игра
материал

Бойко Наталья Дмитриевна

Воспитание патриотизма и гражданственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Игра-викторина "Наш адрес -Россия"178.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – викторина

Картинка 14 из 64000

        

                                                 2020 г.

Цель: воспитание патриотизма и гражданственности, чувства гордости за свою Родину;        

          интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и  

          традиций своей страны; расширение знаний по истории России; развитие

          мотивации к познанию историко-культурных традиций народа; изучение

          истории государственных символов и их исторической преемственности;

          развитие творческих способностей детей;

Оборудование: карточки с названием монет, с цифрами (от 1 до 6); пронумерованные  

                           иллюстрации с городами Золотого кольца.


  1. Вступительное слово.

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Мы рады приветствовать вас на нашей      

     творческой игре. «Наш адрес – Россия» - так называется интеллектуально – творческая игра, в которой речь пойдет о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

  1. Приветствие команд и представление жюри.

Ведущий: В нашей игре участвуют 2 команды. Я попрошу команды занять свои

места на сцене. Игру команд будет оценивать жюри.

  1. Разминка.

Ведущий: Мы отправляемся в путь, адрес нашего следования – Россия. В дороге вам  предстоит преодолеть несколько препятствий, первое из которых – таинственный «Черный ящик». Итак, первый конкурс – небольшая разминка. Вам предстоит отгадать предмет, который лежит в черном ящике.

  1. Этому предмету всего сто лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше.
  2. Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фурукуму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.
  3. Эта деревянная игрушка популярна во всем мире. Ее воспринимают как символ России.
  4. Дополнительная подсказка: традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается еще на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская …. (Матрешка).

                                               

Ведущий: Мы неслучайно начали нашу игру с «Матрешки», как было уже сказано,  

одним из символов России. Ведь наша игра посвящена символам России… что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто – то вспомнит бескрайние просторы – луга, поля, лес, кому – то на ум придут сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские   архитектурные святыни: Красная Площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто – то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. И каждый по – своему будет прав. Сейчас речь пойдет о символах России. Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг, гимн. Итак, начинаем наше интеллектуальное соревнование.

IV . Конкурс «История Российского флага».

Ведущий: Этот конкурс проходит по правилам «Брейн – ринга». Я задаю вопрос, после команды «время» начнется обсуждение. Право ответа получает команда, чей капитан первым поднимет руку. Если ответ неверный, то у другой команды есть возможность попытаться исправить ошибку, на это дается еще 20 секунд. За правильный ответ команда получает 1 балл.

- Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности? (Красный, золотой.)

- Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 году взвился нал военно-морскими кораблями? (Андреевский.)

- Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Так, в 1858 году царь Александр II учреждает третий флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Как называется этот флаг, какие цвета его составляли? («Монархический», черно – желто – белый, «Гербовый».)

- Какой царь изменил статус флага, собственноручно нарисовав его образец и определив порядок горизонтальных полос на флаге? (Петр I январь 1705г.)

- В 1896году накануне Коронации Николая II, окончательно утверждается национальный флаг. Что представлял собой этот флаг, что означали его цвета? (Бело – сине – красный; белый – цвет свободы и независимости; синий – (лазоревый) – цвет Богоматери, под покровительством которой, находилась Россия; красный – державность.)

- Мелодия, какой песни была Российским гимном в дни Февральской революции и впервые месяцы Советской власти? («Марсельеза» - главная песня французской революции и гимн Франции.)

- В апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был утвержден Флаг, позаимствованный у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел и до какого времени просуществовал? (Красный флаг, в верхнем углу золотая звезда, серп и молот. Этот флаг просуществовал до августа 1991 года.)

- Какой из величайших музеев мира является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий? (Эрмитаж)

Ведущий: Изучая геральдические символы, мы можем отчетливее поныть историю Отечества, увидеть ее в живом движении. Ведь за этими гербами и флагами таких разных эпох стоят реальные люди минувших столетий с их историческими делами и устремлениями.

Следующий конкурс посвящен людям, которые прославили Россию.

V. Конкурс « Темная лошадка».

Ведущий: В этом конкурсе вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки – факты из его биографии.

  1. Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.
  2. Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.
  3. Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».  (Иван Калита)

  1. Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославовича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора.
  2. Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, оплот сил Руси для отпора ее врагам – половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107, 1111 годах.
  3. С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля. (Владимир Мономах)

  1. Он был сыном Николая I. А воспитателем императора «с младых ногтей» стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.А.Жуковский.
  2. Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой было отменено в 1861 году крепостное право, положившее конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.
  3. В 1877 году царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бессарабия, Южная Корея и ряд других земель.  (Александр II)

  1. Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.
  2. Он присоединяет к России Казанское ханство, а позже Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды.
  3. он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.  (Иван Грозный)

  1. Он был великим князем Владимирским, сыном Юрия Долгорукого?
  2. При нем территории Владимирско – Суздальского княжества расширилась на восток. В княжестве продолжался рассвет культуры Владимирского княжества. В 1185-1189 годах был расширен Успенский собор, в 1193-1197 году – выстроен Дмитровский собор. Развилась летопись.
  3. Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери).

