Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессионального образования
статья

Бирбаева Янжима Жалсановна

Статья подготовлена для участия в Межрегиональной научно-практической конференции обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций "Шаг в профессию" (Улан-Удэ, 2020).

Выходные данные:

Бирбаева Я.Ж. Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессионального образования // Шаг в профессию: материалы Межрегиональной научно-практической конференции обучающихся и педагогических работников профессиональных образовательных организаций – Улан-Удэ, 2020. – с. 39-42

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Бирбаева Янжима Жалсановна,

педагог-психолог ГБПОУ «Байкальский колледж

туризма и сервиса», кандидат социологических наук

Формирование коммуникативной компетентности

в процессе профессионального образования

Современная система профессионального образования основана на реализации компетентностного подхода. Особое значение уделяется обучаемости человека, самоопределению, самоактуализации, социализации и развитию индивидуальности личности.

Понятия «компетентность» и «компетенции» начали развиваться в 60-70-е годах XX в. Основоположниками компетентностного подхода являются такие ученые как В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Дж. Равен, Н. Хомский, и др.

В научной литературе условно выделяется три этапа становления компетентностного подхода в образовании.

На первом этапе (1960 - 1970) в научный аппарат вводится категория «компетенция» и создаются предпосылки разделения понятий «компетентность» и «компетенция». В исследованиях появляются классификации языковой компетенции и вводится понятие «коммуникативная компетентность».

На втором этапе (1970-1990) категории «компетентность» и «компетенция» применяются как в теории, так и в практике. В работе Дж. Равена дается следующее определение компетентности - это явление «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга... некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к эмоциональной... эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения».

На третьем этапе (90-е г. XX в.) исследовалось использование понятия «компетентность» в образовательном процессе. Значительный вклад в разработку теоретических и практических аспектов категории компетентности внесли такие отечественные исследователи, как Л.П. Алексеева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Л.А. Петровская и др.

Многие авторы подчеркивают многосторонний, разноплановый и системный характер понятия «компетентность». Так, по мнению И.А. Зимней, компетентность является интеллектуальным и личностным опытом социальной и профессиональной жизни и деятельности человека, который основывается на знаниях.

В. А. Сластенин рассматривает компетентность как обобщенную характеристику профессиональных и личностных качеств специалиста, которая отражает не только уровень знаний, умений и опыта, но и социальную и нравственную позицию личности.

Учитывая, что компетентность является деятельностной характеристикой человека, ее классификация соответствует видам деятельности: трудовая, учебная, игровая, коммуникативная, профессиональная, предметная, профильная, др.

Уровень сформированности той или иной компетентности следует рассматривать через призму понятия «компетенция».

По мнению Ю.М. Жукова, «… компетенция - это характеристика позиции (роли, должности), а не индивида. Компетенции - это то, что индивид должен знать, когда занимает определенную позицию в соответствии со стандартами и предписаниями. Компетентность же - это преимущественно субъектная, а не объектная характеристика; это то, что относится к индивиду, как субъекту профессиональной деятельности».

И.А. Зимняя под «компетенцией» понимает внутренние, потенциальные, скрытые психологические новообразования (знания, представления, программы действий), которые потом выявляются в компетентностях человека.

В процессе профессионального образования особое значение имеет формирование коммуникативной компетентности как одной из составляющих профессиональной компетентности.

В современных социально-экономических условиях уже мало быть хорошим специалистом, необходимо быть еще и хорошим сотрудником. Это означает умение работать в команде на общий результат, участие в принятии решений, умение сделать понятным смысл своего высказывания для других и понимание точки зрения своих коллег по работе. Нужно уметь работать с информацией, используя различные информационные технологии, продуктивно разрешать конфликты, публично представлять результаты своей работы, учитывать содержательную критику, уметь позитивно строить свои взаимоотношения с коллегами.

В широком смысле коммуникативную компетентность можно определить как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Формирование коммуникативной компетентности определяется индивидуально-личностными качествами личности.

Следует отметить такие личностные качества, как «коммуникативность», «коммуникабельность», «общительность». 

