«Имя существительное» (урок-обобщение).
план-конспект урока

Ворникова Татьяна Николаевна

«Имя существительное» (урок-обобщение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_chetvert_5kl._imya_sushchestvitelnoe23.12.2020uch.g.docx20.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по письму и развитию речи на тему «Имя существительное» (урок-обобщение) в 5 –А классе . 23.12.2020-21уч.г.

Цель:

 Обобщить и закрепить знания детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имен существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени существительного  как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся.

Развивающие:

1.     Развивать аккуратность, грамотность при письме.

2.     Расширять активный словарь.

3.     Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы,  сигнальные карточки, плакат со словами.



Ход урока.

1. Организационный момент

- Рапорт дежурного

- Девиз урока

Наш девиз:

Мы - умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы – старательные!

Мы – отлично учимся!

Всё у нас получится.

(дети читают вслух)

-На уроке нам предстоит большая и интересная работа. Пожелаем мысленно друг другу хорошего настроения и успеха.

2. Проверка  домашнего задания.

Прежде чем начать урок давайте проверим как вы выполнили домашнее задание

3. Основная часть урока - введение в тему, сообщение темы и целей занятия.

Ну а сейчас послушайте загадку:

Эта часть речи предмет означает

И на вопросы «Кто?», «Что?» отвечает. 

- О какой части речи идёт речь? (имя существительное)

- Молодцы!

А сейчас послушаем стихи :

Все что существует, оно обозначает,
На вопрос кто? и что? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
*************************************************************************************************
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
************************************************************************
Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.

А теперь открываем тетради и записываем число и тему урока.

Словарный диктант.(работают у доски)

Ребята, учителя нашей школы попросили ответить вас на некоторые вопросы

(видео опрос)

-Молодцы!

А теперь поиграем в игру « Корректор» (задание на доске)

 Цель работы: проверка орфографической зоркости .

  • Поздняя ос_нь. Грачи ул_тели. П_ля опустели. Только не сжата п_лоска одна. Грус_ную думу наводит она.
  • Вставить буквы, объяснить написание.
  • Думай !

Встали все. - динамическая пауза игра «Хлопаем-топаем»

. - Если единственное число хлопаем в ладоши, множественное число – топаем ногами.

машина, собака, ручки, карандаши. книга, яблоки, окна, стол, грибы, стул, чашка.

- Молодцы! Справились с этим заданием.

Физминутка.

- Работа с учебником стр. 123 упр…196… (у доски)

А сейчас проверим ваши знания, как вы усвоили одушевленные и неодушевлённые предметы. Проведём небольшой тест.

Самостоятельная работа.

А сейчас подумайте и скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать? (явления природы, чувства, посуду)

- И следующее наше задание «Допиши словечко». Вам нужно записать в каждую группу существительных еще по пару слов.

Явления природы- мороз,…

Профессии- повар, …

Мебель- диван, …

Животные- собака,…

Транспорт- машина, …

- Молодцы! И с этим задание вы справились. 

4. Заключительная часть урока.

Какую часть речи мы с вами изучали на уроке?

- Какие задания мы выполняли в ходе нашего урока?

Какие грамматические признаки сущ. Мы уже знаем?

- Сегодня вы показали отличные знания, хорошо поработали на уроке.

5. Оценивание.

6. Рефлексия.

7. Домашнее задание.

Самоанализ урока русского языка по теме «Имя существительное.Грамматические признаки существительного.закрепление».

Урок русского языка был проведён в 5 классе согласно календарно-тематическому планированию. Тема урока « Имя существительное. Грамматические признаки существительного, закрепление.». На изучение темы в курсе преподавания «Русского языка» в 5 классе по программе под редакцией В.В. Воронковой отводится 11 уроков. Данный урок- 8.

. Состав класса:  6 учеников - 3 мальчика  и 3 девочки.

Класс сложный,так как внимание практически у всех рассеянное.

Работоспособность - снижена, быстрая утомляемость и высокая степень отвлекаемости:  

Низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема и распределения внимания:  у всех детей

Испытывают затруднения при пересказывании текста - несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень развития образного мышления,:  все дети

Трудно понимает объяснение с первого раза – слабая концентрация внимания, низкий уровень развития восприятия, низкий уровень развития произвольности: все

Слабое развитие моторики пальцев рук: у всех

Низкий уровень развития механической памяти, слабая концентрация внимания, низкий уровень развития долговременной памяти:  у всех

Несформированность приемов  учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности:  у всех детей

Целью данного урока является: обобщение и закрепление знаний детей о таких грамматических признаках имен существительных, как собственные и нарицательные имена существительные, число имен существительных, одушевленные и неодушевленные имена существительные, род имен существительных.

Задачи:

Образовательные: формировать умения применять на практике знания о грамматических признаках имени существительного  как части речи, развивать устную и письменную речь учащихся. · Умение работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

- умение проявления самостоятельности в разных видах деятельности.

- понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и чувств;

Развивающие:

1.     Развивать аккуратность, грамотность при письме.

2.     Расширять активный словарь.

3.     Развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес, любовь к родному языку, положительную мотивацию к учению, старательность.

Оборудование:

Использование современных образовательных технологий - проблемно-диалогической технологии, ИКТ, технология здоровьесбережения (двигательные физминутки, дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности учащихся, санпин), рабочие тетради, учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений «Русский язык» 5 класс, под редакцией Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской.


По типу урока - это урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления) на основе системно - деятельностного подхода. В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы организации учебной работы: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная, дифференцированная. А также использовано оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

Свой урок я строила в соответствии с программой, используя информационно-коммуникативные технологии. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска пятиклассников, соответствовал их жизненному опыту. Каждый этап урока был нацелен на достижение определённого результата.

Учебный материал урока соответствовал принципу доступности и был посилен для учеников пятого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт этого содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учеников.

Таким образом, решение задач урока способствовало достижению его цели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

имя существительное(урок обобщение) 6 класс

Урок - обобщения знаний .Тема: имя существительное, 6 класс. Форма урока: урок - практикум.Форма обучения: групповая, коллективная....

Имя существительное (урок-обобщение, 5 класс)

Урок-обобщение по теме "Имя существительное". Проводится в 5 классе после изучения темы....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» (урок-обобщение)

Занимательный материал поможет учащимся вспомнить сведения об имени существительном и не даст  им скучать на уроке....

Презентация к уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)

Презентация к  уроку по русскому языку на тему "Обобщение знаний об имени существительном" (урок-обобщение в 6 классе)...

Семья - имя существительное. Урок-обобщение в 6 классе по программе Разумовской

Данный урок - обобщение темы "ИМя существительное". Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС, направлен на развитие речи....

В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)

Методическая разработка урока по русскому языку.Тема. В гостях у имени существительного (урок-обобщение, 5 класс)Цель. Расширить представление обучающихся о роли имени существительного в речи....