Паспорт проекта
проект

Кладницкая Екатерина Сергеевна

 

Паспорт проекта "По дорогам зимних сказок" для детей подготовительной группы ДОУ

Образовательная область - речевое развитие.

(содержит так же дополнительный материал к проекту) 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_dorogam_zimnih_skazok.docx39.36 КБ

Предварительный просмотр:

проект “По дорогам зимних сказок ”

Для подготовительной группы детского сада

Тема: По дорогам  зимних сказок

Тип проекта: открытый, информационно-творческий

Продолжительность: краткосрочный.

 Форма осуществления: в процессе непосредственной образовательной деятельности  в ДОУ и в совместной творческой деятельности родителей и детей

Участники: педагоги, воспитанники подготовительной группы №10 МБДОУ “Солнышко”, родители детей

 Сроки реализации: с 21 по 31 декабря и с 11 по 22 января

Цели проекта:

  • Приобщать детей к высокохудожественной литературе
  • Формировать у детей запас литературных художественных впечатлений
  • Раскрывать ценность совместного творчества детей и родителей

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с различными сказочными произведениями по зимней тематике
  • Совершенствовать навыки пересказа, умение высказывать своё отношение к героям сказок;
  • Развивать творческую самостоятельность и эстетический вкус дошкольников в оформлении поделок по выбранным сказкам
  • Способствовать вовлечению родителей в воспитательный процесс

Гипотеза:

Сказка обладает преимуществом над другими воспитательными приёмами.  Это своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения честного человека.

Сказка играет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребёнка в период дошкольного и школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого. Сказки прививают интерес к чтению художественной литературы.

Актуальная проблема проекта:

Дети (да и взрослые тоже) стали меньше читать. Электронные носители и средства массовой  информации вытесняют книгу. Многие люди заболели немыслимой ранее болезнью – интернетоманией. Говорят, мы сегодня живем совсем в иной культуре, чем 10-15 лет назад.

По данным опроса воспитанников нашей группы, только 19% родителей регулярно читают детям сказки; 56% читают редко, не более 1-2 раз в неделю, 25%  - не читают совсем, “им некогда”.

Актуальность темы:

Сказка во все времена пользовалась огромной популярностью у детей.

Это древнейший жанр устного народного творчества. Сказка учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастикой и вымыслом скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идёт огромное воспитательное значение сказки.

В современном обществе тема нравственного воспитания подрастающего поколения очень актуальна.

Ожидаемый результат:

  • Увеличение уровня активности родителей в воспитательно-образовательном процессе детей
  • Приобщение детей и родителей к чтению сказок
  • Развитие творческой активности детей
  • Обогащение лексикона детей за счет “сказочных” языковых средств.

Методы:

Практические:

  • Создание развивающей среды, обеспечивающей развитие интереса и любознательности детей
  • Совместное творчество родителей и детей по мотивам зимних сказок
  • Дидиактические игры
  • Подвижные игры
  • Рисование, лепка, аппликация

Словесные:

  • Беседа
  • Чтение художественной литературы
  • Пересказ с элементами драматизации
  • Рассказывание

Наглядные:

  • Выставка “В этой книге целый мир”
  •  Рассматривание иллюстраций  
  • Оформление выставки поделок: “Сказка своими руками”

План реализации проекта I этап (подготовительный):

  1. Обоснование актуальности темы и мотивация её выбора
  2. Формулирование задач и целей проекта
  3. Подбор соответствующей тематике проекта литературы
  4. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта
  5. Анкетирование детей

План реализации проекта II этап (формирующий):

  1. Беседа: “Сказки добрые друзья”
  2. Чтение сказок по тематике проекта ( Снежная королева, Мороз-Иванович, Чук и Гек, Снегурочка, 12 месяцев, Серебряное копытце и т.д.)
  3. Оформление мини-выставки “В этой книге целый мир”
  4. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, “интерьера” сказки
  5. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках и сказочных героях
  6. Пересказ прочитанных сказок и инсценирование отдельных сцен
  7. Совместное с родителями выполнение творческих работ по тематике проекта
  8. Рисование и лепка сказочных героев по замыслу

