Духовно – нравственное воспитание на уроках музыки
статья

Гареева Алина Ирековна

Духовно – нравственное воспитание на уроках музыки

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовно – нравственное воспитание

на уроках музыки

Гареева Алина Ирековна учитель музыки,

Введение    

           Сегодняшний школьник современного бурно меняющегося мира совсем иной, чем был раньше. Он опережает своих предшественников в физическом развитии, но, увы, отстает   духовно – нравственно. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей.

         Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения.

Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме, отношении его к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе.

Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения; резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, т.е. тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека; спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи; подмена физического воспитания и заботы о здоровом физическом развитии детей.

Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций  связаны и с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

         Духовно - нравственное воспитание личности ребёнка – одна из самых важных задач школы, которая состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство.

     

       В связи с этим совершенно очевидна необходимость обращения школы к искусству, как одному из важнейших средств раскрытия нравственного и духовного потенциала личности, стимулирования его развития.  Воспитательное значение искусством сегодня как никогда актуально.

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

      Музыка всегда являлась самым чудодейственным тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

       Музыка – прекрасный воспитатель, и ценность её особенно велика в воспитании духовного и нравственного облика детей. Музыка постоянно заставляет  человека меняться, и это делает его более восприимчивым  и социально адаптивным, ведь музыка – это чрезвычайно важное и – главное! – ничем не заменимое средство для воспитания современного человека, умеющего применять свои знания в жизни.

       Музыка и пение могучее средство воспитания, которое должно эмоционально и эстетически окрасить всю духовную жизнь человека. Познание мира чувств невозможно без понимания и переживания музыки, без глубокой духовной потребности слушать музыку и получать наслаждение от нее. Без музыки трудно убедить человека, который вступая в мир, познаёт, что человек прекрасен, а это убеждение, по сути, является основой эмоциональной, эстетической, моральной культуры.

      Для становления человека в годы отрочества искусство имеет исключительное значение. Познавая, подросток должен чувствовать себя счастливым человеком, переживать полноту творческих сил. Это возможно, если сфера познания включает в себя все прекрасное. Познание искусства — широкое, многогранное понятие. Настоящее познание искусства начинается там, где человек постигает прекрасное для себя, для полноты своей духовной жизни, живет в мире искусства, ощущает жажду приобщения к прекрасному. Необходимо, чтобы ценности искусства стали духовной потребностью подростков, чтобы свободное время они стремились наполнить самым счастливым, самым жизнерадостным трудом души — постижением прекрасного.

       Таким образом, особая роль искусства в эстетическом и духовно-нравственном воспитании заключается в способности музыки максимально приблизить к ребенку тот мир переживаний, радостей и тревог, нравственных ценностей и безнравственных поступков, при столкновении с которыми, руководимая опытным и любящим наставником, формируется личность ребенка. Происходит обретение норм и ценностей, становящихся фундаментом, внутренним стержнем внутри самой личности, способной выстраивать свою жизнь в этом мире, в соответствии с внутренним естественным нравственным законом.

       Но формировать духовный мир ребенка только средствами музыкального искусства в отрыве от других видов искусства не даст желаемого результата.

      Поэтому необходимо соотносить материал, преподаваемый на уроке музыки с материалами из литературы, истории, географии, изобразительного искусства.

Например, изображение человеческого горя, подвигов, самоотверженности и красоты любви, служит темой во многих видах искусства. Искусство облагораживает и воспитывает человека, действует на него внутренними переживаниями, эмоциями и выражением их в образах.

Межпредметная связь делает уроки более выразительными, интересными, целостными.

       Мир музыки очень трудно объяснить словами. Музыку надо слушать, слышать и чувствовать. Это ведь очень тонкий инструмент духовного совершенствования человека, способный привнести в его жизнь ту особенную эмоциональную окраску, без которой она была бы серой, тусклой, невыразительной. Особенно трудно объяснить словами музыку духовную (церковную).