 (Всеволод III Большое Гнездо)

  1. Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюженным умом и способностями, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.
  2. вскоре после замужества с императором Петром III она свергла его сама и сама заняла русский престол.
  3. Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова. (Екатерина II)

  1. На своей личной печати он вырезал следущее: «Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он учился сам и заставлял учиться поданных, отправляя их за границу, а по возвращению частенько сам экзаменовал их.
  2. Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.
  3. При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена столица России – Санкт – Петербург.       (Петр I)

                                                 

        VI . Конкурс « История Российского герба».

      Ведущий: Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось     огромное значение.

Приготовьте карточки с цифрами 1,2,3.

  1. В каком году и указом, какого императора был введен Большой государственный герб России?

а) 1696 году указом царя Петра I.

б) 1800 году указом императора Павла I.

в) 1857 году указом Правительствующего Сената и по высочайшему повелению императора Александра II.

2. Большой государственный герб отражает триединую сущность русской идеи:

а) за Веру, Царя и Отечество.

б) за Родину, Добро и Справедливость.

в) Свобода, Равенство и Братство.

3. Во времена правления, какого Великого князя впервые появился герб двуглавый орел, осуществляющий верховную власть, независимость, «самодержавие»?

а) Ивана IV.

б) Ивана III (1462-1505)

в) Василия III (1505-1533)

4. В эпоху великих преобразований Петра I государственный герб приобретает новые атрибуты. Что нового появилось в гербе в это время?

а) изображение иконы Св. Георгия Победоносца.

б) изображение православного креста.

в) орденская цепь Ордена Св. апостола Андрея Первозванного.

5. В каком году изображение двуглавого орла на государственном гербе перестало использоваться?

а) 1917 г.

б) 1918 г.

в) 1921 г.

6. Какой девиз использовался в гербе РСФСР с 1920 по 1992 год?

а) «Отречемся от старого мира».

б) «Вперед, к победе коммунизма».

в) «Пролетарий всех стран, соединяйтесь!»

7. В каком году часы на башне Дома правительства были заменены Государственным гербом?

а) октябрь 1994 года.

б) август 1991 года.

в) сентябрь 1985 года.

VII. Конкурс «Название монет».

Ведущий: на протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа.

Приготовьте карточки с названием монет, о которой идет речь – поднять.

  1. Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын)
  2. Как называлась серебряная десятикопеечная монета? (Гривенник)
  3. Как называлась полкопейки? (Грош)
  4. Как называлось половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка)
  5. Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна)
  6. Как называлась пятнадцатикопеечная монета? (Пятиалтынный)
  7. Что такое «семишник»? (2 копейки)
  8. Как называлась серебряной монета достоинством в 50 копеек? (Полтина)
  9. Четыре полушки? (Копейка)

                         

         

VIII. Конкурс « Путешествие по Золотому кольцу».

Ведущий: Золотое кольцо – ожерелье древних русских городов на северо-востоке России. (за правильный ответ – 5 балов)

Вопросы:

  1. Стены Троицкого собора в Троице – Сергиевом монастыре украшены росписью знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV веке как символ борьбы за независимость и единение русских земель. В каком городе он находится? (Загорск)
  2. Сергей Радонежский – основатель Троице – Сергиева монастыря, учил личным примером справедливости, жизни в труде и молитвах. Русской  православной церковью он причислен к лику святых. В каком городе он родился? (Ростов Великий)
  3. В Спаса – Ефимиевом монастыре похоронен предводитель ополчения героического 1612 года – князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 году поставлен памятник. В каком городе находится этот монастырь? (Суздаль)
  4. В этом городе главной достопримечательностью является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых – Михаила. Впоследствии Романовы, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь. О каком городе идет речь? (Кострома)
  5. В XV веке московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля       , в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII веке, и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих. В каком городе находится этот Успенский собор, о котором идет речь? (Владимир)
  6. Какие названия городов связаны с именами князей – строителей? (Ярославль, Владимир)

Ведущий: А в заключение нашей игры позвольте мне прочитать вам стихотворение «Флаг России».

Словно крылья полотнище плещется,

Отражая ветра напор,

Символ нашего государства –

Флаг соцветия триколор.

Белый цвет – символ чистоты,

И свобода – полоской неба,

И все это, как знаешь ты,

Обрамляет кровью победа.

Я горжусь тобой, символ Родины,

Что сумел в себя ты вобрать,

И просторы свои , и историю,

И любовь, что дала нам мать!

IX. Подведение итогов.

Учитель: Любить Родину – это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достижения, заботиться о будущем.

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. Вот почему наша игра – викторина была посвящена истории России, нашей Родины. Я, надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать еще больше о родной стране.

Дорогие друзья! Игра «Наш – адрес Россия» подошла к концу. Я хочу пожелать вам всего доброго и светлого. Учитесь верить, надеяться на лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом. И тогда у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по информатике в виде игры "Своя игра"

Урок повторения и закрепления основного программного материала по школьному курсу предмета «Информатика» за 10 класс; проверка общего уровня эрудиции; подготовка учащихся к экзамену по информати...

Подвижные игры; Фонетические игры; Лексические игры

формирование и совершенствование  речевых навыков, активизация  лексики...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...

XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.

Успешный Дебют наших гимназистов на  КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...

Методическая разработка на тему "Игра. Игра? Игра!" (в жизни младшего школьника)

Задача воспитателя группы продленного дня:- добиться того, чтобы наши дети выросли не только  сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными н...

«Игра, игра, Игра»

Цель мероприятияПоказать возможности игровых технологий для развития познавательного интереса учащихся на занятиях.Задачи:Осознание возможностей технологии игрового обучения для активизации познавател...