Воспитание культуры личности силами семьи и школы.
материал (5 класс) по теме

Юдина Екатерина Сергеевна

В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным катего­риям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физи­ческого и психического развития. И это изменение не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx39.5 КБ
Файл doklad_16.11.16_2.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Современные  методы обучения и воспитания в школе для детей с ОВЗ .

      В настоящее время наблюдаются изменения отношения общества к отдельным категориям населения, которые раньше не замечались, а проблемы их умалчивались. Это дети-инвалиды, дети с речевым и умственным недоразвитием, дети с нарушениями (задержками) физического и психического развития. И это изменение не связано с увеличением числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени это изменение связано с самим отношением общества к проблемам детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

       Современная система школьного образования на сегодняшний момент не отвечает в полной мере тем требованиям, которые предъявляет к ней современное общество. Но это не ведёт к необходимости рушить всё и начинать выстраивать заново. Ориентируясь на современный мир, на сегодняшний момент назрела острая необходимость в модернизации всей образовательной системы и дошкольного образования в частности. Роль педагога, а в особенности педагога – коррекциониста в этой работе высока. Очевидно, что определённая часть нашего общества составляют дети с особыми нуждами, дети – инвалиды. Внимание к поддержке детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и всесторонней помощи им в процессе обучения нуждается в существенном усилении.

       Выстраивать по кирпичикам тяжело, ещё тяжелее не ошибиться в выборе самих материалов. Ведь при безграмотной работе может рухнуть всё строительство, сломаться вся выстроенная система. При этом придётся возводить всё заново. Начиная модернизацию, необходимо в первую очередь задуматься о материалах, используемых в работе. Не нужно ломать всё старое, можно и необходимо использовать в работе тот фундамент, который испытан на протяжении многих лет. Фундамент, который даёт возможность новому строительству. Осуществлять дальнейшее возведение новой системы нужно с грамотными специалистами. И здесь не обойтись без коррекционистов.

       Как всё новое, модернизация системы образования, новый подход к обучению и воспитанию детей с особыми нуждами и потребностями, требует кропотливого изучения и подготовки, для качественной и безболезненной реализации. Инновационная деятельность направлена на всестороннее повышение профессионального мастерства каждого педагога, на обогащение и развитие творческого потенциала, применение им в учебном процессе инновационных  форм и методов обучения. Педагоги, как грамотные творцы, готовы работать, не подстраиваясь под предъявляемые требования, а шагать в ногу со временем, опираясь на свой богатый багаж знаний, умений, желание работать и огромный потенциал, который в них заложен. А для этого необходима разработка и создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их методическое и дидактическое наполнение. Дефектолог должен не только давать детям знания, развивать умения и навыки – это не самое главное. Гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию, научить радоваться новым открытиям и стремлениям исследовать что-то новое, научить детей общению друг с другом и окружающими.

      Вот так, выстраивая шаг за шагом, наше общество придёт к новому завершению строительства. На это потребуется не один год плодотворной работы и на сегодняшний момент мы, педагоги, готовы к этому преобразованию. Готовы осуществлять и строить, перестраиваясь самим. И я верю, что всё у нас получится!

     



Предварительный просмотр:

Теме доклада: «Воспитание культуры личности силами семьи и школы.»

Цель:    систематизировать опыт работы  ОУ по  созданию единого воспитательного пространства семьи и школы.

Задачи:

1. Анализ школьной системы воспитания по взаимодействию семьи и школы, основанной на гуманных ценностях.

2. Выявление наиболее эффективных инновационных форм взаимодействия школы и семьи.

«Удивительный этот дом - школа!

          Здесь все перемешалось: детство и зрелость , юность и романтика, наука и люди, мечты и реальная жизнь. И люди, однажды пришедшие раз сюда по зову сердца , никогда не покинут этот вечно кипящий страстями  дом, ибо кто-то очень точно назвал школу «сладкой каторгой».      В этом доме радость и слёзы, встречи и расставания!

          И пусть дети кричат только от радости, а морщины на учительских и родительских лицах будут следами былых улыбок.»

Это наши мечты, которые хотелось бы сделать реальностью.

А теперь -  реальность, которую диктует нам жизнь:

        Согласно Закону РФ «Об образовании» одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования и воспитания является свободное развитие личности ребёнка.

 В своём послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Владимирович Путин определил главную задачу школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни  высокотехнологичном, конкурентном мире.

       Школьное  образование должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

 Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим творческую личность, приобщающим новые поколения к ценностям отечественной и мировой культуры, делающим человека цивилизованным».

Таким образом,  на выходе из школы мы должны явить обществу конкурентно способную  личность: личность инициативную, творчески мыслящую, способную нестандартно решать поставленные задачи и самостоятельно формулировать новые перспективные цели.

Что же такое творчество? По мнению учёных и психологов,

 Творчество- деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество – это необходимое условие существования, и всё что выходит за пределы рутины и в чём заключена  хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека».

           

Наши  дети определяют творчество так:

  • Это «увлечения, которые не в тягость»,   которыми они готовы заниматься всегда;
  • это то, что человек делает своими руками и от всей души;
  • это проявление таланта, фантазии;
  • это занятие любимым делом, когда человек развивает свою фантазию и создает что-то интересное;
  • вид  деятельности, в результате которой появляется  что-то  новое;
  • это выражение себя, культурное и духовное развитие, художественное и актёрское мастерство и т.д.

Как видите,  в этих двух определениях много общего.

 Творчество – процесс не сиюминутный, не быстрый, не дающий результата сразу и сегодня. Нужно быть готовым к тому, что кинув зерно творчества в 1 классе, первый росток мы можем получить только в 9-м.

