«Пространственно –предметная среда кабинета музыкального воспитания»
проект

Валуева Ирина Анатольевна

создание пространственно-предметной среды, обеспечивающей комфортные условия обучения, духовно-нравственного становления и развития личностного потенциала обучающихся.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.КАМЕНСКОЕ ЕЛЕЦКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

Педагогический проект

«Пространственно –предметная среда

кабинета музыкального воспитания»

        Выполнила:

Валуева И.А.

        

2021г

Паспорт педагогического проекта

Автор проекта и название ОО

Учитель музыки

МБОУ СОШ с. Каменское

Валуева Ирина Анатольевна

Название (тема) управленческого проекта создания ЛРОС в ОО

Проектирование пространства творческих коллабораций в личностно-развивающей образовательной среде сельской школы.

Направление педагогического проекта

Разработка нового дизайна пространственно-предметной среды с акцентом на развитие личностного потенциала обучающихся.

Название (тема) педагогического проекта

Пространственно –предметная среда кабинета музыкального воспитания.

Решаемая ключевая проблема

Создание новой пространственно -предметной среды для развития личностного потенциала учащихся.

Цель (-и) педагогического проекта

Цель проекта: создание пространственно-предметной среды, обеспечивающей комфортные условия обучения, духовно-нравственного становления и развития личностного потенциала обучающихся.

Целевая группа

Обучающиеся 1-4 классов

Основная идея педагогического проекта

Основная идея заключается в том, что обновленная  пространственно – предметная  среда послужит инструментом для развития личностного потенциала учащихся.

2-3 тезиса, особенно ярко раскрывающие особенности педагогического проекта

Пространственно-предметная среда становится инструментом для формирования компетенции XXI века.

Созданная пространственно- предметная среда стимулирует коммуникацию и кооперацию у учащихся разных классов.

Образовательная среда должна предоставлять пространство для самовыражения и при этом находиться в рамках предмета.

Используемые технологии/методики/приёмы/техники

  • Мозговой штурм
  • Работа в малых группах
  • Метод проектов
  • Дискуссия
  • Парковка идей
  • «4 угла»
  • Квадрат настроения
  • Билет на выход

Значимые продукты педагогического проекта

Эскиз нового дизайна пространственно -предметной среды кабинета музыкального воспитания   в МБОУ СОШ с. Каменское.

Личный вклад педагога в изменения в ОО

Мой личный вклад заключается в применении своих знаний, полученных в рамках прохождения курса «Развитие личностного потенциала», при создании эскиза оформления кабинета, освоение ИК-ресурсов, необходимых для реализации   замысла.

Вовлечение учащихся и их родителей в работу по созданию новой пространственно -предметной среды в кабинете музыкального воспитания.

Каким образом планируется представить результаты педагогического проекта (выступление (-я), занятие (-я), публикация (-и)

Выступление на педагогическом совете МБОУ СОШ с. Каменское и РМО учителей музыки.

Содержание

Пояснительная записка

Современная школа – это особый мир детства, в котором есть свои правила, уставы, цели и задачи, что не позволяет выпасть из общего жизненного потока. В каждом поколении образовательное учреждение поставлено в ситуацию самоопределения, поиска новых решений. Современный учитель, урок, школьник… современная образовательная среда.

В XXI веке пространственно-предметная среда школы должна стать местом, где обучающийся занимается самостоятельной и совместной учебной деятельностью, активно взаимодействует, исследует и проектирует.  

      Ключевой проблемой нашей школы является снижение творческой активности детей. Эта проблема связана с тем, что деятельность школы направлена в большей степени на достижение образовательных результатов и идет вытеснение направления творческой активности детей.   Поэтому необходимо внести изменения в нашей школе. Так как тема нашего управленческого проекта звучит «Проектирование пространства творческих коллабораций в личностно-развивающей образовательной среде сельской школы». А под понятием творческой коллаборацией понимается процесс совместной деятельности в творческой сфере двух и более людей для достижения общих целей, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия (консенсуса).

Таким образом я решила внести изменение в создании пространственно –предметной среды в кабинете музыкального воспитания.

 Задачи обучения состоят в том, чтобы не только дать учащимся навыки, знания, грамотность, но и развивать критическое и креативное мышление, коммуникацию, кооперацию, личностный потенциал учащихся.

В чем особенность современной пространственно-предметной  среды кабинета музыкального воспитания?

Среда  должна   соответствовать    следующим принципам:

 –многофункциональности, т.е. способности среды к изменению, корректировке, развитию. Она должна  открывать  новые возможности  для обучающихся,  обеспечивать  все  составляющие  образовательного процесса;

–гибкого изменения интерьерных объёмов, позволяющего обучающимся заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. (слайд)

  –эмоционально-эстетической организации среды, т.е. в интерьере должно быть не только уютно, удобно и комфортно, но и красиво.

  (слайд 2)     Основная цель проекта :  создание пространственно-предметной среды, обеспечивающей комфортные условия обучения, духовно-нравственного становления и развития личностного потенциала обучающихся.

  Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи.

   (слйд 3)    Задачи проекта:

• способствовать наиболее эффективному использованию учебного оборудования и технических средств обучения;

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие  мотивацию учащихся к изучению предмета;

• способствовать применению методов и приемов на уроке и внеурочной деятельности;

• способствовать развитию творческих способностей обучающихся;

• соответствовать требованиям санитарных норм и правил.

Мое видение.

          Мое представление о   кабинете музыкального воспитания выглядит так: Войдя в него, сразу же испытываешь эмоциональный подъем. Прежде всего, помещение    светлое, уютное, оригинально оформленное и удобное для всех видов занятий (индивидуальная, групповая, коллективная), предусмотренных учебной программой и комфортное для внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий.
         На зрительное восприятие влияет, в первую очередь, цветовое решение отделки стен: теплые оттенки светло-желтого или   абрикосового окраса.
 Оконные проёмы оформлены жалюзи. Мебель, ученические парты, компьютерный стол и стол учителя светлых оттенков дерева. Музыкальный кабинет не перегружен предметами обстановки, он остается функциональным и при этом достаточно просторным и удобным для перемещения учеников во время урочной и внеурочной занятости. Дизайн кабинета спланирован так, что теплая, уютная обстановка помогает учащимся раскрепоститься и создать на уроке музыки активную творческую атмосферу. Этому же способствует и красочное, нарядное, музыкальное оформление всего пространства.  

(слайд 4) На передней стене, позади учительского стола, располагается школьная доска (магнитная) для оформления наглядного материала к уроку или творческих работ, проектов учащихся и экран.
Боковая   стена отведена для шкафов, в которых хранятся музыкальные инструменты, наглядные пособия, книги, сборники, учебно-методические материалы, разработки и т. д., задняя стена используется для стендов, тематической наглядности (музыкальные жанры, музыкальные инструменты, средства музыкальной выразительности, виды оркестров) и портретов выдающихся музыкантов. (Слайд 5) Н-р: стенд «В мире музыки» изображен в форме фортепианной клавиатуры, на которой каждая беля клавиша  будет отрываться (как  перекидной календарь) по мере написания информации. Учащиеся могут написать цитаты людей о музыкальном искусстве, новости о музыке, композиторах, артистах, группах, и вообще, что связано с миром музыкального искусства. С помощью наглядного стенда «Музыкальный вестник», который будет состоять из фотографий композиторов и  белого листа, на котором учащиеся  одного класса по окончании урока или на этапе рефлексии учащиеся  смогут записывать пройденные на уроке музыкальные термины, названия произведений, и выбрать фото композитора, тем самым будет происходить коммуникация между учащимися разных классов.

(слайд 6) Стенд «Найди ноту в слове» на которой изображены ноты с названиями, учащиеся записывают любые слова, в которых внутри слова есть эти ноты. Таким образом пространственная –предметная среда  привлекает учащихся вне урока, а  у учащихся развивается критическое мышление (поиск информации).  На стенде «Наше творчество» будут выставлены творческие проекты учащихся.

Кабинет поделен на зоны: зона учения, зона восприятия музыки, экспериментально- творческая зона.

(слйд 7, 8, 9) Зона  учения. 
В этой зоне находятся столы со стульями. Столы имеют треугольную форму с закругленными углами располагаются в   три ряда по три стола.  Для проведения групповой работы, проектных занятий, допускается установка столов в форме круга. (слайд 10) Например:  
 на уроке обобщения «В гости к музыке» задание для  групповой работы: внимательно прочитайте  стихотворение Д.Хармса и найдите спрятанные ноты.

Несчастная кошка поРЕзала лапу –
СИдит, и ни шагу не может ступить.
СкоРЕй, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики наДО купить!

 Развивается коммуникация, кооперация.

Рабочее место учителя в кабинете укомплектовано синтезатором, который необходим для демонстрации   различных музыкальных фрагментов, песенного показа материала, музыкальных стилей, при распевании голосового аппарата, а также для сопровождения концертных выступлений в качестве аккомпанемента,  основными техническими средствами: компьютером, проектором, экраном, музыкальным центром. Благодаря    новейшим компьютерным технологиям и цифровым образовательным ресурсам, учитель вместе с детьми может создавать электронные презентации, осваивать новые направления в развитии школьного образовательного пространства. 

Благодаря Интернет-ресурсам, стала возможной демонстрация на уроке не только иллюстраций с изображением какого - либо музыкального инструмента, национального или сценического костюма, портрета, фотографии или репродукции картины, но и просмотр видеофрагментов опер, балетов, мюзиклов, проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.  

(слайд 11) Зона восприятия музыки.

