Час общения «Жизненные ценности»
план-конспект

Час общения «Жизненные ценности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chas_obshcheniya_zhiznennye_tsennosti.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Час общения «Жизненные ценности»

                                                                                                                                                                                                   Цель: формирование новой модели поведения человека, готового к повседневной жизни и её проблемам, жизни среди людей, умеющего дружить, любить, радоваться жизни, а значит быть счастливым в любой ситуации.

Задачи:

1.способствовать успешному процессу самопознания личности детей; воспитанию ответственного отношения к своей жизни; принятию личностью нравственно-ценных идей;

2.прививать нравственные человеческие ценности;

3.формировать умение различать истинные и мнимые ценности;

4.продолжать работу над обогащением словарного запаса детей, развивать диалоговую речь.

Оборудование: листы бумаги, ручки, словарь Ожегова, «ромашки счастья», иллюстрации картин «Мистер Икс и его лестница к счастью», «Монах Иоанн Лествичник»,  карточки с жизненными ценностями, свиток, карточки «недописанный тезис», анкета для рефлексии, презентация слайдов на мультимедийной установке.

Ход занятия

Ребёнок:

                 В жизни по-разному можно жить,

                 В горе можно и в радости

                 Вовремя спать, вовремя пить,

                 Вовремя делать гадости.

                 А можно и так: на рассвете встать

                 И, помышляя о чуде,

                 Рукой обнажённою солнце достать

                 И подарить его людям.  

Воспитатель.

Наше занятие мы посвящаем человеческим ценностям.

1. Миф «О сотворении человека».          

   Воспитатель: Когда Всевышний решил создать человека, между духами небесными произошёл раскол.

-Один говорил: «Сотвори человека».

-Другие говорили: «Не твори его».

-«Сотвори его», - говорил дух Милосердия - «Он будет вершить милость на земле».

-«Не твори его» - говорил дух Правды - «он ложью осквернит душу свою».

-«Сотвори его»,- говорит дух Справедливости - «добрыми делами он жизнь украсит».

-«Не твори его»,- говорит дух Мира - « враждою землю заполнит он».

Поверг Господь Правду на землю. И взмолились ангелы служения, говоря: «Зачем пятнаешь ты Правду, печать величия твоего? Подними её с земли, Господи!»

И пока духи вели спор между собой, осуществилось дело божественного творчества: «Для чего,- сказал Господь,- пререкания ваши? Сотворение человека уже свершилось!»

   Перед вами листы бумаги: согните его пополам. Оторвите верхний правый угол. А теперь оторвите нижний левый уголок. Теперь оторвите кусочек в центре. Разверните свой листочек и посмотрите, сравните свои листочки с соседями.

-Есть ли у кого-то точно такой же?

Дети: нет.

Воспитатель: какой же вывод можно сделать из этого упражнения?

Дети: у всех получилось что-то своё. Каждый индивидуален.

Воспитатель: Так и в жизни. Каждый человек – это неповторимая личность и на всей Земле больше такой не существует. Но все мы живём среди людей и, несмотря на то, что мы не похожи друг на друга, нас многое сближает и объединяет.

-Поднимите руки, кто хочет быть счастливым?

-А что такое счастье?

Разобраться в значении слова «счастье» нам поможет Куликова Люда.

Ребёнок: Из словаря Ожегова «счастье-состояние радости, благополучия, высшего удовлетворения от жизни. Счастье-успех, удача» (Слайд 1)

                     

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель: Нет, наверное, на Земле человека, который не мечтал о счастье. Иногда мечта становится жизненной целью, достигнув которую, человек  чувствует себя счастливым. Тогда возникают новые мечты и новые цели.

Жизнь как лестница, ведущая в будущее. Каждая ступенька - наши желания и мечты. Как построить свою лестницу жизни, чтобы чувствовать себя счастливым? Об этом мы сейчас поговорим.

