«Уроки Холокоста- путь к толерантности»
методическая разработка (8 класс)

Цель: формирование  интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста, ознакомления  обучающихся с трагедией еврейского народа.                   

Задачи: 1) формировать умения оценивать исторические события, факты расширение знаний учащихся по теме «Холокост- общечеловеческая трагедия»; 2) формирование исторического мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества, умения оценивать исторические события, факты;                                                                                                                                            3) усвоение уроков Холокоста для воспитания гуманизма, толерантного сознания, непримиримого отношения к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества.                                                        

 

Возрастная группа обучающихся: 5-11  группы интерната                      

Ожидаемые (полученные) результаты: формирование убеждения о том, что фашизм- это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе, стремясь к взаимопониманию и справедливости, воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма, сочувствия к жертвам геноцида.                                                                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                      

«Уроки Холокоста- путь к толерантности»    

 «Холокост – общечеловеческая трагедия»

                                                                    Память о Холокосте необходима,                                                                                                     чтобы наши дети никогда не были    жертвами, палачами или равнодуш-                                                                                                                           ными наблюдателями. И. Брауэр

Цель: формирование  интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста, ознакомления  обучающихся с трагедией еврейского народа.                         

Задачи: 1) формировать умения оценивать исторические события, факты расширение знаний учащихся по теме «Холокост- общечеловеческая трагедия»; 2) формирование исторического мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества, умения оценивать исторические события, факты;                                                                                                                                            3) усвоение уроков Холокоста для воспитания гуманизма, толерантного сознания, непримиримого отношения к нацизму, как к идеологии, враждебной самой жизни и несущей страшные последствия для всего человечества.                                                           

Возрастная группа обучающихся: 5-11  группы интерната                        

Ожидаемые (полученные) результаты: формирование убеждения о том, что фашизм- это великое зло, против которого нужно бороться всем вместе, стремясь к взаимопониманию и справедливости, воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма, сочувствия к жертвам геноцида.                                                                

Оформление:презентация                                      

Кто знает, что такое Холокост? (Обучающиеся дают ответы на вопрос, учитель подводит итоги). Холокост (холокауст)- (от англ. holocaust, от греч. holokaustos — сожжённый целиком), обобщённое образное понятие, обозначающее гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе его преследования нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 годах. В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, её нравственный смысл и воспитательные задачи, решили провести мероприятие на данную тему, ведь Холокост является  преступлением в истории против человечества.                                                              

Воспитанник читает стихотворение:

Бродят тучи над планетой,
Словно пленники в неволе.
В душном воздухе, прогретом,
Слышатся мне звуки боли.                                                                                                 Это души Холокоста,
Чьи разбросанные кости,
Что остались без погоста,
Стонут, просятся к нам в гости.
Просят, чтобы  их согрели,
И обмыли, и одели,
И земле родной предали,
И молитву прошептали.
А в просторах неба где-то
Тихо бродят тени гетто,
Словно звездочки на небе,
Только нету с ними ребе.
Тихо, буднично и просто,
Бродят души Холокоста...
                                                                        

В: Сегодня наше внеклассное мероприятие пройдёт на тему: «Холокост – общечеловеческая трагедия, апофеоз зла». Мы вспомним, что вам известно, а, возможно, кто-то  узнает новые факты из истории Второй мировой и Великой Отечественной войн на примере истории Холокоста.

27 января Международным днём памяти жертв                                                                           Холокоста – День памяти Холокоста установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005года. Весь мир ежегодно отмечает День памяти евреев- жертв

В: Мы могли бы выбрать другую тему для мероприятия, однако глубоко убеждены, что если человечество не будет помнить о Холокосте, оно рискует его повторить. В Берлине находится мемориал, посвящённый жертвам Холокоста. Вблизи от Потсдамской площади и Бранденбургских ворот застыло море из 2700 чёрно-зелёных бетонных стел, достигающих в центре 4- метровой высоты.        

В: В ходе Холокоста было уничтожено примерно 35 % евреев всего мира, около трети цыган, четверть белорусов. Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответственности за геноцид Еврейского народа – Адольф Гитлер.         

В: В 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии на две части: немцев и не немцев. В ночь с 9 по 10 ноября 1938 года  по всей Германии прокатилась волна насилия: был убит  91 еврей в основном от рук гитлеровской молодёжи, сотни ранены и покалечены, разграблены тысячи магазинов, хозяевами которых были евреи.                                                     В:Тысячи представителей еврейского народа подверглись унижениям и оскорблениям, около 3,5 тыс. арестованы и отправлены в концентрационные лагеря Бухенвальд и Дахау. Организованный Гитлером погром печально знаменуется «Хрустальная ночь». Эти события описал Валерий Агаронов в стихотворении с одноименным названием. 

В:Это была первая массовая акция прямого физического насилия по отношению к евреям на территории Германии. Так начался геноцид, который стал одной из главных целей гитлеровской агрессии в других странах.

Вот уже 70 лет отделяют нас от окончания Великой Отечественной войны. Однако из памяти человечества не изгладились и никогда не изгладятся чудовищные преступления немецко-фашистских захватчиков. Нельзя без боли вспоминать о зверствах фашистов, которые замучили, расстреляли, задушили в газовых камерах миллионы людей.

11 апреля 1945 года вошёл в книгу истории как Международный день освобождения узников концлагерей. Даже сейчас, спустя десятки лет, не удалось залечить всех ран, причинённых войной. Трудно осознать, что творили фашисты в лагерях смерти. 

Дахау – первый концлагерь в фашистской Германии. Был создан в марте 1933 года на окраине города Дахау в 17 км от Мюнхена. Всего за время существования лагеря в нём находилось в заключении 250 тысяч человек из 24 стран.  Около 70 тысяч человек там были зверски замучены или убиты. 140 тысяч переведены в другие концлагеря, 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные медицинские опыты над людьми.

