить не только по предметным результатам сегодня данные результаты носят интегрированный характер и включают в себя познавательную, коммуникативную, информационную компетентность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности образовательного стандарта как условия для качественного образования.

Максимова Н.А.

Учитель истории и обществознания

АНО ОШ «Академическая гимназия - Новогорск»

Современный мир сегодня задает высокие темпы развития научных знаний, технологий и технических систем, применяемых в разных сферах общественной жизни. Поэтому перед образованием и воспитанием будущего поколения сегодня стоят непростые задачи, не давать готовые знания, а научить учиться. Непосредственно эта задача стоит перед школой. Вместо накопления знаний необходимо ориентировать учащихся на развитие способности приобретать знания и формирования умения использовать приобретённые знания на практике. Вот именно эти ключевые компетенции, как показывают результаты международного исследования образовательных достижений российских учащихся (PISA), слабо сформированы у наших школьников, а именно: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения.

В наших семьях исторически традиционно сложилось воспитание, когда родители дают ребенку уже готовые знания и ответы на интересующие вопросы. Таким образом, у ребенка уже сформировалась ситуация получения готовых знаний. Придя в школу, дети оказываются в новых условиях обучения и воспитания. Принятый в 2010 г. Образовательный стандарт позволяет образовательным учреждениям создать условия для самостоятельной деятельности участников образовательного процесса: учителей, учащихся, общественных органов управления.  

Деятельностный характер обучения, являющийся одной из особенностей образовательного стандарта, в первую очередь, направлен на развитие личности школьника. Обучение ребенка построено на разных видах деятельности, выполнению проектных, исследовательских работ. Важно не только овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности, но и уметь организовать свою деятельность, уметь поставить цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность по достижению цели, взаимодействовать с педагогами и сверстниками в учебном процессе,  представить результаты своей деятельности, осуществлять ее контроль и оценку.

Повышая качество образования Стандарт предоставляет образовательной организации возможности обеспечить условия достижения высоких результатов. Основная образовательная программа, создающаяся каждой образовательной организацией, является неким путем для достижения учебных результатов. О качестве обучения можно судить не только по предметным результатам сегодня данные результаты носят интегрированный характер и включают в себя познавательную, коммуникативную, информационную компетентность. Большое внимание уделяется личностным результатам, которые формируются у детей как в учебной деятельности, так и через общественно полезную внеучебную практическую деятельность. Очевидно, что новые требования, предъявляемые к качеству образования влекут за собой и новую систему оценивания, предполагающую критериальную, содержательную оценку, оценку индивидуального прогресса учащегося. Новая система оценивания предполагает и расширение форм и способов оценочных процедур, изменение содержания контрольно-измерительных материалов, способов и форм предъявления образовательных достижений учащихся, не исключая и электронные формы оценки.

Достижение высоких образовательных результатов возможно через разные образовательные пространства. Особое внимание хочется уделить домашней работе. В настоящее время сложилось противоречивое отношение к выполнению домашних заданий по предметам. С одной стороны, это традиционное повторение изученного на уроке, что не вызывает интереса у учащегося, а скорее наоборот и более того не провоцирует учащегося на самостоятельную работу. С другой стороны, правильно спланированная система выполнения домашних заданий может стать интересной, творческой, самостоятельной работой для учащегося. И при таком подходе важно учесть объем, уровень сложности и время выполнения задания. Так, например, подготовить домашнее задание на определенный период (учебную неделю), но сделать так, чтобы учащийся сам мог выбрать время выполнения, задания, способ выполнения, такая работа будет способствовать формированию умений планировать свою деятельность. Результаты работы будут представлены в классе в указанное время. Основная цель таких домашних заданий привить интерес детей к учебной деятельности, заложить основы самостоятельной работы, создать условия для формирования самооценки учащегося.

