"Про лес" (2020 год)
методическая разработка

методическая разработка про лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_pro_les.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию для среднего дошкольного возраста на тему:

«Наш друг лес и его обитатели» воспитателя детского сада №33

ст. Неберджаевской Ледяевой Людмилы Александровны

Данная методическая разработка адресована педагогам дошкольного образования. Тема экологического воспитания дошкольников в настоящее время очень актуальна. 2017 год объявлен в России Годом экологии. 5 января 2016 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ о проведении в 2017 году в Российской Федерации Года экологии. Его проведение намечено в целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Поэтому в настоящее время тема воспитания экологической грамотности и гуманного отношения к природе сегодня важна как никогда. Ведь дошкольный возраст – это тот этап на котором закладываются нравственные основы личности, формируется экологическое сознание.

Актуальность экологического воспитания дошкольников объясняется тем, что именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы экологии и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Новизна и значимость предлагаемой разработки заключается в том, что наряду с формированием представлений дошкольников среднего возраста о животном мире лесов, в ней большое внимание уделяется воспитанию правильного экологического поведения в природной среде, воспитанию ответственности у ребенка за хрупкий мир природы. Дети должны осознать, что от правильного поведения их в лесу, в природной среде зависит красота и сохранность природы, жизнь птиц и других лесных обитателей.

Материал подобран в соответствии с возрастом детей и рассчитан на хорошее восприятие дошкольниками средней возрастной группы. Дети получают основные представления о лесе и его обитателях, и в то же время не перегружены излишними знаниями, недоступными в этом возрасте.

Разработка знакомит дошкольников сначала с растительным миром лесов, затем с птицами, и, наконец, с животными, обитающими в лесах. В неё включены доступные дидактические игры на развитие знаний о природе. Большое место отводится в разработанном материале загадкам о природе, о растениях и животных, что учит ребенка постигать мир в художественных образах.

В методическую разработку включены так же подвижные и дидактические игры экологической тематики.

Особую ценность представляет то, что знания о лесе непосредственно соединены с получением знаний о правилах поведения в лесу, воспитывается чувство сопричастности к жизни природы и ответственности детей за лес и его обитателей. Дети учатся тому, что они в ответе за все живое, что их окружает, в том числе и в лесу. Быть хозяином, а не гостем – главная идея методической разработки.

           Цель: - воспитание экологического сознания и экологической культуры у дошкольников;

             - воспитание любви к родной природе;

            - обучение навыкам поведения в природной среде.

           Задачи: - уточнять представление о значении леса в жизни людей;

               - расширять знания детей о животном мире лесов;

               - знакомить детей с зимующими и перелетными птицами;

    - воспитывать любовь и бережное отношение к животным,

     растениям;

     - знакомить с правилами поведения в лесу;

     - учить понимать образный смысл загадок;

     - развивать творческие способности, речь, мышление;

         Подготовительная работа: экскурсия в парк, наблюдения за птицами и деревьями в парке, чтение рассказов Чарушина и Бианки о животных, изготовление кормушек для птиц.

         Оборудование и материалы: картины и иллюстрации с изображением птиц и зверей, репродукции картин русских художников, посвященных лесу, листья деревьев, чудесный мешочек, аудиозапись звуков леса и пения птиц, лукошко с карточками-изображениями грибов, ягод, орехов, кукла старичок-лесовичок.

         Воспитатель: Ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие по лесу и посмотрим, кто там живет, и для чего нужен лес людям, а также изучим правила, как нужно себя вести в лесу.

         

          Смотрите, к нам кто-то пришел! Это старичок-лесовичок. Он отправится с нами в путешествие и расскажет нам о лесе.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята! Я старичок-лесовичок, заглянул к вам на часок, чтоб о лесе рассказать и загадки загадать!

                                    Богатырь стоит богат,

                                    Угощает всех ребят.

                                    Ваню – земляникой,

                                    Таню – костяникой,

                                    Машеньку – орешком,

                                    Петю – сыроежкой.

Что это за богатырь такой? Правильно, ребята, это лес!

