Мои технологии
материал

Сигорских Марина Анатольевна

Специфика работы психолога в состоит в том, что он должен владеть различными современными технологиями, методами и приемами, уметь их комбинировать и модифицировать.
Какие же современные образовательные технологии наиболее актуальны в моей работе педагога-психолога ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_tehnologii.docx29.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мои технологии.

Психолого-педагогические технологии – это определенная система содержания, средств и методов обучения и воспитания, направленных на решение психологических задач.

 Для организации работы я использую технологии, способствующие всестороннему воздействию на личность ребенка, такие как здоровьесберегающие, игровые и информационно-коммуникативные.

   Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни. Данную  технологию я ставлю на первое место, так как считаю, что здоровье ребёнка, как физическое, так и психическое, это самое главное. Особенно важно это становится сейчас, когда в общеобразовательные школы стали приходить  дети с ОВЗ.  Наша задача – помочь этим детям стать полноценными членами общества. Не теряют актуальности слова В. А. Сухомлинского: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».  В рамках здоровьесберегающих технологий проводятся  диагностические мероприятия с детьми, где выявляются их основные проблемы, и коррекционно-развивающая работа с обучающимися, где эти проблемы решаются.

В своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

- непрерывность и преемственность — работа ведётся не от случая к случаю, а на каждом занятии;                                                                                                                        - комплексный, междисциплинарный подход — взаимодействие всех      участников образовательного процесса (педагоги, психолог, логопед);                                                 - соответствие содержания и организации психолого-педагогической деятельности индивидуальным особенностям учащихся;                                                                             - формирование положительных установок – создание ситуации успеха.        

Здоровьесберегающие технологии включают в себя:

- технологии сохранения и стимулирования здоровья;

- технологии обучения здоровому образу жизни;

- коррекционные технологии.

Используя технологии сохранения и стимулирования здоровья, я провожу большое количество различных гимнастик, а именно:

- гимнастика для глаз;

- гимнастика дыхательная;

- гимнастика пальчиковая;

- динамическая пауза;

- релаксация (провожу в сенсорной комнате).

Зрительная гимнастика проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Гимнастику для глаз  я провожу в качестве физкультминутки или как самостоятельное занятие в программе коррекционного курса по сенсорному развитию. Упражнения сопровождаются специально подобранными стихами, выполняются с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, бабочки и т. п.)

Дыхательные упражнения  и пальчиковую гимнастику я провожу или в начале занятия с целью настроить детей на предстоящую работу, как организационный момент, или во время физкультминутки.  Дыхательная гимнастика  включает в себя упражнения на укрепление мышц диафрагмы и развитие дифференцированного вдоха через нос и выдоха через рот («Нюхаем воздух», «Насос»), упражнения на постановку речевого дыхания («Дровосек», «Надувная игрушка», «Одуванчики»), упражнения на тренировку синхронной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной системы («Ветерок», «Послушный мяч») и др.  Пальчиковая гимнастика - занятие для улучшения мелкой моторики у детей. Такой процесс комплексных упражнений для пальцев рук  помогает стимулировать мозговую деятельность, активизируя определенные зоны полушарий, отвечающие за слух, речь, движения и психику. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал в свое время, что ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Все упражнения, как правило, сопровождаются соответствующими стихами, что способствует одновременному развитию речи.

На коррекционных занятиях обязательно провожу динамические паузы. Они проходят чаще всего в виде речедвигательных упражнений, предполагают развитие координационно-регулирующих функций речи и движения. Они развивают дыхательную систему, все виды моторики, устанавливают ассоциации между выразительными движениями и персонажами сказок, стихов, драматизации.

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливать силы, помогает сконцентрировать внимание. С этой целью в работе с детьми я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, так как в них есть элемент игры. Для достижения максимального эффекта от релаксационных упражнений я подбираю музыкальный репертуар. Музыка должна быть спокойной, умиротворяющей, расслабляющей, она не должна напрягать и вызывать раздражение. Это могут быть звуки природы: шум моря, плеск воды, журчание ручейка, щебет птиц и т. д. или просто какая-то приятная мелодия.

