Индивидуальный маршрут
методическая разработка

Условия освоения основных образовательных программ всеми учащимися, в том числе, детьми с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Индивидуальный маршрут19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с ОВЗ

Ирина Матвеева 
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ограниченные возможности здоровья

Разработала:

Шабалдина Евгения Викторовна– воспитатель

I. Общие сведения

Ф. И. ребенка:

Дата рождения: 5 декабря 2012г

Адрес: г Купино ул Советов  158

Дата поступления в  МКДОУ  в коррекционную  группу:  1 июня 2016г

Заключение и рекомендации ПМПК: Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений, развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Общие задачи на период реализации ИОМ: Создание коррекционно-компенсаторных условий в процессе обучения и воспитания с целью преодоления, ослабления, устранения недостатков познавательной и физической деятельности.

Режим пребывания ребенка в ОУ: Режим полного дня 5 дней в неделю.

Взаимодействие специалистов ОУ: Создание личностно-ориентированного взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения на интегративной основе.

Вокруг ребенка совместными действиями различных специалистов создать единое коррекционно-образовательное пространство и определенную предметно-развивающую среду.

Соматическое состояние: Группа здоровья – III.

Группа физических занятий – специальная.

Рекомендации офтальмолога: Соблюдение режима зрительных нагрузок.

Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления.

Посадка на занятиях: I ряд 1 парта в центре (ближе к демонстрируемому материалу).

Рабочая поверхность горизонтальная.

Противопоказания: Недопустима работа в помещении с низкой освещенностью.

Нельзя работать на слишком близком расстоянии.

Недопустима вынужденная рабочая поза, требующая длительного пребывания в согнутом положении с наклоном головы вниз.

II. Внутренний индивидуальный образовательный маршрут

Педагогическая помощь 5 дней в неделю Разнообразные Воспитатели

Оказание комплексной

помощи по подготовке

ребенка к школе, адаптации

в обществе (развитие

познавательной и коммуникативной

сферы) 5 дней в неделю Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые Воспитатели

Тренинговые занятия по

подготовке к школе Курсами

1 раз в неделю

Индивидуальные Воспитатели

Музыкальные занятия 2 раза в неделю Групповые Музыкальный руководитель

Физкультурные занятия 2 раза в неделю Групповые Инструктор по физической культуре

Плавание 1 раз в неделю Подгрупповые Инструктор по физической культуре

III. Создание «безбарьерной» среды

Построение комфортной среды Ресурсы для решения

Освещенность

Групповое помещение и учебная зона должны быть достаточно освещены (допускается сочетание естественного и искусственного света).

Сигнальные опоры, обеспечивающие ориентировку в пространстве и направляющие движение

Разметки

- в спортивном зале

- в бассейне

Маркеры указатели

- на дверях

- на ручках дверей

«Тренажер Базарного»

-упражнения для глаз

Создание сенсорно-обогащенной среды

Сигнальные опоры

Зрительные Звуковые Обонятельные Тактильные

-Натуральные предметы, игрушки-модели для формирования представлений об окружающем мире.

-Контурные и силуэтные изображения для развития зрительного восприятия.

-Звукоориентиры (колокольчики, бубен и др.) для развития ориентировки в большом и малом пространствах.

-Звуковые игрушки, сигналы, аудиозаписи с шумами для развития слухового восприятия, зрительно-слуховой памяти.

-Аудиозаписи со звуками окружающего мира для расширения и обогащения запаса знаний об окружающем мире. - Бытовые запахи, запахи улицы для развития обоняния и обогащение чувственного опыта. - Различные виды поверхностей, тканей, материалов на узнавание свойств и признаков предметов окружающего мира, природный материал для развития осязательно-двигательного восприятия, обогащения чувственного опыта.

Объекты с усиленными признаками - Контрастность и цветонасыщенность раздаточного материала.

- Мягкий черный карандаш.

Специально структурированная информация - Планы, схемы для составления рассказов.

- Алгоритмы-иллюстрации по предметному восприятию.

- Таблицы с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

- Таблицы по лексическим темам.

Игровые пособия по развитию зрительных функций и зрительно-моторной координации - Кольцебросы, бадминтон, игры и игрушки для развития глубины пространства.

- Трафареты (тематические, геометрические, линейные).

- Раскраски по лексическим темам.

- Лабиринты для развития глазодвигательных функций.

- Материалы для развития тонкой моторики рук (застежки, шнуровки и др.).

- Предметы для массажа мелкой мускулатуры (мяч-еж, кольцо-еж, валик-еж и др.)

IV. Специальные условия организации педагогического процесса

Направления деятельности Потребности ребенка

Построение образовательного процесса - Занятие строить так, чтобы работа зрительного анализатора чередовалась с работой других анализаторов.

- Соблюдение режима зрительных нагрузок.

- Выполнение мероприятий для снятия общего и зрительного утомления (физминутка и динамические паузы для проведения гимнастики для глаз, пальчиковые игры).

- В начале занятия по ИЗО-деятельности, конструированию и ручному труду проводить гимнастику для пальцев и кистей рук.

Специальная организация рабочего поля и рабочего места ребенка - I ряд 1 парта в центре.

- Посадка ближе к демонстрируемому материалу.

