«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»
презентация к уроку (8 класс)

Федоров Евгений Михайлович

Выступление на ШМО клссных руководиелей «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                  Учитель истории

                                                           МКОУ Караваевской ОШ,

                                                           Классный руководитель 8 класса

                                                          Федоров Евгений Михайлович

ШМО

по теме: «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Цель:    систематизировать опыт работы в 8 классе по  созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.

Задачи:

1. Анализ системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.

2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.

«Удивительный этот дом- школа!

          Здесь все перемешалось: детство и зрелость, юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца, никогда не покинут этот вечно кипящий страстями  дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой».      В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!

          И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»

Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.

А теперь -  реальность, которую диктует нам жизнь:

Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие культуры личности ребёнка силами семьи и школы.

 В своём послании Федеральному собранию президент РФ В.В.Путин определил главную задачу школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  высокотехнологичном, конкурентном мире.

       Школьное  образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Таким образом,  на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентноспособную  личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.

Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,

 Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена  хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

            Как этого добиться? Один из путей - через творчество. Дети определяют творчество так:

- Это «увлечения, которые не в тягость»,   которыми они готовы заниматься всегда;

-  это то, что человек делает своими руками и от всей души;

-  это проявление таланта, фантазии;

- это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;

- вид  деятельности, в результате которой появляется  что-то  новое;

- это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.

Как видите,  в этих двух определениях много общего.

 Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.

“Будь терпелив в ожидании чуда и будь готов для встречи с ним в ребёнке”  
Ш.М.Амонашвили.

Кто же  в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается,  по результатам  опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители,  классный руководитель и педагоги. Именно, взаимодействие  этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания культуры личности.

 Каждый ребёнок одарён по своему в той или иной степени, и главная задача классного руководителя вовремя заметить творческий потенциал ребёнка и создать условия для его  развития, привлекая к этому и родителей.

 Особое внимание уделяется   работе с  одарёнными детьми.

- в классной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации таких детей (через участие в Совете эскадры, школьном самоуправлении, творческих предметных неделях, внеклассных мероприятиях  различной тематики и т.д)

-   осуществляется психолого-педагогическая поддержка одарённых детей;

- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, награды);

-  организуются туристические поездки, экскурсии, встречи с интересными людьми  для расширения кругозора одарённых детей;

-   ведется  «Портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.

-  привлечение  творчески одарённых  детей  в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.

Мы видим,  что  возросла в этом году занятость наших учащихся в кружках и секциях  по сравнению с прошлыми годами.  В нашей школе функционируют кружки - ОФП ,  «Мастерица», в сельском ДК -  «Теннис», «Художественное слово», которые посещают обучающиеся 8 класса.

Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году.

Раскрытию творческих потенциалов учащихся способствуют

- проведение  в школе месячника посвящённого «Дню Матери» с  организацией фотовыставки, выставки рисунков, семейных проектов,

- организация традиционных спортивный игр «Весёлые старты», «А.ну-ка мальчики»,

- концерты к календарным праздникам Дню учителя, 8 марта и т.д..

- организация различных творческих дел,

 - и разумеется школьное самоуправление, как фактор  развития творческой инициативной личности.

Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:

Первый -  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.

Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.

Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.

Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.

Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:

Школа(классный руководитель)информирует семью о планах работы

             семья оценивает влияние  данной работы на детей,

школа (классный руководитель)раскрывает сложные проблемы,  

             семья определяет меру содействия решению их,

школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,

                       семья откликается на приглашение, участвует,

школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,

                      семья предлагает помощь, выдвигает предложения,

школа  (класс) организует общее дело,

                     семья участвует в общих делах.

Классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:

Индивидуальные: посещение семьи, консультации.

Групповые: заседание родительского  комитета, совета класса, консультации, беседы…

Массовые: родительское собрание, праздники, экскурсии…

Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные.

Детское творчество  неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт  обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.

Притча

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?
  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

               И, подумав, добавил:

              - И мира тоже.

Рефлексия

В чём состоит наш успех?

Успех нашей школы в успехе детей,

В  единстве  родителей, учителей,

В тех людях, которые нас окружают,

В идеях  и  мыслях, что нас окрыляют,

В таланте, сотрудничестве и  креативе,

В совместных делах, что сближают, сдружили,

В весёлых глазах, излучающих свет, -

Во всём этом виден наш общий успех!

И чтобы признания школе добиться,

Все вместе к успеху должны  мы  стремиться!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание культуры личности силами семьи и школы Выступление Федорова Е.М. классного руководителя 8 класса МКОУ Караваевской ОШ, 2017 г

Слайд 2

Образование – это не только обучение и развитие, но и воспитание Одна из особенностей ФГОС – нацеленность на решение не только задач обучения и развития, но и задач воспитания. Особенно важно, чтобы школа сыграла свою ведущую роль в качестве объединяющей основы для формирования многонационального российского общества. В новом базисном образовательном плане предусмотрены часы не только для учебной, но и для внеучебной работы, направленной на воспитание граждан нашей страны в полном взаимодействии семьи и школы.

Слайд 3

Задачи взаимодействия социальных партнёров 1.Семья и школа в нашем обществе должны направить свои усилия на формирование культуры личности человека. Данные усилия должны быть едины. 2.Воспитательная работа с детьми в семье и школе, во взаимодействии с другими общественными институтами должна быть целенаправленной, целостной, систематической, продуманной. 3.Школа является инициатором данного взаимодействия.

Слайд 4

Важную роль играют выступления учащихся класса перед родителями, которые те фотографируют для семейных альбомов

Слайд 5

Родители с воодушевлением принимают выступление своих детей

Слайд 6

О своих достижениях и подарках дети с удовольствием расскажут в семьях

Слайд 7

Совместная, с родителями и педагогами, встреча Нового года приучает детей к организованности и ответсвенности

Слайд 8

Родители (законные представители) самые авторитетные судьи для своих детей

Слайд 9

Праздники в школе с приглашением родителей осуществляются на основе народных традиций, важным подспорьем для активизации которых являются предметы народного быта

Слайд 10

А совместное изучение семейных ценностей позволяет оценивать участие семьи в судьбе Родины и воспитывает патриотизм

Слайд 11

Совместные празднования народных праздников сплачивают

Слайд 12

Прививает любовь к Родине и уважение к своим предкам уборка местных мемориальных мест

Слайд 13

Совместная уборка придворовых территорий и вокруг общественных мест, где проходит совместный семейный отдых

Слайд 14

Воспитывает отказ от употребления алкоголя и наркотиков в семье и совместный просмотр антиалкогольных и антинаркотических передач с пояснениями старшими

Слайд 15

Совместные выезды и выходы на природу с любованием местной флорой и фауной

Слайд 16

Организованные пикники приучают к культуре быта и экологичности отдыха

Слайд 17

Ведущая идея партнёрства: В единых усилиях педагогов и родителей должно происходить формирование всесторонне развитых, высокообразованных, духовно богатых, нравственно чистых, физически совершенных людей.

Слайд 18

Говорим о семье Семья – структурная единица общества, закладывающая основы личности; социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей.

Слайд 19

Семейное воспитание Семейное воспитание- общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Слайд 20

Роль семьи в воспитании: Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде как в семье сформированы быть не могут.

Слайд 21

Принципы семейного воспитания: 1.Креативность; 2.Гуманизм; 3. Демократизм; 4. Гражданственность; 5. Ретроспективность (воспитание на традициях народной педагогики), приоритетность общечеловеческих норм и ценностей.

Слайд 22

Функции семьи: 1. Осуществление социализации личности. 2. Закладывание основы отношений между людьми. 3. Формирование ориентации на всю оставшуюся жизнь человека (трудовую и социальную). 4. Обеспечение преемственности традиций. 5. Воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы

Выступление на Республиканской научно-практической конференции.    Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

Воспитание культуры личности силами семьи и школы.

В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным катего­риям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным н...

"Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе" родительское собрание

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от покол...

Родительское собрание«Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»

Семья и школа – это берег и море.На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокл...

Воспитание культуры питания в семье

Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральн...