Программа Внеурочной деятельности «Юный спасатель»
методическая разработка по обж

Пилипака Станислав Валерьевич

Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель" позволит вести обучение по действиям в чрезвычайных ситуациях, правилам оказания первой помощи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Юный спасатель"43.08 КБ

Предварительный просмотр:

                      Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Принято

на координационно- методическом совете

протокол №         от «         » _________2021г.

Утверждаю

                     Директор МАОУ СОШ № 10

         О.А.Просвирякова

« ___   »_________________2021 г.

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 Внеурочной деятельности

 «Юный спасатель»

на 2021-2022 учебный год

             

   Составитель:

                                                                                                                                   С.В. Пилипака,

преподаватель-организатор ОБЖ

высшая квалификационная категория

с. Новопышминское

2021г.

Пояснительная записка.

Организация работы с детьми в области защиты от чрезвычайных ситуаций и подготовка к действиям в условиях социальных и военных конфликтов, как и криминогенных ситуаций, а также формирование активной позитивной жизненной позиции у подрастающего поколения является одной из  наиболее острых социальных проблем.

Все еще велико число детей, пострадавших в результате различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, дорожно-транспортных происшествий, неосторожного обращения с огнем, на воде и т.п.

Настоящая программа предназначена для обучения школьников в кружке «Юный спасатель» и рассчитана на один учебный год, занятия проводятся один раз в неделю. В очном и дистанционном формате.

В ходе обучения школьники должны изучить основные правовые документы в области защиты от чрезвычайных ситуаций и ведение аварийно-спасательных работ, приобрести  навыки основ выживания в экстренных условиях, изучить инструменты и приборы для ведения спасательных работ, средства защиты от поражающих факторов, способы оказания первой медицинской  помощи, меры безопасности при ведении аварийно-спасательных работ.

Задачи данной программы:

*Привлечение подростков к вопросам личной и коллективной безопасности;

* Обучение практическим навыкам оказанию само и взаимопомощи, умелым и быстрым действиям в любой чрезвычайной ситуации;                                                                                          *Обучение практическим навыкам и умению пользоваться индивидуальными и коллективными средствами защиты;                                                                                                                                                                        * Улучшение физической подготовки и приобщение подростков к здоровому образу жизни;                                                                                                                                                                              * Защита и пропаганда прав детей,  подростков, определяемых отечественными правовыми нормами;                                                                                                                                                                                           * Проведение различных тренировок в форме соревнований по закреплению навыков поведения в экстренных ситуациях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностные результаты:

  • Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения  в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
  • Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий  и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
  • Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование  коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное  и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы  и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • Формирование  и развитие компетентности в области использования ИКТ;
  • Освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
  • Формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные  результаты:

  • Формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
  • Формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
  • Понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
  • Понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
  • Формирование установки на здоровый образ жизни;
  • Формирование антиэкстремистской и антитеррористической личной позиции;
  • Понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
  • Знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
  • Знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
  • Умение оказывать первую помощь пострадавшим;
  • Умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, полученной из различных источников;
  • Умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной  ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
  • Планируемые результаты изучения курса

  •          Результаты обучения полностью соответствуют стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
  •  В результате изучения данного курса обучающийся должен знать/понимать:
  • - основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
  • - правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
  • - способы безопасного поведения в природной среде;
  • уметь:
  •  - действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
  • - оказывать первую помощь при ожогах, переломах, ушибах, кровотечениях;
  • - вести себя в чрезвычайных ситуациях и в местах большого скопления людей;
  • - действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
  • использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • - обеспечения личной безопасности;
  • - соблюдения мер предосторожности и правил поведения в ЧС;
  • - проявление бдительности, безопасного поведения при дорожном движении;
  • - обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.

