конспект занятия "Транспорт"
план-конспект

Стрельцова Раиса Николаевна

Тема: "Транспорт"

Цель:

 развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Транспорт"

Задачи:

- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме "Транспорт"; изучить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом.

- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.

                                                          Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: - Здравствуйте! Ребята, давайте рассмотри с вами картинку. Что на ней изображено?

Дети: - Автобус, самолёт, троллейбус, лодка...

Логопед: - А как всё это можно назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

2. Расширение словаря детей по теме "Транспорт".

Познакомить детей с названиями различного транспорта, попросить детей показать различные части транспорта: колёса, фары, сидения, крылья, вёсла...

Дидактическая игра «Что? Где?»

На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.

Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображением.

Лодка, пароход, яхта, катер – вода.

Самолет, вертолёт – воздух.

Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.

Логопед: - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?

Дети: - Водный.

Логопед: - А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?

Дети: - Воздушный.

Логопед: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?

Дети: - Наземный.

Логопед: - Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?

Дети: - Под землёй.

Логопед: - Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.

3. Загадки про транспорт

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином...(Автобус)

        Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.  (Троллейбус)

       Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный...(Вертолёт)

     Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?   (Самолёт)

       Это конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.   (Велосипед)

      Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней!   (Машина)

        Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звезд.     (Ракета)

4. Дидактическая игра "Профессии"

Дети рассказывают по картинкам:

- Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).

- Это поезд. Поездом управляет машинист.

- Это машина. Машиной управляет водитель.

- Это корабль. Кораблём управляет капитан.

- Это автобус. Автобусом управляет водитель.

Логопед: -Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Логопед: - Что помогает нам перейти дорогу?

Дети: - Светофор.

Логопед: - Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: - На красный переходить дорогу нельзя. А на зелёный можно.

5. Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

6. Игра «Закончи предложение»

Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

7.   Физкультминутка. Речь с движением «Самолет»

Я построю самолёт

(руки в стороны)

Шлем надену и в полёт

(руки на голову, руки вперед)

Сквозь волнистые туманы

(руки изображают волну)

Полечу в другие страны

(руки в стороны)

Над морями и лесами

(руки изображают волну, пальцы в стороны)

Над горами и полями

(пальцы рук вместе)

Облечу весь шар земной

А потом вернусь домой

(медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)

8. Дидактическая игра "Собери слово"

Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.

9. Дидактическая игра "Большой - маленький"

Логопед: - Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.

Пароход - пароходик

Самолёт - самолётик

Машина - машинка

Колесо - колёсико

Вагон - вагончик

Вертолёт - вертолётик

10. Развитие мелкой моторики

Дети должны аккуратно выполнить штриховку корабля.

11.   Итог занятия

Логопед: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте)?  А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном)? Что помогает регулировать движение на дороге? Как называются профессии людей, управляющих транспортом?

 

      

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx15.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Транспорт"

Цель:

 развитие лексико-грамматического строя речи по теме "Транспорт"

Задачи:

- коррекционно-образовательные: расширить словарный запас детей по теме "Транспорт"; изучить понятия "наземный", "водный", "воздушный», "подземный" транспорт; умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; вспомнить названия профессий людей, управляющих транспортом.

- коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов детей (внимания, мышления, памяти); развитие зрительного и слухового восприятия; развитие мелкой моторики рук.

- коррекционно-воспитательные: формировать навыки активности, самостоятельности, доброжелательности, умения работать в команде.

Оборудование: общая картинка с различными видами транспорта; разрезные картинки с водным, наземным, подземным, воздушным транспортом; изображение светофора; круги зеленого, красного и оранжевого цветов (сигналы светофора); изображения воды, неба, дороги, листы с графическими заданиями.

                                                          Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед: - Здравствуйте! Ребята, давайте рассмотри с вами картинку. Что на ней изображено?

Дети: - Автобус, самолёт, троллейбус, лодка...

Логопед: - А как всё это можно назвать одним словом?

Дети: - Транспорт.

2. Расширение словаря детей по теме "Транспорт".

Познакомить детей с названиями различного транспорта, попросить детей показать различные части транспорта: колёса, фары, сидения, крылья, вёсла...

Дидактическая игра «Что? Где?»

На доске карточки с изображением дороги, моря, неба.

