Рабочая программа
рабочая программа

Кулешова Альбина Митрофановна

Цель данной программы :Вызвать у детей проявление живого интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой, бисером и сукном.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сосьвинская средняя общеобразовательная школа»

 

 

Утверждаю

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МБОУ «СОСЬВИНСКАЯ СОШ»

« Ойнас- Эхо»

для детей 7-14 лет срок реализации 3 года обучения  

 

КУЛЕШОВА А.М. 

Фамилия И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель:

 

Вызвать у детей проявление живого интереса к творческому ремеслу народных мастеров и умельцев по работе с берестой, бисером и сукном.

 

 

 

 

Задачи:

 

-познакомить детей с народным искусством и обучить их технике работы с берестой, и тканью;

  • ввести детей в увлекательный мир декоративно- прикладного искусства;
  • научить понимать образный язык декоративно- прикладного искусства, его особенности;
  • расширять активный словарный запас на мансийском языке;
  • учить чувствовать красоту природы родного края;
  • видеть национальное своеобразие в предметах быта, в окружающей жизни;
  • познакомить с орнаментальным искусством;
  • формировать умение орнаментировать одежду, сувениры;
  • формировать умение пользоваться правилами техники безопасности при выполнении различного рода практических работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность «Ойнас»

Пояснительная записка

 

Данная программа по курсу «Прикладное искусство народа манси» даёт возможность познакомить учащихся с народными традициями обработки природных материалов и с использованием их в хозяйстве и быту, что позволит им ближе прикоснуться к возрождению старинного прикладного искусства манси.  В соответствии с этой программой осуществляется профильная подготовка учащихся по специальности «Мастер декоративно-прикладного творчества»

      В результате изучения этого курса у учащихся формируются знания о национальном орнаментальном искусстве, его роли в мировом искусстве народов севера. Национальное искусство тесно связано с повседневной жизнью и бытом человека. Изделия формируют правильное понимание культуры быта народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.

Национальное искусство наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, выработанные народом, эстетическое отношение к миру.

    Проведение практических занятий способствует овладению навыками плетения и вышивания бисером; изготовлению посуды из бересты.  Зная цену своего искусства, учащиеся сознательно пойдут на возрождение культуры народа, что способствует воспитания трудолюбия, кропотливости, усидчивости при выполнении работ.

В программе сформированы цели и задачи обучения, раскрывается содержание тем. Работа возможна как индивидуальная, так и групповая.     Программа рассчитана на три года обучения. Возраст детей с 7-14 лет.

Кружок проводится три раза в неделю в трёх группах, согласно трём годам обучения. Последовательность изучение разделов и тем дана по принципу усложнения и увеличения объёма теоретического и практического материала, с учётом возрастных особенностей учащихся.

 

В курсе обучения учащиеся должны знать и уметь.

  1. год обучения

Должны знать

Должны уметь

По бересте:

1.Технику работы с берестой; её применение; инструменты и приспособления.

2.Технологию изготовления туеса.

3. С каких деревьев снимается береста.

  1. Снимать бересту, соблюдая технику безопасности.
  2. Изготавливать туесок.

4. Технику безопасности при снятии бересты.

1.Соблюдать технику безопасности

Орнаменты:

1.Орнаменты народа манси, их название и применение.

2.Наносить орнаменты на цветную бумагу.

3.Технику безопасности при работе с ножницами.

1.Нарисовать орнаменты в тетради в клетку.

2.Заносить орнаменты на бумагу.

По бисеру:

1.История происхождения бисера.

2.Технологию плетения в «крестик»

3.Технологию подвески «перна»

4.Технологию плетения бисера на проволоке.

1. Плести «в крестик».

2.Изготавливать подвеску «перна».

3.Изготавливать цветы, насекомых, закладки для книг и т.д.

 

 

 

По сукну:

1.Изделия из сукна у народов севера.

2.Инструменты и приспособления для работы с сукном. 3.Технику безопасности при работе с ножницами и иглой.

Вышивать бисером по сукну. 2.Изготавливать игольницу на сукне с орнаментами. 3.Изготовить подвеску из сукна с меховой опушкой.

 

2 год обучения

Должны знать

Должны уметь

По бересте:

  1. Технологию заготовки бересты и её хранение.
  2. Виды снятия бересты (пластовая береста).
  3. Способ украшения берестяных изделий (выскабливание, процарапывание).
  4. Технологию раскроя и пошива совтика- набирушка для ягод.
  5. Охрана природы при снятии и заготовке бересты.
  1. Заготавливать бересту пластами, хранить её, соблюдая технику безопасности.
  2. Украшать берестяные изделия выскабливанием (процарапыванием).
  3. Изготовлять совтик- набирушку для ягод.

