Кружок по духовно - нравственному воспитанию
методическая разработка (7 класс)

Глазкова Наталья Петровна

Содержание курса

7 класс (34 часа)

  1. Ученик  - гражданин и патриот. Права и обязанности человека и гражданина. Истинная и ложная демократия: примеры истории. Свобода и ответственность. Что за этими словами? Демократические свободы моей страны. Права и обязанности родителей. Можно ли бороться с преступностью сегодня? Гражданские права и уголовная ответственность. Моя «большая» Родина – Россия! Моя «малая» Родина – Мордовский край.

Практическая деятельность учащихся:

диспуты, дискуссии по нравственно-правовым проблемам («Права и обязанности человека и гражданина», «Истинная и ложная демократия: примеры истории», «Свобода и ответственность. Что за этими словами?», «Демократические свободы моей страны», «Права и обязанности родителей», «Можно ли бороться с преступностью сегодня?», «Гражданские права и уголовная ответственность», «Я имею право…», «Как не совершить ошибку…»), Конкурс юных правоведов «Его величество Закон», составление схемы «Мои права и обязанности», конкурс на лучшее сочинение на тему «История страны – в судьбах людей», беседы «Символы России».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_ya_v_mire_mir_vo_mne_7_klass.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

     Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне»

Учащийся научится:

•  ориентироваться в политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, в его важнейших законах;                                                                     •  понимать и толковать символы государства — Флаг, Герб России, флаг и герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;                                     •  рассказывать об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;                                                                                                                           •  иметь представление о правах и обязанностях гражданина России;

•  вырабатывать интерес к общественным явлениям, пониманию активной роли человека в обществе;

• уважительно относиться к своему национальному языку и культуре;

• самостоятельно получать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

• рассказывать о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

• проявлять интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, своей области, города.

• различать хорошие и плохие поступки;

• следовать правилам поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

•        анализировать ответы товарищей;

•        осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Учащийся получит возможность научиться:

•        понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;

• уважать своих  родителей, старших, доброжелательно относиться к сверстникам и младшим;

• устанавливать  дружеские взаимоотношения в коллективе, основанные на взаимопомощи и взаимной поддержке;

• бережно и гуманно относиться ко всему живому;

• бережно относиться к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

• отрицательно отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

• формировать эстетические идеалы, чувство прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

• проявлять интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

•        анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

•        на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

Ученик получит возможность научиться:

  •  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
  •  выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
  •  основам саморегуляции в учебно-воспитательной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
  •  осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению познавательных задач;
  •  адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
  •  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • основам коммуникативной рефлексии.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
  •  учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  •  понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  •  брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
  •  оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
  •  в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  •  в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  •  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  •  давать определение понятиям;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  структурировать информацию, включая умение выделять главное и второстепенное.

Ученик получит возможность научиться:

  • ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
  •  самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
  •  выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
  •  делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Личностные результаты:

В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

•        основные права и обязанности учащихся в области гражданской ответственности;

•         ориентация в системе моральных норм и ценностей;

•         эстетическое сознание;

•         признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

•         гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

•         эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;

•         уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим,

•        нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

•         уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и  других людей, оптимизм в восприятии мира;

•         потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;

•         позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

•         готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и  обязанностей ученика и гражданина;

•         готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и  сверстников в школе, дома;

•         устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции  познавательного мотива.

Ученик получит возможность для формирования:

•         выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов патриотической деятельности;

•         готовности к самообразованию и самовоспитанию, самокритике, самовнушению, самообязательствам;

•         адекватной позитивной самооценки;

•         компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

•         готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.

Содержание курса

7 класс (34 часа)

  1. Ученик  - гражданин и патриот. Права и обязанности человека и гражданина. Истинная и ложная демократия: примеры истории. Свобода и ответственность. Что за этими словами? Демократические свободы моей страны. Права и обязанности родителей. Можно ли бороться с преступностью сегодня? Гражданские права и уголовная ответственность. Моя «большая» Родина – Россия! Моя «малая» Родина – Мордовский край.

