РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА» ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ (для детей с нарушением интеллекта 7-11 лет) 2021-2022 гг.
рабочая программа

Программа «Радость творчества» является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Программа представлена различными видами трудовой деятельности (работа с фетром, с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, на изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл boglaeva_s.r._radost_tvorchestva.docx54.18 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

казенное  общеобразовательное учреждение Омской области

«Калачинская  адаптивная школа – интернат »

Принято                                                                                                     Утверждаю

решением Педагогического совета                                                          Директор

протокол № _ от «__»_2020г.                                                                    _____ Козицкая Н.В.                

                                                                                                                     Пр. №___от «__» _2020г.

                                                                                 

                                                                                                                     

                                                                                                                           

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

«РАДОСТЬ ТВОРЧЕСТВА»

 (для детей с нарушением интеллекта 7-11 лет)

 Срок реализации программы -1 год

          Составитель: С.Р. Боглаева

Калачинск - 2020

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………...3

2.Характеристика курса………………………………………………………………………….....4

3.Условия реализации программы………………………………………………………………....4

4. Планируемые результаты…………………………………………………………………….......5

5.Содержание………………………………………………………………………………………..9

6. Тематический план……………………………………………………………………………...14

7. Методическое и материально-техническое обеспечение…………………………………….17

8. Список литературы……………………………………………………………………………...19

1.Пояснительная записка

Программа по дополнительному образованию «Радость творчества» составлена для учащихся с нарушением интеллекта 1-4 классов на основе:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта   образования    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;

-Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №        1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

 -  Распоряжения Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

- Методических рекомендаций по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

 -Письма Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

Актуальность. Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобразительной деятельностью способствует развитию всех психических процессов, а именно, мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия и является для них средством коррекции недостатков, имеет лечебное воздействие, способствует их социализации. Для детей важен сам процесс творчества, от него они получают прилив сил и удовольствия, уходят проблемы, стресс. Требования времени показали необходимость возрождения различных видов декоративно-прикладного творчества, которое влияет на формирование художественного вкуса. За последние десятилетия появилось много новых программ по декоративно-прикладному искусству младших школьников, основное внимание в них уделяется обновлению интеллектуального содержания образования и вопросам социально-эмоционального развития ребенка, а развитию творческих способностей у детей с нарушением интеллекта недостаточно.

Программа «Радость творчества» является комплексной, т.к. включает обучение, воспитание и развитие. Программа представлена различными видами трудовой деятельности (работа с фетром, с бумагой, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и т.п.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, на изготовление игрушек - сувениров, различных полезных предметов для школы и дома.  

У детей развивается чувство коллективизма, ответственности и гордости за свой труд, уважение к труду других.  Дети, видя готовые поделки, сравнивают их, находят достоинства и недостатки. Особенно важно, что дети познают значимость своего труда, его полезность для окружающих. Очень важно руководителю совершенствовать эстетический вкус детей, развивать чувство прекрасного, поддерживать творческое начало в деятельности каждого ребенка.

Цель программы:

-развитие творческих способностей и всестороннее эстетическое развитие детей, с учетом индивидуальных  возможностей обучающихся с нарушением интеллекта;

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

-индивидуальная;

-фронтальная;

-групповая.

Методы, используемые в ходе реализации программы «Радость творчества»:

 - наглядные (показ образца педагогом, пример, помощь);

 - словесные (объяснение, описание, поощрение, использование скороговорок, пословиц и поговорок);

 -практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки)

-иллюстративные (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

Программа предусматривает различные формы подведения итогов:

*Выставка

*Творческие конкурсы

*Отчетная выставка 

*Участие в конкурсах различного уровня

*Фотосессии готовых работ.

2. Характеристика курса.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий, Интернет-ресурсов). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

В практической части дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия, умению работать в коллективе. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Задачи программы:

- учить изготавливать поделки с использованием различных материалов: бумаги, фетра, пластилина, бросового и природного материала, нетрадиционных техник рисования

- формировать навык работы выполнения работы по плану и с опорой на шаблон;

- развивать умение подбирать цветовую гамму;

- привить интерес к декоративно-прикладному искусству;

- организовать участие детей в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества.

- воспитывать умение работать в коллективе и самостоятельно через различные формы внеклассной деятельности;

3. Условия реализации программы

Программа «Радость творчества» разработана на 1 учебный год, занятия проводятся в 3 группах, в каждой группе по 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий - 35-40 минут. Запланировано всего 68 часов.