В этой зоне будут размещены мобильные пуфики, которые в зависимости от задач урока учащиеся смогут перемещать их в другую зону,

музыкальный центр с Bluetooth-гарнитурой ( наушники с микрофоном, которые подключаются к любому устройству). Например: если  урок посвящен  знакомству  с каким-либо произведением (опера, балет, мюзикл, и т.д) они перемещаются в зону восприятия музыки для просмотра прослушивания отрывков   из произведений. Если же это нестандартный урок в форме игры, или закрепление материала, то дети занимают различные зоны, и каждая группа занимается своим заданием, не мешая друг другу.

   (слайд 12)Экспериментально- творческая зона.

   Самым важным оборудованием кабинета являются, конечно же, музыкальные инструменты, что отличает музыкальный кабинет от всех остальных.

Необходимым оборудованием   кабинета являются учебно-практические инструменты. К ним относятся: народные инструменты:
деревянные ложки, бубен. Ударно-шумовые инструменты:
тамбурин, треугольник, трещотка, коробочка, колотушка, грематуха и другие. Этнические инструменты: маракасы, кастаньеты.
Данные инструменты используются во время уроков, и внеурочной деятельности.  Все это очень нравится детям, а некоторым из них школьные уроки музыки дают стимул для дальнейшего профессионального освоения инструмента.  

             Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие музыки, но и посильное детям исполнительство. Практически каждый ученик может освоить игру на ударно-шумовых инструментах. Учащиеся с удовольствием сами распределяют роли игры на инструментах и составляют музыкальные ритмы к музыке.  (слайд 13)

Игра на музыкальных инструментах, один из видов деятельности, которая развивает память и умение сконцентрировать внимание. Способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремлённость, усидчивость. При игре на различных музыкальных инструментах у учащихся происходит повышение уровня познавательной и творческой активности, возможность проявления эмоций и понимания своего эмоционального состояния, формирование оптимистического мироощущения, снижение количества испытываемых отрицательных эмоций и снятие психоэмоционального возбуждения. Музицирование помогает ребятам глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

На уроках  музыки и во внеурочной деятельности дети оказываются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность.   Самой активной деятельностью    является пение, что способствует творческому развитию школьников.

С целью развития творческого потенциала учащихся, музыкально-сценических способностей и их самореализации в кабинете музыки веду большую внеклассную работу. На протяжении многих лет, под моим руководством работает вокальный ансамбль детской   песни «Домисолька». (слайд 14)

     Предполагается, что реализация проекта позволит перейти на качественно новое состояние школьной жизни и получить современные образовательные результаты:

 компетентность мышления: критическое мышление, креативность мышления, способность к анализу и аргументации;

 компетентность взаимодействия с другими: сотрудничество (в том числе в роли лидера), способность договариваться, убеждать, аргументировать;

 компетентность взаимодействия с собой: способность к саморегуляции, самоконтролю, способность рефлексивно относиться к своей деятельности, мобилизовать себя на выполнение задач.

     Новая Пространственно-предметная среда становится инструментом для формирования компетенции XXI века. Ребенок увлечен процессом обучения, сам активно участвует в деятельности, имеет свободу выбора, получает возможности для осуществления различных видов деятельности, для раскрытия личностного потенциала. Активно используются различные виды деятельности: - учебное сотрудничество; - игровая деятельность; - исследовательская и проектная деятельность; - художественно- творческая деятельность.

Реализуются техники и технологии:

    Мозговой штурм

  • Работа в малых группах
  • Метод проектов
  • Дискуссия
  • Парковка идей
  • «4 угла»
  • Квадрат настроения
  • Билет на выход

Применение данных технологий позволяет относиться к каждому ученику индивидуально, раскрывая их личностные и творческие способности, повышать учебную мотивацию, создавать на уроках благоприятную атмосферу эффективного сотрудничества.

По итогу реализации проекта будет создана новая пространственно-предметная среда, где учащиеся в большей степени будут характеризоваться активностью своих действий и свободой творческих проявлений. Выпускники нашей школы будут отличаться высокоразвитым личностным потенциалом, креативностью и критичностью мышления, социальной активностью и активностью в познании мира, коммуникативной компетентностью и развитым эмоциональным интеллектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в музыкальном воспитании

консультация для воспитателей.  Описываются дидактические возможности предметно-развивающей среды в муз воспитании детей дошкольн  возраста...

Презентация "Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС"

Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии с ФГОС...

Проект «Предметно-пространственная развивающая среда групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

Исследования последних лет показали особую значимость для ребенка социальных условий жизни, складывающихся из общения, игровой деятельности, развивающего влияния окружающей среды. Поэтому создание бла...

Развивающая предметно-пространственная среда в музыкальном воспитании дошкольников.

Описание развивающей среды музыкального зала, оформления музыкального зала к различным праздникам....

Аналитический отчет «Создание развивающей предметно – пространственной среды и психолого-педагогических условий по музыкальному воспитанию в соответствии с ФГОС ДО»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД  «ЗВЕЗДОЧКА»            П. ШКОЛЬНОЕ»...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста

Данная статья поможет создать развивающую предметно-пространственную среду в группах детского сада по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста...