ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ
статья

В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформированности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возможность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ - ОДНА ИЗ ПРИОРЕТЕТНЫХ ЗАДАЧ ШКОЛЫ

Чернышева Ольга Михайловна

Учитель математики и информатики

МБОУ «ВОШ № 2» г. Пугачева

Саратовской области

e-mail:olga_chernysheva_1971@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается использование современных подходов в воспитательном процессе с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. Изучение мотивации, выявление степени сформированности ценностного отношения осужденных к своему здоровью, понимание его роли и значимости в жизнедеятельности осужденного обеспечивают возможность получения объективной информации для организации воспитательной работы образовательного учреждения.

Ключевые слова: мотивация, здоровый образ жизни, условия реализации принципов здоровьесберегающей технологии.

Актуальность: Эффективность воспитательной работы, решение задач ресоциализации осужденных определяются условиями исправительного учреждения, обеспечивающей приемлемые условия для формирования личностной потребности в преобразовании жизненных установок, связанных с дальнейшей жизнедеятельностью, как в период пребывания в исправительном учреждении, так и после освобождения. Получение образования является одним из важнейших компонентов перевоспитания осужденных.

В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ № 2» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего общего образования.

Главная цель вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Уровень образования играет важную роль в формировании социально-положительных качеств личности, в значительной степени определяя ее интеллектуальный и культурный уровень, самостоятельность   целеполагания   и определения жизненных ориентиров.

Наша школа - это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья обучающих и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи. «Целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся является также и повышение академической успеваемости». [1, с. 5]  

Решение проблемы здоровья участников образовательного процесса отмечается как приоритетная цель в большинстве документов, характеризующих российскую государственную политику. Среди них основополагающим является Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который впервые определяет здоровье обучающихся в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения.

Базовая потребность обучающихся вечерней школы – стать полноценными, здоровыми гражданами и только во вторую очередь – знания. Отсюда – и приоритеты учебно-воспитательной работы с ними: приучить к ответственному социальному поведению; сформировать мотивацию к здоровому образу жизни; научить рассуждать логично, критично и концептуально. Поэтому первоочередная задача нашей школы – воспитание самостоятельного, инициативного человека, осознания учащимися важности правовой культуры, формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важнейшим направлением деятельности школы является формирование основ здорового образа жизни: разумное сочетание труда и отдыха, соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенического режима; культура общения, физкультурно-оздоровительная работа, борьба с вредными привычками и др. [2, с. 3]  

Основными принципами образовательной политики МБОУ «ВОШ № 2» считаю:

  1. Возможность выбора форм образования;
  2. Личностно — ориентированный подход в обучении и воспитании;
  3. Организация экологической здоровьесберегающей деятельности ОУ;
  4. Гуманно-личностный подход.

Формирование здорового образа жизни, способствующего укреплению здоровья человека, осуществляется на трёх уровнях:        

  1. Социальном: информационно-просветительская работа;
  2. Инфраструктурном: конкретные условия в сферах жизнедеятельности;
  3. Личностном: система ценностных ориентаций человека. [3, с. 3-14]  

В нашей вечерней школе работа по здоровьесбережению, профилактике и борьбе с негативным привычками ведётся постоянно. Но подавляющее большинство осужденных безответственно относятся к своему организму, что проявляется у них в самовредительстве здоровью, обусловленном в том числе низким уровнем развития гигиенической культуры, тягой, привычкой к употреблению алкоголя и табака, наркотической зависимостью и страстью к бесконтрольному чрезмерному приему психотропных лекарств, средств бытовой химии и прочих ядов (токсикомания). Особое беспокойство вызывает распространенность привычек,  вредных для здоровья, среди учащихся школы. Проанализировав ситуацию по заявленной теме, мы увидели, что в школе необходимо проведение более активной и детальной работы по профилактике и борьбе с курением, антиникотиновой  пропаганде, формированию здорового образа жизни. Ведь жизнь – это благо, это дар, который даётся человеку лишь однажды!

