Методическая работа по формированию экологической культуры учащихся
методическая разработка

Леганова Наталья Николаевна

Методическая работа по  формированию экологической культуры учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день!  Меня зовут Леганова Наталья Николаевна, я учитель биологии Глуховской средней школы Воскресенского района. Имею высшую категорию, стаж работы 20 лет.

Я хочу представить вам свой  опыт работы по теме: «Формирование экологической культуры учащихся через проектно- исследовательскую деятельность на уроках биологии и во внеурочное время» .

Воспитание экологической культуры учащихся - актуальная проблема настоящего времени, т.к. только творческая личность с новым экологическим мышлением, способная жить и трудиться в гармонии с природой,  может вывести планету и человечество из экологического кризиса.  И хоть наш Воскресенский район считается экологически чистым, тем не менее проблем экологического характера  хватает. Это и вырубка леса и проблемы мусора, качество воды и состояние наших рек и озер. Все они находят отражение в нашей работе.

В нашей школе уже давно сложилась система экологического образования и воспитания учащихся и за  последние несколько лет основным направлением моей педагогической работы было воспитание экологической культуры учащихся.

Экологическая культура - это качество личности, компонентами которого являются: 

  • интерес к природе и проблемам ее  охраны;
  •   знания о природе и способах ее защиты и устойчивого развития;
  • нравственные и эстетические чувства по отношению к природе;
  • экологически грамотная деятельность в природной среде;
  • мотивы, определяющие деятельность и поведение личности в природном окружении.

Цель: создание педагогических условий для развития экологической культуры учащихся.

Задачи:  - повышение экологической грамотности учащихся через

уроки, открытые мероприятия, внеурочную деятельность.

-привлечение учащихся  к  активной  осознанной деятельности, связанной с решением  экологических проблем на местном уровне;

-воспитание чувства бережного отношения к природе  и др..

Ведущая педагогическая идея

Развитие творческой личности с новым экологическим мышлением, активной жизненной позицией, способной рационально и бережно использовать природные ресурсы, путем включения учащихся в собственные экологические исследования и проекты  и формирование у учащихся заинтересованности в работе экологического направления .

Деятельностный аспект личного вклада это система работы :

Урочная система:

  •  предметные недели;
  •  экологический урок;
  •  круглые столы, игры;
  •  экскурсии;

 элементы экологизации уроков:

Внеурочная  работа:

  •  проектная деятельность;
  •  Эколог. акции ;
  • конференции;
  • викторины;

Внеклассная  работа:

  •  Олимпиады
  •  конкурсы;
  •  экологические  слёты;

         командные  экол.турниры

Работа по формированию экологической культуры ведется через организацию деятельности:

1.Муниципальной методической экспериментальной площадки «Развитие экологической культуры»

2.школьного лесничества «Стрижи»

 3. проектную деятельность.

Эти направления включают в себя следующие компоненты:

  • Организация практической природоохранной деятельности
  •    - Экологические акции «Чистая улица», «Чистое озеро»
  •    - Экологические тропы к природным и культурным памятникам нашей местности
  •     - Практическая деятельность по лесовосстановлению в рамках работы школьного лесничества

  • Единая система «урок – внеклассная работа»
  •   -Проведение всероссийских   экологических уроков; предметных недель; деловых игр экологической тематики
  • Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
  •   Участие в конкурсах и командных турнирах
  • Областной командный турнир юных экологов «Увлекательная экология» 2017; участие 
  • Областной конкурс проектных работ «Экологическая мозаика»2018; диплом 2 место 
  • Всероссийский экологический урок, 2017
  • Всероссийская олимпиада по экологии «Всё о природе» от проекта «Онлайн – олимпиады», 2018, диплом победителя
  • Первый региональный слет школьных лесничеств, посвященных году экологии в России ,2017,
  • Пятый районный смотр – конкурс школьных проектных команд «Твое открытие»,2018, призеры 2 место 

   Заочный смотр – конкурс школьных лесничеств, 2019

  • Муниципальный этап областного конкурса «Отечество» номинация «Наш край», 2018
  • Результативность моей педагогической деятельности
  • В течение всей моей педагогической деятельности уровень обученности, в том числе и за период с 2014 по 2019 годы,  равен 100%.  Качество знаний имеет положительную динамику.
  • Результаты мониторинга показывают повышение уровня экологической грамотности учащихся, все больше становится участников школьного лесничества и различных конкурсов и турниров.
  • Транслируемость результатов осуществляется через публикации в СМИ и на индивидуальных сайтах

  : сайт нс портал  ; сайт инфоурок 

  • Там размещены методические разработки, которые могут быть использованы как начинающим педагогом, так и опытным. Представлен опыт работы по организации проектной и исследовательской деятельности.
  • Также на  сайте  есть материалы по проведению Всероссийских экологических  уроков, посвященных году экологии (экоурок 2017 и год экологии) и морям России ( Всероссийский экоурок моря России ). 
  • На сайтах инфоурок  представлен отчет по неделе биологии и экологии, проведению деловой игры «Экологический суд» с участием Нижегородской природоохранной прокуратуры. Опубликованы проектные работы экологической направленности, в том числе с использованием нового оборудования, имеющегося в кабинете биологии – цифровой лаборатории PASCO, визитные карточки социальных проектов.
  • В социальной сети вк создана группа школьного лесничества«Стрижи», https://vk.com/public170420124 , где публикуются проводимые мероприятия. Об участии в первом региональном слете школьных лесничеств, опубликована статья в местной газете http://воскресенская-жизнь.рф/svetoch/1906-kak-nashi-strizhi-v-krasnye-baki-sletali.html 
  • Предлагаю вам познакомиться с фрагментом урока с использованием кейс-технологии, представленного  мной на конкурсе « Учитель года», для этого перейдите по ссылке на ютуб: фрагмент урока на конкурс 
  • Также свой опыт работы я представляю на рмо учителей биологии, педсоветах и семинарах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач о...

Воспитание экологической культуры учащихся через исследовательскую деятельность.

Человек будущего - это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Воспитание экологической культуры учащихся становится сейчас одной из важнейших задач обществ...

Формирование экологической культуры учащихся путем расчета экологического следа

Приведены результаты рассчёта экологического следа для жителей среднего города,малого города и деревни....

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочное время

В современном мире возрастает актуальность экологических знаний.  Негативные последствия антропогенного влияния становятся очеви...

Воспитание экологической культуры учащихся в рамках школьного экологического мониторинга.

Сообщение отражает направление экологического воспитания, диагностические исследования экологического воспитания, где центральное место занимает исследовательская деятельность....

План работы муниципальной методической площадки "Формирование экологической культуры учащихся"

План работы муниципальной методической площадки "Формирование экологической культуры учащихся"...