Дети оценивают свои работы, работы товарищей, объясняют, чем понравилась та или иная работа. Результаты работы видят родители, получая сувениры и подарки от детей.

В конце четверти, года устраиваются мини-выставки. Главное – дети получают моральное удовлетворение от того, что их творчество и умения ценятся другими, повышается их самооценка, осознание своей значимости.

Показателями качества воспитательной работы в группе являются следующие критерии:

-уровень воспитанности детей (отношение к людям (проявление нравственных качеств личности), самодисциплина).

-раскрытие творческих способностей детей (ведение портфолио учащихся, учет участия в выставках, конкурсах)

Эти процессы исследуются методом педагогического наблюдения, также самооценка себя ребенком.

Для определения результативности берется показатель участия каждого ребенка в выставках, конкурсах различных уровней.

4. Планируемые результаты.

Перед началом изучения программы и в конце года учащиеся оцениваются по трем уровням

освоения(таблицы 1.2), а так же по изменению уровня воспитанности(таблица 3)

Критерии  оценки           Таблица 1

Уровень

Индикаторы (оценка)

Баллы

Пониженный

если обучающиеся верно выполняют до  35%

0 баллов - действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с педагогом;

1 балл - обучающийся смысл действия понимает фрагментарно и выполняет задание с большим количеством ошибок,  выполнение действия связывает с конкретной ситуацией, выполняет задание только по инструкции педагога, или не воспринимает помощь;

2 балла - обучающийся выполняет действие после первичной и дополнительных фронтальной, групповой или индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи педагога. Помощь использует с трудом, с ошибками. В отдельных случаях способен выполнить его самостоятельно;

Базовый

У

«удовлетворительно» 

от 35%до 50% заданий

3 балла - способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет после индивидуальной помощи педагога

Повышенный

Х

«хорошо»    

от 51% до 65% заданий

4 балла - обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции

с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь педагога

О

«отлично»

(очень хорошо) свыше 65%.

5 баллов - обучающийся выполняет действие после первичной инструкции педагога без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет после самопроверки. В помощи педагога почти  не нуждается.

Таблица 2

Параметры оценки

знать

уметь

- технику безопасности при работе с колющими и режущими предметами;

- нетрадиционные техники рисования ватными палочками, одноразовыми вилками;

- название и назначение инструментов и приспособлений для ручного труда (виды бумаги, ножницы, кисти, клей и др.);

- организацию и уборку рабочего места в конце занятия;

- правила безопасности труда и личной гигиены.

- работать с бумагой, фетром, пластилином, бросовым и природным материалом;

- работать коллективно, самостоятельно;

- выполнять работы по плану и с опорой на шаблон;

- обводить по шаблону и подбирать цветовую гамму;

- оформлять работы к выставке.

При освоении программы меняются личностные результаты:

- чувство прекрасного и эстетические чувства;

- навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

- ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Учащиеся получат возможность для формирования:

- устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

- осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

- возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

- эмоционально – ценностное отношения к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.

Диагностики уровня воспитанности(личностных результатов)

 по методике М.И. Шиловой

По каждому показателю  сформулированы признаки и уровни нравственных качеств. Оцениваются в баллах от 3-х до 0. Полученные в ходе диагностики баллы суммируются по каждой методике и вносятся в сводный результат. Затем баллы по всем показателям суммируются. Полученное числовое значение определяет уровень нравственной воспитанности личности ученика.

Общее количество баллов определяет  уровень:

Невоспитанность (от 0 до 10 баллов) характеризуется отрицательным опытом поведения ученика, которое с трудом исправляется  под влиянием педагогических воздействий, неразвитостью самоорганизации  и саморегуляции.

Низкий уровень воспитанности  (от 11 до 20 баллов) представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Средний уровень воспитанности (от 21 до 29 баллов) характеризуется самостоятельностью, проявлениями саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще не вполне сформирована.

Повышенный уровень воспитанности (от 30 до 40 баллов) определяется устойчивой и положительной самостоятельностью в деятельности и поведении на основе активной общественной, гражданской позиции.

Таблица 3

Методика № 1 Отношение к людям

Цель. Выявление уровня развития отношения к жизненным ценностям.

