Программа воспитательно-досуговой деятельности
материал (5, 6 класс)

Боценюк Дмитрий Владимирович

Программа воспитательно-досуговой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vospitatelnoy_deyatelnosti_botsenyuk_d.v.docx37.14 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное учреждение «Средняя школа-интернат МИД России», п. Юность

Программа

воспитательно- досуговой деятельности

Срок реализации:1 год

Возраст обучающихся:10-13 лет

        Разработал: воспитатель ФГБОУ «Средняя   школа-интернат МИД России

Боценюк Д.В.

п.Юность, 2019 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка

  1. Введение

  1. Новизна программы

  1. Педагогическая целесообразность программы

  1. Цели и задачи программы

  1. Ожидаемые результаты

  1. Способы проверки ожидаемых результатов

  1. Модули программы

  1. Методическое обеспечение программы

  1. Литература

Пояснительная записка

Реализация программы воспитательно- досуговой деятельности воспитателя школы-интерната осуществляется на основании правовой базы:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 N 27Э-ФЗ (ред. от 21.07.2014) « Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);
  • Конвенции о правах ребенка;
  • Семейный кодекс РФ (СК РФ) от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (действующая редакция 05.05.2014);
  • Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав Федерации «с изменениями и дополнениями от: 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г., 23 июля 2008 г., 28 апреля, 3 июня, 17 декабря 2009 г., 21 июля, 3 декабря 2011 г., 5 апреля, 29 июня, 2 июля, 25 ноября,2 декабря 2013 г.;
  • План работы ФГБОУ Средняя школа-интернат МИД России на учебный год;
  • Календарный план массовых мероприятий ФГБОУ Средняя школа-интернат МИД России;
  • Должностная инструкция воспитателя.

Введение

Социально–воспитательный потенциал досуга определяется как важнейшая среда взаимодействия человека с окружением, семьей, особенно детей и подростков. Это незаменимое средство, благодаря которому происходит культурное развитие ребенка, в чем крайне заинтересовано государство, общество, семья и сам человек.

Организованная досуговая деятельность – это не отдых в свободное от учёбы время, а направленный процесс воспитания и образования учащегося в привлекательных для него формах, находящийся за рамками общего образовательного процесса. 
Главной целью проектирования воспитательно- досуговой  программы является решение комплекса задач, связанных с формированием культуры свободного времени: вовлечение ребенка, в яркий мир творчества, конкурсов, развлечений и праздников, освоение традиционного и инновационного опыта организации досуга через познание, просвещение, общение. Это предполагает развитие личности в рамках социально значимых норм и ценностей.

Новизна программы

На сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых.

Возникает необходимость переосмысления отношения к детскому досугу и поиска педагогически-целесообразных и привлекательных для ребёнка форм досуга. Такими формами воспитательно-досуговой программы являются: семейные конкурсы, творческие гостиные, встречи, концертные и праздничные программы, выставки.

Воспитательно-досуговые программы в большей степени, чем программы образовательные, демонстрируют творческий потенциал и эмоциональные возможности обучающегося, возможность развития предметных и содержательных связей. Если основным видом деятельности в образовательной программе является познавательная деятельность, то в воспитательно -досуговой программе — это творческая деятельность. Таким образом, потенциал досуга имеет широкие творческие и познавательные, просветительские возможности, освоение которых обогащает содержание и структуру свободного времени, развивает общую культуру обучающихся.

Педагогическая целесообразность программы

Воспитательно-досуговая программа разработана с учетом психолого-возрастных особенностей обучающихся. Главный акцент делается на раскрытие, формирование, становление и развитие творческого потенциала и навыков общения каждого ребенка, умение адаптироваться в заданных условиях, развивать коммуникативные способности; создание условий для творческого взаимодействия родителей и детей; развитие предметных и содержательных связей между детьми в процессе творческой деятельности. Такой подход, в то же время, позволит выделить из массы детей лидеров, которые потом становятся активной группой, на которую, в процессе работы, может опираться педагог-организатор. Участие в воспитательно-досуговых мероприятиях позволяет сплотить творческие коллективы, создать между ними здоровую конкуренцию, стремление к победе, выявить потенциал (физический, интеллектуальный и т.д.) не только каждого творческого коллектива, но школы-интерната МИД России в целом. Участие в досуговой деятельности помогает безболезненно перейти из детства во взрослую жизнь, способствует социальной адаптации, профилактике девиантного поведения детей и подростков.

Цели и задачи программы

Цель: формирование социальной активности у обучающихся через взаимодействие семьи и школы, для развития творческого потенциала, путем вовлечения в конкурсное движение и творческие мероприятия, сочетающие в себе основы нравственной и социальной культуры.