С этой целью в школе разработана и реализуется программа «Школа здоровья», которая апробируется в течение нескольких лет. Реализуют данную программу: заместитель директора, классные руководители, с привлечением специалистов других учреждений: медицинских, правоохранительных, образовательных. Эта программа состоит из следующих разделов:

1. Медико-профилактическая работа;

2. Психологическое здоровье;

3. Социальное здоровье;

4. Пропаганда здорового образа жизни;

5. Экологическое воспитание.

Программа направлена на решение следующих задач:

1. Информировать учащихся о негативных последствиях употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения;

2. Сформировать ответственность за сохранение своего здоровья;

3. Воспитывать силу воли, чтобы сказать «НЕТ» вредным привычкам.

Для реализации этой программы применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Осужденным предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.

В современной ситуации необходим творческий поиск новых подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с осужденными.

Современные воспитательные концепции отличаются стремлением опираться на общечеловеческие ценности и цивилизованные формы жизнедеятельности во всех сферах. Во всех концепциях в той или иной мере присутствуют:

  1. Идеи гуманизации;
  2. Осуществление воспитания в контексте культуры;
  3. Создания открытых воспитательных систем;
  4. Здоровьесберегающая педагогика;
  5. Альтернативности и гибкости методов и организационных форм воспитания.

        Демократизация и гуманизация нашего общества заставляют по-новому взглянуть на процесс воспитания в условиях исполнения уголовного наказания. Формирование здорового образа жизни, физическая культура и санитарно-гигиеническое просвещение рассматриваются в контексте исправления осужденных как мощное педагогическое средство оптимизации всей их жизни и деятельности.

Правовая основа реализации этого направления деятельности получила закрепление в документах различного уровня: Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ст. 99, 101), Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы (2000 г.), Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. (2010 г.), приказе ФСИН России № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы» (2010 г.) и других нормативных правовых актах. [4, с.127]

В связи с данными обстоятельствами одной из первоочередных задач учителей пенитенциарной системы является формирование у осужденных стремления вести здоровый образ жизни. Организация воспитательной работы в данном направлении способствует укреплению здоровья в тяжелых условиях отбывания наказания, профилактике эпидемических заболеваний, а также является благотворным фактором более эффективной адаптации осужденных к новым для них обстоятельствам и последующей жизни на свободе.

Содержание воспитательной работы с осужденными по формированию здорового образа жизни в условиях воспитательной колонии включает: просвещение в вопросах здоровья, физической культуры, влияния повреждающих психосоциальных факторов на человека, повышение уровня устойчивости к стрессу, соблюдение мер как личной, так и общественной гигиены, профилактику употребления алкоголя и наркотических веществ.

В школе проводится оздоровительная работа по следующим направлениям:

1. Первичная профилактика: соблюдение санитарно-гигиенических требований пребывания учащихся в школе, применение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни, воспитание у учащихся потребности здоровья, формирование сущности здорового образа жизни.

2. Работа по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни.

Важнейшим условием для обеспечения и сохранения здоровья учащихся является использование в работе школы здоровьесберегающих технологий: медико – гигиенических, экологических, физкультурно – оздоровительных, безопасной жизнедеятельности, образовательных.

Медико – гигиенические технологии, которые реализуется в нашей школе, это:

  1. Проведение 2 раза в год   анкетирования учащихся на выявление отношения к ценности здоровья и здорового образа жизни;
  2. Оказание консультативной помощи;
  3. Проведение мероприятий по санитарно – гигиеническому просвещению учащихся.

Процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у учащихся целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, как взаимодействие внешних и внутренних факторов, проявляющихся в сотворчестве. Внутренними факторами являются потребностно-мотивационная сфера учащегося, его ценностные ориентации, отношения, самооценка, интересы, индивидуальные свойства. Внешним фактором в данном случае выступает образовательный процесс.

Таким образом, реализация процесса формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни  обучающихся предусматривает такое построение системы средств, которая, с одной стороны, направлена на изменение условий учебно-воспитательного процесса в школе, с другой стороны, – на изменение внутриличностной сферы учащегося  посредством сознательно – волевой работы по осмыслению, переосмыслению ими отношения к здоровому образу и к стилю своей жизни.