- Рабочая поверхность горизонтальная.

- Размер мебели № 2 в соответствии с ростом.

Специальная организация рабочей позы ребенка - Рабочая поза свободная, удобная, без постоянных наклонов туловища.

- Постоянный контроль за осанкой.

Индивидуальные ритм и темп деятельности - Не переутомлять глаза при рассматривании.

- Зрительная гимнастика не менее 2-х раз на протяжении занятия.

Правила взаимодействия с отдельными объектами

- Пособия и материалы мелкого размера, но не меньше 2 см.

- Демонстрируемая наглядность размещается так, чтобы ребенок мог ее рассмотреть, т. е. в хорошо освещенном месте, на уровне глаз ребенка, на контрастном фоне, на достаточном для его восприятия расстоянии.

- Загруженность перцептивного поля 5- 7 объектов;

- Для обследования наглядности предоставлять разное время.

- Больше работать на коленях, на столе, на полу – на горизонтальной поверхности.

Формы работы с родителями Консультирование, тематические родительские собрания, проведение совместных праздников, оформление информационных папок, общение (вопрос-ответ, консультация, полезная информация).

Формы работы с ребенком Групповые, подгрупповые, индивидуальные.

Методы и приемы

работы с ребенком Основные методы - игровой и метод практических действий. Коррекционные приемы: глазные, пальчиковые, артикуляционные гимнастики, психогимнастики, динамические паузы, физкультминутки и т. д.

V. Психолого-педагогическое сопровождение

Блок Задачи Формы реализации Ответственный

Мониторинговые задачи - Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом.

- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме.

- Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности.

- Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка.

- Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса. Специалисты ПМПК

Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Воспитательные задачи - Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка.

- Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении.

- Воспитание положительных личностных качеств. - Совместная работа специалистов в этом направлении.

- Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем.

Воспитатели

Коррекционно-развивающие задачи - Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка.

- Обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. Воспитатели

Образовательные задачи

- Развитие познавательной активности ребенка.

- Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.

- Подготовка ребенка к школьному обучению с учётом индивидуальных особенностей. - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. Воспитатели, специалисты ГБДОУ

VI. Освоение образовательной программы: (отражаем ту образовательную область, в которой у ребенка имеются трудности)

Образовательные области Программы Требования Стандарта к результатам освоения Программы в виде целевых ориентиров: планируемые результаты на текущий период обучения Конкретные задачи для ребенка на период Виды детской деятельности и формы образовательной деятельности Мониторинг - показатели

достижений

Непосредственно образовательная деятельность Режимные моменты

(в том числе на прогулке) Самостоятельная деятельность детей

«Социально-коммуникативное развитие»

- Ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, доводить до конца начатое дело.

- Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения. - Развивать волевые качества.

- Специальные рассказы воспитателя проблемного характера о выходе из трудных житейских ситуаций.

- Ситуативные разговоры с детьми.

- Обсуждение, решение проблемных ситуаций.

-Театрализованные игры.

- Показ настольного театра.

- Инсценирование.

- Игра-драматизация.

- Игры с правилами.

- Дидактические игры. - Ситуация общения в процессе режимных моментов.

- Создание ситуаций морального выбора.

- Наблюдение на прогулке за взаимоотношениями ребенка с другими детьми.

- Коллективный труд.

- Чтение рассказов социально-нравственного характера.

- Обсуждение после чтения.

- Интегративная деятельность.

- Подвижная игра с текстом. - Сюжетно-ролевая игра.

- Подвижная игра с текстом.

- Хороводные игры.

- Игровое общение.

- Общение со сверстниками.

Ребенок легко и непринужденно общается с детьми, не имеющими проблем со зрением.

- В свою очередь дети воспринимают его как полноценного здорового ребенка, не имеющего трудностей в общении и в обучении, несмотря на зрительную патологию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 9 класса по учебнику "L\'oiseau bleu"

Разработано для учеников 9 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "L\'oiseau bleu"...

Учебный модуль индивидуального маршрута для учеников 10 класса по учебнику "Objectif"

Разработано для учеников 10 класса, обучающихся по индивидуальному маршруту/частоболеющих по учебнику "Objectif"...

Инновационный проект "Определение механизма и формы речевой симптоматики, уровня речевого развития, составления профиля индивидуального маршрута ребёнка, через реализацию авторизованной, иллюстративной методики обследования дошкольников 4-7 лет"

Методика предполагает выявление нарушений по разработанным диагностическим заданиям по 10-ти разделам и включение нарушенных звеньев в индивидуальный коррекционный план....

Домашнее задание от счётчика до индивидуального маршрута

Статья ,посвящённая разработке путей оптимизации домашнего задания ,на основании диагностических выводов...

Индивидуальный маршрут учителя

Представлен бланк индивидуального развития школьного учителя...

Метод проектов как способ организации индивидуального маршрута ученика на уроках черчения и внеурочной деятельности

В современном мире, в век информационных технологий, жизнь ставит перед образовательными учреждениями новые задачи. Необходимо дать путевку в жизнь молодому поколению такую, чтобы выпускникам мо...

Индивидуальный маршрут слабо успевающего ученика.

Из опыта работы со слабоуспевающими учащимися....