      Духовная музыка – это музыка религиозного содержания. Но существует и другое понимание духовности. Любое истинное произведение искусства несёт в себе проявление высокого духа. Духовность – как высшая гармония, лад,  высшая  правда и любовь. Если музыка помогает ребёнку раскрыться, приобщиться к высокому – она и будет для него духовной. «В центре внимания педагога должно быть не столько само музыкальное произведение, сколько сопереживание, душевное состояние, то есть нравственные изменения, которые возникают в детях». (Л.В.Горюнова) Это главный результат творческой деятельности учителя и ученика. Духовная музыка ценна не только как часть культового обряда, но и как  общечеловеческая культура, несущая нам через века  свой свет. Хорошо,  что сейчас возрос интерес к духовной музыке,  потому что она, учит состраданию к человеку, любви к ближнему, развивает чувство красоты, гармонии. Неуважительное отношение к  церковному искусству на протяжении 70 лет ХХ  века отрицательно сказалось на нравственном состоянии общества.

      Сегодня люди тянутся к духовной музыке. Потому, что это не просто очень красивая музыка,  в ней – наша национальная основа, наша духовность и нравственность. По мысли В.В.Медушевского, надежным ориентиром на пути культурных преобразований нашего общества является концепция православного музыкального образования, т.к. «песнопения Православной Церкви с их издревле сохранившейся национально – характерной мелодикой, богатейшим и неповторимым своеобразием гармонизации, несимметричными ритмами занимают почетное место в сокровищнице мировой музыкальной культуры». Распевы Русской Православной Церкви способны облагородить, возвысить сердце, душу и разум поющих, и слушающих над всем земным, примирить человека с бедой, облегчить скорбь и согреть сердце небесной благодатью.

      Церковное пение служит средством выражения чувств, оно «… является торжеством  для радующихся, и утешением для унывающих» (св. Иоанн Златоуст).

       Им раскрываются самые глубокие, благородные, возвышенные состояния души, нередко не находящие в языке человеческом соответствующих слов и выражений.

       Духовную музыку в программу по музыке нужно вводить очень осторожно как одно из направлений, чтобы познакомить учащихся с богатейшей областью отечественной культуры, чтобы восстановить, возродить слуховую почву для восприятия церковной музыки и дать им элементарные знания в сфере церковных произведений. Сегодня детям близка тема религии,  веры, так как многие дети принимают обряд крещения, посещают службу в церкви, отмечают церковные праздники. Обращаясь к духовной музыки, церковным праздникам  на уроке я вижу эмоциональный отклик, заинтересованность детей, они оживленно вступают в диалог с учителем, делятся своими впечатлениями, знаниями, задают много интересующих их вопросы.

      Хорошо сопровождать беседы и прослушивание духовной музыки показом репродукций икон, фресок, храмов. Глядя на иконы Богоматери Владимирской, Донской, Тихвинской отмечаем, что нигде, ни в одной из них мы не найдем пересечения взглядов Марии и младенца. Их взгляды обращены к нам. И мы должны либо войти в их духовное пространство, либо так и остаться сторонним наблюдателем. С духовной музыкой в слуховой опыт детей входят новые интонации, мелодии, отличные от фольклора, классической музыки, современной.

         

       Самая мягкая и нежная серьезная музыка (например, Шопена, Моцарта, Баха, Бетховена) мгновенно выявляет в себе дух мужества, молитвенно-благоговейной собранности, жажды небесной чистоты! Ни следа в ней вялой раздуховлённости, - напротив, вздымает каждый звук неведомая окрыляющая сила, слышатся тайные воздыхания томящейся в нас, в образе Божием, не от мирной красоты...

Духовное начало человеческой жизни можно рассмотреть и в операх: «Иван Сусанин», «Сказание о невидимом граде Китеже», «Борис Годунов», «Хованщина».