Проектная деятельность в обучении и воспитании детей зародилась еще в глубокой древности. Известные ученые, философы, педагоги писали, что в ребенке необходимо развивать свободу духа, склонность к самостоятельному мышлению, выработку активной жизненной позиции, свободу выбора и таких качеств, как сила воли, смелость, решительность. Все это поможет ребенку в будущем стать полезным для общества, достойным гражданином. Елена Паркхерст (Дальтон-план) выдвигала основной идеей свободу для ребенка при выполнении любого задания, которая сохраняла энергию и желание, ведущее к получению результата. Дальтон-план основывался на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Выделялось также три основных элемента: дом - основное место ученика в школе; задания - даются ученику для выполнения за определенный срок; лаборатория - место, где ученики могли получить консультации у учителей-предметников. Задача учителя состоит в изложении разных учений, показать их сходства и различия, познакомить со всеми фактами, что способствуют работе и переосмысливанию информации. Учитель должен стимулировать ученика к устному высказыванию, умению рассуждать и давать свою оценку событиям и фактам. Важнейшей педагогической задачей является формирование у школьников умений ориентироваться в расширяющемся информационном пространстве, добывать и применять знания, пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. Обучение школьников умению планировать свои действия, тщательно взвешивать принимаемые решения, сотрудничать со сверстниками и старшими. Введение в учебный процесс методов и технологий проектной деятельности должны помочь ученикам приобрести вышеперечисленные навыки. Предполагается что, выполняя, проектную работу, учащиеся станут более инициативными и ответственными, повысят эффективность учебной деятельности, приобретут дополнительную мотивацию. В процессе исследования темы и создания продукта учащийся не только узнает что-то новое, но и развивает стремление к получению новых знаний и умений, а также приобретает важные социально значимые навыки в процессе групповой работы. В настоящее время метод проектной деятельности – неотъемлемая часть образовательного процесса. Он мотивирует обучающихся на развитие творческих способностей, самостоятельную работу, поиск информации и получение окончательного продукта.

В современной педагогике проектная деятельность приобретает особую значимость, потому что в учебной деятельности она стимулирует интерес учащихся за счет нестандартности подхода к изучению материала и мотивирует детей не только к получению новой информации, но и развитию творческих способностей путем создания продукта проекта.
        Таким образом, вышеуказанные особенности современного образования становятся для учащихся теми условиями, в которых они ощущают себя полноправными субъектами своего обучения. Результатами образования являются способность учащихся испытывать потребность и мотив в учении, вырабатывать цель, формулировать проблему и находить пути решения, уметь принимать ценностные основания, сознавать свой личностный смысл, достигнутые результаты, совершается переход от пассивного слушателя к активному деятелю.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Министерство образования и науки РФ – М.: Просвещение, 2011. – 48с.

Солопова M. A. Майевтика // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. 2-е изд., испр. и допол. М.: Мысль, 2010.

Александров Г. Ф. История западноевропейской философии: Учеб. для ун-тов и гуманит. фак. вузов / Ин-т философии. — 2-е изд., доп. — М.; Л.: АН СССР, 1946. — 513 с.

История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., рспр. И доп. – М.: ТЦ “Сфера”, 2001. – 512с.

Кильпатрик В. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. — Л.: Брокгауз-Ефрон. — 1925. — 43 с.

Дьюи Д. Демократия и образование. — М.: Педагогика-Пресс, 2000. — 383 с.

Выготский Л. С. Педагогическая психология. — М.: Педагогика, 1991.

Дьюи Дж. Демократия и образование. – М.: Педагогика-Пресс, 2000

Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. — 2016. — №6.1. — С. 31-33.

Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

Поташник М.М., Левит М.В. Федеральный стандарт: между традиционным и новым //Завуч. – №2. – 2015. – С. 6-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках технологии

Данная методическая разработка по теме: Внедрение новых образовательных стандартов как условие обеспечения современного качества образования и самосовершенствования личности обучающегося на уроках тех...

Повышение мастерства преподавателя географии, как условие осуществления качественного образования обучающихся в условиях введения ФГОС.

Даннай материал является обобщением педагогического опыта. Может быть использован для самообразования, выступления на предметно-цикловых комиссиях, методических совещаниях. Является первой частью данн...