Моя педагогическая философия
материал

Тынчерова Ирина Александровна

к конкурсу «Учитель года России-2021»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_uchitel-2021_3.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тынчерова Ирина Александровна,

                                                                                                       учитель русского языка

                                                                                                       и литературы МКОУ СОШ № 6

                                                                                                       ст. Барсуковская

                                                                                                      Кочубеевского муниципального

                                                                                                      округа

                                                                                                     Ставропольского края

Моя педагогическая философия

Эссе

Живой огонёк

Наверное, у каждого из нас хотя бы раз в жизни возникало желание отправиться в прошлое. Кому-то хотелось исправить ошибки, кому-то увидеть великие баталии, кому-то посмотреть издалека, хоть одним глазком, на любимых, которых нет уже с нами….. Ну а мне - вернуться в школу! Вы не поверите! Да-да, именно в школу!

Школьные годы — прекрасное время, которое все стараются как можно быстрее пережить, а потом всю жизнь вспоминают с лёгким сожалением, поскольку его нельзя вернуть. Многие не любили школу, но, оглядываясь назад, понимают, что именно в то время были счастливы. Те, кто решил попробовать себя на поприще учителя, входят в одну и ту же реку дважды, как бы возвращаясь в свои юные годы. Ведь мы не только учим наших учеников использовать знания в жизни, но и учимся у них самих этой самой жизни. И мне очень хочется, чтобы знания,  приобретённые детьми в школе, стали именно тем багажом, который обязательно пригодится им в будущем. 

1 сентября - самый волнительный день в жизни каждого ребёнка. Что-то происходит не только в сознании, но и  в душе маленького человека, когда он переступает порог школы. Я, как и многие советские дети, хотела стать или космонавтом, или спортсменом-олимпийцем. Для достижения своей мечты  я тренировалась в спортивной школе, занимала призовые места на соревнованиях, и  тренер возлагал на меня большие надежды, но один случай в жизни в корне изменил моё решение.  

Однажды в середине года в наш класс перевели мальчика (он приехал с родителями из другого города), и посадили со мной за одну парту. Денис не отличался дружелюбием, разговорами не донимал, лишних вопросов не задавал.  Меня это устраивало, поскольку я не очень была рада неожиданному соседу. В таком «мирном» сосуществовании пролетела пара месяцев - год близился к концу. И вот нам раздали листки с итоговыми контрольными работами. Результатами наша учитель была довольна: почти все выполнили работу на пятёрки и четвёрки, и только несколько ребят получили «тройки».  Тому, что  Денис за контрольную получил «двойку», никто не удивился: он по многим предметам имел неудовлетворительные отметки. Учитель похвалила класс, а посмотрев на Дениса, только покачала головой. Мы приступили к отработке заданий, только он один сидел, не притрагиваясь к работе.  Денис всегда смотрел на свои «двойки» равнодушно, как бы показывая, что эта сторона жизни ему не интересна. Контрольную  я написала хорошо, и исправить пришлось всего пару ошибок. Выполнив работу, я заглянула в листок своего соседа: он так ничего и не сделал. Прозвенел звонок, мы сдали работы, а Денис смял листок и выкинул его в мусорное ведро. Мне, конечно, никакого дела до его работы не было, но почему-то рука потянулась за ней. Я развернула листок и увидела два мокрых пятна на самой «двойке» и слове «над ошибками». Тогда я поняла, что Денису не всё равно, ему было больно.

Ребёнок  обычно не идёт в школу с горячим желанием учиться. Но  если учитель глубоко проникнет в мир детских интересов и чувств, то раскроется это искреннее и красивое человеческое желание. Оно было и у Дениса, но этот огонь желаний был слабый и беззащитный,  и его не заметил учитель. А как важно, чтобы он не только никогда не угасал, а, наоборот, с каждым годом все больше разгорался! Вот так и Денис, потерпев неудачи, боялся учиться, как однажды я, испугавшись сильного соперника, сбежала с соревнований и подвела тренера... Пережить этот провал помогла моя мама. Она всегда  говорила мне: «Ты умница, у тебя всё получится!» Я росла счастливым ребёнком и никогда не думала  о том, что ни на что не способна. Силой своей доброты и любви она помогла идти дальше.

В спорт я больше не вернулась, но поняла точно, моя мечта не медали и кубки, а видеть счастливые лица побед на лицах моих учеников.

Денис всё же исправил свою «двойку»,  и  это была моя хоть и маленькая, но первая победа.

Вспомнив своего соседа, я задумалась:  почему в работе любого неуспевающего  ученика нет  ни одного задания, которое он  выполнил совершенно самостоятельно? А ведь это его самая большая беда: он списывает готовое с доски, списывает у других или с ГДЗ. Корень этой беды уходит в  далёкое детство. Ребёнку, который плохо справлялся с работой, говорили, что он неудачник, и исправно ставили неудовлетворительные отметки, а по существу, за что? За то, что сами не хотели объяснять, не научили самостоятельности, не научили думать.

Иногда я задаюсь вопросом: а на кого равняться в своей деятельности? С кого взять пример? Как не стать для детей просто посторонним человеком и научить думать? В такие моменты возникает образ человека, чье имя приводят как синоним гуманизма, самопожертвования и нескончаемой любви к детям. Этот человек –  Василий Сухомлинский. Между ним и его учениками устанавливались отношения взаимного доверия и доброжелательности. Ребенок никогда не боялся сказать, что задание у него не вышло, сколько бы он над ним ни бился. К тому же, познавая на собственном опыте, как достигаются успехи в умственном труде, Василий Александрович воспитывал в детях ценные черты самоконтроля и самодисциплины.

 С каждым годом я  всё больше убеждаюсь, что процесс и результаты умственного труда учеников – это как раз и есть та сфера, где соприкасаются, сливаются в единый поток обучение и воспитание.

И если каждый педагог будет хоть иногда вспоминать о том, что ребёнка, своего или чужого, нужно просто любить, то работа будет приносить только радость. Давайте учиться любить детей: балованных, капризных, ябед, разбойников, драчунов, да и  вообще всех-всех. Давайте беречь детский огонёк любознательности и жажды знаний, ведь та почва, на которой строится наше педагогическое мастерство, – в самом ребёнке, в его отношении к знаниям и к нам,  учителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...