Практическая деятельность учащихся:

диспуты, дискуссии по нравственно-правовым проблемам («Права и обязанности человека и гражданина», «Истинная и ложная демократия: примеры истории», «Свобода и ответственность. Что за этими словами?», «Демократические свободы моей страны», «Права и обязанности родителей», «Можно ли бороться с преступностью сегодня?», «Гражданские права и уголовная ответственность», «Я имею право…», «Как не совершить ошибку…»), Конкурс юных правоведов «Его величество Закон», составление схемы «Мои права и обязанности», конкурс на лучшее сочинение на тему «История страны – в судьбах людей», беседы «Символы России».

  1. Ученик и его нравственность. Моральный и нравственный мир подростка. Общее понятие о морали. Основные моральные понятия как база нравственной грамотности, их содержания и характеристики. «Добро» и «зло». Критерии добра и зла. Долг, как внутренняя потребность человека; сущность и различные уровни чувства долга. Достоинство и честь как показатели нравственной ценности человека; их взаимосвязь с понятием честности, справедливости и долга. Совесть как внутренний регулятор поведения человека. Виды эмоционального проявления совести: стыд, раскаяние, угрызение совести и др. Гуманность как общечеловеческий принцип деятельности и нравственные качества личности. Понятие о нравственных нормах общества как правилах поведения.

Практическая деятельность учащихся:

дискуссия «Что такое милосердие и доброта», диспут «Может ли доброта исцелить человека», час общения «Обидчивость, несдержанность…как управлять собой?», цикл круглых столов по теме «Поговорим о воспитанности: «Волшебные слова», «О поступках плохих и хороших», «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» и т.д.

  1. Ученик и его отношение к труду. Понятие труд и трудолюбие. Трудолюбие – важное положительное качество характера человека. Мир профессий. Выбор профессии.

    Практическая деятельность учащихся:

встречи с представителями разных профессий «Все работы хороши», Ярмарка профессий «Город мастеров», Презентация «Труд наших родных», «Семейные династии», «Мир моих увлечений», «Кто во что горазд», социальные тренинги «Я выбираю профессию», «Выбор рабочего места», «Мои жизненные планы»;

  1. Ученик и природа. Человек и природа. Наш дом - планета Земля. А кто человек без природы? Законы охраны природы. Экология и мы. Природа родного города.

     Практическая деятельность учащихся:

конкурс рисунков и фотографий «Наш дом – планета Земля», конкурс рассказов «О братьях наших меньших», викторина по природе и экологии, изготовление кормушек для птиц.

  1. Ученик и его здоровье. Здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни. Здоровье и жизнь. Факторы выживания. Поведение подростков. Экстремальные ситуации среди подростков. Вредные привычки – алкоголизм, курение, наркомания. Терроризм. Активный образ жизни. Движение. Спорт. Изучаем правила дорожного движения.

     Практическая деятельность учащихся:

день здоровья «Виват, спорт!», конкурс на лучшего знатока ПДД «Безопасное колесо», проект «Детство - территория свободная от вредных привычек», час общения «В старину едали деды», праздник «Ударим юмором по вредным привычкам», круглый стол «Терроризм. Как его предотвратить и как с ним бороться».

  1. Ученик и его семья. Семья как социальный институт и малая группа. Сущность понятий «Брак» и «Семья», исторические формы семьи и брака. Моя родословная. Честь. Гордость. Слава. Мои родственники ветераны ВОВ.

Практическая деятельность учащихся:

круглый стол «Мои дедушка и бабушка – защитники Родины», создание галерее славы в классе «Мои родные – герои войны и труда», конкурсы «Военные истории моей семьи», «В жизни всегда есть место подвигу», составление генеалогического древа «Моя родословная».

  1. Ученик и мир прекрасного. Живопись. Графика. Скульптура. Виды народного и декоративно – прикладного искусства.

Практическая деятельность учащихся:

игра - викторина «Шедевры русской живописи», составление таблицы «Российская скульптура XX-XXI вв.», презентации «Народное и декоративно – прикладное искусство».  

Тематическое планирование

7 класс (34часа)

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Глава I. Ученик – гражданин и патриот. 14 часов.

1.

Что такое право. Правовая норма.

1

2.

Правоотношения. Дееспособность несовершеннолетних.