Но прежде, чем начать наш разговор, я хочу познакомить вас с нашим гостем, мистером Икс (на стенде силуэт человека в цилиндре). Он разработал свой проект лестницы к счастью и пришёл, чтобы услышать ваше мнение о своём проекте. Свою жизнь мистер Икс представляет в виде высокой, крутой горы, вершину которой он назвал «Пик счастья». Кто покорит эту вершину, тот и будет счастливым. Люди карабкаются по крутым склонам, цепляясь за малейшие уступы, но вновь и вновь падают, получая синяки и ушибы. Некоторым удаётся с разбега запрыгнуть на вершину, но долго удержаться там никому не удаётся, и они кубарем катятся вниз, набивая всё новые и новые шишки.

   Мистер Икс подошёл к делу по-научному. Он решил построить свою жизненную лестницу и взбираться по ней постепенно, от ступеньки к ступеньке. Каждая ступенька - это маленькая цель, достигнув которую, он тоже будет испытывать счастье. Так, перемещаясь от ступеньки к ступеньке, он и достигнет своего заветного Пика счастья.

   Материал для своей лестницы он выбрал самый благородный - свои жизненные ценности. А их у нашего героя всего три: деньги, на которые можно купить почти всё, власть, дающая то, чего не купишь за деньги, и слава- символ общественного признания, когда ты в восхищённых глазах людей видишь отражение своего жизненного успеха.

 3. Обсуждение ситуации.

Воспитатель: Как вы считаете, прочными ли будут эти ступеньки?

Дети: Нет, эти ступеньки не будут прочными.

Воспитатель: Можно ли будет подняться по ним на «Пик счастья?»

Дети. Нельзя. Так как только эти жизненные ценности не могут принести счастье.

Воспитатель: Истинные или мнимые ценности выбрал для себя мистер Икс?

Дети. Мнимые.

Воспитатель: Давайте разберём каждую ступеньку в отдельности (деньги, власть,  слава).

Воспитатель: А вот ещё одна лестница жизни. Православный монах Иоанн Лествичник описал её в книге «Лествица». Он тоже советует своим братьям по вере не спеша подниматься по лестнице жизни. На каждой ступеньке человек должен побороть какой-то свой недостаток: зависть, гордость, уныние, лживость, болтливость, обжорство.

 Каждая ступенька- это обретение таких ценностей, как вера, любовь к людям, милосердие, доброта, смирение,

скромность.

-Как вы думаете, если человек будет опираться на такие ценности, достигнет он своей вершины счастья?

Дети: достигнет.

                       

4. Составление проекта «Лестницы к счастью».

Воспитатель: Итак, мы увидели, что мнимые ценности создают лишь видимость счастья и успеха, Только истинные ценности могут сделать человека счастливым.

Посмотрите на экран.

  Здесь перечислены различные ценности:

- ценности повседневной жизни: прилежание, пунктуальность, трудолюбие, бережливость, ответственность, любовь к порядку;

- ценности человеческих отношений: благодарность, уважение, сострадание, толерантность;

- ценности высшей духовной жизни: чуткость, способность сопереживать, милосердие;

- христианские ценности: любовь к ближнему, смирение, вера;

Какие же из них мы можем предложить мистеру Икс для его «лестницы к счастью»?

Дети: трудолюбие, бережливость, прилежание, ответственность, благодарность и т.д.

Воспитатель: А теперь вместе попробуем разработать свою «лестницу к счастью»

-Какие ценности определите вы для своей «лестницы к счастью»?

 (ответы детей; проект лестницы на стенде - дети выходят и крепят таблички с ценностями).

-Сравните лестницу мистера Икса и вашу.

Воспитатель: Человек, обладающий такими ценностями, является толерантной личностью.

 5. Стихотворение «Зачем любить и ненавидеть»? (чтение детьми)

Зачем любить и ненавидеть?

Зачем терять, зачем искать?

Зачем былое вспоминать?

Зачем живые все живут?

В чём смысл жизни заключён?

Возможно ли другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать

И не давать с дороги сбиться,

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право…

В чём заключён её закон?

И не даёт покоя мне,

Моей недетской голове

Один единственный вопрос:

Зачем родился я и рос?