Доброта и отзывчивость

 Уважительное отношение к старшим

3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
2 - уважает старших;
1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
0 - не уважает старших, допускает грубость.

 Дружелюбное отношение к сверстникам

3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
0 - груб и эгоистичен

 Милосердие

3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
0 - неотзывчив, иногда жесток

 Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
1 - не всегда честен;
0 - нечестен

Методика № 2 Отношение к себе

Цель. Выявление качества и уровня духовно-нравственного воспитания учащихся.

 Самодисциплина

  Самообладание и сила воли

3 - проявляет  самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других;

 2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей;
1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.

 Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
0 - нормы и правила не соблюдает

 Организованность и пунктуальность

3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
0 - начатые дела не выполняет

 Требовательность к себе

3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.

5. Содержание.

п/п

Раздел, наименование темы

Количество часов

1.

Вводное занятие. Проведение диагностики выявления у детей умений пользоваться ножницами, вырезать по шаблону, обводить шаблон, различать цвета

1 час

2.

Раздел №1 Работа с природным материалом.

1.1.Вводное занятие: Знакомство с понятиями: «материалы» и «инструменты», требования к поведению во время занятия.

Рабочее место: подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов, соблюдение порядка на рабочем месте, соблюдение правил по технике безопасности,

уборка рабочего места.

Практическая работа: Технология изготовления аппликаций из листьев, из семян, поделки из шишек и овощей.

1.2. Аппликация «Лисичка» из осенних листьев

-Знакомство с правилом работы с клеем, коррекция  восприятия цвета листьев, вырезание по шаблону, развитие творческого воображения.

1.3. Аппликация «Осеннее дерево».

-Работа по шаблону, повторение правила работы с клеем, развитие творческого воображения.

1.4. «Осенний пейзаж» поделка из листьев

-Закрепить названия деревьев, раскрашивание общего фона гуашью, из семян клена выкладывание берега реки, вырезание из листьев домика, крыши, нахождение пары похожих листьев и зеркальное приклеивание.

1.5. Аппликация ежик» из листьев.

-Трафаретное изображение ежика, показ образца,  аккуратное приклеивание листьев, вместо иголок.

1.6. Аппликация «Гусеница»

- Вырезание по шаблону, нанизывание листьев на проволоку.

1.7. Цветок из тыквенных семян

-Вырезание круга, диаметром 6 см, приклеивание тыквенных семечек по кругу, вырезание по шаблону листьев и приклеивание на цветной картон.

1.8. Поделка «Колосок» из тыквенных семян

-Оригинал колоса для примера, повторение ТБ при работе с ножницами и клеем, работа по плану, приклеивание тыквенных семечек на цветной картон, раскрашивание гуашью колоска в желтый цвет.

1.9. Композиция «Сова» из листьев.

-Вырезание шаблон совы, приклеивание на картон, наклеивание листьев разных оттенков на туловище, голову, крылья, наклеивание клюва и глазок.

1.10. Поделка «Смешарики»  из овощей

-К подготовленым овощам: лук, картофель приклеиваем из пластилина глазки, ротик, носик, ботиночек.

1.11. Композиция  и овощей «Тележка с урожаем»

- Из овощей вырезаем тележку и в неё укладываем овощи.

12

3.

Раздел № 2. Работа с бумагой.

2.1.Вводное занятие: знакомство с видами  и  свойствами бумаги, приемы и способы работы с бумагой, правила безопасной работы с ножницами, знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея, знакомство с использованием  бумаги и правилами экономного ее расходования.

Понятия: «шаблон». «симметрия», «правила безопасной работы».

Практическая часть: Технология изготовления аппликаций; помпонов из салфеток, изготовление открыток, обрывная аппликация; изготовление поделок к новому году.

2.1. Аппликация из кругов «Рыбка»

-Создание рыбки из геометрических фигур: овал и круг, вырезание по шаблону овальной формы из картона туловища, вырезание кругов по шаблону из цветной бумаги, складывание кругов пополам и приклеивание на туловище.

2.2.    Аппликация из кругов «Божья коровка»

-Вырезание из цветной бумаги по шаблону кругов разного диаметра, приклеивание на картон.

2.3. Открытка «Курочка с цыпленком»

-Работа по чертежу, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по шаблону.

2.4. Аппликация из цветной бумаги «Дерево»

- Работа по чертежу, заготовка элементов изделия, вырезание сердечек по шаблону,  сборка.

