Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Страницы истории»
учебно-методический материал

Хусаинова Ляйсан Адибовна

Рабочая программа  по курсу внеурочной деятельности  «Страницы истории»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stranitsy_istorii.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП ООО МОБУ Каранская СОШ

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

Каранская средняя общеобразовательная школа

«Рассмотрено»                       « Согласовано»                                    «Утверждено»                                                   Руководитель ШМО                        Заместитель директора                         Директор  школы

_____        ____________            ______ _______                                 ______А.Ф.Мансуров

Протокол № ____                     ______________ .                                     Приказ от______№_____

от  ____________                                                                                        

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Страницы истории» 

7 класс

 срок реализации: 1 год

общеинтеллектуальное направление 

 

Составлена на основании ООП ООО МОБУ Каранская СОШ МР Буздякский район  

РБ от 30.08.2019

                                                                         

  Составитель:   Хусаинова Л.А,

                                                                                                              учитель истории

СОДЕРЖАНИЕ

1)    Результаты освоения курса внеурочной деятельности;

2) Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

3) Тематическое планирование.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности в 7 классе

по общеинтеллектуальной направленности  «Страницы истории»

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- формирование ответственного отношения к учению;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной  

  деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные

  действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её

  реализации; определить наиболее эффективные способы достижения  

  результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на    

  основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины

  успеха/неуспеха учебной деятельности.

Познавательные:

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей

  деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и

  др.);

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных

  заданий;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность

  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою

  собственную;

Коммуникативные:

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение    

  основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и

  др.;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

  (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план,

  тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.),

  использовать  современные источники информации, в том числе материалы

  на электронных носителях.

Предметные:

- характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших

  исторических событий;

- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких

  источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

- рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их  участниках;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные

  исторические эпохи;

- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в

  учебной литературе;

- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в

  создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по

  поиску и охране памятников истории и культуры).

Направления работы:

  • духовно-нравственное воспитание – проектная, просветительская деятельность;
  • патриотическое и гражданское воспитание – шефство; благоустройство школы и микрорайона;
  • здоровьесберегающее – пропаганда ЗОЖ;
  • формирование толерантности

 организация досуга

 

Ожидаемые результаты:

Занятия должны помочь учащимся:

◄ усвоить основные базовые знания по истории; её ключевые понятия;

◄ помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;

◄ формировать творческое мышление;

◄ способствовать успешному выступлению на олимпиадах, играх,  

     конкурсах.

Формы и режим занятий: 

Программа предназначена для обучающихся 7 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на 31ч. (1 час в неделю).

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсии, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки,) мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, , составление и разгадывание кроссвордов, «круглые столы»., просмотр тематических видеофильмов, компьютерных презентаций, экскурсии, прогулки на свежем воздухе.

 

Список литературы.

1. Балязин В.Н. История России в занимательных рассказах, притчах и  

     анекдотах. М.: Дрофа, 2014.

2. Борисов Н.С. Русские полководцы XIII-XVI веков: Кн. Для учащихся ст.    

    классов.-М.: Просвещение, 2013.-192 с.

3. Дереклеева Н.И. Мастер-класс по развитию творческих способностей

    учащихся / Н.И. Дереклеева. – М.: «5 за знания», 2017. – 224с.

4. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России!

5. История. Внеклассные мероприятия / Сост. И.В. Кузьмина. Волгоград:

    Учитель, 2016

6. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVI века. М,

     Росмэн, 2015

7. Селевко Г.К. Воспитательные технологии. / Г.К.Селевко - М.: НИИ

    школьных технологий, 2014.-320с.

