Доклад на педагогическом совете "Повышение качества знаний преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ, написанию ВПР. Пути решения этих проблем"
материал

Алтухова Ольга Ивановна

В докладе говорится о проблемах на пути сдачи ОГЭ, ЕГЭ, написания ВПР, путях решения этих проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_2020_word_2.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Доклад на тему:

«Повышение качества знаний преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к сдаче ЕГЭ, ОГЭ, написанию ВПР. Проблемы. Пути решения этих проблем»

                                                                                                             Подготовила:

зам. директора по УВР

Алтухова О.И.

2019 г

                                                                          Важно не количество знаний,

                                                                          а качество их.

                                                                          Можно знать очень многое,

                                                                          не зная самого нужного.

                                                                                      Л.Н. Толстой

        Последние десятилетия стали для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования.

        И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Этот термин широко используется в современном образовании, однако можно с полной уверенностью сказать, что сущность и значение этого понятия до конца не раскрыты ни наукой, ни практикой, ни администраторами от образования, ни нашей педагогической общественностью.

    «Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества», - писал  Дж. Харрингтон.

В философском понимании термина «качество» мы исходим из определения качества как существенного признака, свойства, отличающее один предмет от другого. С точки зрения производственного подхода, качество – совокупность существенных потребительских свойств  продукции или услуги, значимых для потребителя. В метафорическом смысле «продукцией» школы являются выпускники, имеющие образование лучшего или худшего качества, в большей или меньшей степени соответствующее  потребностям общества и личности, установленным нормам, требованиям, стандартам.

       Современный ученый педагог Марк Поташник определяет: “ Качество образования – это соотношение цели и результата, мера достижения целей (результата), притом, что цели заданы только оперативно, прогнозированы в зоне потенциального развития школьника. При этом результаты образования обязательно должны включать в себя оценку того, какой ценой (ценой потерь и затрат) эти результаты достигнуты”.

        Таким образом, под качеством образования понимается качество образовательного процесса, отражающая степень соответствия образовательных результатов (достижений) обучающихся и условий обеспечения образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям и включающая в себя следующие составляющие:

  • качества образовательной программы;
  • качества организации образовательного процесса (образовательные технологии, формы, методы, приемы обучения, формы организации обучения);
  • качества управления образовательными системами и процессами (управленческих технологий в образовании);
  • качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
  • качества ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического обеспечения);
  • качества нравственного, духовного, морального воспитания в процессе социализации личности;
  • качества медицинского обслуживания, питания, физкультурно- оздоровительной работы;
  • качества партнерского взаимодействия с семьей и социумом;
  • качества потенциала обучающихся;
  • качества знаний.

       Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.

    Сегодня я бы хотела остановиться на качестве учебно-воспитательного процесса МКОУ «Любимовская СОШ» за последние три года в сравнении. За последние три года поддерживается  стабильный контингент учащихся, на сегодняшний день в ОУ обучается 151 учащийся. В этом учебном году сформировано 13 классов, в которых обучаются 62 учащихся в начальной школе,   78 учащихся в основной школе, 11 учащихся -  в средней школе.  

 В течение каждого учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по уровням образования, анализ качества промежуточной и итоговой аттестации по предметам с целью выявления недостатков в работе педколлектива по обучению учащихся и их причин

Анализ статистики образования показывает следующее: качество знаний за три последних учебных года составило: 2016-2017 учебный год – 42,4%, 2017-2018 учебный год – 44%, 2018-2019 учебный год – 47,6 %; успеваемость составила: в 2016-2017 учебном году – 98%, в 2017-2018 учебном году – 97 %, в 2018-2019 учебном году – 98%.

           Окончили учебный год с отличной успеваемостью: 2016-2017 – 18 человек, 2017-2018 – 18 человек, 2018-2019 учебный год – 17 человек. Но следует отметить, что количество отличников в 8-10 классах маленькое. Нам не удается добиться того, чтобы как можно больше детей учились на«отлично». Именно обозначенные выше показатели дают возможность говорить о конечном результате: эти цифры определяют в конечном итоге количество претендентов на медали (2016-2017 учебный год – 3 медалиста, 2017-2018 учебный год – 1 медалист, 2018-2019 учебный год – 1 медалист). А это и есть показатели работы образовательного учреждения.