Одним из ключевых моментов в выработке мотивации обучающегося на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Ситуация успеха – это результат сотворческой деятельности педагога и обучающегося, при которой результат его деятельности сопоставим с его ожиданиями. Это и есть фундаментальное ядро в формировании мировоззрения учащихся на принятие  здорового образа жизни, а воспитание происходит в результате ежедневного кропотливого труда. Задача педагога – тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

Формирование мотивации здорового образа жизни у осужденных в вечерней школе осуществляется в следующих формах:

1. Мотивация к ведению здорового образа жизни в рамках учебно-воспитательного процесса проводится через учебные дисциплины биологического цикла, «Основы безопасности жизнедеятельности», «Биологии», и уроков физической культуры, которые, к сожалению, проводятся чисто теоретически, т.к. учебное учреждение не имеет спортивного зала.

2. Воспитательные мероприятия с целью повышение информированности по вопросам здоровья и его охраны, на формирование навыков укрепления здоровья, создание мотивации для ведения здорового образа жизни. Это могут быть беседы, выступления на внеклассных мероприятиях, лекции в отрядах, доклады, дискуссии, семинары, тренинги, викторины, виртуальные экскурсии, проведение тематических классных часов по следующим темам: «Как сохранить здоровье в условиях исправительной колонии», «Профилактика простудных заболеваний», «О полезных и вредных привычках», «Рациональное питание», «Негативные последствия употребления спиртных напитков, наркотических веществ и табакокурения», «Профилактика инфаркта и инсульта», «Болезни, передающиеся половым путем», «Болезни неправильного питания. Экстренная помощь», «10 важных правил для желающих не заболеть гриппом», «Поведение в период пандемии».

Применяется метод создания презентаций, видеоуроков, бесед и часов общения с использованием ИКТ, которые ориентированы на самостоятельность, творческую активность учащихся. Ежегодно проводятся конкурсы презентаций на тему «Пирсинг и тату. Красиво или опасно?» Актуальной на данный момент считается тема здорового питания, воспитание культуры питания, получение широкой информации об употребляемых в современном обществе продуктах. В течении года проводятся часы общения с использованием видеофильмов на темы «Влияние энергетических напитков на организм», «Эти «безобидные» курительные смеси». Большое значение придаётся духовному здоровью учащихся. Тема сквернословия обсуждалась на защите долгосрочного проекта: «Сквернословие и здоровье человека».

3. Целесообразное использование свободного времени в борьбе с отрицательными привычками, азартными играми и другими пороками, например: изучение научно-популярных книг и чтение художественной литературы по гигиене.

В опыте учителей нашей школы положительно зарекомендовали себя такие формы воспитательной работы, как: занятия в кружках, факультативах, предметных неделях, традиционных общешкольных праздниках: «Масленица» «Золотая осень», «День здоровья».

В практике школы часто применяется технология проектного обучения, которая направленна на формирование здорового образа жизни у обучающихся. В течение года в школе реализуются следующие проекты: «1 декабря – День борьбы со СПИДом», «Мы выбираем здоровый образ жизни», «Курить – здоровью вредить!», «Радуга» и другие. 

При проведении профилактической работы среди учащихся педагоги необходимо уделяют особое внимание на развитие и формирование психической культуры обучающихся; на формирование доверия к себе, к обществу; понимании и осознании своих физических способностей и недостатков; на осознании правильного выбора и формировании установки здорового образа жизни; на неприемлемости вредных привычек и на самоутверждении в социуме.

Используя любые формы и методы работы мы учитываем то, что решение о следовании здоровому образу жизни человек принимает самостоятельно, так как и определяет мероприятия, которые соответствуют этому принципу, поэтому главное не навязывать ЗОЖ, а способствовать мотивации и осознанию необходимости вести ЗОЖ.

4. Приобщение к воспитательной работе в данном направлении сотрудников воспитательной колонии, представителей различных общественных организаций, которые осуществляют деятельность по пропаганде здорового образа жизни, отводя большую роль профилактике распространенных социально значимых заболеваний, таких как ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания, алкоголизм, табакокурение и др.

Таким образом, организация воспитательной работы по формированию у осужденных здорового образа жизни способствует развитию у них активной позиции по отношению к собственному здоровью, понимания того, что здоровье – величайшая ценность, дарованная человеку природой.      