Интернет — ресурсы для  учителя

1. http://ancientrome.ru/ История Древнего Рима.                                                  

2. http://www.ancienthistory.spb.ru/ История Древнего мира

3. http://ancient-east.ru/ Древний Восток

4. http://www.mystic-chel.ru/primeval/ Древний мир - История

    Древнего мира

5.

http://www.rusizn.ru/rus.html Древняя Русь

6. http://vsempomogu.ru/histori/257-4.html Первые русские князья

7.http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%F2%EE%EF%E8%F1%E8_%D0%F3%

   F1%E8. Летописи Руси — Википедия

8. http://www.kidsoft.ru/arch-2005/files/web_design/wd_24/bit.htm Мир древних

    Славян

9. http://www.donkras.ru/gal/spartak/ Восстание Спартака

Список литературы для обучающихся

1. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция

2. Грицак Н.И.Пекин и Великая Китайская стена. — М.: Вече, 2005

3. Каждан А. В поисках минувших столетий.

4. Кун Н. А.   Легенды и мифы Древней Греции. М.: Искатель,2011.-256 с.

5. Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима. 

6.Немировский А.И. Книга для чтения по истории Древнего мира:Пособие

   для учащихся 5 класса сред. Шк. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.:

   Просвещение, 1990.-239 с.: ил.

7. Немировский А. И. Нить Ариадны.

8. Парандовский Я. Олимпийский диск.

9. Рубинштейн Р. Разгаданные письмена

Интернет - ресурсы для  обучающихся

1. http://slawa.com.ua/bogi/slavyanskie-prazdniki.html Славянские праздники |  

    Праздники Славян

2. http://www.velesovkrug.ru/obnovleniya-na-sayte/slavyanskie-bogi-bogi-

    slavyan-russkie-bogi-panteon-drevnyay.html Славянские боги - Боги славян –

    Русские боги - Пантеон - Древняя Русь...

3. http://www.websib.ru/~gardarika/Knaz%20galeri/nestor/index.htm 

    Первые русские князья

4. http://interpretive.ru/dictionary/447/word/vostanie-spartaka Восстание

    Спартака

Технические средства обучения (средства ИКТ)

  1. Компьютер   Основные технические требования: графическая операционная    система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками; в комплект входит пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных).
  2. Принтер лазерный
  3. Проектор
  4. Экран (на штативе или навесной)   Минимальные размеры 1,5 × 1,5 м

Контроль за уровнем освоения обучающимися программы внеурочной деятельности 

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Контроль осуществляется в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, ролевые игры, участие в фестивале учебных предметных презентаций; либо в форме дифференцированного или недифференцированного зачета (по выбору педагога) в конце изучения каждого тематического раздела. Зачет проводится в виде беседы на заданную тему, групповой работы, игры, письменного тестирования или устного опроса, самостоятельной работы, защиты творческих работ.

         

 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

ВВЕДЕНИЕ (3часов)

Что такое история?

Что изучает наука – история? История – наука о прошлом человечества. Почему следует изучать и знать историю? Геродот – «отец истории».  

Богиня Клио раскрывает тайны.

Клио – муза истории, её атрибуты – свиток и палочка для письма. Эта муза «дарует славу» тем, кого она заносит в свой свиток. Мифы и легенды. Загадки забытых цивилизаций.

Науки-помощницы истории.

Как люди узнают о прошлом. Письменные источники о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории. Источники знаний о прошлом. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Географические названия - свидетели прошлого.  Нумизматика – старинные монеты.

Лингвистика – наука о языке. Метрология -  старинные меры веса, длины, площади. Историческая карта.

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 часов) 

Жизнь древнейших людей.

Древнейшие люди – наши далёкие предки. Расселение древнейшего человечества. Влияние природных условий на жизнь первобытных людей. Занятия, орудия труда первобытных людей. Родоплеменные отношения.

Переход от собирательства к земледелию и скотоводству. Соседская община. Развитие ремесла. Обмен произведенными продуктами.

Возникновение религии и искусства

Представления первобытных людей об окружающем мире. Первобытные верования. Зарождение искусства. Пещерная живопись. Загадки древнейших  рисунков.

Игра «Что? Где? Когда?»

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК (6 часов)

Военные походы фараонов.