(Ответы детей)

Воспитатель: Очень хорошо, когда вы задаёте себе такой вопрос. Ведь в жизни у каждого должен быть смысл. Человек не может жить без цели, идеалов, морали.

6.Игра «Свиток»

Воспитатель: В чём заключается смысл твоего существования? Каждый записывает своё предложение и, загнув лист, чтобы закрыть написанное, передаёт следующему (на выполнение задания 5минут; результат прочитать вслух).

 Академик Лихачёв так ответил на этот вопрос: «Только жизненно необходимая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость» (Слайд 4)

-Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

                 7. Притча «Человеческие ценности»

   У одного крестьянина был сын, который стал плохо вести себя. Испытав все способы влияния, отец придумал следующее: он вкопал возле дома столб и после каждого поступка сына вбивал гвоздь в этот столб.

   Прошло некоторое время, и на столбе не осталось живого места - весь был утыкан гвоздями. Эта картина так поразила воображение мальчика, что он начал исправляться. Тогда за каждый его поступок отец стал вытаскивать по одному гвоздю. И вот настал день, когда последний гвоздь был вытащен, но на мальчика это произвело совсем неожиданное впечатление: он горько заплакал.

-Что ты плачешь?- спросил его отец.

 -Ведь гвоздей больше нет.

-Гвоздей-то нет, а дырки остались - ответил сын.

Воспитатель:

-Хороший ли способ воспитания выбрал отец?

Дети. Способ воспитания хороший.

Воспитатель: Почему заплакал мальчик? ( ответы детей: ему было стыдно)  

   -Писатель Григорий Александрович Медынский так сказал о значении нравственных ценностей для человека: «Нравственные ценности для человека в цельности души, её чистоте, незапятнанности, вправе жить, не опуская глаз»

                             

 8. Задание «Ромашка Счастья»

Воспитатель: Возьмите «ромашку счастья», на лепестках которой напишите главные ценности, необходимые вам для удовлетворённости жизнью. В сердцевине ромашки поместите  ценность- жизнь.

-Поставьте числа в порядке значимости 1, 2, 3, и т.д. Зачитайте.

-А как вы думаете, можно ли лишиться своих ценностей в жизни? Как? (ответы детей)

Воспитатель: Представьте такую ситуацию: вы поссорились с окружающими, ушли из дома, вам плохо, вы считаете, что все настроены против вас. Вдруг появляется человек, который хочет помочь решить все эти проблемы. Он обещает, что через некоторое время всё забудется, не будет никаких печалей, забот, если вы попробуете наркотики. Вы согласились. Вам действительно стало легко на душе, всё успокоилось.

   Но через некоторое время у вас происходит ещё какое-то неприятное событие, чтобы успокоиться, вы находите того доброго человека, который может вам помочь - у него есть наркотики. Они вам необходимы, вы зависите от них. Но за наркотики этот человек просит отдать одну ценность из вашей жизни.

-Отдайте, пожалуйста, каждый по одной ценности.

В следующий раз происходит то же самое. И у вас снова просят что-нибудь взамен. И вы снова отдаёте одну за другой свои ценности. Наступает такой момент, когда вы сами готовы отдать последнюю свою ценность, чтобы получить наркотик. Больше у вас не осталось ценностей. Придётся отдавать свою жизнь…

   -Человек, который связал свою жизнь с наркотиками, заканчивает именно так. Он не думает ни о себе, ни тем более о своих близких

 9. Стихотворение М Андронова.

Послушайте стихотворение. О какой жизненной ценности идёт речь?

          На тропинке той, что шла к реке,

          Под поникшей веткой тополиной,

          Бился голубь в детском кулаке,

          На виду у стаи голубиной.

          Бился голубь- голубь был живой,

          А его кормилец восьмилетний

          В пыль уткнулся мёртвой головой

          И закат в селе не видел летний,

          А закат был от пожаров рыж.

          Бился голубь, как в тиски зажатый,

          Как хотел взлететь к семье крылатой.

          Жизнь и смерть сплелись в один клубок:

          Мальчик был убит фашистской миной.

          Он лежал в пыли, а голубок

          Сердцем рвался к стае голубиной.

