Курс по выбору "Математика в жизни", 5 класс
материал (5 класс)

Курс по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_matematika_v_zhizni_5_klass_1.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Конзаводская средняя школа им. В.К. Блюхера»

 

Программа

курса по выбору

«Математика в жизни»

для 5 класса

 

Составитель:

Яркова Валентина Ивановна

2020-2021 учебный год

Пояснительная записка

Математика в жизни человека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок только родился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.

Казалось бы, что после школы математика нигде не пригодится. Но оказывается, что приходится использовать математику ещё чаще.

C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утра и до вечера. Взрослые люди на работе и дома постоянно решают задачи:

- сколько денег нужно заработать, чтобы купить квартиру?

- сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире?

- сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, за телефон?..

Особое внимание в курсе уделяется решению прикладных задач, чтобы обучающиеся имели возможность самостоятельно создавать, а не только анализировать уже готовые математические модели. При этом такие задачи, которые требуют для своего решения, кроме вычислений и преобразований, ещё и измерения.

Эти задачи отличаются интересным содержанием, а также правдоподобностью описываемой в них жизненной ситуации. В них производственное содержание сочетается с математическим.

Включение в данный курс примеров и задач, относящихся к вопросам техники, производства, сельского хозяйства, домашнего применения убеждают обучающихся в значении математики для различных сфер человеческой деятельности, эти задачи способны создавать уверенность в полезности и практической значимости математики, её роли в современной культуре. Такие задачи вызывают интерес у учащихся, пробуждают любознательность.

Решение выделенных в курсе задач станет дополнительным фактором формирования положительной мотивации в изучении математики.

Для организации занятий будут использоваться лекции, но основной формой будет дискуссия, по окончании курса - защита индивидуальных и групповых проектов по результатам собственной деятельности.

Цель курса: формирование представления о математике как о теоретической базе, необходимой для применения во всех сферах общечеловеческой жизни.

Выделяются следующие дополнительные цели:

1) формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике;

2) выявление и уточнение уровня готовности обучающихся к освоению предмета «Математика» и развитию математических способностей; способствовать созданию более осознанных мотивов изучения математики.

Задачи курса:

- расширить представление обучающихся о сферах применения математики в естественных науках, в области гуманитарной деятельности, искусстве, производстве, быту;

- формировать представление о математике как о части общечеловеческой культуры;

- способствовать пониманию значимости математики для общественного прогресса;

- убедить в необходимости владения конкретными математическими знаниями и способами выполнения математических преобразований для применения в практической деятельности;

- расширить сферу применения математических знаний обучающихся (фигуры на плоскости и в пространстве, приближённые вычисления, совершенствование измерительных умений и др.);

- формировать навыки перевода прикладных задач на язык математики;

- развивать мышление;

- формировать представления обучающихся об объективности математических отношений, проявляющихся во всех сферах деятельности человека, как форм отражения реальной действительности.

Содержание курса

Раздел I. Математика - царица наук

Рассматривается связь математики с предметами, изучаемыми в школе.

Показываются связи с такими науками, как экономика, медицина, геодезия, которые не изучаются в школе.

Раздел II. Домашняя математика

Показывается роль математики в быту. Геометрия и окружающие человека домашние предметы. Применение математических формул и преобразований в домашней практике для вычисления необходимых отношений и величин, связанных с домашним строительством, кулинарией, рукоделием, домашней экономикой.

Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых до достаточно трудных.

В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения.

Сроки реализации программы: на курс отводится 17 часов.

Планируемые результаты освоения курса

 уметь проводить расчёты по оплате жилищно-коммунальных услуг, и производить для этого все необходимые математические расчеты;

 знать сферы применения процентных вычислений в жизни, решать основные задачи на проценты;

 производить прикидку и оценку результатов вычислений;

 при вычислениях сочетать устные и письменные приемы, применять калькулятор;

  • применять основные законы геометрии на практике;
  • решать задачи практической направленности.

Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Раздел I. Математика - царица наук (6 часов)

1

Математика в торговле

2

Математика в медицине

3

Математика в сельском хозяйстве

4

Математика в биологии

5

Математика в экономике

6

Математика в геодезии

Раздел II. Домашняя математика (11 часов)

7

Тарифы. Штрафы

8

Математика в кулинарии

9

Отпуск с экономией

10

Коммунальные платежи

11

Коммунальные платежи

12

Домашняя экономика

13

Домашняя экономика. Приближённые вычисления

14

Делаем ремонт в квартире (комнате)

15

Делаем ремонт в квартире (комнате)

16

Защита проектов

17

Защита проектов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раздел курса: «Страницы истории Отечества»4 класс. Тема урока: «Жизнь древних славян».

Урок по теме: «Жизнь древних славян».    Урок  с использованием презентационного материала о жизни восточнославянских племен. Раскрываются начальные представления о...

Программа элективного курса "Экономическая математика в жизни" (9 класс, предпрофильная подготовка)

Предлагаемый элективный курс «Экономическая математика в жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем человека, вопросов рыночной экономики ...

Открытый урок по курсу "Введение в школьную жизнь". Тема:"Третий лишний" 1 класс

Открытый урок по курсу "Введение в школьную жизнь". Тема:"Третий лишний" 1 класс...

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Программа элективного курса предпрофильной подготовки для 9 класса «Графика в жизни человека»

Программа элективного курса «Графика в жизни человека» предназначена для учащихся9 х классов.Разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений «Черчение. Элективный курс» а...