Главные вкладки

    План-конспект урока по ОСЖ "Виды жилищ"
    методическая разработка (5 класс)

    Николаева Татьяна Андреевна

    План-конспект урока по "Основам социальной жизни" на тему "Виды жилищ"  для обучающихся 5 класса

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vidy_zhilishch_oszh.docx11.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Виды жилых помещений», 5 класс

    Цель: создать условия для расширения представлений о разнообразии жилищных построек, их особенностях, об удобствах, которые есть в квартире.

    Задачи:

    -уточнение знаний детей о различных видах жилья; отработка словообразовательных навыков и умений, умения моделировать фразу.

    -коррекция памяти на основе упражнений в запоминании.

    -воспитывать любовь к родному краю, дому.

    Ход урока.

    1. Организационный  момент.

    Прозвенел, друзья, звонок,

    Начинать пора урок.

    Вы друг другу улыбнитесь

    И работать все садитесь.

    II. Изучение новой темы.

    - Ребята, посмотрите на доску. Там написаны 6 букв.

    - Составьте из этих  букв слово?

    -Сегодня мы начинаем новый раздел, который называется «Жилище».

    - Давайте хором проговорим слово.

    - Как вы думаете, что такое жилище? (ответы учеников)

    - Жилище, его по-другому называют жилье или жилое помещение (вывешиваю на доску плакат).

    - Жилище — это дома, в которых живут люди.

    - Вы все  живаете в разных домах(жилищах), и тема сегодняшнего урока «Виды жилых помещений».  Напишем тему урока в тетради.

    -  Но такие современные дома, в которых мы  сейчас живем, были не всегда. Много тысяч лет назад человек еще не умел строить дома. Но и природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Он волей - не волей стал искать, где бы ему спрятаться. И нашел.

    Послушайте стихотворение (на экране первобытный человек):

    Как построить дом надежный,

    Человек еще не знал.

    В первобытном мире сложном

    Он жилье свое искал.

        Он страдал от зимней стужи,

         Хищный зверь ему грозил.

         Человеку дом был нужен,

         Где бы он спокойно жил.

    Где бы он готовил пищу,

     Ел и мирно отдыхал.

    Он хотел иметь жилище,

    Где б бояться перестал.

         И в заботах невеселых

         Человек мечтал порой,

         Как с добычею тяжелой

         Возвращается домой.

    Как семья его встречает,

    Тесно сидя у костра…

    И теперь он точно знает-

    Дом найти ему пора!

     – Нашел человек себе жилье.  Какое? Посмотрите на экран.

      Пещера – это   пространство в горах, где древний человек защищался от опасных диких зверей;   от непогоды; было местом для отдыха; где можно было на очаге приготовить пищу. Т.е. пещера стала жилищем для первобытного человека.

    Мелькает год за годом, идёт за веком век.

    Зависеть от природы не хочет человек.

    Полезные орудья создав своим трудом,

    Сильнее стали люди, и вот построен дом.

     

      - Спустя много лет человек научился строить дома. (посмотрите на  экран)

      -  Если вспомнить историю жилищ, у  разных народов разнообразные жилища, и они  их называются по-разному. (посмотрите на  экран)

      -Например, у русских деревянный дом называли избой. Изба, хата, вигвам, иглу, чум, яранга и др.. Люди строят жилище, чтобы защитить себя от холода, жары, дождя, снега, ветров. С целью создания нормальных условий для труда и отдыха, воспитания детей.

      - Итак, выясним какие виды жилых помещений бывают?

     -Люди живут в городе и в деревне (в сельской местности).(на экран)  В городе всегда проживало много населения.  Но   мест для  постройки домов  становилось мало. Тогда люди придумали строить дома в несколько этажей. Поэтому в городе дома большие и многоэтажные. В каждом доме уже жила не одна семья, а несколько. Каждое жилое помещение для семьи  стали называть  квартирой. В каждом таком доме может быть несколько десятков или даже сотен квартир.

         - А в деревне  живут немного людей, земли много. И люди в деревне занимаются растениеводством, животноводством.  Поэтому в деревнях строят отдельные одноэтажные дома,  хозяева разбивают около своих домов   сады и огороды. В деревне жилье называют домом.

         - Вопрос: сколькиэтажный дом изображен на рисунке? (6.) Как вы узнали?

    - Давайте подробнее остановимся на городской квартире.

    - В городских квартирах жить очень удобно. Повернул кран и потекла горячая или  холодная вода. Можно мыть посуду, стирать, помыться в душевой или в ванной. В квартире всегда тепло, не надо топить печку, не надо готовить дрова на зиму. Еду готовят в городе на кухне, где стоит газовая или электрическая плита. В городе есть канализация, мусоропровод.

    Т.е. Квартиры в городских домах имеют удобства, которые облегчают жизнь.

    - Значит, что это за удобства? (газ, водопровод, ванная комната, мусоропровод, канализация, центральное отопление).

    Квартиры в зависимости от количества комнат бывают однокомнатные, двухкомнатные, трехкомнатные и др. Если семья маленькая, то у них однокомнатная или двухкомнатная, если большая- то трех или 4х -комнатная.