В: Концлагерь в Бухенвальде, недалеко от города Ваймара, гитлеровцы основали в 1934 году для политзаключённых. Как и в другие концлагеря фашистской Германии, люди попадали сюда без суда и следствия и на неопределённое время. Как правило, их путь завершался в печах крематория. И в этом концлагере гестаповцы истребили сотни тысяч советских людей.

В 1945 году советские войска освободили в этом концлагере свыше 80 тысяч заключённых, которых гестаповцы не успели истребить. Это были люди, уже находившиеся на грани смерти от истязаний и голода.                                                      

В? Освенцим. Этот концлагерь называли комбинатом смерти. Освенцим был создан в 1939 году по приказу Гитлера. Он состоял из 7 лагерей: Здесь постоянно содержались от 180 до 250 тысяч заключённых из разных стран мира. Многочисленные врачи, работающие в лагере, ставили на заключённых медицинские” эксперименты. Массовые уничтожения газом начались в Освенциме в конце 1941 года. Здесь омертвили в газовых камерах, голодом, расстреляли свыше      4 миллионов советских граждан и жителей других стран Европы. 

         В: Саласпилс. Железнодорожная станция на линии Рига – Огре в Латвии. Вблизи неё в годы Великой отечественной войны фашистами был устроен концлагерь, в котором было уничтожено более 100 тысяч человек,             7 тысяч из них дети. Надпись на стене, сооружённой на месте лагерных ворот: «За этими воротами стонет земля».

    Немецкие изверги не щадили никого. Они убивали мужчин и женщин, здоровых и больных, детей и стариков. В Центральной тюрьме в Риге они убили более 2000 детей, отобранных от родителей. В Первой и Второй рижских психиатрических больницах они убили всех душевнобольных, свыше 350 человек.

 Когда освобождали концлагеря, то солдаты увидели огромные тюки с женскими волосами. Гитлеровцы снимали их с голов своих жертв перед уничтожением. Они использовали женский волос в промышленном производстве – перерабатывали в войлок и пряжу, из которых вязали носки для подводников и железнодорожников. 

В:Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг.

В:Традиционно жертвами Холокоста считаются 6 миллионов евреев Европы. Это число закреплено в приговорах Нюрнбергского трибунала. Тем не менее полного поимённого списка жертв не существует. 6 миллионов расстрелянных, удушенных в газовых камерах. 6 миллионов и каждый в отдельности.                                                                                                      Это – память, противящаяся забвению.   Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство. Наш долг и обязанность говорить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.                         

 «Бабий Яр» Смирнова Александра  (читает с доски по очереди)

Давайте помянем казнённых                                                                                                      ни в чем не повинных людей                                                                                                          

и ими, увы, не рождённых,                                                                                                    не видевших мира.

 Из них – хоть один, но Эйнштейн…                                                                                     Да если бы не холокост,                                                                                                       читали бы Тору евреи                                                                                                                      на Млечном Пути, среди звезд!

детей!                                                                                                                      

 Заключение:

В:  Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагеди. Посмотрев фото тех времен, увидев, что делали фашисты с людьми, увидели лагеря и орудия пыток, что можете сказать о Холокосте?

Вопрос: Что такое Холокост?

-Какие концентрационные лагеря смерти вы знаете.

-Чем же опасен Холокост для последующих поколений? Для вас? Для всего мира?

Ответы воспитанников….

В: И нам сегодня крайне важно понять его источники-знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.

        

В:  Очень хочется, чтобы вы поняли: Холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники-        знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами; никогда не стали палачами; никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагеди.

На этом наша беседа подходит к концу

Вопрос: Что такое Холокост?

-Какие концентрационные лагеря смерти вы знаете.

-Чем же опасен Холокост для последующих поколени? Для вас?

Ответ воспитанников….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Память о Холокосте - путь к толерантности. Урок истории для 9-11 классов

Перед вами методическая разработка внеклассного мероприятия в форме презентации, посвященная такой трагической странице истории как уничтожение евреев в период второй мировой войны. Лучше всего ...

Разработка урока-семинара по литературе в 11 классе по теме "Память о Холокосте – путь к толерантности (по роману А.В.Кузнецова «Бабий Яр»)"

Данный конспект урока поможет привить учащимся чувство сострадания к чужому горю, толерантность....

"Уроки Холокоста - путь к толерантности" программа элективного курса

Программа элективного курса «Уроки Холокоста – путь к толерантности» адресована учащимся 10-11 классов. Она нацелена на получение школьниками знаний и умений, необ...

Проект : "Память о Холокосте – путь к толерантности" «Холокост и футбол» (исследовательская работа)

Исследовательская работа воспитанников детского дома  по теме «Холокост и футбол». С этим проектом наши педагоги и воспитанники участвуют в XI международном конкурсе: "Память о Холокосте – путь к...

Будем помнить?! (Уроки Холокоста - путь к толерантности)

Внеклассное мероприятие, посвященное "Дню толерантности". Материал содержит краткие исторические сведения о В.О.в, термины -холокост, геноцид, толерантность, стихи о зверствах фашистов в Бабьем Яре и ...

Программа элективного курса "Уроки Холокоста - путь толерантности"

Цель элективного курса - создание условий для ознакомления учащихся с историческим фактом трагедии Холокоста, формирование интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечестве...

«Уроки Холокоста - путь к толерантности». классный час в 7 классе

Продолжая говорить о толерантности, мы сегодня пойдем немного в другом направлении и поговорим о памятной дате 27 января – день памяти жертв Холокоста....