2.5. Изготовление бабочек из салфеток.

-Обведение контура бабочек на картон, разрезание на квадраты и скатывание шариков из цветных салфеток, приклеивание на контур бабочек.

2.6. Торцевание «Рыбка» из салфеток.

-Вырезание квадратов из разноцветных салфеток, шаблон рыбки, наматывание квадратиков на стержень и приклеивание на изделие.

2.7. Аппликация в технике мозаика «Цветок».

- листы картона с изображенными трафаретами цветов, нарезание полосок шириной 0,5 см нужного цвета, а затем нарезание их на небольшие квадратики или прямоугольники. Последовательное приклеивание на изображение цветка, оставляя между детальками щель примерно в 1 мм.

2.8. Торцевание «Сердечко» из гофрированной бумаги

-Вырезание по шаблону сердечка, приклеивание шпажки на сердечко, накручивание бумаги на кисточку и приклеивание на изделие.

2.9. Аппликация «Зимний лес»

- Вырезание из белой бумаги по шаблону деревьев, сугробов и приклеивание на синий картон.

2.10. Изготовление новогодних игрушек

- Вырезание по шаблонам и склеивание.

2.11. Изготовление новогодней гирлянды.

-Вырезание по шаблону и склеивание

2.12. Изготовление елочки.

-Вырезание по шаблону, украшение.

2.13. Вырезание новогодних снежинок.

- вырезание по шаблону.

19 часов.

4.

Раздел № 3. Пластилинография.

3.1.Вводное занятие: знакомство со свойствами пластилина,  инструменты, используемые при работе с пластилином,

приемы работы с пластилином, знакомство с симметрией, композиция.

Практическая часть: лепка объемных и плоскостных изделий из пластилина, проведение техники рисования с помощью пластилина.

3.2. Цветок «Ромашка» из пластилина.

- Контур цветка на картоне, скатывание белого пластилина в шарики и размазывание к центру, серединка цветка из желтого пластилина, отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем тонкие палочки – стебельки, прижимаем пальцем палочки - стебельки к нарисованным стебелькам, чтобы закрепить на фоне, отщипываем от зелёного пластилина кусочки и раскатываем толстые палочки - листья.

3.3. «Машинка» пластилиновая мозаика.

-Для изготовления мозаики из пластилина нам понадобится: разноцветный пластилин, дощечка, стек, шаблон изделия, из пластилина отщипывают кусочки и катают шарики из цветных шариков составляют рисунок .

3.4. Дерево из жгутиков.

-нарисованное дерево, из пластилина раскатываются разноцветные жгутики и приклеиваются на дерево.

3.5. «Петушок» рисуем пластилином.

-Контур изображения петушка, отщипываем пластилин и аккуратно растягиваем пальчиком по рисунку

3.6. «Осьминог» из пластилина.

- Заготовки для ног- скатать 8 «колбасок», после чего немного заужваем каждую с одного конца, голову лепим яйцеобразной формы и собираем фигуру, из маленьких комочков клеим глазки.

3.7. Мозаика «Бабочка» из пластилина.

- Для изготовления: 1. Пластилин, стек, доска для работы с пластилином. 2. Основа для мозаики (шаблон на листе).

3. Аккуратно отщипнуть небольшой кусочек пластилина нужного цвета. 4. На ладошке скатать его в ровный шарик. 5. Полученный шарик поместить на шаблон, слегка надавив на него пальчиком (не деформируя шарик).

8 часа

5.

Раздел № 4. Бумагопластика

4.1.Вводное занятие: знакомство с бумажной пластикой, инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами

Практическая работа: приемы работы с бумагой, изготовление объемных аппликаций, открыток на различные праздники.

4.2. Ежик из вееров.

- Шаблон мордочки ёжика обводим и вырезаем, рисуем глаза, носик, ротик, предварительно складываем лист бумаги пополам, совмещая короткие стороны, и затем в этом же направлении складываем бумагу ещё несколько раз. Разворачиваем, теперь линии сгибов будут расположены на одинаковом расстоянии. Перегибаем готовую гармошку пополам, склеиваем. Шубка готова.

4.3. «Птичка» объемная аппликация.

- Шаблоны головы, туловища, крыльев, заготовка элементов изделия. Сборка изделия по образцу..