      Примерами использования церковных произведений на уроке музыки можно назвать такие: мессы И.Гайдна, реквием В.Моцарта, «Торжественная месса» Л.Бетховена, церковные сочинения Ф. Шуберта, «Литургия» и «Всенощная» П.Чайковского, «Всенощное бдение» С.Рахманинова, также церковные сочинения в творчестве П.Г.Чеснокова, А.Т.Гречанинова, С.В.Панченко, В.И. Ребикова и других.

         

       Изгнать церковные произведения из музыкального искусства - значило бы лишиться, к примеру, большей и прекраснейшей части полуторовекового искусства барокко. Один Бах чего стоит! Были здесь, правда, хитрости. В профессиональной среде в советские годы допускались к изучению церковные произведения с латинским текстом (латинский язык был тогда не доступнее санскрита), можно было упоминать «Мессу» Баха, только не его «Страсти» с немецким текстом. Другой приём: издавались и исполнялись фальшивки - церковные и духовно-светские произведения (Баха, Бетховена, Бортнянского, Танеева, Рахманинова…) с целиком подложным советским текстом или с подмененными ключевыми словами. Но какую силу обретут вокально-инструментальные духовные сочинения, когда избавятся от

бессловесия! Вот «Лакримоза» из моцартовского «Реквиема». Не всякое исполнение этой музыки духовно. Почитающийся великий Караян превращает её в легкомыс-

ленный вальсик. Онтологическая глубина нашей православной культуры восстаёт против такой трактовки и заставляют отдать предпочтение глубокому, хотя технически и не столь отшлифованному исполнению Свешникова. В наше время нередко классическую духовную музыку трактуют по - своему. Из-за этого теряется смысл и суть произведений.

       Духовный музыкальный репертуар обширен и многопланов. Это и Рождественские, Пасхальные, Троицкие праздничные песни для детей, духовные хоры и песнопения. Если к духовной теме обращаться постоянно и последовательно, то это органично входит в жизнедеятельную сферу ребенка, «и таится за всем этим величайшее благословение и чистота народного сердца, открытость его миру» (И. Доброхвалов).

В чем же отличительные особенности духовной музыки?

       Во – первых, особый внутренний строй, собранность, а главное – чистота и открытость. Никакой фальши, лицемерия, недосказанности.

       Во – вторых, церковная музыка не допускает крайностей, излишней эмоциональности, чувствительности.

       Весь диапазон чувств, настроений, мыслей – от скорби, печали до радости, ликования – не переходит границ дозволенного, когда разрушается гармония музыкальной ткани. Именно гармония – совокупность строго, ясно очерченной мелодии, такого же строгого, спокойного, четко организованного ритма, благозвучных аккордовых вертикалей, в которых сливаются все голоса хора. Никакой чрезмерной экспрессии, эмоциональных взрывов, потрясений. Диссонирующих звучаний, острого ритма, резкой, угловатой мелодии. Все в соразмерности и упорядоченности. Музыка как бы призывает человека к гармонии с миром, к гармонии своих чувств и мыслей. Музыка настраивает на покой, сосредоточенность, дисциплину внутреннего мира человека. Та же гармония и красота царят в архитектуре храмов, в рисунке и сочетании красок на иконах и фресках. Духовная музыка собирает, выправляет человека.

      Можно найти огромное количество музыкальных произведений,  содержание которых способно нравственно образовать и воспитать ребенка.

Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка — это язык чувств. Мелодия передает тончайшие оттенки переживаний, недоступные слову. И, если словом ограничивается проникновение педагога в сокровенные уголки юного сердца, если после слова не начинается более тонкое и глубокое проникновение — музыка, воспитание не может быть полноценным.

       В программу по музыке, основанной Д.Б.Кабалевским, входят музыкальные произведения патриотического характера и содержания, обращение к национальным, культурным традициям народа, родного края, которые оказывают влияние на формирование у подрастающего поколения  интереса и уважения к своим истокам.