  • функции спасательной службы и законодательную базу по ней;
  • специфику аварий, катастроф и стихийных бедствий региона, их поражающие факторы и последствия;
  • принципы организации и порядок ведения АСР при различных ЧС;
  • способы поиска, извлечения и транспортировки пострадавших в различных условиях;
  • основы применения специальных аварийно-спасательных средств, оборудования, приборов, инструментов, приспособлений;
  • приемы и средства оказания первой медицинской помощи;
  • особенности оказания первой медицинской помощи при переломах различной локализации;
  • основы передвижения по различной местности;
  • основы выживания в различных климатических и природных условиях;
  • технику безопасности при выполнении АСР;

• свои индивидуально-психологические особенности;

  • методы и приемы управления собственным состоянием;
  • особенности психологического воздействия обстановки на людей при ЧС.

уметь:

  • ориентироваться в законодательной базе по аварийно-спасательному делу;
  • применять и эффективно использовать спасательную технику, приборы, оборудование, СИЗ и средства связи:
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим;
  • работать с компасом и картой, ориентироваться" на местности;
  • контролировать свое морально-психологическое состояние при ЧС;
  • применять приемы управления своим состоянием.

иметь представление:

  • об отечественном и зарубежном опыте ведения АСР в различных ЧС природного и техногенного характера;
  • о природных явлениях региона;
  • о процессе горения, пожаре и его развитии;
  • об особенностях тушения пожаров различных категорий на различных объектах;
  • об основах психологических знаний и особенностях поведения человека в ЧС.

Распределение учебного времени   кружка:

«Юный спасатель»

№ п/п

Раздел

Кол-во часов

1

Специальная подготовка

 9

2

Противопожарная подготовка

 6

3

Медицинская подготовка

 7

4

Основы ориентирования

 3

5

Физическая подготовка

 6

6

Средства индивидуальной защиты.

 3

                                                                 Итого:

34

Календарно- тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Теория

Практика

Формирование УУД

План

Факт

Специальная подготовка

9

1

Чрезвычайные ситуации мирового и военного времени, возможные на территории нашего края.

1

Лекция

Предметные: анализировать причины ЧС; выбирать правильный алгоритм безопасного поведения при ЧС, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения ЧС, оказания помощи; характеризовать основные мероприятия при ЧС; составлять планы своего поведения при ЧС.

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей.

Познавательные: умение различать  виды ЧС, оказывающие влияние на безопасность жизнедеятельности человека; умение характеризовать и анализировать ЧС; объяснять причины  возникновения ЧС, моделировать выполнение правил безопасного поведения при ЧС.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и ЧС в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения.

Коммуникативные: умение формировать собственное мнение и позицию; умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; умение строить рассуждения, понятные для собеседника, использовать речь для регуляции своего действия

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России.

1

Лекция

3-4

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.

1,5

Рассказ

5-6

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.

1,5

Рассказ

7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

1,5

Рассказ

8

Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях.

1,5

Комб.

9

Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых.

1

Комб.

Практическая подготовка

6

10

Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы.

1,5

Рассказ

11

Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации.

1,5

Комб.

12

Самоспасение людей при пожарах.

2

Комб.

13

Подручные средства тушения пожаров

1

Комб.

14

Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования.

1

Комб.

15

Пожарная техника и ее применение.

1

Рассказ

Медицинская подготовка

7

16

Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях.

1

Рассказ

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства по средствам осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС.

17

Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. Аптечка.

1

Комб.

18

Основы гигиенических знаний.

1

Рассказ

19

Первая  медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах.

1

Комб.

20

Первая медицинская помощь при переломах.

1

Комб.

21

Транспортировка пострадавшего.

1

Комб.

22

Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.

1

Практ.

Основы ориентирования

3

23

Компас. Его назначение.

1

Комб.

24

Ориентирование на местности

1

Практ.

25

Соревнование. Хождение по азимуту.

1

Практ.

Физическая подготовка

6

Предметные: использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих.

Личностные: формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; развитие самооценки личности (формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия); оценка собственных поступков.

Познавательные: умение характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования; умение анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

26-27

Общефизическая подготовка

3

Практ.

28-29

Кроссовая подготовка

1

Практ.

30

Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине.

1

Практ.

31

Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

1

Практ.

Средства индивидуальной защиты.

