Воспитание культуры питания в семье
статья

Яровая Елена Юрьевна

Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральные вещества, жиры и в еще меньшей степени – углеводы; биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_kultury_pitaniya_v_seme.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание культуры питания в семье.

Основные функции питания. Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни.

Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральные вещества, жиры и в еще меньшей степени – углеводы; биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности.
Рациональное питание

это сбалансированное питание и предусматривающее правильный режим потребления пищи. Необходимо знать и соблюдать три принципа рационального питания: умеренность, разнообразие, режим приема пищи.
Умеренность в питании не позволяет потреблять с пищей энергии больше или меньше, чем ее расходуется в процессе жизнедеятельности; разнообразие пищи в рационе с наибольшей степенью вероятности гарантирует поступление в организм всех незаменимых компонентов питания; определенный режим питания (время приемов пищи в течение дня, а также количество и качество пищи при каждом ее приеме) поддерживает аппетит в нужных рамках.
Перв
ое  - умеренность. Умеренность в питании необходима для соблюдения баланса между поступающей с пищей и расходуемой в процессе жизнедеятельности энергией.
Второе— разнообразие. Население нашей планеты использует для питания тысячи пищевых продуктов и еще больше кулинарных блюд. И все многообразие продуктов питания складывается из различных комбинаций пищевых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных веществ и воды Естественно, что различные пищевые продукты имеют разный химический состав.
Энергетическая ценность рациона питания зависит от входящих в его состав белков, жиров и углёводов. Углеводы поставляют преимущественно энергию, тогда как жиры и особенно белки не только снабжают организм энергией, но и являются необходимым материалом для обновления клеточных структур. Витамины занимают особое место в питании
 детей, являясь его незаменимым фактором, но едва ли разумно увлечение вегетарианством (при полном исключении из пищи продуктов животного происхождения), когда в организм человека не поступает витамин В12, содержащийся только в продуктах, полученных от животных, и создаются предпосылки для развития анемии, нарушаются функции нервной системы, появляются слабость, головокружение, одышка, снижается аппетит.
В детском организме, кроме процессов восстановления израсходованных веществ и энергии, происходят также процессы роста, потребности ребенка в основных пищевых веществах и в энергетической ценности пищи в расчете на 1 кг массы тела значительно выше по сравнению со взрослым человеком. Чрезмерное потребление пищи детьми, особенно систематическое, весьма опасно, так как процессы обмена веществ у них крайне лабильны и могут легко перестраиваться в ответ на те или иные изменения в питании. Излишнее поступление углеводов в организм ребенка обычно приводит к их усиленному переходу в жиры и отложению последних в жировой ткани. Весьма часто наступает гипертрофия жировой ткани из—за усиленного образования в ней новых клеток, что получило название гиперцеллюлярной формы ожирения. Эта форма ожирения наиболее трудно поддается лечению. Число детей, страдающих ожирением, непрерывно увеличивается, и это в значительной степени связано с избыточным питанием. Существенную опасность представляет увлечение детей сладостями. С одной стороны, это пагубно отражается на состоянии зубов (очень распространено заболевание кариесом), с другой стороны, это является фактором риска для развития диабета. Заболеваемость детей диабетом становится все более распространенной, что в значительной мере связано с потреблением больших количеств сладостей.
Продуктов, которые содержали бы все необходимые человеку компоненты, в природе не существует. Поэтому комбинация самых разнообразных продуктов, да еще полученных из разных мест, лучше всего обеспечивает организму доставку с пищей необходимых ему веществ. При большом разнообразии продуктов организму легче выбрать необходимые вещества для оптимального функционирования. Особенно это относится к микрокомпонентам пищи, таким, например, как витамины и микроэлементы.
Организм

ребёнка выработал защитную реакцию на однообразную пищу. Речь идет о так называемой приедаемости, ведущей к потере аппетита. Разнообразная пища, наоборот, обычно вызывает повышенный аппетит, большее выделение пищеварительных соков, лучшую усвояемость пищевых веществ.
Принцип разнообразия сохраняет свое значение для каждого приема пищи. В идеале пища должна быть разнообразной как в течение дня, так и в течение недели. Это осуществляется в санаториях, домах отдыха, в детских домах и т. д Но и в домашних условиях вполне реально устраивать «рыбные», «молочные», «овощные» и другие аналогичные дни. Многое подчас зависит от сезона, от реальных возможностей, но стремиться к максимальному разнообразию пищи необходимо.
Трет