         На педагогическом совете № 2 были проанализированы результаты 1 учебной четверти 2019-2020 учебного года. На конец первой учебной четверти текущего учебного года в школе обучалось 103 учащихся 3-9 классов, которые подлежали аттестации. 14 учащихся закончили 1 учебную четверть на «5», 25 учащихся на «4» и «5». В образовательном учреждении по результатам 1 учебной четверти имелись неуспевающие учащиеся: 6 человек (2 в 4 классе, 1в 6 классе, 1 в 7а классе, 2 в 9 классе).

          Ведущим показателем качества образования несомненно является государственная аттестация выпускников IX и XI классов.

         В ГИА – 9   в форме ОГЭ в 2018-2019 учебном году участвовало 10 обучающихся  МКОУ «Любимовская СОШ».  Один обучающийся не был допущен к ГИА. Учащиеся сдавали основной государственный экзамен по предметам:  русский язык (10 человек), математика (10 человек), биология (8 человек), география (10 человек), химия (1 человек), обществознание (1 человек).  Итоговая аттестация учащихся 9 класса продемонстрировала, что программа  основной школы  усвоена.        

          Успеваемость по ОГЭ составила 100%, качество знаний – 40% по русскому языку; успеваемость – 100%, качество знаний – 30% по математике; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по обществознанию; успеваемость – 100%, качество знаний – 40% по биологии; успеваемость – 100%,  качество знаний – 60% по географии; успеваемость – 100%, качество знаний – 100% по химии.

          Были получены средние баллы: по русскому языку – 3,4 б. (по району – 3,8 б.), по математике – 3,3 б. (по району – 4,1 б.), по обществознанию – 4,0 б. (по району- 4,0 б.), по химии – 4,0 б. (по району – 4,8 б.),  по биологии – 3,5 б. (по району – 4,0 б.), по географии – 3,7 б. (по району – 4,2 б.).

           Аттестаты об основном общем образовании получили 10 выпускников  9 класса (91%).

          В ГИА – 11 в форме ЕГЭ в 2018-2019 учебном году участвовало 3 обучающихся  МКОУ «Любимовская СОШ». Учащиеся сдавали единый государственный экзамен по предметам: русский язык – 3 человека, математика базовая – 3 человека, биология – 2 человека, химия – 2 человека, обществознание – 1 человек. Результаты ЕГЭ таковы: русский язык средний балл – 65,7 б. (по району – 65,6 б.), математика базовая – 4,67 б. (по району – 3,92 б.), биология – 53,5 б. (по району – 56,29 б.), химия – 66,0 б. (по району – 65,33 б.), обществознание – 45 б. (по району – 53,42 б.).

          ЕГЭ в 11 классе показал, что учащиеся 11 класса усвоили программу среднего  общего образования.

         Закончили учебный год и получили аттестат об окончании средней  школы 100% выпускников. Один выпускник получил аттестат с отличием и медаль «За особые успехи в учении».

В соответствии с  приказом комитета  образования и науки Курской области от 30.11.2016 года №1-1044 «Об утверждении комплекса мер, направленных  на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно  низкими результатами» в общеобразовательных учреждениях Курской области ежегодно проводится организационно-диагностическая работа с целью выявления школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Для диагностики  используются критерии и показатели идентификации школ, а также комплексная форма сбора данных об образовательной организации с использованием модели оценки, самооценки ОО.

  1. Критерии и показатели для отнесения общеобразовательной организации к категории школ с низкими результатами обучения

Критерии

Показатели

наличие/

отсутствие (+/-)

1. «Участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах»

1.1. Менее 0,5 % обучающихся за три года принимали участие в региональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах.

2017 год:

олимпиады- 27 ч. из 141 ч. (19,1%);

конкурсы- 60 ч. из 141 ч.(42,5%);

2018 год:

олимпиады – 31 ч. из 141ч. (21, 9%);

конкурсы – 62 ч. из 141 ч. (43,9).

2019 год:

олимпиады – 34 ч. из 141 ч. (24,1%)

конкурсы – 65 ч. из 141 ч. (46,09%)

-

2. «Результаты ВПР уровня начального общего образования»

2.1. Низкие результаты ВПР по русскому языку, математике и окружающему миру (ниже средне региональных в предыдущем учебном году).