Орнаменты:

1.Общие сведения об орнаменте.

2. Симметричные орнаменты, их названия.

1.Переносить готовые симметричные орнаменты в тетрадь.

По бисеру:

1.Способы плетения бисером.

2.Технологию изготовления турлопс. 3.Технологиюизготовления нагрудных женских украшений (современных).

1.Простой способ плетения на двух жилках.

2.Традиционный способ плетения- плетение «сеточкой». 3.Плетение с сужающими и расширяющимися кромками.

4.Изготовить турлопс.

5.Изготовить сувенирные тапочки из сукна.

По сукну: 1.Технологию нанесения орнамента из сукна.

2.Технологию изготовления сувенирных тапочек из сукна.

1.Выкраивать орнаменты из сукна.

2.Изготовить сувенирные тапочки из сукна.

 

  1. год обучения

Должны знать

Должны уметь

По ткани:

1.Традиционную одежду народа манси из ткани.

2.Технологию раскроя и пошива мансийского платья.

3.Технику безопасности при работе на швейной машинке.

4.Технологию раскроя и пошива орнамента.

1.Кроить и шить мансийское платье из ткани, соблюдая технику безопасности. 2.Шить орнаменты на лицевой стороне платья.

3.Выполнять «шов через край».

По сукну:

1.Традиционную одежду из сукна.

2.Технологию раскроя и пошива нуйсахи.

3.Технику безопасности при работе на швейной машинке; её устройство.

4.Орнаменты манси, их назначение.

5.Работа с рыбьей кожей.

6.Технологию обработки рыбьей кожи.

1.Кроить и шить нуй-сахи из сукна. 2.Шить на швейной машинке, соблюдая технику безопасности.

3.Изготавливать нуй-сахи; выкраивать и шить орнаменты из сукна.

 

 

4.Изготавливать сумочку из рыбьей кожи.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Первый год обучения

 

Наименование тем

Количество часов

 

 

всего

теория

практика

1.

Работа с берестой

10

1

9

2.

Орнаменты

4

1

3

3.

Работа с бисером

12

1

11

4.

Работа с сукном

7

1

6

 

Итого:

33

4

29

 

 

 

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Работа с берестой

 

По плану

По факту

1.

Основные сведения о бересте

1

сентябрь

2.

Заготовка бересты и правила её хранения

2

сентябрь

3.

Инструменты и приспособления для работы с берестой

1

октябрь

4.

Пошив туеса

2

октябрь

5.

Пошив акани  

2

октябрь

6.

Орнаментальное оформление готового изделия

1

ноябрь

7.

Защита изделия

1

ноябрь

 

Орнаменты

 

 

1.

Знакомство с орнаментами народов Югры

1

ноябрь

2.

Вычерчивание орнаментов на бумаге в клетку

1

декабрь

3.

Изготовление орнаментов из цветной бумаги

1

декабрь

4.

Защита орнаментов

1

январь

 

Работа с бисером

 

январь

1.

История бисера

1

февраль

2.

Материалы, инструменты, приспособления для

работы с бисером

1

февраль

3.

Изготовление изделий из бисера и проволоки

2

февраль

4.

Плетение «в крестик»

2

март

5.

Плетение подвески «перна»

2

март

6.

Защита изделия

1

март

 

Работа с сукном

 

1

История изделий из сукна у народов севера

1

апрель

2

 

Изготовление игольницы из сукна

2

апрель

3

Изготовление подвески из сукна с меховой опушкой

3

апрель

4

Защита изделия

1

Май

 

Подведение итогов за год

1

май

 

Итого:

33

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование

Второй год обучения

Наименование тем

Количество

X

 

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Работа с берестой

7

1

6

2.

Орнаменты  

4

1

3

3.

Работа с бисером

10

1

9

4.

Работа с сукном

9

1

8

5.

Защита творческих проектов

4

2

2

 

Итого:  

34

6

28

 

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Работа с берестой

 

 

1.

Охрана природы при снятии бересты

1

сентябрь

2.

Виды снятия бересты

1

сентябрь

3.

Способы украшения берестяных изделий

1

сентябрь

4.

Раскрой и пошив совтика

2

октябрь

5.

Нанесение орнамента

1

октябрь

6.

Защита изделия

1

октябрь

 

Орнаменты

 

ноябрь

1.

Изображение геометрических орнаментов

1

ноябрь

2.

Защита орнаментов

1

декабрь

 

Работа с бисером

 

декабрь

1.