ье  - режим приема пищи. Режим питания детей обычно регулируется аппетитом. Каждому знакомо чувство голода, которое сигнализирует о том, что организму важно получить новую порцию пищи, несущую истраченные в процессе обмена веществ энергию, пластические вещества, витамины и минеральные вещества. Однако в настоящее время повышенный аппетит утратил свой биологический смысл. Более того, он стал своего рода врагом человека, виновником переедания и даже обжорства. Поэтому в повседневной жизни не следует руководствоваться одним только аппетитом, хотя и не считаться с ним тоже нельзя. Дело в том, что аппетит сигнализирует о потребности не только в необходимом количестве пищи, но и в ее качестве. Сравнительно распространенным является чувство, когда после долгого отсутствия в питании какого—либо продукта вдруг появляется острое желание съесть именно этот продукт. Объясняется это тем, что в данном продукте содержится значительное количество незаменимого компонента, которого меньше во всех других потребляемых продуктах, вследствие чего организм человека начинает испытывать недостаток в нем. Итак, повышенный аппетит может нанести вред здоровью, но и полное его отсутствие нежелательно. для поддержания аппетита в нужных рамках очень важно соблюдение правильного режима питания детей.
В основу режима питания должны быть положены четыре основных принципа.
Первым принципом является постоянство приемов пищи по часам суток.
Вторым принципом является дробность питания в течение суток Одно— или двухразовое питание нецелесообразно и даже опасно для здоровья ввиду слишком большого количества одномоментно потребляемой пищи. Практически здоровому ребёнку рекомендуется четырехразовое питание: завтрак обед, ужин и стакан кефира или яблоко перед сном. Желательно вводить в режим питания один или два дополнительных приема пищи: между завтраком и обедом и между обедом и ужином. Конечно же, с дополнительными приемами пищи не должно увеличиваться общее количество потребляемой пищи за день.
Третьим принципом режима питания является максимальное соблюдение сбалансированности пищевых веществ при каждом приеме пищи. Это значит, что набор продуктов при каждом основном приеме пищи (завтрак, обед, ужин) должен доставлять организму человека белки, жиры, углеводы, а также витамины и минеральные вещества в рациональном соотношении.
Наконец, четвертый принцип режима питания заключается в правильном распределении количества пищи по ее приемам в течение дня. Наиболее полезен такой режим, когда на завтрак приходится около трети общего количества суточного рациона, на обед—несколько более трети и на ужин—менее трети.