(ответы детей: речь идёт о главной жизненной ценности-жизни.)

Попробуйте это доказать (Ответы детей)

Воспитатель:

А теперь попробуйте сделать выводы из сегодняшнего нашего разговора. Для этого предлагаю задание:

10. «Недописанный тезис» 

  Напишите, чем дорожите вы?

1.Хорошая жизнь - это…

(нет проблем, любовь, жить в своё удовольствие, счастье, хороший достаток, не болеть, спокойствие в мире и т.д.)

2.Быть человеком - значит…

( помогать другим, быть уважаемым, иметь честь, совесть, быть справедливым и т.д.)

3.Самое главное в жизни…

(быть счастливым, стать настоящим человеком, совершать добрые поступки и т.д.)

4.Плохо жить без…

(еды, друга, любви, семьи и т.д.)

-Зачитать по желанию детей.

11. Заключительное слово. 

Воспитатель: Послушайте древнюю притчу о каменотёсах.

   Три каменотёса усердно работали в каменоломне. Философ спросил их, что они делают.

-неужели ты не видишь - дроблю эти проклятые камни!- раздражённо буркнул один.

-Зарабатываю себе на жизнь,- пожал плечами другой.

-Я строю храм!- гордо ответил третий.

Мне кажется, все эти три каменотёса тоже идут по лестнице к счастью. Но будут ли они счастливы?

(ответы детей: первый никогда не будет счастлив, потому что у него нет никакой цели; второй будет счастлив, пока сможет зарабатывать на хлеб; только третьего можно назвать по-настоящему счастливым - он видит большую, красивую цель, ради которой работает и живёт.)

Я желаю и вам в вашей повседневной жизни не просто дробить камни или зарабатывать на жизнь, а строить храм, т.е. ставить перед собой высокие цели и добиваться их осуществления. Только тогда вы будете по-настоящему счастливыми людьми. Пусть трудно стать Человеком с большой буквы, но в этом есть смысл жизни.

 

                   12. Игра «Волшебная рука» 

Воспитатель: Обвести на листе свою руку, написать на пальчиках хорошие качества, а на ладошке- то, что хотелось бы изменить в себе. Всё, что у вас написано на пальцах – это материал для вашей жизненной лестницы, а то , что на ладошке, то над чем вам необходимо работать, чтобы вы могли подняться на вершину своего счастья.

-Закончить наше занятие хочу словами Иоанна Златоуста о назначении человека: «Не для того Бог нас ввёл в настоящую жизнь и дал нам душу, чтоб мы пользовались только настоящим, но для того, чтобы всё делали для жизни будущей»

-Сегодня мы говорили о жизненных ценностях, а  следующее занятие посвятим толерантной личности.

-Вы стали участниками беседы.

 Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты (да, нет)

1.Ты доволен мероприятием?

          Да, мне понравилось.

          Всё было отлично, побольше таких дел.

          Нет, мне это не интересно.

2.Какие эмоции вызвало у тебя проведённое мероприятие?

          Положительное.

          Отрицательное.

          Нет никаких эмоций.

3.Какой урок ты выделил для себя из занятия?

4.Интересно ли тебе участвовать в мероприятиях?

          Да, я с удовольствием участвую.

Нет. Мне это не интересно.    

               

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизненные ценности

В помощь учителю диагностика класса...

Презентация к уроку "Жизненные ценности героев рассказа А.Куприна "Белый пудель"

Презентация к уроку литературы в 6 классе по программе Меркина. Презентация отражает ход урока, основные задания для учеников....

Жизненные ценности подростка

Жизненные ценности каждого из нас складываются не на пустом месте: нас пропитывает та атмосфера, в которой мы жили с детства, представление о ценностях, которыми мы были окружены. Надо помнить, ч...

Классный час "Жизненные ценности"

Классный час в форме тренинга, помогающий расставить приоритеты обучающимся старших классов...

Разработка плана в соответствии с методической темой воспитателя социального приюта:"Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации".

Коррекционно- воспитательная работа призвана помочь несовершеннолетним найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, чтобы сориентироваться...