История женских нагрудных украшений

1

январь

2.

Плетение с параллельными кромочками

3

февраль

3.

Плетение с ужением и расширением

3

февраль

4.

Защита изделия

1

март

 

Работа с сукном

 

март

1.

Изготовление орнаментов из сукна

1

апрель

2.

Изготовление сувенирных тапочек из сукна

2

апрель

3.

Защита изделия

1

май

 

Подведение итогов за курс обучения, творческие проекты

1

май

 

Итого:  

34

 

 

Календарно – тематическое планирование

Третий год обучения

Наименование тем

Количество часов

 

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Работа с тканью

11

1

10

2.

Работа с сукном

10

1

9

3.

Работа с рыбьей кожей

12

1

11

4.

Подведение итогов деятельности за год

2

1

1

 

Итого:  

35

4

31

 

Тема

Кол-во часов

Дата

 

Работа с тканью

 

 

1.

Составление выкройки мансийского платья

1

сентябрь

2.

Пошив платья

3

сентябрь

3.

Орнаментирование платья  

6

октябрь

4.

Защита изделия

1

октябрь

 

Работа с сукном

 

ноябрь

1.

Моделирование традиционного мансийского нуй- сахи

1

ноябрь

2.

Пошив нуй-сахи

2

декабрь

3.

Орнаментальная отделка пальто

6

декабрь

4.

Защита изделия

1

январь

 

Работа с рыбьей кожей

 

февраль

1.

Технология обработки рыбьей кожи

6

февраль

2.

Изготовление сумочек

5

март

3.

Защита изделия

1

апрель

 

Участие в конкурсах различного уровня, выставках, ярмарках, в школьных мероприятиях, в музее «Най-Отыр Маа», в Доме Культуры. Участие в проектах: Мань

Ускве «Наше место на планете», проект «Шесталовские чтения», «Самая читающая семья», сотрудничество с газетой «Луима Серипос».

2

май

 

Подведение итогов деятельности за год

 

 

 

Итого:

35

105

 

Ожидаемые результаты:

 

  1. Защита проектов.
  2. Организация выставок.
  3. Ярмарки
  4. Участие в конкурсах различного уровня.
  5. Участие в проектах: « Шесталовские чтения»; « Самая читающая семья»; «Лыжня Андрея»; Мань Ускве « Наше место на планете». Мастерская «Сорни туля»; в районном конкурсе «Модница»;  в традиционном празднике «Вороний день» в этнографическом музее «Найотыр Маа»; в научно-практической конференции « На горных ветрах времени» .
  6. Выбор профессионального направления поступления в ССУЗЫ на мастера ДПТ.
  7. Самостоятельное трудоустройство в качестве надомных работниц в

«Элаль».

 

 

 

 

 Аттестация учащихся МБОУ «Сосьвинская СОШ» по приобретению практических навыков по декоративно-прикладному искусству.

 

 

Форма

Содержание

Зачёт по индивидуальным и дифференцированным карточкам.

Практическая работа.

Экскурсия-снятие бересты.

Изготовление наглядных пособий (орнаменты, берестяная посуда, игольница).

Изготовление швейных изделий (платье- суп, нуй- сахи).

«Плетение бисером»

«Орнаменты»

 

«Береста»

По бересте, по сукну, по ткани.

 

«Нуй-сахи», «Суп».

 

Литература:

 

 

           1.Канев В.Ф. Береста в руках юного умельца и учителя-Сыктывкар.

           2.Ерныхова Е.А. Ещё об изделиях из бересты. Югра-1993г-№4.

          3.П.Е.Шешкин, И.Д.Шабалина Мансийские орнаменты-С-Петербург.

 

4.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов- Йошкар-Ола,2000г.

     5.С.Ф. Герасенко. Забавные поделки крючком и спицами.

6.Программа по декоративно-прикладному искусству коми- Ханты-Мансийск, 2001г.

7.Ерныхова Е.А. Декоративно-прикладное искусство хантов и манси в школе- Берёзово, 1997г.

  1. Хозяинова В.В. Декоративно-прикладное искусство манси. Методическое пособие, Ханты- Мансийск, 2002г.
  2. Хозяинова А.Е. Дидактический материал по декоративно- прикладному искусству коми, Ханты- Мансийск,2002г.
  3. Золотарёва Е.Н. Подарки из бисера М: Айрис- пресс,2008г.

11.Федотова М.Ф.,Валюх Г.М. Цветы из бисера, Москва,2005г.

  1. Ляукина Марина. Бисер- Москва, 2000г.
  2. Журнал «Валя- Валентина», Москва, экстра-выпуск, 2004г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...