Доклад "Стратегии смыслового чтения"
материал

Беляева Мария Владимировна

В докладе представлены примеры использования стратегий смыслового чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_strategii_smyslovogo_chteniya_.docx19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

Стратегии смыслового чтения

Выполнила: Беляева Мария Владимировна, учитель русского языка и литературы

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Для работы с текстом читатель выбирает свои стратегии. 

Стратегии смыслового чтения - это комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.

Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий, таких как технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология, кейс-технология.

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Предтекстовые стратегии (приемы) нацелены на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, а также на создание мотивации к чтению. К наиболее распространенным, которые используются мной, относятся приемы «Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Лови ошибку».

Приемы «Мозговой штурм» и «Ассоциативный куст» позволяют за короткий промежуток времени, используя интеллектуальный потенциал каждого ученика, решить поставленные задачи. К данным приемам прибегаю для коллективного поиска решения проблемы, вовлечения в работу как можно большего числа учащихся.

На уроке русского языка в 5 классе при изучении темы «» использовала   прием «Ориентиры предвосхищения».

 1.    Учащимся необходимо   прочитать суждения и отметить те, с которыми они согласны (V).

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

 

 

 

 

 

 

Целью стратегии «Лови ошибку» является формирование умений читать вдумчиво, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, на основе имеющихся знаний подвергать сомнению достоверность имеющейся информации.

Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить допущенные ошибки. Ребята анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. В качестве примера можно привести записанный на доске текст с орфографическими ошибками. Детям предлагается найти их и записать в тетради исправленный вариант.

Далее предлагаю изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания и исправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.

Такой материал можно предложить и для анализа, и для творческой переработки текста.

К стратегиям текстовой деятельности относятся приёмы, которые помогают управлять процессом осмысления текста во время чтения. Мною в работе с обучающимися используются следующие:

  1. Прием «Чтение в кружок (попеременное чтение)», целью которой является проверка понимания читаемого вслух текста. Имеющийся в одном экземпляре текст даётся ученику, который читает абзац, остальные слушают его и задают вопросы чтецу, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют. Первым всегда читает учитель, он передаёт первому ученику, затем второму и т.д.

При чтении рассказа А.П. Платонова «Цветок на земле» были предложены следующие вопросы:

1.Почему дед Архип много спал?

2.Почему внук не даёт спать своему деду?

3.Куда дед с внуком пошли на прогулку?

4.Почему дед назвал цветок «самым святым тружеником»?

5.Для чего Афоня собрал охапку жёлтых цветов?

6.Почему рассказ называется «Цветок на земле»?

2. Стратегия «Чтение с остановками» применяется при чтении текстов различных типов речи. Её цель – управление процессом осмысления текста во время его чтения.

Материалом для работы может служить и лирический текст. Непременное условие для использования данного приёма – найти оптимальный момент в тексте для остановки. При этом на первом этапе идёт обсуждение заглавия текста и прогноз его содержания и проблематики. В недочитанной части рассказа - неизвестная информация, которая способна серьёзно повлиять на оценку событий. Этот приём требует не только серьёзной корректировки собственного понимания, но иногда даже отказ от прежней позиции в результате самостоятельного освоения нового.

Цель стратегии «Дневник двойных записей»: сформировать умение задавать вопросы во время чтения, критически оценивать информацию, сопоставлять прочитанное с собственным опытом.

Моменты, которые меня поразили, удивили

Комментарий: почему именно этот момент меня удивил?

Целью послетекстовых стратегий  является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Из стратегий послетекстовой деятельности ребята с удовольствием работают с приёмами: «Отношения между вопросом и ответом», «Вопросы после текста», «Тайм-аут», «Проверочный лист».

Цель стратегии «Тайм-аут»: самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

Цель стратегии «Отношения между вопросом и ответом» - обучение пониманию текста. Провела такую работу по выявлению уровня понимания текста после чтения сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях». Ученикам 5 класса выдаются листы с заданиями.

1.Заполните таблицу.

Фамилия автора

Название

Жанр

Тема

При ответе на вопрос необходимо найти место нахождения ответа.

2. Найдите и подчеркните в тексте предложение, которое подтверждает, что

1) в этой сказке есть волшебство;

2) эта сказка бытовая.

3. Как вы понимаете слова и выражения.

1) «Сочельник »– 

2) «Девичник » – _

3) «Сенная девушка » –

4. Найдите в тексте слова, которые встречаются в народных сказках. Запишите и подберите синоним. _ ___________  

5. Какой представляете Царевну?

6. Какой представляете Царицу? Отметьте ответы и объясните свой выбор.

  • жестокая 
  • добрая
  • молодая
  • властолюбивая

Ответы на поставленные вопросы, высказывание своей точки зрения, приведение доводов как в поддержку высказанного утверждения, так и в его опровержение, объяснение различных ситуаций с помощью текста, - пути, обеспечивающие развитие умений смыслового чтения, овладение школьниками различными механизмами чтения.

Использование той или иной стратегии смыслового чтения зависит от текста, его структуры. Каждую стратегию надо отрабатывать на уроках в ходе совместной деятельности учителя и учащихся.

Возвращаясь к началу своего выступления, где говорилось о цели смыслового чтения, могу сказать, что постоянная и терпеливая работа с текстом на любом уроке и учебном предмете научит ребёнка максимально точно и полно понимать содержание текста, улавливать все детали и практически осмысливать извлечённую информацию, работать с художественными, научно-популярными, деловыми текстами. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы смыслового чтения на уроках литературы

Приложение 1 ВерноНеверноНет информацииВ одной из отдаленных улиц Москвы   Сыновья и дочери живут в Петербурге   Барыня - вдова   Герасим был са...

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения

Смысловое чтение. Приемы и методы эффективного обучения различным видам чтения...

Методические рекомендации по обучению приёмам смыслового чтения на занятиях внеурочной деятельности " Час чтения"в 7 классе (по рассказу В.А. Костюнина "Рукавичка")

Цель занятия -развитие интереса к чтению литературы, обучение навыкам анализа художественного текста;- воспитание в детях доброго отношения к людям.Воспитательные цели: воспитание доброты, человечност...

Стратегии смыслового чтения. Смысловой анализ текста

Этот материал был использован при проведении мастер-класса по смысловому чтению с педагогическими работниками, чтобы показать возможности работы с текстом. Стратегии смыслового чтения сейчас необходим...

Технология продуктивного чтения как средство формирования навыков смыслового чтения

   Смысловое чтение - один из важнейших метапредметных навыков: именно от него зависит успешность ученика в освоении школьной программы. Технология продуктивного чтения - эффективный ...