Формирование у обучающихся с ОВЗ культуры здорового образа жизни
материал

Смыкова Алёна Олеговна

Доклад на ШМО учителей прдеметников "Формирование у обучающихся с ОВЗ культуры здорового образа жизни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН»

__________________________________________________________ 

141607, Московская обл., г. Клин, ул. Трудовая, д.18                                                          8 (496)249-00-55;  8(496)247-68-02        

        

                                                                    

Доклад на тему

 «Формирование у обучающихся с ОВЗ культуры здорового образа жизни»

Подготовила:

учитель: Смыкова Алёна Олеговна

г. Клин – 2020

Здоровье — это одна из основных ценностей нашей жизни. Как сказал доктор Малер Хальфдан (1923–1916), возглавлявший в своё время Всемирную Организацию Здравоохранения: «Здоровье — это ещё не всё, но если нет здоровья — всё остальное не имеет значения».

Здоровый образ жизни – одна из актуальных тем нашего времени. Все больше людей, школьников ведут неправильный образ жизни.

У детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо формировать мотивацию к получению знаний и сохранению собственного здоровья, а также воспитывать привычку к здоровому образу жизни. Обязательным условием успешного формирования здорового образа жизни является тесный, здоровый, эмоциональный контакт учителя и ребёнка.

Необходимым условием педагогического процесса является его положительный эмоциональный фон. Целью формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни у обучающихся с ограниченными возможностями развития можно считать обучение каждого ребенка способам поддержания и сохранения здоровья, воспитание и развитие детей на основе здоровьесберегающих знаний, умений и навыков, а также формирование отношения к своему здоровью и здоровью других людей.

Формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни в системе специального образования и воспитания должно включать:

  • определение цели и задач формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • отбор содержания материала, форм и методов, применяемых в образовательном и воспитательном процессе, которые соответствуют цели и задачам формирования ценностей здоровья и здорового образа жизни;
  • учет национальных и региональных особенностей как важной части содержания материала о здоровье.

В своей деятельности по формированию здорового образа жизни провожу работу, чтобы научить и дать знания в соответствии с возрастом детей. Использую разные формы и методы работы: беседы, классные часы, анкетирование.

Такие мероприятия, как «Алкоголь пить-здоровью вредить», «Вредным привычкам - нет», «Правда о СПИДе». Дети относятся к ним со всей серьёзностью. Обучающиеся понимают вред алкоголя и табака, задумываются о своём здоровье.  Вот например провела классный час «Мы выбираем ЗОЖ». Каждый человек обязан знать, что вредит его здоровью и, наоборот, что может быть ему нужным и полезным. Сохранение и укрепление здоровья – дело каждого. Человек – хозяин своей судьбы, своего счастья и здоровья. Ребята к данной теме отнеслись с интересом, уяснили для себя, что вредные привычки могут привести к беде, так же изготавливали памятки, рисовали рисунки.

От здорового образа жизни зависят множественные процессы:

  • длительность жизни – долголетие;
  • выполнение общественных функций, возложенных на человека;
  • выбор социальных ролей.

ЗОЖ – не просто предпосылка будущего, а фундамент всей жизни. От того насколько правильным является образ, зависит жизнедеятельность личности, характер, настроение и эмоциональный фон.

О здоровье множество суждений, которые помогают понять, зачем нужно вести здоровый образ жизни. «Быть здоровым – значит не иметь проблем с самочувствием, быть физически и духовно полноценным человеком». «Здоровье – одна из самых главных ценностей человека, источник радости».

Для укрепления здоровья необходимо выполнять определенные проверенные многими поколениями людей правила:

  • сбалансированный рацион питания, состоящий из полезных блюд;
  • система закаливания;
  • режим дня;
  • правильный отдых;
  • соблюдение личной гигиены;
  • оптимально подобранный уровень двигательной активности;
  • безопасное поведение во всех помещениях и на рабочем месте.

Необходимо самому отказаться от привычек, разрушающих здоровье. Отказ от поведенческих отклонений от нормы приведет к укреплению здоровья.

Стартом здорового образа жизни является ежедневная гигиена, закаливающие процедуры, режим, физическая активность, в общем, все то, что в большинстве своем родители так или иначе стремятся реализовать в своей семье. Проблема начинается тогда, когда мама с папой не дают ребенку достойного примера.

В обязательном порядке каждый встречается с необходимостью физических упражнений, посещением специальных занятий, учится тому, что гигиена есть норма в обществе и прочее.

Первым и главным примером все равно являются родители. Невероятно сложно и несправедливо заставлять ребенка делать что-то, что ему не хочется, однако практически не приходится прикладывать усилия, если все происходит естественно.

Любой родитель знает, насколько легко ребенок может запомнить и использовать что-то «плохое», например некультурные слова. Этот принцип актуален и здесь. Просто каждый день сами не забывайте сделать зарядку, почистить зубы и прочее.

До обучающихся надо донести важность ЗОЖ, потому что начинается формирование здорового образа жизни в семье и продолжается уже в учебных заведениях. Не все дети посещают детский сад в силу тех или иных причин, однако уже в школу подавляющее большинство просто обязано ходить. Здесь-то на формирование ценностей ребенка начинает влиять еще и коллектив вместе с учителями.

Если ребенок не научится отличать здоровое от нездорового, то в будущем это грозит серьезными проблемами с качеством жизни и даже с ее продолжительностью. Разве кто-то будет спорить, что систематическая невнимательность к потребностям организма в правильном питании, физических нагрузках, отдыхе сказывается на всех сферах жизни? Формирование здорового образа жизни у обучающихся должно быть организованной, целенаправленной системой, только тогда возможно получить действительно результат, который будет приносить пользу.

Однако ограничиваться только этим по-своему тоже ошибочно. Здесь необходима система, которая объединит: 1) повышение работоспособности за счет улучшения условий труда; 2) наличие физических нагрузок, минимизация пассивного отдыха, неприятие вредных привычек (курение, употребление алкоголя), ежедневное рациональное питание, соблюдение гигиены, создание благоприятных условий в собственной семье; 3)адекватные межличностные отношения; 4) развитие культуры общения и поведения, сохранение окружающей среды; 5) сознательное отношение к здоровью, наличие общих медицинских знаний, умений в отношении первой помощи и прочее.

Формирование здорового образа жизни не ограничивается средствами физической культуры. Это комплексное понятие и необходимо в популярной форме донести до ребенка, что хорошо себя чувствовать, радоваться общению с окружающими, получать удовольствие от нахождения на природе возможно без алкоголя, сигарет. Ведь существует столько всего интересного, увлекательного, но наслаждаться всем этим можно лишь, если у тебя крепкое здоровье, адекватные взгляды на жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация системной деятельности в области охраны и укрепления здоровья, формирования культуры здорового образа жизни для обеспечения успешной социализации обучающихся

В статье отражена система работы педагогического коллектива во главе с директором по созданию здоровьесберегающей среды образования с использованием передовых образовательных технологий...

Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры через обучение играм

Игра-это источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой....

Обобщение опыта по теме: Сотрудничество классного руководителя с родителями обучающихся как средство формирования нравственности, культуры и личности и культуры здорового образа жизни"

Опыт направлен на одной из проблем современого образования и образования-проблемы личностного роста, становление его личности в школьные года....

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Часть 2. Анализ эффективности деятельности по формированию у младших школьников представлений о здоровом образе жизни

Приводится анализ эффективности педагогической деятельности по формированию правильных представлений о здоровом образе жизни. Анализ выполнен на основе анкетирования учащихся....