А что такое лес? Для чего он нужен человеку?

           Дети отвечают.

Правильно, в лесу люди совершают прогулки, во время которых можно насладиться тишиной, ароматами и красотой леса, послушать пение птиц.

Лес дарит человеку радость. Любуясь его красотой, человек становится лучше, добрее. Деревья выделяют кислород, которым дышат люди и животные. Лес также кормит и лечит человека. Как вы понимаете это выражение?

Дети отвечают. В лесу можно собирать грибы, ягоды, лекарственные растения. Давайте и мы сейчас соберем грибы и ягоды в наше лукошко.

         Подвижная игра «Собери грибы и ягоды».

На пол выкладываются карточки с изображениями съедобных грибов и ягод. Дети под музыку собирают карточки в лукошко.        

         Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько всего насобирали! А теперь назовите, как называются собранные грибы и ягоды. Дети называют, а Лесовичок подсказывает, как называется тот или иной гриб или ягода.

          Лесовичок: только, собирая грибы и ягоды, нужно помнить, что собирать их надо осторожно, не вырывать с корнем, не ломать ветки, грибы лучше срезать ножиком, чтобы грибы и ягоды были в лесу всегда, ведь они нужны не только людям, но и птицам, и животным.

Лесовичок: А из чего состоит лес? Что растет в лесу?

Дети: деревья, кустарники, трава, цветы, грибы, мох.

Лесовичок: А какие деревья вы знаете? Воспитатель показывает картины с изображение леса и деревьев.

Дети отвечают: сосна, ель, берёза, дуб, осина, орешник, клен, рябина.

Лесовичок: А какое сейчас время года в лесу?

Правильно, осень. Осенью лес особенно красив.

             Лес, точно терем расписной -

             Лиловый, золотой, багряный…

           

Какие приметы осени вы знаете?

Дети отвечают: на деревьях желтеют листья, дни становятся короче, птицы улетают в теплые края, все чаще идет дождь, животные готовятся к зимовке и т.д.

   Игра: «Угадай, чей листок»

 Лесовичок: Я сегодня принёс вам из лесу самые красивые листья. Сейчас мы поиграем в игру. Вы будете подходить ко мне и по очереди доставать листья из волшебного мешочка, а затем называть, с какого дерева этот лист. Дети называют, воспитатель помогает им.

А теперь отгадайте загадки про деревья:

- Что же это за девица

Не швея, не мастерица.

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год.   (ель)

 

- По весне в лесу высоком

На опушках и в глуши

Всех я своим сладким соком

Угощаю от души.    (берёза)

 

- Я велик и могуч,

А мои детки ходят в тюбетейках.   (дуб)

 

- А когда наступит осень,

Он красавец молодой,

Весь зальётся солнцем

И станет покорять своей красой.    (клён)

Хорошо, ребята, а теперь скажите, кто является главными жителями деревьев, кто поет замечательные песни, уничтожает насекомых, приносящих вред растениям? Правильно, это птицы.

Я сейчас вам загадаю загадки про птиц, а вы угадаете, о какой птице идет речь.

Спереди шильце, сзади – вильце,

Сверху – черное суконце,

Снизу – белое полотенце.

                               (Ласточка)

Все вертится, суетится,

Ей на месте не сидится,

Это бойкая …. (синица).

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют,

Не боится он простуды

С первым снегом тут как тут.

                                 (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

                         (Сорока)

Угадайте, что за птица,

Света яркого боится,

Клюв – крючком, глаза – пятачком,

Ушастая голова, это… (сова)

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор,

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник!

                                   (Дятел)

Маленький певец лесной,

Лучше всех поет весной!

                                 (Соловей)

Кто, усевшись на суку,

Двадцать раз поет «Ку-ку»?

                               (Кукушка)

Воспитатель: А давайте вспомним, какие ещё бывают птицы (скворец, воробей, зяблик, журавль, сойка и др.). Как называются птицы, которые улетают осенью на юг? (Перелетные). А как называются птицы, которые зимуют в наших краях? (Зимующие). Что едят птицы летом? (Личинки насекомых, жучков, червячков) Что едят птицы зимой? (Семена растений, шишек). А сейчас давайте послушаем пение птиц в лесу (звучит аудиозапись).