Здоровьесберегающие технологии являются одним из приоритетных направлений в образовательной и воспитательной системе школы. Участие осужденных в соответствующих мероприятиях дает им возможность приобрести знания в данной области, оказывает позитивное влияние на выбор собственного поведения, настраивает их на неравнодушное отношение к проблемам, касающимся здоровья, расширяет кругозор, способствует пересмотру своих поступков, разрешению собственных проблем.

Педагоги тщательно продумывают, каким должно быть воспитательное воздействие, чтобы оно способствовало социальной реабилитации; моделируют ситуации успеха для каждого учащегося, помогают им осознать свои положительные ресурсы. Создавая ситуации успеха и нацеливая на поэтапное преодоление трудностей, у учащихся формируется более высокий уровень жизненных притязаний, что в конечном итоге способствует психологической коррекциии личностных качеств, и в конечном итоге – социальной реабилитации.

В школе создаются необходимые условия для сбережения здоровья обучающихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объѐму учебной и внеучебной нагрузки. Расписание уроков составлено с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

В школе строго соблюдаются все требования к использованию  технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический        коллектив        учитывает в образовательной деятельности индивидуальные особенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.

  1. Кучма В.Р., Сухарев Л.М.  , Рапопорт И.К.  и др.; под ред. Кучмы. Школы здоровья в России: принципы и организации работы. Мониторинг развития и эффективность.-М: Просвещение, 2012.-(Работаем по новым стандартам). - 142 c.
  2. Елисеев В.В. Создание в общеобразовательном учреждении системы здоровьесбережения : методические рекомендации / В.В. Елисеев.- Ульяновск: УИПКПРО, 2008.-100 c.
  3. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни // Вопросы психологии. – 1997. - № 2.
  4. Кевля Ф.И.  . Педагогические науки. «Формирование здорового  образа жизни у несовершеннолетних  осужденных в местах лишения свободы» 2020 № 1 с.126
  5. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе/ – М.: ВАКО, 2004.- 295 c.

Приложение

Защита проекта «Мы против курения!»

C:\Users\Olga\Desktop\11.jpg

Праздник «Широкая масленица»

C:\Users\Olga\Desktop\3.jpg

Праздник «Широкая масленица»

C:\Users\Olga\Desktop\141130223.jpg

Защита проекта: «Сквернословие и здоровье человека»

C:\Users\Olga\Desktop\1.jpg

Диспут: «О полезных и вредных привычках»

C:\Users\Olga\Desktop\7.jpg

Защита проекта: «Мы выбираем здоровый образ жизни»

C:\Users\Olga\Desktop\574836599.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование установки на ведение здорового образа жизни в средней школе.

В статье предложена система мероприятий, создающих комфортные условия для самореализации учащихся и развития их коммуникативной и здоровьесберегающей компетенции....

«Формирование гигиенических навыков и развитие устойчивой мотивации школьников к здоровому образу жизни »

    Только здоровый человек способен успешно овладеть потоком учебной информации. Поэтому ведущим направлением моей педагогической деятельности по охране здоровья учащихся я считаю фо...

Доклад на тему: «Формирование основ внутренней убежденности здорового образа жизни». Коррекционная школа VIII вида.

Обобщение опыта работы по формированию основ ЗОЖ в 5-9 классах в коррекционной школе VIII вида....

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ И ЦЕННОСТЕЙ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у студентов - это создание личностно развивающей образовательной среды, формирующей систему ценностных ориентаций и установок активной жизненной позиции,...

Программа формирования здорового образа жизни у воспитанников специальной (коррекционной) школы интернат для детей с ОВЗ « Азбука здоровья»

Одной из важных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является их социальная адаптация в обществе, а это включает в себя овладение и применение знаний, умений, навыков здорового о...

Формирование мотивации подростков на здоровый образ жизни посредствам программы «Здоровье в твоих руках»

Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье. В рейтинге жизненных ценностей молодежи здоровье занимает лишь 4 место, вслед за значимостью семьи, дружбы и общения, финансового благополуч...

Формирование мотивации обучающихся к здоровому образу жизни

Проблема укрепления здоровья современных детей в настоящее время является одной из наиболее актуальных в России. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о неудовлетворитель...