Коммуникативность определяется как врожденная или приобретенная способность. Это умение передавать какое-либо сообщение, свои чувства, мнения, эмоции, умозаключения так, чтобы они были корректно поняты собеседником. С другой стороны, это способность воспринимать информацию, правильно и без искажений. Иными словами, термин характеризует уровень способности кодирования и декодирования информации.  

Следует отметить, что коммуникативность также рассматривается как свойство, качественно характеризующее инструмент коммуникации, и как процесс межличностного взаимодействия, формирования межличностных связей.

Коммуникабельность определяется как приобретаемое качество личности, проявляющееся в умении человека максимально качественно и адекватно применять свои способности выстраивания продуктивного взаимодействия.

Коммуникабельность характеризует то, как человек может расположить к себе собеседника, насколько хорошо может произвести на него благоприятное впечатление. Коммуникабельный человек – это тот, кто умеет общаться. Он умеет устанавливать контакты с разными людьми в разных обстоятельствах и добиваться результата за счет харизмы, грамотно поставленной речи, уверенности и других факторов. Это, в первую очередь, умение произвести впечатление, способность сделать разговор не просто информативным, но еще и приятным.

Следует различать понятия «коммуникабельный» и «общительный». Такое свойство характера как общительность (способность налаживать контакты и вести конструктивный диалог) определяет уровень вербальной активности.

Психологи выделяют низкий, средний и высокий уровни общительности.

Низкий уровень общительности характерен для замкнутых и стеснительных людей. Они общаются только с самыми близкими и родными. При общении с незнакомыми обладатели низкого уровня общительности испытывают сильный дискомфорт. Недостаточный уровень общительности может быть связан с детскими психологическими травмами или заниженной самооценкой. Комфортнее всего такие люди чувствуют себя в процессе телефонного или письменного (например, в социальных сетях и по электронной почте) общения.

Средний уровень общительности характерен для в меру открытых и искренних по характеру людей. Они абсолютно уютно и свободно чувствуют себя в процессе общения с близкими и друзьями. Небольшое стеснение может возникать при разговоре с незнакомыми людьми. Средним уровнем часто обладают общительные интроверты.

Уровень общительности выше среднего также называют излишней общительностью. Такие люди могут с легкостью завести разговор не только с другом, но и с незнакомым человеком (например, в большой компании или в транспорте). Очень часто представители данного уровня сталкиваются с проблемой того, что им довольно трудно расположить к себе собеседника.

Общительным людям присущи такие черты, как внимательность, наблюдательность, эмпатия, оптимизм, стремление узнавать новое, доброжелательность, др.

Согласно ФГОС СПО по профессии 19.01.17 «Повар, кондитер», утверждённого приказом Минобрнауки России от 02.08.2013 г. № 798, в результате освоения программы подготовки выпускник должен обладать такими общими компетенциями, как работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. В зависимости от уровня этих компетенций можно говорить о коммуникативной компетентности специалиста.

В процессе профессионального образования формирование коммуникативной компетентности основывается на знании индивидуальных личностных особенностей обучающихся.

Так, в ГБПОУ «Байкальский колледж туризма и сервиса» был проведен опрос по выявлению уровня общительности студентов (использовался опросник для определения уровня общительности В. Ф. Ряховского).

В опросе приняли участие 93 студента, обучающихся по профессии «Повар, кондитер», из них 59,1 % - девушки, 40,9 %- юноши. Преобладающее большинство составили студенты в возрасте 15-16 лет (51,6 %) и 17-18 лет (45,2 %), т.к. участие в опросе приняли студенты 1 и 2 курса очной формы обучения. Количество студентов в возрасте старше 19 лет составило 3,3 % от общего числа опрошенных.

Обработка и интерпретация полученных результатов показывает, что у 34,4 % студентов отмечается нормальная коммуникабельность. Они охотно слушают интересного собеседника, терпеливы в общении с другими, без неприятных переживаний идут на встречу с незнакомыми людьми. В то же время они не любят шумных кампаний, многословие вызывает у них раздражение.