Важно, чтобы время между завтраком и обедом, а также между обедом и ужином составляло 5—6 ч. После ужина до начала сна должно пройти 3—4 ч.
Правильный режим питания особенно важен для детского организма.  
К режиму питания не следует относиться как к догме. Меняющиеся жизненные условия могут вносить в него свои поправки. Более того, некоторые изменения в режим питания нужно вносить время от времени специально, с целью тренировки пищеварительной системы. Однако, как и при тренировке других органов и систем, нельзя допускать слишком резких изменений в режиме питания.
Рекомендовать конкретное меню даже вполне здоровому взрослому человеку практически невозможно: во-первых, оно должно быть разнообразным, каждый день отличным от другого, во-вторых, оно зависит от наличия продуктов в том или ином районе, сезонности, множества других трудно учитываемых факторов.
Можно привести пример однодневного домашнего меню для школьника.
На завтрак. Кусок отварного мяса или рыбы (40—70 г) с овощным или картофельным гарниром. Или творог (100 г) со сметаной Или яичница из 2 яиц. В последних двух случаях желательно подать немного салата или винегрета. Затем чай или кофе, или стакан теплого молока. Хлеба 120 г.
На обед. Салат или винегрет, заправленный подсолнечным маслом (можно просто шинкованную капусту или тертую морковь). На первое—овощной суп или борщ на мясном бульоне, или бульон. На второе— тушеное мясо (50—100 г) с овощным или картофельным гарниром. На третье—стакан сока, компота или одно яблоко. Хлеба 150 г.
На ужин. Салат. Сырники или творожный пудинг (50— 100 г). Чай или стакан молока. Хлеба 60 г.
Перед сном. Стакан кефира или простокваши.
В меню людей с пониженной массой тела дополнительно включаются каши. Наоборот, в меню людей, страдающих ожирением, каши, картофель, хлеб, животные жиры надо резко ограничить. Изменения в питании вносятся и при изменении уровня физической нагрузки.
У детей в период школьного и подросткового возраста формируется половое развитие, они быстро растут, прибавляя в весе и мышечной силе. Большинство подростков теперь очень крупные, хорошо развиты физически. Ускоренное физическое и половое развитие носит название акселерации. Нервная система детей этого возраста находится в состоянии значительного напряжения под влиянием интенсивной познавательной информации, сложности школьного обучения. Занятия спортом и физическим трудом ведут к резкому возрастанию энерготрат. Вот почему так важно обеспечить школьников и подростков полноценной пищей, правильно организовать режим питания.
И хотя в этот период используются все существующие продукты питания, преимущество все же отдается полноценным белковым продуктам, легкоусвояемым углеводам, достаточному количеству сливочного масла и растительных жиров (20% всех жиров в рационе). Натуральное мясо всех сортов можно лишь частично заменять колбасными изделиями и консервами. Очень полезно использование мяса морских животных (морские гребешки, кальмары, креветки, мидии). Рекомендуется употреблять наиболее ценные специальные хлебобулочные изделия
Мясо, молоко, молочные продукты, овощи, фрукты, хлеб школьники должны получать ежедневно. Питание должно быть разнообразным. При недостатке какого—либо продукта можно заменять его равноценным: мясо— рыбой, творогом, натуральное молоко— порошковым или сгущенным, желательно несладким. Но нельзя мясо заменять хлебом или крупой, молоко—супом, овощи—кашами.
Утром можно дать закуску (салат или сыр, колбасу), затем мясное или рыбное блюдо с гарниром или кашу, творожные или яичные блюда, чай, молоко, кофе, хлеб с маслом.
На обед — салат или винегрет (можно с сельдью), суп, мясо или рыбу с гарниром, компот или сок.
В полдник — молоко, кефир или ацидофилин, выпечку, фрукты.
На ужин — блюда из творога, овощей, яиц и питье.
Так как ребёнок с раннего утра и практически до обеда находится в школе родителям необходимо заботиться о его дополнительном питании. Лучше всего давать с собой в школу ребёнку бутерброд с колбасой, сыром, отварным мясом. Кроме того, желательно обеспечить ребёнка витаминами – фрукты, различные соки. Так называемое быстрое питание: чипсы, сухарики, газированная вода и так далее не только не приносят пользы развивающемуся организму, но и могут навредить. Намного полезнее для здоровья домашняя пища. В этом возрасте, к сожалению, дети часто нарушают режим питания, едят беспорядочно, часто всухомятку, на ходу. Эти вредные привычки оказывают пагубное действие на растущий организм. К режиму питания родители должны приучать детей с раннего детства. Вопросы питания обсуждают на уроках ОБЖ и биологии, на классных часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила покупки продуктов питания. Учет потребления продуктов питания в семье.

Раздел "Домашняя экономика"Цель: научить обучающихся правильно и рационально расходовать средства на питание....

Презентация к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании культуры ребенка"

Красочная презентация в доступной и интересной форме помогает родителям и педагогу найти общий подход к процессу  воспитания культуры ребенка.Адресована классным руководителям. социальным педагог...

Воспитание культуры личности силами семьи и школы.

В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным катего­риям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным н...

Дополнительная образовательная программа по формированию культуры здорового питания обучающихся «Культура питания»

Культура питания – важнейшая составная часть общей культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся. Формирование культуры здорового питания должно начинаться с первых этапов обучения ребе...

«Медиаобразование в семье и школе, как важнейшее средство воспитания культуры оперирования информацией, обогащения собственного сознания и самосознания учащихся» Использование современных педагогических технологий в деятельности педагога

Проблема психологического медийного воздействия - одна из наиболее актуальных и интригующих на сегодняшний день. В современном обществе масс-медиа выполняют не только развлекательную и просветительску...

«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Выступление на ШМО клссных руководиелей «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»...