“Будь терпелив в ожидании чуда
и будь готов для встречи с ним в ребёнке”  
          Ш.М. Амонашвили.

Кто же  в большей степени помогает ребёнку развить творческие способности? Что об этом думают сами дети и их родители? Оказывается,  по результатам  опроса в большей степени помогают развить творческие способности родители,  классный руководитель и педагоги доп .образования. Именно, взаимодействие  этих людей способствует созданию атмосферы, в которой происходит процесс воспитания творческой личности.

  Особое внимание уделяется   работе с   детьми.

- в школьной системе воспитания создаются условия для социальной адаптации  детей

 -осуществляется психолого-педагогическая поддержка  детей;

- создана система стимулирования и поощрения учащихся (грамоты, премии, награды);

- организуются  экскурсии, встречи с интересными людьми  для расширения кругозора  детей;

- ведутся  «Дневники успеха учеников или портфолио» с целью фиксирования достижений учащихся.

-привлечение  творчески   детей  в кружковую деятельность, в работу спортивных секций и творческих коллективов.

Принцип развития личности ребёнка эффективно осуществляется в сотворчестве всех субьектов: учителей, родителей, самих учеников. И только это взаимодействие способствовало тем успехам, которые достигли наши ученики в этом году.

Всего этого мы добились благодаря тесному сотрудничеству с семьями учащихся, которое строится по следующим принципам:

  • Первый -  принцип согласия, обеспечивающий обоюдное понимание воспитательной цели и взаимное доверие партнеров.
  • Второй – принцип сопряжения, благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.
  • Третий – принцип сопереживания, уровень доброжелательности двух сторон при взаимодействии.
  • Четвертый – принцип сопричастности. Взаимная информация о ребенке всегда должна  помогать в работе и в воспитании детей.
  • Пятый – принцип содеянности, допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в едином творческом деле с детьми.

Школой и классными руководителями давно отработан алгоритм взаимодействия с родителями:

  • Школа  (классный руководитель) информирует семью о планах работы

                         семья оценивает влияние  данной работы на детей,

  • школа (классный руководитель) раскрывает сложные проблемы,                                                

                            семья определяет меру содействия решению их,

  • школа (классный руководитель) приглашает принять участие в деле,

                          семья откликается на приглашение, участвует,

  • школа (классный руководитель) сообщает о необходимости помощи,
  •                       семья предлагает помощь, выдвигает предложения,
  • школа  (класс) организует общее дело,

                                    семья участвует в общих делах.

Каждый классный руководитель использует в работе различные формы работы с родителями:

Индивидуальные: посещение семьи, консультации.

Групповые:  заседание родительского  комитета, совета класса, консультации, беседы…

 Массовые: родительское собрание, праздники,

Причём одни из них традиционные, другие нетрадиционные. Детское творчество  неисчерпаемо. Его питательная среда – порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Роль учителя – создать обстановку отсутствия страха, пробудить фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы.

Творческое состояние души педагога, умение и способность души трудиться создаёт  обстановку успеха для детей. А успех, как любой рекорд, нужно готовить вдумчиво, глубоко и серьёзно, используя различные методики и оригинальные подходы.

Притча

  • Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили все семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и стало быть на селе. Ни ссор, ни ругани, ни Боже упаси, драк и раздоров.

Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье.

Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение и терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

  • И все?
  • Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

               И, подумав, добавил:

              - И мира тоже.

                                      Проект решения

  • 1. Продолжить  работу педагогических лекториев для родителей.
  • 2. Проводить индивидуальные тематические консультации

( социальный педагог, психолог, классный руководитель.)

3. Продолжить с целью более тесного взаимодействия школы и семьи проведение Дней открытых дверей.

  • 4. Классным руководителям использовать в работе положительный опыт воспитания в семье.
  • 5. На родительских собраниях придерживаться профессионального правила: не оглашать отрицательные стороны протекающего процесса формирования личности ребенка и не объявлять о недостатках семейного воспитания в конкретной семье.

                                                       

                                                         

ГБОУ  «Русско-Акташская школа – интернат   для детей с

 ограниченными возможностями здоровья»

Альметьевского муниципального района РТ.

Выступление  по теме:

«Воспитание культуры личности силами семьи и школы».

                                                                                                                Подготовила: классный

руководитель 5 «А» класса

                                                                                                                    Донгузова Е С

                                                                                                                 

ШМО классных руководителей .

2016 уч.год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание конкурентноспособной личности в условиях общеобразовательной школы

Выступление на Республиканской научно-практической конференции.    Происходящие в России политические, экономические, социокультурные преобразования, демократиз...

Проблемы семейного воспитания пятиклассника и взаимодействия семьи и школы на данном этапе.

При переходе из начальной школы в среднюю ребенок сталкивается с рядом трудностей. Как же помочь пятикласснику максимально безболезненно адаптироваться к новым условиям и новому статусу?...

"Духовно-нравственное воспитание личности в семье и школе" родительское собрание

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях народа, передаваемые от покол...

Родительское собрание«Воспитание социальной активности. Роль семьи и школы.»

Семья и школа – это берег и море.На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокл...

«Воспитание культуры личности силами семьи и школы»

Выступление на ШМО клссных руководиелей «Воспитание культуры личности силами семьи и школы»...

Воспитание культуры питания в семье

Всем известно, что питание абсолютно необходимо для поддержания жизни. Оно снабжает организм энергией, пластическими веществами, к которым, прежде всего, относятся белки, в меньшей степени - минеральн...