 Технологии обучения ЗОЖ включают в себя:

-  разнообразные коммуникативные  игры; 

- игротерапия, игротренинги  (Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры,    в котором  происходит формирование     и укрепление собственного «Я», успешное моделирование собственного  настоящего         и будущего. Это процесс совместного с ребенком проживания и осмысления какой-либо жизненно важной ситуации, поданной в игровой форме);

- элементы массажа и самомассажа  (Используются массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук: поглаживание, растирание, легкое надавливание,  похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочередно. Используются упражнения с колючими мячиками, катание грецкого ореха или шишки, катание ребристого карандаша, имитация скатывания колобка, палочек,  сжимание резиновых игрушек разной плотности и др. В результате усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.).

К коррекционным технологиям я отношу:

- технологии музыкального воздействия;

- логоритмику;

- психогимнастику;

- песочную терапию.  

Технологии музыкального воздействия используются чаще всего в комплексе с другими технологиями (релаксация, логоритмика и др.)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики, которое связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной, познавательной и др. Логопедическая ритмика включает в себя: ходьбу в разных направлениях;  упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;  упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание; речевые упражнения без музыкального сопровождения; упражнения, формирующие чувство музыкального темпа; ритмические упражнения; пение; упражнения на развитие мелкой моторики. Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Элементы психогимнастики  я использую в направлении психологической профилактики.  Это разнообразные игры и упражнения. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием, тем самым объединяется деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, а с помощью моих комментариев к этим процессам подключается и внутреннее внимание детей.)  Психогимнастика помогает детям преодолевать барьеры в общении, лучше понимать себя и других, снимает психическое напряжение, дает возможность самовыражения.

Игры с песком – это один из самых любимых видов деятельности детей и в тоже время сильнейший метод воздействия на психическое развитие ребёнка. Песочная терапия стабилизирует эмоциональное состояние.  Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики, совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей). Благодаря проигрыванию внутренних переживаний в терапевтических играх с песком, дети освобождаются от гнетущего груза внутренних переживаний. Важно уметь  наблюдать за их поведением во время игры, учиться понимать и расшифровывать их поведение и адекватно на него реагировать. Такие игры называются проективными и их значение трудно переоценить.

Информационно-коммуникационная  технология. 

Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к воспитанию и обучению детей, такие, как включение в процесс образования современных информационных  технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).

Информатизация общества ставит перед педагогом-психологом задачи: идти в ногу со временем, стать для ребенка проводником в мир новых технологий, наставником в выборе компьютерных программ, сформировать основы информационной культуры его личности. Богатейшие возможности  для  этого  предоставляют  современные информационные  компьютерные  технологии.  Наглядность материала  повышает  его  усвоение  учениками,  так  как задействованы все каналы восприятия информации учащихся –зрительный,  механический,  слуховой  и  эмоциональный.

С использованием ИКТ-технологий я провожу диагностику, обработку и анализ результатов тестов, анкет, наблюдений; коррекционно-развивающую работу, психологическое просвещение, мультимедийные занятия,  коррекцию эмоционально - волевой сферы. Данные технологии позволяют использовать электронные обучающие и развивающие игры и задания (сообщают знания, формируют умения и навыки,  например на развитие внимания, изучение геометрических фигур, изучение цветов, развитие мышления и т.д.), презентации, музыку, релаксационные программы и т.д.  Благодаря этому занятие  «оживляется», меняется эмоциональный настрой детей, значительно экономятся силы психолога и появляется возможность шире использовать коррекционные возможности. Использование ИКТ-технологий способствует развитию высших когнитивных функций; сенсомоторных и  перцептивных навыков, повышению мотивации, развитию  интеллектуальных и творческих возможностей. 

Преимущества компьютера состоят в следующем:

-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

-несет в себе образный тип информации, понятный школьникам;

-движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; обладает стимулом познавательной активности детей;

-предоставляет возможность индивидуализации обучения;

-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Введение информационных технологий в работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья подчинено задаче максимально возможного развития ребенка, преодоления уже имеющихся и предупреждения новых отклонений в развитии. Занятия  с использованием ИКТ имеют большой потенциал для проведения коррекционной работы, направленной на концентрацию внимания, развитие мышления, воображения, мелкой моторики руки. Они решают следующие задачи:

 -изучение компьютера

- коррекция психического здоровья

 -повышение эффективности обучения

 -интеграция детей в информационное общество.

Использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программы базируются, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

Игровая технология.