4.4. «Рыбка» объемная аппликация.

- Шаблон туловища рыбки из круга, диаметром 5 см, шаблоны круга- чешуя, диаметром 3 см,  заготовка элементов изделия. Сборка изделия по образцу..

4.5. Объемная аппликация «Ваза с цветами».

- Вырезание по шаблону вазы, вырезание листиков, полосок длиной 10 см, шириной 1 см. Приклеивание на цветной картон, из полосок складываем пополам и клеим на круг 5 лепестков, серединка цветка –круг.

4.6. Открытка к 23 февраля

- Изучение истории открытки, создание элементов для открытки, сборка изделия по технологической карте.

4.7. Изготовление пальчиковых фигур из бумаги.

- Вырезание по шаблону и склеивание.

4.8. Изготовление объемной поделки «Бабочка»

- Складывание из квадрата бумаги 10 на 10 см бабочки.

4.9. Открытка к 8 марта.

- Создание элементов для открытки, сборка изделия по технологической карте.

4.10. Объемные цветы из кругов.

- Вырезание по шаблону разных размеров и цветов кругов, склеивание на картон по образцу.

4.11. «Улитка» объемная аппликация.

- Шаблон туловища улитки, диаметр самого большого круга равен 6 см , среднего 4,5 см ,маленького 3,5 см, на туловище наклеиваем круги, приклеиваем глазки, ротик, работа по образцу.

11 часов

Раздел № 5. Работа с бросовым материалом.

5.1.Вводная занятие: раскрыть понятие «Бросовый материал», виды.

Практическая работа: изготовления поделок и одноразовых ложек и тарелок

5.2. Поделка «Петушок» из одноразовых ложек

-вырезать из цветной бумаги – гребень, клюв, крылья; из пластилина - налепить глаза; наклеить - гребень, клюв, крылья, грудку.

5.3. Поделка «Заяц» из одноразовых тарелок

-Приклеиваем заготовки ушек скотчем к вогнутой стороне ложки,  добавим несколько штрихов и украсим нашу зайчиху бантиком из ленты.

3 часов.

Раздел № 6. Нетрадиционная техника рисования.

6.1.Вводная занятие: знакомство с нетрадиционными техниками рисования

Практическая работа: рисование ватными палочками, одноразовыми вилками и точечками.

6.2. Рисуем вилками «Цыпленок»

- Берем желтую гуашь намазываем кисточкой вилку, на лист цветного картона по кругу наносим вилкой рисунок. По шаблоны вырезаем носик и глазки и приклеиваем.

6.3. «Осенний лес» техника «Отпечаток»

-при помощи кисточки покрываем краской любой понравившийся листок и делать отпечаток: окрашенной стороной прижимают к листу всей ладонью, не сдвигая его. Когда рисунок весь заполнится отпечатками, дорисовываем стволы тонкой кистью.

6.4. Оттиск вилками «Тюльпан»

-На лист бумаги, обмакиваем вилку в баночку с краской, приложите вилку с краской к листу, на нем останется след, похожий на цветок тюльпана, дорисовываем стебель и листья. Работа по образцу.

6.5. Рисование ватными палочками «Дерево»

- Связываем ватные палочки в пучки по 10 штук, необходимо 3 пучка, на листе рисуем ствол, ветки, берем пучки, обмакиваем в гуашь и начинаем рисовать листья. Работа по видео-занятию.

6.5. «Фрукты» рисование точечками.

-Показ образца, вырезание по шаблону фрукта, ватной палочкой наносим точечно краску.

6 часов.

Раздел №7. Работа с фетром.

7.1.Вводное занятие: знакомство с материалом «Фетр», виды фетра, приемы работы с фетром.

Практическая работа: изготовление плоских аппликаций из фетра.

7.2. Аппликация «Пасхальное яйцо»

- Работа по плану.Вырезаем из желтого (или белого) фетра 1 деталь в форме яйца и из зеленого фетра 1деталь будущей травки. Размеры яйца в высоту достигают около 7 сантиметров, приклеиваем травку, украшаем.

7.3. Аппликация «Цыпленок»

- Образец изделия, по шаблону вырезаем заготовки туловища, головы, крылья, склеиваем, приклеиваем клюв и глазки.

7.4. Аппликация «Ракета»

- Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали ракеты, склеиваем.

7.5. Аппликация «Совушка».

-Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали совы, склеиваем.