Математика – 3,7 (4,2)

Русский язык – 4 (4)

Окружающий мир – 4,1 (4,1)

-

3. «Результаты ОГЭ, ЕГЭ»

3.1. Низкие результаты ОГЭ по русскому языку за три года (ниже средне региональных)

2017 год-3,5 балла (3,88 балла);

2018 год-4,08 балла (4,07 балла);

2019 год-3.4 балла (4,08 балла)

Средний балл за три года: 3,66 балла (4,01 балл)

+

3.2. Средний балл результатов ОГЭ по русскому языку в предыдущем учебном году ниже 3,5.

2019 год: 3,4 балла ниже 3,5.

+

3.3. Низкие результаты ОГЭ по математике за три года (ниже средне региональных)

2017 год-3,8 балла (4,00 балла);

2018 год-4,08 балла (3,87 балла);

2019 год-3,3 балла (3,9 балла).

Средний балл за три года 3,7 балла (3,92 балла)

+

3.4. Средний балл результатов ОГЭ по математике в предыдущем учебном году ниже 3,2.

2019 год: 3,3 балла выше 3,2.

-

3.5 Низкие результаты ЕГЭ по русскому языку за три года (ниже средне региональных)

2017 год-61,38 балла (70,3 балла);

2018 год-55,63 балла (72,1 балла);

2019 год-64,22 балла (70,5 балла).

Средний балл за три года 60,41 балла (70,97 балла)

+

3.6 Расхождение среднего балла результатов ЕГЭ по русскому языку более 20 в предыдущем учебном году в сравнении со средне региональным.

По школе-64,22 балла, по региону-70,5 балла, расхождение-6,28 балла (менее 20 баллов)

-

3.7 Низкие результаты ЕГЭ по математике за три года (ниже средне региональных)

2017год-4,25 балла (4,34 балла);

2018 год-4,00 балла (4,34 балла);

2019 год-4,3 балла (4,13 балла).

Средний балл за три года 4,18 балла (4,27 балла)

+

3.8 Расхождение среднего балла результатов ЕГЭ по математике более 20 в предыдущем учебном году в сравнении со средне региональным.

По школе-4,3 балла, по региону-4,13 балла, расхождение-0,17 балла (менее 20 баллов)

-

II. Критерии и показатели для отнесения общеобразовательных организаций к категории школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях (выявляются на момент исследования)

1. «Доля семей обучающихся с низким социально-экономическим и культурным уровнем»

1.1 Численность обучающихся, воспитывающихся в неполных семьях (более 30% от общей численности обучающихся).

2017 год: 28,9%

2018 год: 29%.

2019 год: 28, 6%

наличие/

отсутствие (+/-)

-

1.2 Численность обучающихся, воспитывающихся в семьях, где оба родителя являются безработными (более 10 %).

2017 год: 0 %

2018 год: 4,2 %

2019 год:  1,2%

-

1.3 Численность обучающихся, воспитывающихся в семьях, где единственный родитель является безработным (более 5 %).

2017 год: 0 %

2018 год: 4,6 %.

2019 год: 1,5%

-

1.4 Численность обучающихся, воспитывающихся в семьях, где один из родителей не имеет высшего образования (более 70 %).

2017 год: 69 %

2018 год: 69,4 %.

2019 год: 65%

-

1.5 Численность обучающихся, воспитывающихся в семьях, проживающих в неудовлетворительных жилищных условиях (более 20 %).

2017 год: 0 %

2018 год: 0 %.

2019 год: 0%

_

2. «Наличие обучающихся со слабым знанием русского языка»

2.1.Численность обучающихся, для которых русский язык не является родным (наличие).

2017 год: 0

2018 год: 0

2019 год: 0

_

2.2.Чиленность обучающихся из числа переселенцев (наличие).

2017 год: 0

2018 год: 1

2019 год: 2

_

3. «Занятость во внеурочное время»

3.1. Доля обучающихся, охваченных внеурочной деятельностью менее 70 %.

2017 год: 98%

2018 год: 98,5 %.

2019 год: 98,5 %.