       В художественно-эстетическом образовании и воспитании учащегося значительную роль играет приобщение к народному музыкальному творчеству, к народной песенной культуре. Народное музыкальное творчество Н.В. Гоголь образно называл «звучащей историей», «звонкими живыми летописями».

        Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, т.к. нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения.

        Поэтому главной задачей патриотического воспитания на уроках музыки должно быть обогащение детей знаниями о музыке своей Родины.

        Любовь к Родине – многогранное чувство. Это и умение чувствовать красоту родной земли, и уважение к её истории, к тем, кто защищал её свободу и независимость, и гордость за достижения нашей национальной культуры. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации.

         Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

        Музыкальное творчество - могучий пласт духовной и нравственной жизни общества и его культуры. Влияние музыки сказывается на всей деятельности человека, на его отношении к миру, к людям, на его труде, на его идейных, нравственных и эстетических идеалах, на всём его жизненном поведении.

Заключение

        Уроки музыки в школе – одно из средств познания. Но не все понимают его воспитательную ценность, его значимость. Когда ребёнок отправляется в школу,  то родители просят его быть особенно внимательным на уроках математики – ничего не пропустить, не запустить, иначе потом не догонишь. Но много ли родителей, которые просят ребёнка быть особенно внимательным на уроке музыки? Нет. А зря! Потому, что во все времена человечество выживало только до тех пор и тогда, когда творческое, нравственное, было хоть чуть – чуть, но выше всего остального.

        Ценность музыкального искусства бесспорна и уникальна. Музыка – прекрасный воспитатель – и ценность её особенно велика в  воспитании духовного и нравственного  облика детей.

         Учитель должен учить школьников ориентироваться  в мире музыки, привить им вкус и приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно-нравственные понятия, которые несет

высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личными  для каждого школьника.

        Огромная роль принадлежит учителю, и огромная ответственность лежит на нем в воспитании подрастающего поколения. Чтобы научить детей быть добрыми, сопереживающими, любящими, учитель сам должен быть таким.

        Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра на музыкальных примерах. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

        Хороший урок музыки – это час вдохновенной работы души и ума, дающий радость, несущий благое мироощущение. Воспитание музыкального вкуса – дело серьёзное и ответственное. Стоит понаблюдать за собой, и можно увидеть, что ум и сердце нередко тянутся к впечатлениям легким и пустым, а душа к праздности. Важно противопоставить вовремя этой пустоте и бездушию достойный нравственно-духовный противовес. Пением можно выразить лучше, чем словом и жестом, самые потаённые, глубокие душевные состояния – восторг, тревогу, грусть, надежду, радость, умиление, благодарность, благословение.

         Очень важно, чтобы то, к чему взывали мы на уроках музыки, что «вживляли» во внеклассной и внешкольной деятельности, благодатными всходами прорастало во всех сферах жизнедеятельности наших воспитанников, в своём социокультурном пространстве. «Слово  учителя - ничем не заменимый инструмент  воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаясь  к  человеческому сердцу».

          Одна - две лаконичные, но образные фразы, сказанные учителем в связи с тем или иным звучащим в классе музыкальным произведением, западут в сознание ребят, в их душу, вызовут в них благородные мысли и эмоции в несравнимо большей мере, чем любые, предварительно заготовленные «общие слова» на туже тему. А поводов для нужных слов, импульсов для собственных эмоций учитель найдет сколько угодно в любом музыкальном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки, ИЗО, литературы.

В материале изложены методы и принципы , которыми я руководствуюсь в своей работе....

Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки"

Педагог – профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души.«Человек должен родиться дважды,- писал Гегель,- один раз естественно, а затем духовно...

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки как одно из приоритетных направлений становления личности

Статья посвящена основным аспектам  духовно-нравственного воспитания  на уроках музыки...

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки.

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки....

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки в средней школе

В статье описываются методы работы по духовно-нравственному воспитанию школьников на уроках музыки в сельской национальной школе...