7.6. Аппликация «Фрукты»

- Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали, склеиваем.

7.7. Аппликация «Слоненок»

- Образец изделия. Вырезаем по шаблону детали, склеиваем.

7 часов

Итоговая занятие. Итоговая диагностика. Сравнение результатов с начальной диагностикой.

1 час

6. Тематический план.

№ п/п

Раздел, наименование тем

Всего часов

теория

практика

1

Вводное занятие. Начальная диагностика

1

1

РАЗДЕЛ № 1 Работа с природным материалом

2

Вводное занятие

1

3

Аппликация «Лисичка» из осенних листьев

1

4

Аппликация «Осеннее дерево»

1

5

«Осенний пейзаж» поделка из листьев

1

6

Аппликация  «Ёжик» из листьев

1

7

Аппликация «Гусеница»

1

8

Цветок из тыквенных семян

1

9

Поделка «Колосок» из тыквенных семян

1

10

Осенняя композиция «Сова» из листьев

1

11

Поделка «Смешарики»  из овощей

1

12-13

 Композиция  и овощей «Тележка с урожаем»

2

Итого:

12

1

11

РАЗДЕЛ № 2 Работа с бумагой

14

Вводное занятие

1

15

Аппликация из кругов «Рыбка»

1

16

    Аппликация из кругов «Божья коровка»

1

17

Открытка «Курочка с цыпленком»

1

18

Аппликация из цветной бумаги «Дерево»

1

19

Изготовление бабочек из салфеток

1

20

Торцевание «Рыбка» из салфеток

1

21

Аппликация в технике мозаика «Цветок»

1

22-23

Торцевание «Сердечко» из гофрированной бумаги

2

24

Аппликация «Зимний лес»

1

25-26

Изготовление новогодних игрушек

2

27-28

Изготовление новогодней гирлянды

2

29

Изготовление елочки

1

30-31-32

Вырезание новогодних снежинок

3

Итого:

19

1

18

РАЗДЕЛ № 3 Пластилинография

33

Вводное занятие

1

34

Цветок «Ромашка» из пластилина

1

35

«Машинка» пластилиновая мозаика

1

36-37

Дерево из жгутиков

2

38

«Петушок» рисуем пластилином

1

39

«Осьминог» из пластилина

1

40

Мозаика «Бабочка» из пластилина

1

Итого:

8

1

7

РАЗДЕЛ № 4 Бумагопластика

41

Вводное занятие

1

 42

Ежик из вееров

1

 43

«Птичка» объемная аппликация

1

   44

«Рыбка» объемная аппликация

1

  45

Объемная аппликация «Ваза с цветами».

1

  46

Открытка к 23 февраля

1

  47

Изготовление пальчиковых фигур из бумаги

1

 48

Изготовление объемной поделки «Бабочка»

1

49

Открытка к 8 марта

1

50

Объемные цветы из кругов

1

51

«Улитка» объемная аппликация

1

Итого:

11

1

10

РАЗДЕЛ № 5. Работа с бросовым материалом

52

Вводное занятие

1

53

Поделка «Петушок» из одноразовых ложек

1

54

Поделка «Заяц» из одноразовых тарелок

1

Итого:

3

1

2

РАЗДЕЛ № 6. Нетрадиционная техника рисования

55

Вводное занятие

1

56

Рисуем вилками «Цыпленок»

1

57

«Осенний лес»  техника «Отпечаток»

1

58

Оттиск вилками «Тюльпан»

1

59

Рисование ватными палочками «Дерево»

1

60

 «Фрукты» рисование точечками

1

Итого:

6

1

5

РАЗДЕЛ № 7 Работа с фетром

61

Вводное занятие

1

62

Аппликация «Пасхальное яйцо»

1

63

Аппликация «Цыпленок»

1

64

Аппликация «Ракета»

1

65

Аппликация «Совушка»

1

66

Аппликация «Фрукты»

1

67

Аппликация «Слоненок»

1

Итого:

7

1

6

68

Итоговое занятие. Диагностика в конце года.