Данную технологию сложно, на мой взгляд, выделить в отдельную категорию, так как элементы игр присутствуют во всех  названных категориях. Игра имеет важное значение в процессе обучения и воспитания детей, а в коррекционной педагогике её значение ещё более возрастает. Игру можно рассматривать как важнейший вид самостоятельной деятельности детей, позволяющей ребёнку самореализоваться и самоутвердиться; фактор, формирующий внутренний мир ребёнка, способствующий его психологическому и нравственному развитию; метод организации и сплочение коллектива; эффективное средство формирования интереса к коллективной деятельности; сферу общения; способ формирования творческой и социально активной личности; средство социализации; средство психокоррекции и диагностики личности.

Игры занимают значительное место в работе педагога-психолога  и выполняют  три основные функции:

- инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений,  выражается в игровых упражнениях;

- гностическая способствует формированию знаний и развитию мышления, обучающая выражается в дидактических методиках;

- социально-психологическая направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.

                Данная технология эффективна в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).

    Игры проводятся индивидуально, в  парах и группах,  с использованием (отсутствием) разной атрибутики. Игровая форма занятий создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Игровые технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся, поэтому я их использую  для успешной социализации и адаптации  детей, формирования коммуникативных навыков, свободной самореализации, снятия агрессии и ослабления негативных эмоций (например, сделать комки-снежки из бумаги и покидать их в корзину, порвать газету на мелкие кусочки, подбросить в воздух и сказать «Уходи злость, уходи»), для коррекционно-развивающей работы.

В психолого-педагогическом процессе  я применяю различные виды игр:

- модификации деловых и сюжетно-ролевых игр («Лесная школа», «Первоклассник»);

- игры на развитие памяти, внимания, мышления, воображения, речи («Что изменилось?», «Повтори за мной», «Три движения», «Летает – не летает» и др.);

- коммуникативные игры;

- дидактические игры (игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки и др.);

- игры на групповую сплочённость («Паровозики», «Гусеница», «Слепой и поводырь»).

Особенно я хотела бы остановиться на коммуникативных играх, так как современные дети испытывают трудности в общении, часто конфликтуют,  не могут самостоятельно организовать игру, распределить роли, соблюдать правила игры.

Играя с детьми в коммуникативные игры, психолог  оказывает практическую помощь детям в социальной адаптации; развивает средства невербальной коммуникации: мимику, пантомиму, жестикуляцию; создаёт позитивное отношение к собственному телу                и развивает способность управлять им; развивает умение понимать друг друга; вникать   в суть полученной информации; учит определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи; воспитывает доверительное отношение друг к другу; развивает невербальное воображение, образное мышление.

Коммуникативные игры классифицируются в соответствии с той функцией, которую они выполняют в развитии динамической стороны общения у детей.

 Игры – пластические импровизации, развивающие творческое воображение    и эмоционально выразительные движения («Пантомима», «Скульптор» и др.).

 Игры – зеркала, пластические диалоги в парах, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Запрещённое движение» и др.).

 Тактильные игры, когда дети прикасаются  друг к другу, держатся за руки («Здравствуй, друг!», «Молекулы»).

Использование названных  психолого – педагогических технологий позволяет  мне разумно сочетать современные и традиционные средства и методы психологического воздействия, вызывает интерес и потребность общения у детей, снимает коммуникативные барьеры, а также развивает тактильные ощущения, мелкую моторику и все виды познавательных процессов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная технология – технология мотивации к изучению иностранного языка, технология развития креативности учащихся

Обмен опытом работы по данной технологии. Сообщение было сделано на методическом совете школы с представлением результатов проектной работы.  Таковыми стали составленные схемы маршрутов британски...

Учитель технологии Лазарева Т.С. ГБОУ СОШ 629 Планирование по технологии 6 класс. Учебник «Технология» для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений. Под

Кулинария (12 часов) 6 класс.1Знать о необходимости и ценности витаминов и минеральных солей для организма человека.2 Знать необходимые злаки и крупы получаемые из них.3 Уметь перебирать крупы и...

самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)

повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся      путём выполнения заданий т...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС с использованием современных образовательных технологий (технология проблемного обучения, технология групповой деятельности, здоровьесберегающие технологии, информац

Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русского художника, развивать образное мышление, речь, зрительную память, умение анализировать свои впечатления; побуждать интерес к изобразительному иск...