ЭССЕ "Я - учитель 21 века"
статья

Сламихина Елена Александровна

ЭССЕ "Я - учитель 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_ya_-uchitel_21_veka.docx22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Я – учитель XXI века

Чтобы воспитывать другого,
мы должны воспитать
прежде всего себя.

Н.В.Гоголь

Захожу в класс…

-  Здравствуйте! Меня зовут Елена Александровна. Я учитель физики.

- Секундная тишина. Кто-то добродушно улыбается, кто-то смотрит недоверчиво, а кто-то иронично спросил:

- А Вы современный учитель?

Действительно, можно ли меня назвать учителем XXI века - века с огромным информационным полем? Жизнь значительно изменилась. Изменился и учитель – тот, кто ведет детей и подростков по дорогам знаний, по дорогам жизни. Каждый по-своему представляет современного учителя: педагог видится добрым или строгим, остроумным или серьезным, с легким чувством юмора, любовью к детям, тактичностью, добросовестностью ... Но в любом случае человек, который носит громкое имя «учитель», связан с огромным желанием что-то изменить, чему-то научить, создать новое, опираясь на общепринятые традиции и нормы, общественные ценности и культуру.

 Существует мнение, что у каждого человека есть призвание, дело, в котором он профессионал и которому он готов служить с полной самоотдачей. Мое педагогическое призвание зародилось в далеком и счастливом детстве, когда я наблюдала, как бабушка и мама готовились к урокам, своими руками мастерили наглядные пособия, с воодушевлением рассказывали об успехах своих воспитанников. С тех пор я себя видела в роли учительницы и продолжила династию, получив специальность «Учитель физики» в Саратовском государственном университете.  Сейчас я представляю четвертое поколение педагогической династии.

Топ-5 причин, почему я выбрала эту профессию (а может, это профессия выбрала меня?).

Первая причина – широкий круг общения. Дети-подростки – это наиболее сложный и неоднозначный тип людей; однако именно с ними интереснее всего взаимодействовать. От своих учеников я заряжаюсь энергией, подхватываю их идеи. Мне нравится взаимодействовать с детьми, которые мыслят в том же потоке, что и я. Это дает мне силы, чтобы двигаться дальше.

Следующая причина – отсутствие рутины. Если вам посчастливилось попасть в современную систему образования, то ваши рабочие будни будут отличаться насыщенностью. Я ищу, пробую, ошибаюсь и вновь нахожу новые формы работы. Технология критического мышления, технология проблемного обучения, исследовательский метод позволяют мне показать ученикам, как прекрасна наука под названием «Физика» и как наполнена ею наша жизнь.

Третья причина – непрерывное саморазвитие. Мне с детства хотелось понять, почему мыльные пузыри имеют радужную окраску, почему планеты вращаются вокруг Солнца, а не наоборот, откуда берется радуга. Сейчас эти и многие другие физические явления я могу объяснить увлекательно своим ученикам. Стремлюсь к тому, чтобы мои уроки отличались от предыдущих, ведь «смертельный грех учителя – быть скучным»! Мне хочется верить, что своим примером я вдохновляю своих учеников стремиться к победам и не бояться трудностей. Я и мои ученики с удовольствием принимаем участие в различных конкурсах, олимпиадах и творческих проектах, нередко занимая в них призовые места.

Четвертая причина - насыщенная общественная жизнь. Я являюсь не только учителем-предметником, руководителем ШМО, но и классным руководителем 6 класса. И с моими детьми я поняла – иногда самое интересное начинается после уроков. Подготовка к мероприятиям школьного и муниципального уровня, соревнования, благотворительные акции сближают нас и расцвечивают жизнь яркими красками.

А самая важная причина – возможность менять мир к лучшему. Я имею законное право влиять на мировоззрение детей и их рост. Не указывать проторенный путь познания, а помогать найти свою дорогу. Да, зачастую это требует много сил, времени и энергии, но оно того стоит. Если мой ученик победил себя вчерашнего, став лучше, это же прекрасно! Я просто рядом и я этому радуюсь.