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Завоевательные походы фараонов.

Религия древних египтян.

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов.  Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Боги и люди в  мифах  и легендах. Представление о загробном мире.

Храмы и пирамиды.

Вавилонский царь Хаммурапи.

Древний Вавилон. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Законы Хаммурапи.

Китайский мудрец Конфуций.

Возникновение религиозно-философских учений. Конфуций и конфуцианство. Мудрость – в знании старинных книг.

Великая китайская стена. 

Памятники культуры Китая. Тайна Великой китайской стены. История и легенды. Самые интересные факты и события из истории Стены.

Турнир «Знатоки Востока».

Вклад народов Востока в мировую историю и культуру.

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (7 часов)

Троянская война.

Троя и Троянская война. Троянская война: миф и реальность. Старинные предания о Троянской войне. Сокровища Трои.

Подвиги Герекла.

12 подвигов Геракла

Боги Древней Греции.

Боги и богини древней Греции. Пантеон олимпийских богов. Титаны и олимпийцы.  Мифы и легенды о людях и богах.

Воспитание спартанцев.

Общественное устройство Спарты: воспитание и образ жизни. Спарта – военный лагерь. Воспитание мальчиков в Спарте.

Олимпийские игры.

Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Значение Олимпийских игр.

Александр Македонский.

Восхождение на трон. Поход на север и покорение Фив. Завоевание Малой Азии, Сирии и Египта. Разгром Персидской державы. Царь Азии. Поход в Среднюю Азию. Поход в Индию. Последние годы Александра. Смерть Александра Македонского. После Александра. Память об Александре Македонском.

Путешествие по Древней Греции.

ТЕМА  IV.  ДРЕВНИЙ РИМ (4 часов)

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Установление власти Рима в Западном Средиземноморье. Установление власти Рима в Восточном Средиземноморье. Победы Рима над Карфагеном. Последствия римских завоеваний. Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян.

Восстание Спартака.

Рабство в Римской республике. Начало восстания. Силы и планы сторон. Первая победа восставших. Рабы в ловушке.  Война с Крассом. Итоги и последствия восстания. Образ Спартака в наши дни.

Юлий Цезарь.

Участие в политической борьбе. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Реформы Цезаря.  Брут и Цезарь. Убийство Цезаря  в сенате.

Викторина «Древний Рим».

История Древнего Рима. Великие люди Древнего Рима.

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4 ч)

Жизнь древних славян.                                                                                                        Кто такие славяне? Расселение, соседи, занятия, общественный строй восточных славян. Предпосылки образования государства. Соседская община. Союзы восточнославянских племен. Новгород и Киев – центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве.

Славянские боги и праздники.

Религия древних славян. Язычество на Руси. Принятие христианства на Руси: причины и обстоятельства. Праздники и обряды.

Первые русские князья.

Первые Рюриковичи. Рюрик – варяжский князь. Деятельность князя Олега. Правление Игоря. Походы князя Святослава. Владимир Святославич. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Владимир Мономах. 

Русские летописи.

Летописец и летопись. «Повесть временных лет».

Лаврентьевская и Троицкая летописи. Новгородская и Псковская летописи.

ТЕМА VI. НАШ  КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (4 ч)

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны. 

Начало Великой  Отечественной  войны. Перестройка всей жизни  на военный лад. Трудовые подвиги земляков.

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

Героизм односельчан на фронтах войны. Участие их в партизанском движении. Односельчане  – фронту. Вклад односельчанцев в победу над врагом. Дети войны.

Выпуск газеты «Страницы истории».

Оформление  и  защита  творческих  работ. Оформление  стенгазеты «Страницы истории».  

 

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. 

№ п/п

Темы курса

Количество часов

Введение (3ч)

1

Что такое история?

1

2

Богиня Клио раскрывает тайны

1

3

Науки-помощницы истории

1

ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 ч)

4

Жизнь первобытных людей

1

5

Возникновение религии и искусства

1

6

Игра «Что? Где? Когда?»