План реализации проекта III этап:

  1. Выставка продуктов детской деятельности
  2. Итоговая викторина по зимним сказкам
  3. Презентация

Дидактические игры по тематике проекта:

  • Собери сказку по порядку и наоборот
  • Сказочные домики – кто лишний?” (2 – вариант: кого не хватает)
  • “Из какой сказки фраза?”
  • “Назови сказку по предмету” ( н-р: подснежники – 12 месяцев, ледяное зеркало – Снежная королева, олень – Серебряное копытце)

Работа с родителями:

  • Консультация: “Приёмы обучения детей рассказыванию”
  • Рекомендации: “Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказок”
  • Мастер-класс: “Чудо своими руками: как из подручных материалов сотворить сказочный мир”
  • Памятка:  “Читаем ребёнку”

Материал к проекту

Анкета для детей “Мы со сказкою друзья”

1.Читают ли тебе родители книги. Если да, то как часто?

  1. Ежедневно
  2. Несколько раз в неделю
  3. Редко, когда есть время
  4. Никогда

2. Родители  читают:

  1. Когда ты их об этом просишь
  2. Когда сами считают это необходимым

3. Обсуждаете ли вы прочитанное с родителями?

4. Есть ли у тебя своя домашняя библиотека?  Какие книги она включает?

5. Какие книги тебе больше нравятся?

  1. Сказки
  2. Книги о природе
  3. Энциклопедии ( книги познавательного содержания)
  4. Комиксы
  5. Нет определённых предпочтений

6. Какая твоя любимая сказка (почему)?

7. Любимый сказочный персонаж?


Пословицы и поговорки о сказках

  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся
  • Сказка ложь, да в ней намек
  • Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
  • Быль не сказка: из нее слово не выкинешь
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается

Загадки о сказочных героях (по включенным в проект произведениям)

 Бабке с дедом повезло:

Много снегу намело.

И слепили себе дочь,

Чтобы им могла помочь.

Но весна красна настала,

Без следа их дочь пропала (Снегурочка)

Уплетая калачи

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

Способ есть, но он не прост –

Рыбку я ловлю на хвост.

В проруби её полно…

Всё, пора домой – темно.

Ой, видать улов богат!

Хвост не вытащу назад (Волк)

Волшебница из проруби –

Бывает ли такое?

Ни палочкой волшебною

Не машет, ни рукою.

Но по её велению,

Лишь было бы желание,

Случаются явления,

Достойные внимания. (Щука)

Эта женщина прекрасна,

Красота её опасна.

Может взглядом погубить,

Сердце в миг оледенить.

Вся она полна коварства,

В ледяное её царство,

Если кто-то попадет,

То, пожалуй, пропадет (Снежная королева)

Сказку быстро вспоминай:

Персонаж в ней – мальчик Кай,

Королева Снежная

Сердце заморозила,

Но девчурка нежная

Мальчика не бросила.

Шла она в мороз, метели,

О еде забыв, постели.

Шла она на помощь другу.

Как зовут его подругу? (Герда)

Дидактическая игра “Из какой сказки фраза?” (словарный материал)

Морозко (русская народная сказка)

-Тепло ли тебе девица? Тепло ли тебе красная?

-Тяф-тяф! Старикову дочь в злате, в серебре везут, а старухину замуж не берут .

Серая шейка (Мамин-Сибиряк)

- Ах, как ты меня напугала, глупая! –[ проговорил Заяц, немного успокоившись]. – Душа в пятки ушла…И зачем ты топчешься здесь? Ведь утки все давно уже улетели.

- Соскучилась я по тебе, уточка. Выходи сюда, а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива. [лиса]

Двенадцать месяцев (С.Маршак)

- Сходила бы ты в лес, да набрала там подснежников. Завтра сестрица твоя именинница [мачеха падчерице]

- Я бы уступил, да не бывать Марту прежде Февраля. [январь]

Серебряное копытце (П.П.Бажов)

-Я, - говорит,  - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да всё увидеть не могу.

 – Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. [Кокованя Даренке]

- Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.[Муренка-кошка]

Снежная королева (Г.Х.Андерсон)

- Ай! – вскрикнул вдруг мальчик – Мне кольнуло прямо в сердце и что-то попало в глаз!

- Больше я не буду целовать тебя! – сказала она.- А не то зацелую до смерти! [Снежная королева Каю]

- Она будет играть со мной! – [сказала маленькая разбойница]. – Она отдаст мне свою муфту, свое хорошенькое платьице и будет спать со мной в моей постельке.

Снегурочка (русская народная сказка)

- Что, жена, призадумавшись сидишь, на чужих ребят глядишь. Пойдем - ка и мы разгуляемся на старости лет, слепим и мы снежную бабу

По щучьему велению (русская народная сказка)

- Вот уха будет сладка!

- Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё, что ни пожелаешь.

- Что ж ты, дурень, сел в сани, а лошадь не запряг?

- Ступай, печь, домой!

Чук и Гек (А.Гайдар)

- Это письмо от папы! Да, да от папы! И он, наверное, скоро приедет.

- Вон они, документы: сидят на печке, - [буркнул сторож и посветил фонарем на встревоженные лица Чука и Гека] – Как есть в отца – копия! Особо вот этот толстый. -  [и он ткнул на Чука пальцем]

Лиса и волк (русская народная сказка)

- О, вот будет славный воротник жене на шубу!

- Ловись рыбка большая и маленькая!

- Мерзни, мерзни, волчий хвост.

Памятка для родителей

Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.

Перед чтением уберите отвлекающие предметы, проветрите комнату.

Если ребёнок устал, проведите физминутку.

Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации. Беседуйте о прочитанном, о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал.

Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Предлагайте ребёнку для самостоятельного чтения специальную литературу из серии «Читаем сами»

Консультация для родителей “Приёмы обучения детей рассказыванию”

Ни для кого не секрет, что наиболее эффективным средством обучения связной речи является рассказывание детей.

Выделяют следующие приёмы обучения рассказыванию:

Совместное рассказывание  - это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок её заканчивает. Взрослый планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды…и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа – это краткое живое описание предмета/ изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец  подсказывает ребёнку примерное содержание,  последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, способов внутритекстовой связи.

Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Он должен быть кратким, доступным и интересным по содержанию, живым и выразительным. Образец следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь воспитательную ценность. Используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа – это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Используется во всех видах рассказывания. При описании он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств; в повествовании -  отбору фактов, описанию героев, развитию сюжета. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребёнка.

Коллективное составление рассказа – используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Взрослый начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и обьединяют их в целостный рассказ. Воспитатель/взрослый повторяет весь рассказ целиком, вставляя в него и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети.

Моделирование используется в старшей и подготовительной группе. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа.

Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Затем осуществляется обучение умениям строить модель из готовых элементов в виде карточек с нарисованными заместителями персонажей, которые соединены между собой стрелками. Далее дети придумывают рассказы и сказки по предложенной модели.

Оценка детских монологов  направлена на анализ раскрытия ребёнком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего воспитатель/ взрослый подчеркивает достоинства рассказа, что бы дети могли на них учиться. В подготовительной группе оценка носит не только поощрительный характер, но и указывает на недостатки, что бы дети знали, чему ещё им необходимо научиться. К анализу рассказов привлекаются и сами дошкольники.

Таким образом, приёмы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения, зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. 

Как сделать речь ребёнка образной и выразительной с помощью сказок

Образная, богатая описаниями речь детей старшего дошкольного возраста – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители часто забывают об этом и пускают процесс развития речи на самотек.

Наши дети проводят всё меньше времени в непосредственном общении с родителями (чаще их можно застать за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки  из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это редкость.

В повседневной речи используется минимальный словарный запас, необходимый для понимания. Такое общение предметно и унифицировано. Поэтому, чтобы развить связную речь ребёнка, прежде всего сами родители должны говорить, используя всё многообразие русского языка. Необходимо следить за своей речью.

Замечательный пример образности языка – русские народные сказки. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, и чем чаще они их слышат, тем в большей степени впитывают гармонию слова. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением. Сказка способствует развитию воображения, фантазии, творческих способностей детей.

В мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Уже к двум годам дети начинают интересоваться сказками. Именно с детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка предлагает ребёнку образы, которые ему интересны и доступны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.

Что можно сделать для формирования образной речи детей в детском саду?

  • В первую очередь: уделить большое внимание чтению художественных произведений различных жанров: считалки, загадки, стихи, сказки, скороговорки.
  • Составление творческих рассказов
  • Составление рассказов по картине/ серии картин
  • Создание проблемных ситуаций
  • Творческие задания

Что можно сделать дома?

Необходимо не просто прочитать ребёнку сказку, но и поговорить о прочитанном. Вместо 30 минут чтения без обсуждения, лучше построить процесс таким образом: 15 минут читаем, 15 минут говорим о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от возраста и интеллектуального развития ребёнка.

Например, можно попросить ребёнка пересказать текст своими словами, затем усложнить задание и попросить описать персонаж, обстановку, время года, используя те же слова и выражения, которые употреблены в тексте.

Необходимо стараться не только направлять беседу, задавая вопросы, но и строить диалог с ребёнком. Высказывайте своё мнение, иногда заведомо неправильное, чтобы ребёнок мог заметить ошибку и вас поправить. Побуждайте ребёнка высказывать своё мнение и отношение к героям сказки.

По ходу чтения обращайте внимание на то, что вам понравилось или удивило. Это может быть красивый сравнительный оборот, красочное описание или поступок героя.

Чтение – это диалог между книгой и ребёнком, это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.

Детские книги хорошо оформлены и любая иллюстрация также является поводом поговорить.

Можно предложить ребёнку проиллюстрировать прочитанный текст самому.

Существует множество игр для расширения словарного запаса ребёнка. В них можно играть по дороге в садик, на прогулке, в очереди.

Поводырь. Взрослый закрывает глаза, а ребёнок описывает, что их окружает.

Добавь словечко. Взрослый начинает рассказывать историю, а когда он делает паузу, ребёнок вставляет нужное по смыслу слово.

Что это может быть? Взрослый называет прилагательное, а ребёнок к нему – существительные ( желтое – яблоко, солнце, лимон, луна…) И наоборот: к предмету подбираются прилагательные.

Игры в антонимы и синонимы

Важно понять, что только правильная разговорная речь, богатая образными выражениями, гарантирует не только успехи в школе, но и является залогом коммуникабельности, общительности, умения найти язык с людьми, органично вписаться в коллектив.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт проекта "Александринка ТВ" и план реализации проекта школьной тележурналистики

Представлены материалы проекта "Александринка ТВ", реализуемого в творческом объединении "Юный журналист"...

Паспорт проекта социальной направленности «Взрослеем вместе» Тип проекта: творческий

Паспорт проекта социальной направленности«Взрослеем вместе»Тип проекта: творческий...

Проект «Кукольный театр в школе!» ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Воспитание театром формирует мировоззрение, эстетический вкус, пробуждает самостоятельное и независимое мышление.Особенность театрального искусства – массовость, зрелищность – предполагают...

Проектная деятельность. Паспорт проекта, цели, задачи. Презентация (общая). Индивидуальные проекты учащихся.

Проектная работа "Путешествие по городу Дружбы представляет собой большое исследование  по темам: книги о дружбе, история слова "дружба", песни,  поговорки, стихотворения, афо...

1. «ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ»/Паспорт проекта

Тема проекта: «Формирование профессиональных компетенций учителя родного (татарского) языка и литературы в условиях внедрения профессионального стандарта педагога»1. Паспорт...

Паспорт проекта, отчёт о реализации проекта "Войне посвящается".

Данный проект о ВОВ "Войне посвящается" был реализован для учащихся пятых классов МОУ ИРМО "Хомутовская СОШ №2"...

Паспорт проекта "Ладони дружбы". Отчет о реализации проекта.

Данный проект реализуется в рамках волонтёрского движения школьников в МОУ ИРМО "Хомутовская СОШ №2" для учащихся средней и старшей школы....