Курс по выбору "Математические методы в экономике", 7, 9 класс
рабочая программа (9 класс)

Курс по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mat.metody_v_ekonomike_v_7-9kl._yarkova_v.i.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»

РАССМОТРЕНО

Методический совет

Протокол № 2 от 27.08.2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы _______

Приказ № 276 от 27.08.2015г.

                 

 

Рабочая программа

курса по выбору

«Математические методы в экономике»

по теме «Проценты и банковские расчеты»

для 7, 9 классов

 

Учитель математики

 Яркова Валентина Ивановна

 

  1. учебный год 

Пояснительная записка

Образовательная программа курса по выбору «Проценты и банковские расчёты» предназначена для учащихся 7-ых, 9-х классов. Данный курс знакомит учащихся с экономическим содержанием, особую роль в котором играет математика.

Взаимодействие математики и экономики приносит обоюдную пользу: математика получает широчайшее поле для приложений, а экономика – могучий инструмент для получения знаний. Включение экономических знаний в программу курса математики способствует углублению изучения как самой математики, так и тех её экономических приложений, которые в ней рассматриваются, имеет целью способствовать достижению учащимися высокого уровня математической подготовки, и призвано служить основой для выявления склонностей, способностей школьников и формирования практического опыта в сфере банковского дела, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе.

 Познавательный материал факультативного курса способствует не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности.

Цели курса по выбору:

- Формирование понимания необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в повседневной жизни;

- Способствование интеллектуальному развитию учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.

Задачи курса по выбору:

 - Сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;

- Решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;

- Привить учащимся основы экономической грамотности;

- Помочь оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

Сроки реализации программы: второе полугодие, 1 час в неделю.

На курс отводится 17 часов, распределив их по темам следующим образом:

  1. Введение - 2 часа.
  2. Проценты и банковские расчёты – 4 часов.
  3. Сложные проценты и годовые ставки банков – 8 часов.
  4. Некоторые литературные и исторические сюжеты – 1 час.
  5. Обобщающее занятие по теме курса -2 часа.

Планируемые результаты

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать:

- основные понятия и термины, встречающиеся в данной теме (например, банк, заемщик, процент, ставка, и т.д.);

- использовать и правильно обозначать их при решении задач;

- правильно применять ту или иную формулу для нахождения неизвестного исходя из параметров, данных в задаче;

- правильно интерпретировать возможные варианты исхода решений.

Формы итогового контроля и критерии их оценки

Контроль уровня сформированности по освоению знаний, умений, навыков осуществляется на двух уровнях:

  • текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
  • итоговый (в конце курса). Итоговой работой является защита проектов или рефератов.

Особенность программы: курс оценивается «зачёт» / «незачёт» (определяется в процентном соотношении: более 50 % - «зачёт», менее 50 % - «незачёт»).

Содержание курса

I. Введение

II. Проценты и банковские расчеты

1. Зачем люди придумали банк?

Что такое банк?

Какую роль играют коммерческие банки в рыночной экономике?

Банковские деньги.

Как создается и работает банк?

Какие функции выполняют деньги в рыночной экономике?

Что представляют собой товарные и кредитные деньги?

Что такое безналичные деньги и как выглядит структура денежной массы, циркулирующей в рыночной экономике?

2. Простые проценты и арифметическая прогрессия:

- Банк - финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками.

- Вклады.

- Кредиты.

- Простые проценты.

- Годовая процентная ставка.

- Формула простых процентов.

- Коэффициент наращения простых процентов.

- Расчет величины вклада под простые проценты через несколько лет.

3. Начисление простых процентов за часть года:

- Российская, германская и французская практика начисления простых процентов за часть года.

- Формулы для расчетов.

- Процентная ставка за месяц и день.

III. Сложные проценты и годовые ставки банков

1. Ежегодное начисление сложных процентов и геометрическая прогрессия

2. Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е:

- Как изменяется счет вкладчика, если проценты начисляются несколько раз в течение года.

- Если банк выплачивает 100 % годовых.

- Догадка хитрого вкладчика (начисление процентов на вклад через полугодие).

- Многократное начисление процентов в течение одного года.

- Число е.

- Методы борьбы банков с догадливыми вкладчиками.

- Сколько денег будет на счете в конце года, если годовая процентная ставка отлична от 100%?

3. Многократное начисление процентов в течение нескольких лет:

- Формулы для расчета сложных процентов.

- Общий и частные случаи начисления процентов банком.

- Многократное начисление сложных процентов в течение нескольких лет.

- Вычисление по формуле сложных процентов.

4. Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки:

- Два способа начисления процентов при нецелом промежутке времени.

- Период удвоения.

- Изменяющиеся процентные ставки.

- Применение банком «плавающих» ставок процентов.

5. Выбор банком годовой процентной ставки:

- Неравенство Я. Бернулли.

- Годовые и полугодовые ставки банка.

- Что выгоднее вкладчику, то банку явно невыгодно.

- Необходимые расчеты, чтобы не было незапланированных расходов банков.

IV. Некоторые литературные и исторические сюжеты:

Решение задач, связанных с начислением простых и сложных процентов, встречающихся в ряде художественных произведений, исторических документах и преданиях (Салтыков-Щедрин М.Е. «Господа Головлевы», О.Бальзак «Гобсек», Завещание Бенджамена Франклина).

Учебно-тематический план

п / п

Название

разделов и тем

Количество часов

Форма

проведения

всего

теория

практика

1

Введение

2

2

Входная диагностика

Лекция

2

Простые проценты и арифметическая прогрессия

2

2

лекция

3

Начисление простых процентов за часть года

2

1

1

- Работа в группах, индивидуальная работа.

- Деловая игра «Мой счет в банке под простые проценты»

4

Ежегодное начисление сложных процентов

2

1

1

Лекция

Индивидуальна работа

5

Многократное начисление процентов в течение одного года. Число е

1

0,5

0,5

лекция

6

Многократное начисление процентов в течение нескольких лет

1

0,5

0,5

лекция

7

Начисление процентов при нецелом промежутке времени. Изменяющиеся процентные ставки

3

1

2

- Лекция

- Индивидуальная работа

- Коллективная работа

8

Выбор банком годовой процентной ставки

1

1

Практикум «Деловая игра «Мой банк»

9

Некоторые литературные и исторические сюжеты

1

1

семинар

10

Обобщающее занятие по теме курса

2

2

Защита проектов, рефератов

Литература:

  1. Иванов С.И. Основы экономической теории. 10-11 кл. – М.: Вита – Пресс, 2000.
  2. Кремер Н.Ш. Высшая математика для экономистов: Учебник для вузов – М.: ЮНИТИ, 2003.
  3. Липсиц И.В. Экономика. Методическое пособие 10 кл. в 2-х кн. – М.: Вита – Пресс, 2000.
  4. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. – М., 2001.
  5. Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе - №4, 2001.
  6. Симонов А.С. Экономика на уроках математики. – М.: Школа – Пресс, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ЭКОНОМИКЕ 8 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАОдной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпр...

Рабочая программа на элективный курс"Экономика" 10 класс

Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства. Многие...

разработка темы урока по экономике 5 класс проектным методом

Используя проектный метод разработан модуль программы по экономике 5 класс...

элективный курс по обществознанию «Вопросы права, экономики и социологии в курсе обществознания»

данный материал содержит элективный курс для 10 класса, который поможет в подготовке к ЕГЭ....

Спецкурс по математике «Математические методы в экономике» (10-11 классы)

Спецкурс по математике  «Математические методы в экономике» для 10-11 классов...