1

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ  ВОСТОК (6 ч)

7

Военные походы фараонов

1

8

Религия древних египтян

1

9

Вавилонский царь Хаммурапи

1

10

Китайский мудрец Конфуций

1

11

Великая китайская стена

1

12

Турнир «Знатоки Востока»

1

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (7ч)

13

Троянская война

1

14

Подвиги Геракла

1

15

Боги Древней Греции

16

Воспитание спартанцев

17

Олимпийские игры

1

18

Александр Македонский

1

19

Путешествие по Древней Греции

1

ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ (4  часа)

20

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

1

21

Восстание Спартака

1

22

Юлий Цезарь

1

23

Викторина «Древний Рим»

1

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4 ч.)

24

Жизнь древних славян

1

25

Славянские боги и праздники

1

26

Первые русские князья

1

27

Русские летописи

1

ТЕМА VI. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ (4 ч.)

28

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

1

29-30

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

2

31

Выпуск газеты «Страницы истории»

1

 

Календарно – тематическое планирование

Тема

Дата

Примечания

план

факт

ВВЕДЕНИЕ (3 ч.)

1

Что такое история?

2.09

2

Богиня Клио раскрывает тайны

9.09

3

Науки-помощницы истории

16.09

        ТЕМА I. ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (3 ч.)

4

Жизнь первобытных людей

23.09

5

Возникновение религии и искусства

30.09

6

Игра «Что? Где? Когда?»

7.10

ТЕМА II. ДРЕВНИЙ  ВОСТОК (6 ч.)

7

Военные походы фараонов

14.10

8

Религия древних египтян

11.11

9

Вавилонский царь Хаммурапи

18.11

10

Китайский мудрец Конфуций

25.11

11

Великая китайская стена

2.12

12

Турнир «Знатоки Востока»

9.12

ТЕМА III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ (7ч.)

13

Троянская война

16.12

14

Подвиги Геракла

23.12

15

Боги Древней Греции

13.01

16

Воспитание спартанцев

20.01

17

Олимпийские игры

27.01

18

Александр Македонский

3.02

19

Путешествие по Древней Греции

10.02

ТЕМА IV. ДРЕВНИЙ РИМ (4ч.)

20

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

17.02

21

Восстание Спартака

2.03

22

Юлий Цезарь

16.03

23

Викторина «Древний Рим»

30.03

ТЕМА V. ДРЕВНЯЯ РУСЬ (4ч.)

24

Жизнь древних славян

6.04

25

Славянские боги и праздники

13.04

26

Первые русские князья

20.04

27

Русские летописи

27.04

ТЕМА VI. НАШ КРАЙ В ИСТОРИИ СТРАНЫ  (4ч.)

28

Наш  край  в  годы  Великой  Отечественной  войны.

4.05

29

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

11.05

30

Наши  земляки -  участники Великой Отечественной войны.

18.05

31

Выпуск газеты «Страницы истории»

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Вопросы истории»

Современный этап развития современного общества предъявляет особые требования к подготовке молодого поколения, формированию достойного гражданина демократического государства. Познанная и правильно по...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории «Вспомогательные Исторические Дисциплины»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории "Вспомогательные исторические дисциплины" рассчитана учащихся 8, 9 класса. Курс ВИД включает программу ознакомления обучающихся по ...

рабочая программа по внеурочной деятельности "Страницы истории"

Программа «Страницы истории» имеет научно-познавательную (общеинтеллектуальную) направленность и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 7 класса ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Страницы Истории» для 6 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Страницы истории школы» для 5 классов...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 9 класс

laquo;Подготовка к ГИА (история)» на уровень основного общего образования 9 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по истории 10 класс

laquo;История за рамками учебника» 10 класс, рассчитана на 2 часав неделю ( 68 часов)   «История Новейшего времени. Россия в XХ-XXI веках.   Подготовка к ...