Методическая разработка занятия. Тема: «История новогодней открытки».
методическая разработка

Дмитриева Татьяна Константиновна

         Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Волшебный клубок» по  блоку  «Сувениры», тема «Мастерская Деда Мороза» и  посвящен теме исследования новогодней открытки. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с историей создания и развития открытки. Конспект составлен на основе многолетнего практического опыта работы в сфере дополнительного образования детей и может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продлённого дня  и воспитателями в оздоровительных  лагерях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie_otkrytki.docx503.51 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Городецкого муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  

«ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «РОВЕСНИК»

г. Заволжье

Методическая разработка занятия.

Тема: «История новогодней открытки».

                                             Разработала: педагог дополнительного образования

                   Дмитриева Татьяна Константиновна                                  

                                       Творческое объединение: «Волшебный клубок»

Аннотация

         Конспект данного открытого занятия проводится по образовательной программе «Волшебный клубок» по  блоку  «Сувениры», тема «Мастерская Деда Мороза» и  посвящен теме исследования новогодней открытки. В ходе занятия обучающиеся знакомятся с историей создания и развития открытки. Конспект составлен на основе многолетнего практического опыта работы в сфере дополнительного образования детей и может быть использован педагогами дополнительного образования, воспитателями групп продлённого дня  и воспитателями в оздоровительных  лагерях.

Пояснительная записка

 Новые стандарты образования предполагают не только формировать у детей умения и навыки, но и  одной из приоритетных целей  является формирование готовности к самообразованию. Одним из путей достижения этой цели является применение исследовательского метода обучения. Главная особенность исследовательского обучения — активизировать познавательную работу детей. Этот метод позволяет обеспечить поисковую ориентацию учащихся, направленную на творческое развитие личности, накопление у учащихся знаний, которые являются основой для последующего их применения при создании работы.

Цель исследования – получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Учащиеся в соответствии со своими возрастными возможностями могут исследовать: потребности конечного пользователя; свойства материалов и оборудования; методы изготовления; исследование похожих изделий.

Результаты исследования можно  оформить в форме доклада, презентации, отразить на дизайн листах. Важны комментарии учащихся, выводы, к которым они пришли. В выводе, желательно указать, что важного  выносится из этого исследования для решения задачи, к каким следующим действиям  подтолкнуло данное исследование.

Методические советы на подготовительный период.

    В подготовительный период педагог может часть исследования предложить детям выполнить дома. Например, собрать коллекцию новогодних открыток, привлечь для этого своих друзей, знакомых, родственников. Подготовить мини доклады на тему: «История появления открытки», «Новогодние открытки зарубежных стран», «Новогодние открытки дореволюционной России», «Новогодние открытки военных лет», «Новогодние открытки периода СССР»,  «Современные новогодние открытки». В процессе исследования важно помочь детям  выбрать тему, можно объединить их в микро группы.

Методические советы на период проведения занятия.

    Для того чтобы создать благоприятный эмоциональный фон  на занятии можно показать презентацию о новогодних открытках, оформить выставку, подготовить музыкальный фон. Музыкальное сопровождение  не должно быть громкими, чтобы  не отвлекать ребят от исследования, чтобы было слышно, что говорит педагог.

Если дети будут делиться на группы, то следует сразу продумать, как их удобно рассадить для работы.

Методические советы на период подведения итогов.

  Оценка происходит в устной форме в виде ответов на вопросы, можно подготовить медали  за лучший доклад, за лучшую коллекцию, за лучшее исследование, за активную работу.

         

Методы:

- исследовательский  (поиск информации, исследование материалов)                                                                                                                                          - словесный  (беседа, объяснение, доклад);                                                                                                 - наглядный (выставка, показ презентации);
- практический (выполнение дизайн-анализа открытки)

Конспект открытого занятия

4- й год обучения

Тип занятия: Комбинированное.

Форма проведения: Конференция

Тема: «История новогодней открытки».

Цель: Вызвать интерес к истории возникновения  открытки, к её исторической ценности из поколения в поколение и значимости открытки в настоящее время.

Задачи:

Образовательные. Расширять и углублять знания детей об истории  появления открытки, к изменениям в разные временные периоды

Развивающие. Стимулировать интерес к исследовательской деятельности. Совершенствовать умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать и делать выводы. Способствовать развитию коммуникативных навыков и  создавать условия для эмоционального, насыщенного, содержательного общения  детей друг с другом в исследовательской деятельности.

Воспитательные. Воспитывать интерес к  истории своей страны, к семейным традициям.

Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор.

 Материалы и оборудование: 

Бумага для записи, ручки, карандаши, линейки.

Наглядные пособия:

Выставка открыток,  схемы дизайн-анализа открытки, презентация

 

Структура занятия:

  1. Оргмомент (1 мин)
  2. Сообщение темы занятия (1 мин)
  3. Показ презентации (5 мин)
  4. Доклады детей. (10 мин)
  5. Анализ выставки. (5 мин)
  6. Практическая работа по выполнению дизайн-анализа открытки по группам. (10 мин)
  7. Выступление детей. (9 мин)
  8. Рефлексия (4  мин)

Ход занятия.

1.Оргмомент.

Приветствие детей и проверка готовности детей к занятию.

2.Сообщение темы занятия:

Сегодня я приглашаю всех на конференцию «История новогодней открытки». 

Открытки давно стали для нас привычным делом. Сейчас у нас огромный выбор поздравительных цветных карточек, они бывают любых размеров, цветов и форматов, бывают даже музыкальные и говорящие. А как и когда они появились, об этом мы сегодня и поговорим.

3. Показ презентации.

1 слайд -  Новый Год – один из самых любимых в нашей стране праздников. До компьютерной эры существовала добрая привычка отправлять близким людям новогодние открытки. Старшее поколение еще помнит, что перед всеми праздниками, а особенно Новым Годом, прочно вошел в жизнь каждой семьи «ритуал» подготовки и отправления поздравительных открыток.

2 слайд- Поздравительная открытка – маленький, но очень важный элемент любого праздника, ведь именно она создает неповторимую атмосферу торжества и даже спустя много лет способна воскресить в нашей памяти давно забытый праздничный день. А новогодняя открытка способна передать каждому, кто получил ее, чудесное ощущение сказки, чуда и детства.

Откуда появились открытки и возникла традиция их дарить расскажут нам  девочки. 

Выступление Тани Б. «История появления открытки»

3 слайд - Открытка - специальный вид почтового отправления, изготовленного на плотной бумаге, картоне, предназначенного для  короткого, открытого  письма без конверта.

4 слайд -  Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1843 году  -  ее отправил своей бабушке сэр Генри Коул.

5 слайд - Согласно мнению французов, открытка возникла во время франко-прусской войны. У участвовавших в боевых действиях солдат часто заканчивалась писчая бумага и конверты, поэтому для того, чтобы передать весточку родным, они использовали вырезанные из картона прямоугольники.  

6 слайд - Однако у китайцев есть своя версии истории возникновения открытки. Согласно древнекитайскому этикету, если посетитель не смог застать того человека, которого он хотел поздравить, он должен был оставить на пороге его дома свою визитную карточку с написанными на ней пожеланиями к празднику.

7 слайд - В январе 1869 года в истории развития почтовой открытки произошло важное событие – в Австрии появилась «корреспондентская карточка», очень похожая на современные открытки, которую следовало посылать без конверта.

Сейчас продолжит выступление Вика «Новогодние открытки России»

8 слайд - В России открытка появилась в 1872 г. В первые годы открытка закупалась за границей, а в России на них допечатывали надписи на русском языке и иногда добавляли российскую символику. Первые открытки изготавливались вручную. Для их оформления использовались любые материалы, на которые хватало фантазии.  Это бархат, бисер, шелк, сушеные цветы, кожа, резина.

9 слайд - Открытка играла большую  роль в художественном просвещении и воспитании народа. По старинным открыткам можно узнать,  как изменялась мода прошлого века, как наряжали ёлку, в какие игры играли, как жили  и праздновали праздники  люди разных слоев населения.

 10 слайд - По открыткам можно проследить историю страны

11 слайд-  В тяжелые годы Великой Отечественной войны открытка служила мостиком между жизнью  и смертью. Она приносила весточку с фронта. Открытка подбадривала солдат и сообщала им новости из далекого, но такого родного дома.

12 слайд - Новогодние открытки 70-80-х годов с любимыми сказочными персонажами. Именно в Новый год хочется верить, что сказочный мир,

изображенный на открытках, существует на самом деле,

и какая-то частица входит в дом вместе с ним.

Выступление Полины « Современные открытки»

13слайд – Сегодня большую популярность завоевали открытки, созданные своими руками,

14 слайд – Они выполнены в разных техниках, из разных материалов

15 слайд  - они имеют разную форму, строение, но их объединяет то, они помогают выразить наши чувства. Они без слов  передают  наши эмоции.