Задачи:

Обучающие:

  1. Научить творческому взаимодействию ребенка в семье и школе;
  2. Научить работать в команде, уважая чужое мнение, не теряя индивидуальности.

Развивающие:

  1. Развить интерес у детей к самовыражению, познавательной, социальной, творческой активности.
  2. Развить предметные и содержательные связи между детьми в процессе творческой деятельности;
  3. Развить коммуникабельность, смелость публичного самовыражения;
  4. Развить новые формы сотрудничества школы и родителей.

Воспитательные:

  1. Воспитать патриотические чувства через творческое исследование семьи, сопричастности конкретной семьи к истории страны;
  2. Повысить роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей;
  3. Воспитать уважение к старшему поколению, через формирование ценности семьи, популяризацию семейных традиций.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты

-  проявление интереса к культуре и истории своего народа, родной страны через изучение семьи;

- формирование осознанно выбирать вид деятельности;

- выражает положительное отношение к процессу познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные

- принимает и выполняет поставленную задачу;

 -  удерживает цель деятельности до получения её результата;

- планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- корректирует деятельность: вносит изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечает способы их устранения;

   - оценивает уровень владения тем или иным учебным действием

Познавательные

-воспроизводит по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

- презентует подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

- умеет проектировать и осуществлять творческую деятельность с использованием различных средств информации.

Коммуникативные

- умеет адекватно использовать коммуникативные, речевые средства, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации в соответствии с требованиями речевого этикета;

- умеет формулировать собственное мнение и позицию;

- использует речь для регуляции своего действия.

Предметные

-умеет работать в команде;

- умеет использовать информационно-коммуникационные технологии для творческой деятельности;

- умеет демонстрировать опыт публичного выступления.

Способы проверки ожидаемых результатов:

  1. Анализ подготовки и проведения мероприятия.
  2. Мониторинг удовлетворённости обучающихся участием в мероприятии.
  3. Диагностика эмоционального фона в начале и в конце мероприятия (беседа, отзывы, наблюдение, анкетирование).
  4. Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей).
  5. Социальные показатели (заинтересованность обучающихся).
  6. Учёт запроса проводимых традиционных мероприятий.

Современные технологии, методы, принципы и формы, используемые при проведении досуговых мероприятий:

      При реализации данной программы применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.

Применяются следующие методы и формы воспитания:

Метод стимулирования деятельности и поведения:

 поощрение – положительно оцениваются действия каждого воспитанника, что в результате дает всплеск положительных эмоций в ребенке, вселяет уверенность в нем, создает приятный настрой на мероприятие, повышает в воспитаннике ответственность.

соревнование – создаются условия для реализации естественной потребности детей к соперничеству, что дает эффективные результаты в достижении воспитательной цели, мощную мобилизацию всех сил и умений воспитанников.

       Воспитательный процесс выстраивается в форме воспитательного дела (ВД). Используется комплексный подход в основе ВД, при котором  формируются нравственно-патриотическое поведение, эстетическое отношение к природе, истории малой Родины, всей страны, труду, поведению, искусству, уважительное отношение к русским народным традициям.

Вся работа с детьми и подростками строится на следующих принципах воспитания:  

Принцип общественной направленности воспитания, который объективно связывает задачи воспитания с процессом социализации личности. Обретение личностью социально значимых качеств – это общая цель воспитательного процесса и социализации.

Принцип опоры на положительное, который требует использовать в воспитательном процессе любые положительные свойства личности, если даже они минимальные, когда отрицательные качества не должны быть стержнем внимания педагога.

Принцип гуманности воспитания, который рассматривает человеческую личность в качестве высшей ценности, где гуманизм изначально представлен как «человеколюбие», создает предпосылки для самореализации личности.

Личностный подход как принцип воспитания, который требует учета всех особенностей личности воспитуемого: будь это возраст, психологические особенности, ценностные ориентации, жизненные интересы, доминирующие мотивы деятельности и поведения и т.п.

Принцип единства воспитательных воздействий, который основан на реальном взаимодействии всех институтов и агентов воспитания: семьи, школы, общественных организаций, воспитателей, родителей, представителей общественности и т.п.

      Для решения задач воспитательно-досуговой программы используются различные формы в работе по организации мероприятий:

  • формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
  • основные формы в общении с детьми и подростками: монолог (в меньшей степени), диалог (в большей степени), дискуссия, полилог (обмен мнениями).

     В воспитательной работе с детьми вариативно используются комплекс методов: метод рассказа, беседы, дискуссии, демонстрации, видео метод, практический, метод познавательной игры, создание проблемных воспитывающих ситуаций. Для развития самостоятельности и творчества воспитанников используется частично-поисковый метод, который заключается в организации активного поиска решения выдвинутых познавательных задач по маршрутным картам, листам на основе эвристических указаний.

    При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность воспитанников (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно- развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.

В конце каждой программы проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к обучающимся. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности обучающихся.

        Данная воспитательно-досуговая программа реализуется в рамках воспитательной системы школы-интерната МИД России. Воспитательно-досуговая программа состоит из четырех модулей: «Мир праздника и волшебства», «Семья», «Каникулы», «Думай о будущем».

Модуль 1. «Мир праздника и волшебства».

Цель: -воспитание культуры праздника и общения обучающихся школы-интерната МИД России.

Задачи: - развитие системы досуговых мероприятий;

 - вовлечение обучающихся в досуговые мероприятия;  

- развитие творческого потенциала детей с учетом индивидуальных возможностей каждого.

Ожидаемые результаты:

               - участие обучающихся в воспитательно-досуговых мероприятиях;

               - раскрытие творческой индивидуальности детей.

Модуль 2. «Каникулы».        

Цель: Создание условий для организации воспитательно-досуговой деятельности в каникулярное время.

Задачи:

               - пропаганда здорового образа жизни, повышение уровня физического, психического и нравственного здоровья детей;

               - профилактика правонарушения среди несовершеннолетних с использованием методов разнообразно организованного досуга;

               - развитие познавательной, творческой и общественной активности ребят.

Ожидаемые результаты:

- реализация потребностей детей в общении со сверстниками в различных видах деятельности;

- положительная динамика в физическом и нравственном здоровье детей;

- приобретение дополнительных знаний по различным направлениям досуговой деятельности.

Модуль 3. «Семья».

Цель: Создание условий для сотрудничества детей и взрослых.

Задачи:

- взаимодействие с семьей в целях гармонического развития и воспитания здоровой личности ребенка;

- организация семейных праздников;

- воспитание бережного отношения к семейным традициям.

Ожидаемые результаты:

           - активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий;

           - удовлетворенность родителей созданными условиями для творческого развития личности ребенка и его достижениями.

Модуль 4. «Думай о будущем».

Цель: Создание условий для развития высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, ведения здорового образа жизни.

Задачи:

- воспитание у подрастающего поколения высоких нравственных начал, основанных на духовных, нравственных, эстетических критериях русской культуры;

- развитие интереса к истории своего Отечества;

          - обучение детей нормам общественной и коллективной жизни;

          - привитие детям чувства гордости, уважения и почитания символов

государства- Герба, Флага, Гимна РФ, другой российской символики;

        - формирование у воспитанников патриотического сознания, чувства верности к своему Отечеству;

- формирование у воспитанников представление о здоровом образе жизни и привитие данного образа жизни в коллективе как в учебном заведении, так и за его пределами.

Ожидаемые результаты:

            - развитие у детей способностей к выбору нравственной позиции, к ценностно-ориентированной деятельности, самореализации, жизненному самоопределению.

Традиционные мероприятия в рамках программы:

1 модуль – «Мир праздника и волшебства»: «День знаний»; «Давайте познакомимся»; «День Учителя»; «ЗАЖГИ СВОЮ ЗВЕЗДУ!»; «9 мая»; «Широкая Масленица!»; «Всемирный день ребёнка».

2 модуль – «Семья»:

«8 Марта», «День Матери»; «День защитника Отечества».

3 модуль – «Каникулы»:

Организация мероприятий для членов своих семей, друзей и знакомых: лекция о правильном питании «Едим Здорово!»; «День Здоровья»; «А ну-ка, физминутка!».

4 модуль - «Думай о будущем»:

«Мы разные, но равные», «День народного единства»,«Кто такие неизвестные солдаты?», мероприятия по пожарной безопасности, по предупреждению несчастных случаев на воде, популяризации государственных символов Российской Федерации, час профориентации «Пусть меня научат!», «Школьники за чистоту своей школы»

Календарный план мероприятий на год составляется с учетом потребностей школы-интерната МИД России.

Литература.

1.  Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы. - 2013. - Центр «Педагогический поиск»;

2.    Будет день и будет праздник. - Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.

3.  Нетрадиционные праздники в школе. - С.А. Шмаков, Москва 2005

4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). -  М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.  (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).

5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;

7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.

Периодическая печать.

1.Воспитание школьников. - Теоретический и научно-методический журнал.

2.Детское творчество. - Иллюстрированный журнал.

3.Обруч. – Научно-методический журнал.

4.Последний звонок. – Газета.

5.Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».

6.Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы. / Кулешова Н.В. – Ростов н/Д: Феникс,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...