    - В деревне  больших домов не встретишь. Обычно строят одноэтажные деревянные или кирпичные дома для одной семьи. Жить в деревне труднее, чем в городе. Почему?

       - Не у всех в домах есть удобства (нет газа — приходится топить печку, готовить дрова.; нет водопровода — приходится воду носить из колодца, нет канализации, нет мусоропровода). Но в последние годы люди и в деревенских домах сами создают удобства для себя (проводят газ, воду, канализация, строят душевые).

               В зависимости от удобств бывают жилище:

    -Благоустроенное (имеются все удобства)

    -С частичными удобствами,

    -Без удобств.

         -ИТАК, запишем в тетради. (Вывешиваю 3 плаката).

       Жилище бывает:  дом, квартира, общежитие.

    1) Дом

    2) Квартира.

    3) Общежитие, интернат, гостиница- временные жилые помещения. Некоторые студенты, учащиеся училищ, рабочие, занятые на временных работах живут в общежитиях. Дети  пока учатся, проживают в интернатах.

          -Кроме того все жилые помещения бывают государственные и собственные.

    - Что значит государственные? (государство построило дом и предоставил право там проживать, после смерти остается у государства)

    - Что значит собственные? (У нас в стране разрешают строить собственные дома. Их называют индивидуальными. Это квартиры, которую вы купили.)

         III. Закрепление

     

    1) Игра «Назови одним словом: какой дом?»

    В доме много этажей – он … (многоэтажный)

    В доме один этаж – он … (одноэтажный)

    В доме много квартир – он … (многоквартирный)

    В доме один подъезд – он … (одноподъездный)

    В доме много подъездов — он (многоподъездный)

    Дом построен из кирпича – он … (кирпичный)

    Из дерева — … (деревянный)

    Из блоков – … (блочный).

    2)      - Из какого материала строят дома? (показ рисунка на экран)

    - Какой из материалов вы бы выбрали для постройки собственного дома  и почему?

     Физкультминутка.

    - Встаньте, закройте глаза и выполняйте на слух мои задания. (Поворот направо, налево, поднять руки вверх, вперёд, опустить правую руку, левую руку, открыть глаза, присесть, встать, сесть на место).

                 

    3)   Выполнение ЗАДАНИЙ. Работа с картинками

           ВЫВОД:

    1) Какие виды жилых помещений бывают? (дом, квартира, общежитие)

    2) Что такое жилище? (дом, в котором живут люди)

       Дом – это место, где нас ждут, где нам рады и всегда готовы помочь в трудную минуту.  Приходилось ли вам слышать выражения “я здесь чувствую себя как дома” или “чувствуйте себя как дома”?

          Кто скажет, что они означают? Чувствовать себя как дома – это значит хорошо, свободно, радостно. Недаром говорят: “В гостях хорошо, а дома лучше!”

        V. Подведение итогов, оценивание.

    -Что вы узнали нового?

    – Что показалось самым интересным и познавательным?

    – О чём бы хотели ещё узнать?

                                                Ответь: мне было интересно-

                                                              мне было трудно-

                                                              я научился-

                                                             мне понравилось -

          Домашнее задание: Тестирование по теме «Жилище».

    Тест-анкета по теме «Жилище»

    1. В каком доме ты живёшь?

    А) в каменном

    Б) в деревянном

    В) в панельном

    2. Сколько этажей в твоём доме?

    А) один

    Б) два

    В) много

    3. Как называется твоё жилище?

    А) собственный дом

    Б) квартира

    В) общежитие

    4. Какое у тебя отопление?

    А) печное

    Б) газовое

    В) централизованное

    5. Где ты берёшь воду для пользования?

    А) из колодца

    Б) с колонки

    В) с водопровода

    6. Какой водопровод у тебя дома?

    А) только холодная вода

    Б) горячая и холодная вода

    В) никакой

    7. Где ты моешься?

    А) в бане

    Б) в ванне

    В) нигде

    8. Какой газ у тебя дома?

    А) природный

    Б) баллонный

    9. Где находится туалет?

    А) в доме

    Б) на улице

    10. Какие удобства у тебя дома?

    А) без удобств

    Б) частичные

    В) все удобства


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект открытого урока по теме: «Развитие навыков самостоятельной работы на уроках литературы при изучении рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» в 7 классе КО вечерней школы

    Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1.     Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2.     Попытаться ...

    План-конспект открытого урока и самоанализ урока по технологии в 7 классе.Часть 2..

    Разработка практического урока с презентацией по теме:"Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста".Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д...

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 5 классе. Тема урока: «Would You Like a Cup of Теа?»

    План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” - 5-6 кл. UNIT 9. Учитель - Багдасарян Сусанна Гео...

    Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

    В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

    План-конспект открытого урока по астрономии в рамках районного семинара.Тема урока: «Атмосферное давление».Тема урока: «Агрегатные состояния вещества».

    «Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей....

    План-конспект открытого урока по физической культуре в 5 классе. Тема урока "Развитие быстроты на уроке легкой атлетики".

    Цель урока: способствовать повышению уровня быстроты посредством легкоатлетических упражнений, развитие скоростно-силовых  способностей средствами бега на короткие дистанции.Задачи урока: ...

    План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

    1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...