В них отражаются наши добрые пожелания.

Открытки  всегда считались символом внимания и сердечности.

Молодцы, девочки.

Анализ выставки.

Чтобы выполнить свою авторскую интересную, оригинальную открытку, прежде нужно ознакомиться с уже имеющимся ассортиментом.

Сейчас я приглашаю всех подойти к стенду, рассмотреть открытки на нашей выставке.

- Какому празднику посвящены эти открытки?

- Почему вы сразу догадались?

- какая открытка вам больше понравилась?

- Почему?

Я предлагаю вам поделиться на группы, выбрать одну открытку и провести исследование выбранной открытки. Пройдите к столам.

Исследование открытки в группах.

Вам нужно рассмотреть внимательно открытку и ответить на вопросы дизайн-анализа:

Форма (почему?)

Назначение

Размер

Цвет

Материалы

Методы изготовления

Отделка

Выступление детей с описанием выбранной открытки.

Рефлексия.

Где и когда появилась 1-я открытка?  (разные мнения  Англичане говорят, что первая рождественская открытка появилась у них в 1843 году,  

 Когда появилась 1-я открытка в России? ( 1872)

 Из каких материалов изготавливали открытки? (разные-картон, ткань, кружева, пуговицы, фоамиран…)

С какой целью люди приобретали открытки? (поздравлять)

Что обычно изображали на открытках?(Елки, ангелов, эпизоды из жизни, снег, детей, Деда Мороза…)

 Как изменилась открытка, какие открытки делают сейчас? (материал, содержание)

 Какие виды открыток существуют? (Старинные и современные. Авторские и отпечатанные в типографии. Музыкальные. Большие и маленькие, открытки разной формы.)

Какое назначение открыток? (Поздравлять с праздниками, дарить радость)

Кому бы вы хотели вручить медаль «За самое лучшее выступление»,

«Самая лучшая коллекция открыток», «Самый лучший исследователь», «Самый активный»?

Мне понравилось, как вы сегодня активно участвовали в нашей конференции, спасибо за работу.

В заключении послушайте Настю Б., она прочитает стихотворение «Открытка»( Комарова Н.В.)

                               

Открыточка, открытка

Огромная страна.

Как много интересного расскажет нам она.

Как Рождество встречали,

Как Новый год справляли.

Как модно одевались,

Как простенько питались.

Как деды воевали, как Родину спасали!

Как дружно все трудились и как трудом гордились!

Как раньше жили люди

и как живут сейчас.

D:\Documents\документы  ДмитриеваТК\18-19\открыт занятие и м-кдля мам\фото\IMG_20181129_121148.jpg

Литература:

1.        Артёмова О.В., Балдина Н.А., Вологдина Е.В. и др.

Большая энциклопедия открытий и изобретений/науч. - поп. издание для детей. - М.:ЗАО «РОСМЭС – ПРЕСС», 2007. – 224с.

2.        Иванов Е.В. Новый год и Рождество в открытках. – СПб.: Искусство, - СПб.,2000. – 334с.:ил.

3.        Подари себе праздник. Т.2: Энциклопедия/ Сост. Владченко Н.Л., Хаткина Н.В. – Донецк: ИКФ « Сталкер»; Харьков:

« Фолио» , 1996. –511 с.

http://himery.ru/49-istoriya-poyavleniya-pervyh-otkrytok.html

http://himery.ru/49-istoriya-poyavleniya-pervyh-otkrytok.html

http://www.coordinated.ru/publ/1/2-1-0-99

https://yandex.ru/images/search?stype=image&lr=47&nomisspell=1&text

https://www.liveinternet.ru/users/erofeeva-alla/post195403204


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия Тема: Театр как вид искусства

В даннй разработке детям даются понятие "театр как синтетический вид искусства"...

Методическая разработка занятия по истории "Первая мировая война"

Методическая разработка урока по истории на тему "Первая мировая война". На занятии  широко используется иллюстративный материал, метод проблемного обучения, технологи работы в малой гр...

Методическая разработка занятия по истории кулинарии

Методическая разработка  занятия по истории кулинарии...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....

Методическая разработка на тему: "История электротехники" Тест для 8 кл.

Методическая разработка в виде теста для учащихся 8-х классов позволяет не только выбрать правильный ответ из 3-х предложенных вариантов, но и после прохождения тестирования проверить правильность выб...

Методическая разработка на тему "История развития вычислительной техники"

Методическая разработка  на тему "История развития вычислительной техники"...