1

3.

Виды правоотношений: гражданские, административные и т.д. Юридическая ответственность.

1

4.

Право и человек. Права человека. Права несовершеннолетних.

1

5.

 Право и государство. Основы конституционного строя.

1

6.

Органы государственной власти Российской Федерации. Органы местного самоуправления. Правоохранительные органы.

1

7.

Гражданин и государство. Правовое государство и гражданское общество.

1

8.

Право избирать и быть избранным.

1

9.

Административная и дисциплинарная ответственность. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

1

10.

Моя «большая» Родина. Великие ученые России.

1

11.

Знаменитые военачальники ХIХ – XX вв. Герои Великой Отечественной войны.

1

12.

Герои России. Герои Мордовии.  Города – герои.

1

13.

Моя «малая» Родина. Государственные символы Мордовии

1

14.

«Улица, на которой я живу». Знаменитые люди города Ковылкино

1

Глава II. Ученик и его нравственность. 5 часов.

15.

Моральный и нравственный мир подростка. Общие понятия о морали.

1

16.

Основные понятия морали. «Добро и зло». Долг, как внутренняя потребность человека. Достоинство и честь. Совесть.

1

17.

Нравственные нормы как правила поведения.

1

18.

Моральные отношения и нравственные ценности.

1

19.

Культура нравственного поведения.

1

Глава III. Ученик и его отношение к труду. 2 часа.

20.

Понятие труд и трудолюбие. Труд красит человека.

1

21.

«Все профессии нужны, все профессии важны». Мир профессий. Выбор профессии.

1

Глава IV. Ученик и природа. 4 часа.

22.

Конкурс рисунков и фотографий «Наш дом – планета Земля».

1

23.

Конкурс рассказов «О братьях наших меньших».

1

24.

Экология и мы. Викторина по природе и экологии.

1

25.

Знай и люби природу Новомосковска. Изготовление кормушек для птиц.

1

Глава V. Ученик и его здоровье. 5 часов.

26.

Здоровый образ жизни. Факторы здорового образа жизни.

1

27.

Здоровье и жизнь. Безопасность жизнедеятельности. Факторы выживания.

1

28.

Безопасность человека в социуме. Поведение подростков, экстремальные ситуации среди подростков. Терроризм.

1

29.

Движение и здоровье человека. Активные образ жизни. Спорт.

1

30.

Конкурс на лучшего знатока ПДД.

1

Глава VI. Ученик и его семья. 3 часа.

31.

Что такое институт семьи.

1

32.

«Моя родословная». Памятные даты моей семьи.

1

33.

Честь. Гордость. Слава. Мои родственники ветераны ВОВ.

1

Глава VII. Ученик и мир прекрасного. 2 часа.

34.

Живопись. Графика. Скульптура.

1

35.

Народное и декоративно – прикладное искусство.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к сообщению: «Духовно-нравственный облик учителя - условие духовно-нравственного воспитания ученика».

Обращаясь к духовно - нравственному облику учителя, мы, прежде всего, должны понять, насколько, в какой мере учитель причастен или способен быть причастным к жизни духовной. В противном случае, у...

Духовно-нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта "Роль религиозно-философского комментария на уроках литературы в формировании духовно-нравственных ценностей девятиклассников"

В работе представлен опыт использования религиозно-философского комментария на уроках литературы в 9 классе. Даются научно-практическое обоснование опыта, алгоритм применения  и примеры использов...

Духовно-нравственное воспитание современного школьника в условиях поликультурной среды. В этой связи важным является формирование духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитание нового типа граждан – истинных патриотов,

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые умеют и могут в ситуациях выбора самостоятельно принимать решения, которые готовы к сотрудничеству и межкультурному...

Духовно-нравственное воспитание через кружок устного народного творчества «На завалинке».

В статье рассказывается о работе кружка устного народного творчества.Какие методы и приёмы применяются....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Кружок Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Рабочая программа кружка рассчитана на 34 часа. Основным средством обучения является учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н. Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков....

Методическая разработка Семинар Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

Целью данного семинара является осознание педагогами смысла понятия духовно-нравственное воспитание, а также систематизирующего значения духовно-нравственного воспитания в современном образовательном ...