Логопед поочерёдно демонстрирует картинки с транспортом. Дети должны определить, какой транспорт движется по земле, какой по воде, какой по небу и прикрепить карточки под соответствующее изображением.

Лодка, пароход, яхта, катер – вода.

Самолет, вертолёт – воздух.

Автобус, трамвай, троллейбус, легковой автомобиль – дорога.

Логопед: - Дети, как мы назовём одним словом транспорт, который движется по воде?

Дети: - Водный.

Логопед: - А транспорт который, который летит по небу (который мы можем увидеть в воздухе)?

Дети: - Воздушный.

Логопед: А как мы назовем транспорт, который движется по дороге (по земле)?

Дети: - Наземный.

Логопед: - Ребята, а кто-нибудь катался на метро? Где движется этот транспорт?

Дети: - Под землёй.

Логопед: - Правильно. И такой вид транспорта называется подземный.

3. Загадки про транспорт

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином...(Автобус)

        Удивительный вагон!

Посудите сами:

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками.  (Троллейбус)

       Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает,

Отправляется в полет быстроходный...(Вертолёт)

     Вот стальная птица,

В небеса стремится,

А ведёт её пилот.

Что за птица?   (Самолёт)

       Это конь не ест овса,

Вместо ног - два колеса.

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем.   (Велосипед)

      Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей,

Ты знаком, конечно, с ней!   (Машина)

        Чудо-птица – алый хвост,

Полетела в стаю звезд.     (Ракета)

4. Дидактическая игра "Профессии"

Дети рассказывают по картинкам:

- Это самолет. Самолетом управляет летчик (пилот).

- Это поезд. Поездом управляет машинист.

- Это машина. Машиной управляет водитель.

- Это корабль. Кораблём управляет капитан.

- Это автобус. Автобусом управляет водитель.

Логопед: -Профессия водителя очень трудна. Надо постоянно следить за дорогой, знаками – это очень сложно. Машин на наших улицах много, и мы с вами должны быть внимательными и соблюдать правила дорожного движения.

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный

Горит и день, и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Логопед: - Что помогает нам перейти дорогу?

Дети: - Светофор.

Логопед: - Правильно. Предъявляется предметная картинка с изображением светофора. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу? А на какой сигнал нельзя? Дети: - На красный переходить дорогу нельзя. А на зелёный можно.

5. Физкультминутка. Игра «Зеленый, желтый, красный»

Логопед: «Я буду светофором, а вы пешеходами. Если я подниму зеленый сигнал – вы будете идти на месте, если желтый – стоять, если красный – нужно присесть». (предъявляются кружки – символы для светофора: зеленый, желтый, красный)

6. Игра «Закончи предложение»

Логопед: «Ребята, я буду вам говорить предложения, а вы должны будете заканчивать его одним словом».

Ночью в гараже спят … (машины)

Их заправляют … (бензином)

В темноте машины включают … (фары)

У машин не ноги, а … (колеса)

7.   Физкультминутка. Речь с движением «Самолет»

Я построю самолёт

(руки в стороны)

Шлем надену и в полёт

(руки на голову, руки вперед)

Сквозь волнистые туманы

(руки изображают волну)

Полечу в другие страны

(руки в стороны)

Над морями и лесами

(руки изображают волну, пальцы в стороны)

Над горами и полями

(пальцы рук вместе)

Облечу весь шар земной

А потом вернусь домой

(медленно поднимаем руки через стороны вверх, указываем на себя)

8. Дидактическая игра "Собери слово"

Логопед раздает детям карточки с изображением транспорта и предлагает детям определить количество слогов в этих словах. Количество слогов определяется хлопками.

9. Дидактическая игра "Большой - маленький"

Логопед: - Сейчас я буду назвать вам виды транспорта (или его часть) а вы должны назвать его ласково.

Пароход - пароходик

Самолёт - самолётик

Машина - машинка

Колесо - колёсико

Вагон - вагончик

Вертолёт - вертолётик

10. Развитие мелкой моторики

Дети должны аккуратно выполнить штриховку корабля.

11.   Итог занятия

Логопед: «Наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили (о транспорте)?  А о каком транспорте (наземном, водном, воздушном)? Что помогает регулировать движение на дороге? Как называются профессии людей, управляющих транспортом?

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...