Статья "Оценивание общепедагогической ИКТ-компетентности педагога"
статья

Сиденко Вероника Николаевна

Статья посвящена теме оценивания ИКТ-компетентности педагога в стремительно меняющейся информационной оразовательной среде 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie_obshchepedagogicheskoy_ikt-kompetentnosti.docx16.22 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Оценивание общепедагогической ИКТ-компетентности как средство совершенствования подготовки педагогов к профессиональной деятельности в меняющейся информационной образовательной среде

Аннотация: Статья посвящена проблеме оценивания ИКТ-компетентности педагогов общепедагогического компонента.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, информационно коммуникационные технологии, ИКТ-компетентность, информационно образовательная среда, оценивание.

На современном этапе развития государство предъявляет требования не только к системе образования, но и к самим педагогам – требования к ИКТ-компетентности учителей зафиксированы на уровне государственных квалификационных требований.

В условиях инновационных изменений в образовании одним из главных факторов успеха становится педагог-профессионал с его интеллектуальным и творческим потенциалом. Педагогу предъявляются новые современные требования, среди которых – умение выстраивать и успешно осуществлять образовательный процесс в ИКТ-насыщенной информационно образовательной среде, ориентированной на новые образовательные результаты.

В приказе Приказ Минздравсоцразвития РФ от 14.08.2009 N 593"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" термин «Информационная компетентность» прописана в качестве одной из основных составляющих компетентности как руководителей, так и педагогических работников:

Информационная компетентность:

  • качество действий работника, обеспечивающих эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированную работу с различными информационными ресурсами, профессиональными инструментами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач, использование автоматизированных рабочих мест учителя в образовательном процессе;
  • регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях.

В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" подчеркивается положение о необходимости формирования навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями:

Так в разделе «Необходимые умения» учителя и воспитателя владение ИКТ-компетентностями указывается как:

  • общепользовательская ИКТ-компетентность;
  • общепедагогическая ИКТ-компетентность;
  • предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

ФГОС также предъявляет требования в этой части. Информационно-методическим условием реализации основной образовательной программы общего образования является современная информационно-образовательная среда, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде.

Информационно-образовательная среда организации, осуществляющей образовательную деятельность должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательной деятельности;
  • планирование образовательной деятельности и её ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательной деятельности;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательных отношений (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие организации, осуществляющей образовательную деятельность, с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и организациями социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Исходя из вышеперечисленных требований и условий профессиональной деятельности педагога в ИОС, мы обнаружили проблему «какова должна быть система компетенций ИКТ-компетентности педагогов, чтобы обеспечить профессиональную деятельность в информационной образовательной среде?».

Для решения данной проблемы необходимо провести анализ научной литературы по теме, раскрыть и уточнить список ИКТ-компетенций общепедагогического компонента профессиональной ИКТ-компетентности педагога, отобрать формы и содержание материалов для оценивания общепедагогической ИКТ-компетентности педагога.

Создание модели общепедагогической ИКТ-компетентности педагога и оценочных материалов, по нашему мнению, является необходимым и достаточным условием для совершенствования ИКТ-компетентности педагогов.

Так же созданные манные материалы смогут выступать в качестве первичной проверки на курсах повышения квалификации или служить показателем владения информационно коммуникационными технологиями для самих педагогов или директоров школ, чтобы показать необходимость в повышении квалификации.

Публикация материалов на платформе дистанционно обучения Blackboard предоставит удалённый свободный доступ всем желающим пройти проверку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ГРУПП ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Методическая работа  в школе выступает необходимой организационной службой для повышения профессиональной компетентности педагога, формирования инновационной направленности  педагогической д...

Возможности кинотерапии для повышения психологической компетентности педагогов, работающих с одаренными детьми. Методические рекомендации для педагогов-психологов

Одной из популярных форм повышения психологической компетентности педагогов являются тренинги. Разнообразие приёмов и методов, которые можно использовать во время тренингов, позволяет достаточно эффек...

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

«От компетентного педагога к компетентному обучающемуся». Методический семинар.

Какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – школьном учителе, а в дополнительном образовании – педагоге дополнительного обра...