Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
рабочая программа (6 класс)

Полева Елена Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_io_okruzhayushchiy_sotsialnyy_mir_rp.docx39.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

               ПО ПРЕДМЕТУ

       «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР»

       НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                  6 КЛАСС И/О

         

 

    Разработчик программы

учитель

Полева Е.А.

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей глухих обучающихся ( вариант 6.4 ).

Обучение ребенка жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития обучающиеся с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.

Цель обучения – формирование представлений о человеке и окружающем его социальном и предметном мире, а также умения соблюдать элементарные правила поведения в социальной среде.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (окружающих предметов, действия с ними). Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Традиции и обычаи», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город, страна», «Транспорт». В процессе обучения по программе у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.

Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, поведения в магазине, поведение в опасной ситуации и др. Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная деятельность», «Домоводство», «Предметно-практические действия» и др.

  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

        Программа представлена следующими разделами: « Я и общество», «Квартира, дом, двор», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Средства личной гигиены», «Традиции и обычаи» ( Праздники в календаре).

.

Школа

Я – ученица. Представление о себе как о члене коллектива. Помещения школы: классы. Значение зон класса. Изготовление классного уголка. Правила поведения на уроке, перемене. Профессии работников школы: учитель , повар, врач и др. Соотнесение работника школы с его профессией. Использование предметного календаря для включения в ежедневную последовательность событий и в разные виды деятельности. Раскладывание в коробки предметов- символов. Составление плана занятий совместно с учителем с помощью предметного календаря.

Предметы быта ( Хозяйственно-бытовой труд).

Основные задачи раздела: посуда. Предметы посуды. Узнавание (различение) предметов посуды. Предметы быта. Электробытовые приборы: телевизор, утюг, лампа, микроволновая печь, тостер, электрический чайник, фен. Назначение электроприборов. Техника безопасности при использовании электробытовыми приборами. Мебель. Предметы мебели: стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет). Назначение предметов мебели. Различение видов мебели: кухонная, спальная, гостиная. Посуда. Предметы посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож. Назначение предметов посуды. Кухонный инвентарь: тёрка, овощерезка, разделочная доска, дуршлаг, половник. Назначение кухонного инвентаря. Техника безопасности при использовании посуды и кухонного инвентаря. Предметы интерьера: светильник, зеркало, штора, скатерть, ваза, свечи. Назначение предметов интерьера. Светильники: люстра, бра, настольная лампа. Узнавание и различение.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Основные задачи раздела: предметы и материалы, изготовленные человеком. Бумага и её свойства. Предметы, изготовленные из бумаги. Инструменты для работы с бумагой. Дерево. Свойства дерева. Инструменты для работы с деревом. Стекло. Свойства стекла. Предметы, изготовленные из стекла. Правила безопасности при работе с предметами с бумагой, деревом, стеклом. Резина. Свойства резины. Предметы, изготовленные из резины.  Металл. Свойства металла. Предметы, изготовленные из металла. Ткань. Свойства ткани. Предметы, изготовленные из ткани.

Традиции и обычаи ( Праздники в календаре).

Основные задачи раздела: формировать представления о праздниках, развивать интерес к праздникам, воспитывать самостоятельность. Знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, 23 февраля). Знание школьных традиций (праздники, тематические недели). Изготовление поздравительных открыток.

                                              Средства личной гигиены.

Предметы личной гигиены. Изготовление таблицы предметов и средств личной гигиены. Игра с лото.

Квартира, дом, двор

Основные задачи раздела: типы домов: одноэтажный, многоэтажный. Каменный – деревянный, городской – дачный дом... Квартира. Помещение квартир: комната (спальная, детская, гостиная). Функциональное назначение комнат. Помещение квартиры: прихожая, балкон. Функциональное назначение помещений.  Помещения квартиры: кухня. Функциональное назначение. Помещения квартиры: ванная комната, санузел. Функциональное назначение помещений. Виды работ на участке. Инвентарь для работ в саду. Инвентарь для ухода за комнатными растениями и работ в саду. Назначение хозяйственного инвентаря. Рабочая одежда для работы на участке. Хранение инвентаря. Инвентарь и принадлежности для уборки помещений. Уборка класса. Город, в котором я живу – Москва. Сообщение своего домашнего адреса.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты освоения АООП общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки.

  • основы персональной идентичности, осознание себя как «Я»;
  • работа в коллективе (ученик – учитель);
  • слушание и понимание инструкции педагога;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • обращение за помощью и принятие помощи педагога.
  • соблюдение школьного режима.

Предметные результаты освоения учебного предмета:

  1. Представления о мире, созданном руками человека.
  • Интерес к объектам, созданным человеком.
  • Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.
  • Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
  1. Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.
  • Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
  • Узнавать указывать на учителей по фотографии;
  • Узнавать своих членов семьи по фотографии;
  • Подбирать таблички с именами людей;
  • Умение соблюдать правила поведения на уроках, активно взаимодействовать с взрослыми.
  • Получить представление о праздниках, праздничных мероприятиях, участие в них.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 2 часа в неделю (68 часов в учебном году).

                     ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов

Количество часов

1

Я и общество

6

2

Моя семья

8

3

Школа

11

4

Праздник Новый год

4

5

Хозяйственно-бытовой труд

9

6

Праздники в календаре

5

7

Средства личной гигиены

8

8

Весна в календаре

4

9

Режим дня школьника

6

10

Мой дом. Моя квартира

7

Итого

68

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • натуральные объекты, муляжи, макеты, предметные и сюжетные картинки, пиктограммы с изображением объектов (в школе, во дворе, в городе), действий, правил поведения и т.д.;
  • видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие социальную жизнь людей, правила поведения в общественных местах и т.д.;
  • рабочие тетради с различными объектами окружающего социального мира для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у ученика доступных социальных представлений;

УЧЕБНО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:

  • Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида: пособие для учителя / В. В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2017.
  • Серия фотокарточек.
  • Предметный календарь ( контейер с предметами-символами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публикация "Творческая деятельность как фактор социальной интеграции детей с нарушением слуха"

Описываются  формах и видах работы в образовательном учреждении, способстаующие социализации учащихся....

Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классах

Адаптированная рабочая программа по Физической культуре для детей с нарушением ОДА в 1-4 классахСпециальные условия получения образования детьми с нарушениями...

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха и методы её осуществления

В статье представлены основные виды и средства реабилитации инвалидов с нарушениями слуха....

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Человек" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Человек" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...