38,7 % студентов относятся к категории «весьма общительных (порой даже без меры)». Они разговорчивы, любят высказаться по разным вопросам, что бывает раздражает окружающих. Охотно знакомятся с новыми людьми, любят бывать в центре внимания, никому не отказывают в просьбах, хотя и не всегда могут их выполнить.

18,3 % студентов относятся к категории тех, у кого «общительность бьет ключом». Они любят принимать участие во всех дискуссиях, охотно берут слово по любому поводу, даже если имеют о нем поверхностное представление.

Незначительная часть студентов (7,53 %) относятся к категории общительных в определенной степени. Они уверенно чувствуют себя в незнакомой обстановке, новые проблемы их не пугают. С новыми людьми они сходятся с оглядкой, в спорах и диспутах участвуют неохотно.

Следует отметить, что к категории говорливых и многословных, относятся только 1,07 % студентов. Они берутся судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно могут быть причиной разного рода конфликтов в своем окружении.

Положительным моментом является то, что не выявлено студентов,  которые относятся к категории замкнутых, неразговорчивых или некоммуникабельных, имеющих низкий уровень общительности.

Таким образом, анализ результатов опроса показывает, что у подавляющее большинства студентов сформирован средний и высокий уровень общительности.

Через развитие таких качеств, как коммуникативность, коммуникабельность и общительность происходит формирование коммуникативной компетентности студентов.

В процессе профессионального обучения формирование коммуникативной компетентности студентов происходит путем реализации образовательного маршрута, программы воспитания и социализации. При этом важное значение имеет психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

В целом, процесс формирования коммуникативной компетентности в условиях учреждения среднего профессионального образования должен ориентироваться на системно-деятельностный, личностно - ориентированный, компетентностный подходы, включающие в себя:

- диагностику сформированности коммуникативной компетентности будущего специалиста;

- определение содержания формирования коммуникативной компетентности на основе стартового уровня коммуникативной компетентности, а также с учетом мотивационных запросов студентов;

- поэтапную организацию деятельности, направленной на достижение максимально возможного в условиях образовательного процесса уровня коммуникативной компетентности студентов.

Литература:

Анкваб М. Ф. Профессиональное общение как составляющая коммуникативной компетентности // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - с. 718-721

Галкина Е.Н. Формирование коммуникативной компетентности специалиста индустрии питания среднего звена: дис. … канд. пед. наук: -  Калиниград, 2014. – 158 с.

Опросник уровня общительности В.Ф. Ряховского http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (дата обращения: 13.11.2020)

Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 19.01.17 Повар, кондитер» от 02.08.2013 г. № 798

Хаматгалеева Г.А. Формирование производственно-технологической компетенции будущего повара индустрии питания: дис. ... канд. пед. наук: -  Казань, 2010. - 274 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-методическая разработка "Формирование коммуникативной компетентности в процессе применения технологии дискуссии"

Работа состоит из четырех глав. В первой главе кратко изложены теоретические основы компетентностного подхода, определены понятия «компетенция» и «компетентность», «коммуникативная компетентност...

Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности.

Реализация  информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности....

Формирование коммуникативной компетентности слабослышащих детей в процессе интегрированного и инклюзивного обучения в общеобразовательной школе

Опытно-экспериментальная  апробация модели по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащие)...

Формирование коммуникативной компетентности через создание высказываний разной коммуникативной направленности

Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. В связи с этим коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели – ф...

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

Главная задача современного образования состоит не в том, чтобы передать учащемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать с ориента...

Статья "Условия формирования коммуникативной компетентности педагога дополнительного образования"

Написаная мной и опубликовання статья об условия формирования КК педагога ДО в рамках ОУ....

Статья "Реализация информационно-коммуникативной технологии на уроках географии как условие формирования коммуникативной компетентности"

  Новый учебный процесс предполагает внедрение новых форм работы и предусматривает новые роли: учителя, как консультанта, и ученика, как активного исследователя, творчески  и самостоя...