Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4
рабочая программа (6 класс)

Полева Елена Алексеевна

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация» для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»

Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518

Телефон: (499)179-66-81  Факс: (499)177-67-66  E-mail: sk65@edu.mos.ru  http://schuvc65.mskobr.ru/

ИНН/КПП 7722306978/772201001  ОКАТО 45290590000  ОГРН 1037700227157  ОКТМО 45395000

           

«Рассмотрено»

на заседании Методического совета

Протокол № ____

«______»______________2021 г.

«Утверждаю»

Директор ГКОУ СКШИ № 65

________________\С.И. Перепелкина\

«______» ______________2021 г.

              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                       ПО ПРЕДМЕТУ

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ (РУССКИЙ ЯЗЫК)»

           НА 2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД

                         6 КЛАСС И/О

                                                                                                                                                                             Разработчик программы

учитель

Полева Е.А.

                                                                                                                                                     

 

                                                                                                                                                                     

2021 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация (русский язык)» составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата с учетом психофизических особенностей глухих обучающихся ( вариант 6.4).

Предмет « Речь и альтернативная коммуникация ( русский язык)»  входит в программу учебных предметов коррекционно-развивающей области. Этот предмет включает педагогическую работу по формированию у обучающихся потребности в общении и на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Для обучающихся с ТМНР обучение общению представляет большую значимость. Их учат выражать свои желания, нужды  , просить о помощи, реагировать на слова окружающих.

Цель : формирование доступных средств коммуникации и общения- вербальных и невербальных.

Задачи обучения основам коммуникации:

  • учить понимать обращенную речь, понимать смысл невербальных графических знаков      (рисунков , фотографий), жестов и дактилирования;
  • учить дифференцированному восприятию дактильных знаков;
  • учить пользоваться коммуникативными тетрадями, жестами, взглядом;
  • учить вступать в контакт , используя вербальные и невербальные средства;
  • учить использовать жесты для передачи сообщений;
  • учить понимать слова, обозначающие обьекты и явления природы ;
  • учить различать и узнавать напечатанные слова , обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий;
  • чтение в доступных ученику пределах, понимание смысла узнаваемых слов;
  • учить выполнять упражнения для формирования графомоторных навыков.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА:

Повторение . Проверка знаний

Использование средства коммуникации, знание дактильных букв. Умение подражать и ориентироваться на действия учителя. Понимание и выполнение простейших поручений  (инструкций) учителя « дай», «возьми», « положи».

Изучение алфавита и дактилологии.

Работа с разрезной азбукой. Работа с дактилемами. Соотнесение дактилем с буквами, дифференциация дактильных знаков. Работа с короткими словами ( 3-4 буквы).

Развитие графомоторного навыка

Штриховка, обводка. Раскрашивание по контуру. Обведение букв по опорным линиям, по опорным точкам. Обведение коротких слов по опорным линиям, по опорным точкам. Запись слов рука в руку с учителем.

Развитие глобального восприятия письменных табличек.

Работа с фотографиями.

Работа с картинками и печатными табличками.  Соотнесение парных картинок. Соотнесение парных табличек.

Имя собственное.

Соотнесение фотографий, подкладывание письменных табличек к фотографиям. Составление имени из отобранных букв. Соотнесение парных табличек. Изготовление коммуникативного альбома.

Моя семья.

Соотнесение табличек к фотографиям. Соотнесение парных табличек.Работа с разрезной азбукой. Вставление пропущенных букв в слова. Изготовление альбома « Моя семья».

Школа.

Работа в прописях. Подкладывание табличек к иллюстративному материалу. Составление слов из разрезной азбуки. Изготовление коммуникативной таблицы.

Учебные вещи.

Работа с карточками  с напечатанными словами для « глобального чтения» и  с табличками. Дописывание слов. Запись слов в альбоме.

Овощи и фрукты.

Названия овощей и фруктов. Где растут овощи и фрукты? Описание овощей и фруктов по картинкам. Запись слов в альбоме. Вставление пропущенных букв в слова.

Продукты.

Работа с карточками с напечатанными словами для « глобального чтения» и табличками, запись слов. Обсуждение меню в столовой. Вставление пропущенных букв в слова.

Названия цвета.

Работа с карточками и табличками, запись слов.

Домашние и дикие животные.

Работа с карточками и табличками. Составление слов из разрезной азбуки. Запись слов. Где живут домашние и дикие животные? Дописывание слов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:

Личностные результаты освоения учебного предмета:

  • умение использовать все средства альтернативной коммуникации в процессе общения;
  • выражать потребности указательным жестом, взглядом;
  • умение использовать усвоенный учебный материал в коммуникативной ситуации.
  • понимание и использование жестовой коммуникации в быту и на занятиях;
  • умение читать (устно-дактильно/дактильно) данные о себе, названия окружающих предметов и действий с ними, соотнести прочитанное с реальными предметами.

Предметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся должен уметь:

  • понимать слова, обозначающих предметы;
  • различать и узнавать напечатанные слова, обозначающих имена людей;
  • использовать доступные жесты для передачи сообщений.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На урок отводится 3 часа в неделю (102 часа в учебном году).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Темы

Количество часов

1

Изучение дактилем и формирование навыка письма.

32

2

Семья

11

3

Школа

9

4

Учебные вещи

8

5

Овощи

7

6

Фрукты

8

7

Продукты

10

8

Названия цвета

6

9

Домашние и дикие животные

10

Итого

102

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ» ПРЕДУСМАТРИВАЕТ:

  • графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображениями объектов, людей, действий, фотографии, муляжи, наборы букв; предметные и сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;
  • дидактический демонстрационный материал «Времена года», «Дикие животные», « Домашние животные», « Овощи», « Фрукты»;
  • карточки с  напечатанными словами для « глобального чтения»;
  • напечатанные таблички, альбомы.
  • Тематические фотографии.

                                  УЧЕБНО- ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ :

  • Учебно-методический комплекс по разработке и реализации специальной индивидуальной программы развития ( СИПР)

http://ege.pskgu.ru/index.php/umk/umk1.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс (для детей с нарушением слуха)

Данная рабочая программа  по обучению грамоте предназначена для работы с детьми  с нарушением слуха...

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Математические представления" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Человек" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Человек" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Окружающий социальный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4

Рабочая программа по предмету "Окружающий природный мир" для детей с нарушением ОДА и слуха. Вариант 6.4...