Лесовичок: Как вы думаете, ребята, чего боятся птицы зимой? Правильно, холода и голода, но голода они боятся больше. Может ли человек помочь птицам? Что для этого нужно сделать? (Изготовить и развесить кормушки для птиц). Я вижу, что у вас на участке тоже есть кормушки для зимующих птиц. Молодцы, вы заботитесь о птицах. Чем вы их будете кормить зимой? (Хлебными крошками, семечками, пшеном).

А что вы будете делать, если нашли в лесу на дереве или в кустах птичье гнездо, или выпавшего из гнезда птенца? Запомните: трогать гнездо и птенца руками нельзя, птицы-родители могут испугаться и покинуть гнездо и яйца, которые там лежат, также нельзя подбирать птенца - взрослые птицы сами ему помогут.

А сейчас давайте поиграем. Проводится подвижная игра «Зайка скок…» или «У медведя во бору…»

Лесовичок: Лес – это большой дом, где по соседству живут разные животные и растения. Все они связаны друг с другом. Все животные приспособлены для жизни в лесу: находят пищу, устраивают убежища, место для выведения потомства. Давайте назовем эти места. Дети: (гнезда, берлоги, норы). Многие животные имеют маскировочную окраску, быстрые ноги, чуткий нюх. Все животные приспособлены к сезонным изменениям в природе (запасают на зиму корм, ложатся в спячку, меняют шубку на более теплую или другого цвета). Кто на зиму меняет шубки? Дети: заяц, лиса, белка и др.

Лесовичок: Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадайте – о каких животных идет речь:

Куцехвостик, длинноушка,

На пеньке ты как игрушка.

Лапки ты свои поджал…

От лисички убежал?

                                   (Заяц)

Я хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролет

Снится мне  душистый мед.

Страшно я могу реветь,

Кто же я, скажи?

                                   (Медведь)

У кого из всех зверей

Хвост пушистей и длинней?

                                       (Лиса)

На спине его иголки,

Удивительно как колки,

Их руками не возьмешь,

Потому что это…(еж)

Стройный, быстрый, рога ветвисты,

Пасется весь день, кто это?

                                     (Олень)

Юркий, маленький зверек,

По деревьям прыг да скок.

                                       (Белка)

Разбойник он серый, нет ему веры,

Все клыками щелк, кто же это?

                                         (Волк)

                             

  Дидактическая игра «Назови детеныша»:

  Детям предлагают назвать детенышей животных:

«У лисы -  … (лисята), у ежа - …. (ежата), у волка - …. (волчата), у медведя - … (медвежата), у белки - …. (бельчата)….»

      Лесовичок: Вот и хорошо, ребята, я вижу, что вы знаете животных, которые живут в лесу.   А нуждается ли сам лес в нашей защите? Что значит, правильно вести себя в лесу?

       Давайте выучим правила поведения в лесу:

       Итак, в лесу НЕЛЬЗЯ:

      - ломать ветки, калечить растения, рвать и бросать цветы;

      - нельзя громко кричать, шуметь: это может испугать птиц и животных;

      - разорять гнезда птиц, убежища животных, муравейники;

      - нельзя уничтожать насекомых, ящериц, лягушек;

      - нельзя разводить костры, чтобы не вызвать пожар;

      - нельзя бросать мусор, его надо уносить с собой.

       За все это лес и его обитатели скажут тебе спасибо, а ты сможешь насладиться красотой леса, чистым воздухом, грибами и ягодами. Ведь никто не хочет видеть в лесу горы мусора, поломанные и обгоревшие растения.

        Ребята, а если вы увидите в лесу непогашенный костер или тлеющую траву, что нужно сделать? Правильно - нужно залить костер водой, или засыпать песком, землей, небольшое пламя сбить ветками. Если же огонь уже сильно разгорелся, нужно сообщить об этом пожарным.

               Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережет,

               Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнет,

               Мухомор сшибать не станет, и костер не разведет,

               Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.

До свидания, ребята! До скорой встречи в лесу!

Итог занятия:

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие в лес. Теперь вы знаете, как надо себя вести в лесу.

                                 Лес дремучий, до свиданья!

                                 Мы дружить с тобою рады,

                                 Добрый лес,

                                 Могучий лес,

                                 Полный сказок и чудес!

 

     

                                  Список использованной литературы:

  1. Аксенова, П.  В заповедном лесу: [экологическое воспитание дошкольников] / П. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 7. - С.62-65.
  2. Антипина, Г.   Войди в лес другом!: [опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников] / Г. Антипина, Л. Чупрова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 8. - С.34-39.
  3. Вострухина, Т.Н. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2012.-192с.
  4. Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова.-М.: ВАКО, 2011.-240с.
  5. Диканова, И. На экологической тропе / И.Диканова // Дошкольное воспитание.-2013.-№3.-С.62-64.
  6. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Иванова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 56 с.
  7. Карпушова, В.Н. Методическое пособие по экологическому образованию дошкольников / В.Н. Карпушова.-Сыктывкар: Кн издательство, 2013.
  8. Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий / Н.В. Коломина. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 144 с.
  9.  Крючкова, В. Осенью на лесной полянке: Досуг для детей старшего дошкольного возраста / В.Крючкова // Дошкольное воспитание.-2013.-№10.-С.90-93.
  10. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб.: Детство-пресс, 2013. - 319 с.
  11. Миронова, Н. Как помочь ребенку понять мир животных / Н. Миронова // Дошкольное воспитание.-2014.-№3.-С.92-98.
  12. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева.-М.: Академия, 2015.-184с.
  13. Николаева, С.Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников: Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа / С.Н. Николаева, И.А. Комарова.-М.: Синтез, 2015.
  14. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева.-М.: Мозаика-Синтез, 2014.-128с.
  15. Новикова, Ж.Л. Воспитание ребенка-дошкольника. В мире природы: программно-методич. пособие для педагогов дошкольных учреждений / Ж.Л. Новикова, В.Н. Сахарова.-М.: Владос, 2015.
  16. Обухова, Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников / Л.А. Обухова. - М.: ВАКО, 2012.
  17. Селезнёва, И. Помогите птицам! / И.Селезнёва, И. Будник // Дошкольное воспитание.-2010.-№2.-С.48-52.
  18. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте/ Т.А. Серебрякова.-М.:Академия, 2012. – 208с.
  19. Суркина, С.А. Экологическое образование дошкольников: учеб. пособие / С.А. Суркина.-Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2011. –  103 с.
  20. Токарев, А. А. Обучение и воспитание экологической культуре детей дошкольного возраста в ДОУ / А. А. Токарев // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2013 г.).  - Пермь: Меркурий, 2013. - С. 53-61.
  21. Чернякова, В.Н. Экологическая работа в ДОУ / В.Н. Чернякова. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год

Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....

N1. Формулы приведения (ПК1 - 26.03.2020, МЖКХ1 - 26.03.2020 и 27.03.2020)

Задание. 1. Сделать конспект краткого справочного материала.2.Записать в тетраде упражнения с решениями.3. Решить  задания для самостоятельной работы: №1,№2,№3.Ниже помещен материал для рабо...

МСТ1 (27.10.2020, 28.10.2020, 29.10.2020) Учебная игра (задания расчитаны на 3 урока)

1. Изучить представленный материал (файлы прикреплены)- Важность проведение разминки в волейболе- Основные правила игры в волейбол- Роли (амплуа) волейболистов2. Выучить жесты судей в волейболе, запис...

Т3 (29.10.2020, 30.10.2020, 06.11.2020) Блокирование (занятие расчитано на 3 урока)

1. Изучить представленный материал по теме: Блокирование (файл прикреплен)2. Просмотреть видео https://www.youtube.com/watch?v=PS0Al61OrtU&feature=emb_titlehttps://www.youtube.com/watch?v=Z89YQLEl...