3

Познавательные: умение характеризовать основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС техногенного характера; умение анализировать причины возникновения ЧС; умение моделировать действия населения по сигналам оповещения о ЧС; умение характеризовать меры пожарной безопасности.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные: умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

32

Классификация средств индивидуальной защиты.

1

Комб.

33

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

1

Комб.

34

Средства индивидуальной защиты кожи.

1

Комб.

35

                                                                              Итого:

34

Учебный план кружка:

 «Юный спасатель»

Тема занятий

Кол-во часов

Вид занятий

Специальная подготовка

9

1

Чрезвычайные ситуации мирового и военного времени, возможные на территории нашего края.

1

Лекция

2

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и Гражданская оборона России.

1,5

Лекция

3-4

Правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций бытового характера.

1,5

Рассказ

5-6

Правила поведения при возникновении стихийных бедствий.

1,5

Рассказ

7

Основы выживания в различных чрезвычайных ситуациях.

1,5

Рассказ

8

Выживание в природной среде. Организация жилья, питания, защиты в природных условиях.

1,5

Комб.

9

Выживание в природной среде. Определение места нахождения, защита от животных и насекомых.

1

Комб.

Практическая подготовка

6

10

Общие понятия о пожаре, определение его причины, характера и силы.

1

Рассказ

11

Составление плана эвакуации из различных зданий. Способы эвакуации.

1

Комб.

12

Самоспасение людей при пожарах.

1

Комб.

13

Подручные средства тушения пожаров

1

Комб.

14

Огнетушители, назначение, подготовка к применению, правила пользования.

1

Комб.

15

Пожарная техника и ее применение.

1

Рассказ

Медицинская подготовка

7

16

Основы анатомии и физиологии человека. Первая медицинская помощь в различных бытовых ситуациях.

1

Рассказ

17

Средства оказания первой медицинской помощи спасателя. Аптечка.

1

Комб.

18

Основы гигиенических знаний.

1

Рассказ

19

Первая  медицинская помощь при растяжениях, вывихах, ушибах.

1

Комб.

20

Первая медицинская помощь при переломах.

1

Комб.

21

Транспортировка пострадавшего.

1

Комб.

22

Соревнования по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего.

1

Практ.

Основы ориентирования

3

23

Компас. Его назначение.

1

Комб.

24

Ориентирование на местности

1

Практ.

25

Соревнование. Хождение по азимуту.

1

Практ.

Физическая подготовка

6

26-27

Общефизическая подготовка

2

Практ.

28-29

Кроссовая подготовка

2

Практ.

30

Силовые упражнения. Подтягивание на перекладине.

2

Практ.

31

Силовые упражнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа.

2

Практ.

Средства индивидуальной защиты.

4

32

Классификация средств индивидуальной защиты.

1

Комб.

33

Средства индивидуальной защиты органов дыхания.

1

Комб.

34

Средства индивидуальной защиты кожи.

1

Комб.

35

                                                                              Итого:

34

Литература:

  1. «Основы безопасности жизни»,

Научно-методический и информационный журнал.

  1. Курцев П.А. «Медико-санитарная подготовка учащихся»,

Москва, «Просвещение», 1988г.

  1. Шойгу С.К. «Чрезвычайные ситуации»,

Энциклопедия школьника. Краснодар, 2005г.

  1. Винников Л.А. «Почему возникают пожары»,

Изд-во «Ярославль», 1998г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Юный спортсмен"

Прграмма внеурочной деятельности для 1- го класса....

Программа внеурочной деятельности "Юные инспекторы движения"

Программа составлена с учетом изучения материала в 1-4 классах...

Программа внеурочной деятельности " Юный астроном"

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознательных школ...

Программа внеурочной деятельности «Юный филолог» ( программа подготовки учащихся к участию в предметных олимпиадах по русскому языку)

     Предлагаемая программа предназначена для учащихся средней ступени (7-8 классы)  обучения общеобразовательных школ. Программа разработана  для работы со школьниками...

Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс

Программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"-5-6 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный спасатель"

История развития человеческого общества неразрывно связана с реальными ЧС природного, техногенного, эпидемиологического, социального характера. Нередко ЧС становились причиной гибели и страданий людей...