С каждым новым уроком ко мне приходит уверенность в моих силах. Неподдельный интерес к физике, восторженные взгляды учеников стали первой наградой. Но этого недостаточно. Современные дети чаще черпают информацию из интернета, а не учебников, много времени проводят за компьютерами и планшетами. Поэтому педагог должен находиться на уровне современных требований, максимально использовать технические возможности, осваивать новые технологии.

С новым веком эволюционируют и профессиональные взгляды: резкая смена событий, постоянные нововведения, лавина информации оказывают сильное влияние на личность учителя. «Если мы будем учить так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра», - так считал  американский философ и педагог Джон Дьюи. Поэтому современный учитель должен обладать важными навыками, необходимыми для работы в новых условиях.

В контексте случившегося перехода на дистанционное обучение одним из самых востребованных качеств учителя оказался высокий уровень цифровой грамотности. Весной прошлого года учителя столкнулись с необходимостью в короткие сроки перестроить процесс таким образом, чтобы учащиеся даже дистанционно смогли освоить программу на высоком уровне.

Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию – еще одно требование к необходимым качествам современного педагога. А для успешной коммуникации нужно понимание, что волнует подростков. Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днем и не адаптируется к течению времени. Современный педагог должен интересоваться, чем живут подростки, разделять их увлечения и быть им верным помощником.

Учитель не должен останавливаться на когда-то приобретенных им знаниях. Человек, который приходит учить детей, должен постоянно повышать свою квалификацию, он не должен довольствоваться тем, что было написано в книгах многие годы назад. Он должен находить новые приемы и методы в обучении. Учиться у своих коллег и экспериментировать на своих уроках (конечно, не в ущерб программе). Он должен много читать. Современный человек, и тем более учитель, должен быть эрудированным и компетентным во всех вопросах. Учитель - это многогранный и разносторонний человек, который интересен детям не только как педагог, но и хороший собеседник, знающий ответ на все вопросы.

Современные технологии, как и школьные программы, не стоят на месте. С каждым годом они удивляют нас своими необычными решениями, новшествами. И если учитель не любит свою работу, то даже информационные технологии не помогут ему стать современным учителем и завоевать авторитет ребенка.  Поэтому остаются важны такие человеческие качества педагога как человечность, доброта, порядочность, честность, ответственность, справедливость, обязательность, объективность, щедрость, уважение к людям, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, патриотизм, отзывчивость…

И, тем не менее,  какие бы технологии ни изобретал человек, я считаю, многое зависит и будет зависеть всегда от личности учителя, от его профессионализма, его нравственных и моральных качеств. Именно сейчас, когда многое изменилось в мире, и далеко не в лучшую сторону, когда с экранов телевизоров не сходит жестокость, насилие, пошлость, когда произошла дезориентация человека в мире ценностей, идеалов и, как следствие, наблюдаем снижение значимости гражданской и общественной культуры, как никогда возрастает роль учителя в формировании нравственно здоровой личности. И поэтому в моем представлении учитель XXI века – это не только профессионал своего дела, идущий в ногу с прогрессом, но это, прежде всего, человек, живущий по нравственным законам, не отступающий от моральных принципов, своего рода эталон порядочности, пример для подражания. Только формируя у себя подобные качества, учитель способен работать в современном учебном учреждении.

Вообще, на мой взгляд, не очень-то и важно, учитель ты ХХ или ХХI века, главное, чтобы это было твоим призванием и твоя работа приносила пользу обществу.

Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,

То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.

И помни, ты несёшь за всё ответ: за их печали, радости, невзгоды.

И каждый твой урок и твой совет ученики проносят через годы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Элективный курс "Можно ли было изменить историю XX века? История XX века через призму событий и деятельности реформаторов"

Программа элективного курса предпрофильного обучения "Можно ли было изменить историю XX века? " составлена для углубленного изуче­ния истории Отечества XX века. Курс будет расширять знания, полученные...

Презентация к уроку истории средних веков в 6 классе "Королевство франков в 6-8 веках"

Презентация содержит слайды, содержащие план урока, логические схемы, задания для самостоятельной  практической работы учащихся и для закрепления изученного на уроке. Основано на учебнике  и...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...