_

4. «Наличие обучающихся с девиантным поведением»

4.1. Количество правонарушений, совершенных обучающимися (наличие).

2017 год: нет

2018 год: 5

2019: 1

+

4.2. Численность обучающихся, стоящих на профилактическом учёте в связи с девиантным поведением (наличие).

2017 год: 1 уч-ся

2018 год: 5

2019: 2

+

5. «Особенности образовательной организации»

5.1. Малочисленность/малокомплектность школы.

2017 год-141ч.

2018 год-141 ч.

2019 год: 151ч.

_

Хотелось бы обратить внимание всех учителей на проблемы, которые не удается решить в течение ряда лет:

  • учащиеся в большинстве своем не достаточно осознают роль знаний в жизни человека;
  • есть обучающиеся, которые испытывают   эпизодические затруднения в изучении отдельных предметов: таким образом, эти ребята нуждаются в индивидуальном подходе;
  • многие обучающиеся имеют проблемы в самостоятельности организации учебной деятельности, в мотивации образования вообще;
  • ослаблен контроль за успеваемостью со стороны родителей. Нередки случаи негативного отношения родителей к школьным проблемам детей.

         Проблем конечно, немало. И только совместными усилиями школы и семьи их можно решить. У педагогов и родителей должны быть единые требования к организации учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно добиться высокого уровня образования наших детей.

      Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов. И наша совместная задача: развивать образовательный процесс, опираясь на следующие основания: научиться познавать; научиться делать; научиться жить вместе; научиться жить в ладу с самим собою.

      «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Образование – это то, что остается у человека после того, как все выученное будет забыто» /Р.Киплинг/. 

Проект решения педагогического совета № 3

от 09 января 2020 года

1.Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.

2.Учителям-предметникам усилить в своей работе  индивидуализацию обучения, личностную направленность образования.

3.Продолжить изучение компонентов современных педагогических технологий и применять их в работе по повышению качества знаний.

4.Продолжить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по основным предметам.

5.Совершенствовать систему внутришкольного контроля и управления качеством образования в школе.

6.Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта по использованию эффективных форм контроля знаний и умений обучающихся.

7.В целях повышения качества знаний учителям-предметникам провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими одну «3» за 1 полугодие.

8.Обеспечить реализацию коррекционной работы с учащимися «группы риска» по результатам диагностических работ в соответствии с разработанными индивидуальными образовательными маршрутам.

9.Осуществлять системную поддержку процессов подготовки учащихся к итоговой аттестации на всех учебных предметах.

10.Осуществить активное включение родительской общественности в процесс оценки качества образования в школе.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Доклад

 на заседании педагогического совета

«Качество образования – залог успеха школы»

                                                                                 Подготовила Алтухова О.И.,

                                                                                    зам. директора по УВР

2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепление здоровья обучающихся. Методические рекомендации

Творческому  учителю, готовящему новое поколение к жизни в современных условиях, не обойтись без внедрения в учебный процесс инновационных технологий, развивающих системное мышление, усиливающих ...

Из опыта работы. Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся

В статье представлен материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению в учебной деятельности здоровьесберегающих обр...

Индивидуализация и дифференциация обучения как пути повышения качества знаний, сохранения и укрепления здоровья обучающихся

В презентации содержится материал из опыта работы учителя русского языка и литературы МБОУ Кочетовской СОШ Мичуринского района Ратничкиной М.Н. по применению здоровьесберегающих образовательных технол...

Технологическая карта урока естествознания "Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем"

Технологическая карта урока естествознания для 11 класса "Интнграция научного знания на пути решения глобальных проблем" разработана по всем требованиям ФГОС ООО. Поставлены цели урока и выделены ценн...

Пути повышения качества подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку

На уроках русского языка особое внимание уделяю подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку....

Выступление на педагогическом совете "Повышение качества преподаваемых предметов и подготовка обучающихся к прохождению ГИА"

В выступлении говорится о путях повышения качества образования, о ГИА как результате качества образования, о подготовке обучающихся с нарушениями интеллекта к прохождению ГИА...

Доклад на тему: "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету английский язык согласно требованиям ФГОС"

Доклад на тему "Внеклассная работа как средство повышения учебной мотивации, качества знаний по предмету согласно требованиям ФГОС"...