1

1

Всего:

68

9

59

Методическое и материально-техническое обеспечение

Материально-технические средства:

1. Учебный кабинет. стулья;  

2.Фетр разных цветов;

3.Простые карандаши и фломастеры;

4. Ножницы с тупыми концами;

5.Папка для бумаги и изделий;

6. Клей-карандаш;

7. Наборы бумаги (белая, цветная);

     8. Линейка;      

     9.Гуашь;

    10.Ватные палочки;

    11.Альбом для рисования;

    12.Пластилин;

    13. Салфетки разноцветные;

    14. Гофрированная бумага;

    15. Клеенка;

    16. Картон.

     Природные  материалы:  листья, овощи, сухие  ветки , шишки, шаблоны. Готовые образцы поделок.

В качестве дополнительного оборудования может использоваться компьютер для работы и просмотра Internet-материалов по занятиям.

Учебно-методическое обеспечение:

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федерального государственного образовательного стандарта   образования    обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19 декабря 2014 года № 1599;

-Приказа Минпросвещения России от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

-Распоряжения Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №        1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей».

 -  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729-р «О плане мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года №1726-р».

- Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 марта 2016 г. №641/09).

 -Письмо Минобрнауки России от 21.06.2017 г. № 07-ПГ-МОН-25486 «По вопросу разработки адаптированных образовательных программ».

- Дидактические материалы (карточки, шаблоны для выполнения аппликаций, рисунки, образцы изделий);

 -инструкция по технике безопасности;

видеоматериалы;

- электронное пособие по организации самостоятельной работы обучающихся;

- компьютерная поддержка программы;

8. Список литературы.

1. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П. Игры –занятия с природным и рукотворным материалом: Методическое пособие. – СПб.: Союз, 2005. – 103с.

2.Бакланова Л.В. Поделки из природного материала. – М. : Родничок, 2008.

3. Белецкая Л.Б. Креативные картины из природного материала. – М. : Изд-

    во Эксмо, 2006.

4. Белякова О.В. Большая книга поделок. – М.: АСТ: МОСКВА, 2009.

5.Буйлова Л.Н. Проектирование образовательных программ в учреждениях до-полнительного образования детей: Программа.– М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003.-14 с.

6.Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Методическое пособие. – М.: ВЛАДОС, 2001.- 116 с.

7. Выготский Л.С. Психология искусства: Монография. – М.: Педагогика, 1987. – 345 с.

8. Гибсон  Р., Тайлер Д. Веселые игры. Делай и играй: Практикум. – М.: Росмэн, 1999.- 130 с.

9.Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги: Книга.- Ярославль: Академия, 2000. -143 с.

10.Ермолаева Т.И., Логинова Л.Г. Педагогические технологии в сфере дополнительного образования: Методическое пособие.– Самара, 1998. – 36 с.

11.Кузнецова Н.А., Яковлев Д.Е. Управление методической работой  в учреждениях дополнительного образования детей: Пособие для педагогов.– М.: Айрис-пресс, 2003. -94 с.

12.Степанов Н.Е. Планирование воспитательной работы в классе: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160с.

13.  Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для сузов / М. Э. Вайнер [и др.]; под ред. Г. Ф. Кумариной. – Москва: Аcademia, 2001. – 314 с. – (Педагогическое образование). – Текст: непосредственный.

14. Горский, В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

15.Агапова И. А., Давыдова М. А. 200 лучших игрушек из бумаги и

картона. – М.: ОООИКТЦ «Лада», 2009г.

16.Агапова И. А., Давыдова М. А. Поделки из бумаги: оригами и

другие игрушки из бумаги и картона. / М.: ООО «ИКЦТ «ЛАДА», 2009г

Интернет ресурсы:

  1. https://youtu.be/dhOqySBoiNU
  2. https://youtu.be/2JKIGeqOy-E
  3. https://youtu.be/ozYwb0KD7rY
  4. https://youtu.be/qDlKBZX_37w
  5. https://youtu.be/eyAU5i_ctfw


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Радость творчества"

Программа "Радость творчества" вводит ребенка в удивительный мир творчества, и с помощью таких видов художественного труда, как конструирование из бумаги....

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса (с нарушением интеллекта).

Рабочая программа рассчитана на работу со школьниками, обучающимися по адаптированной образовательной программе для учащихся с ОВЗ (с легкими интеллектуальными нарушениями). Рабочая программа сос...

Рекомендации по разработке рабочей программы воспитания в учреждениях дополнительного образования детей Омской области.

В соответствии с региональным Планом сопровождения деятельности образовательных организаций по разработке и внедрению рабочих программ воспитания на территории Омской области в 2020-2021 учебном году ...