Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс
учебно-методический материал (5 класс)

Кудрявцева Лариса Геннадьевна

В данной методической копилке можно найти примеры применения приёма "Фишбоун" на уроках ОДНКР в 5 классе . Это продолжение работы  " Методическая копилка "Использование приёма "Фишбоун" на разных этапах уроков курса ОРКСЭ" (https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/orkse/2021/11/29/metodicheskaya-kopilka-ispolzovanie-priyoma-fishboun-na-raznyh)

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс 2021г. Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

1) Тема урока «РОЛЬ РЕЛИГИИ В РАЗВИТИИ КУЛЬТУРЫ». Этап: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Форма работы : групповая , фронтальная - Давайте вспомним причины появления религии. Учащиеся высказывают мысли. Кратко заполняют верхнюю часть «Фишбоун», выбирая самое главное. Далее дети работают в парах: расшифровывают каждый пункт, заполняя нижнюю часть «Фишбоун», используя текст «Силуэт растаявших времен» Голдина Р.Д. Делаем вывод: «Появление религии было неизбежно», помещаем в хвост шаблона.

Слайд 3

2) Тема урока «Береги землю родимую, как мать любимую». Этап: первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. Скелет учащиеся заполняют вместе с учителем. Форма работы : работа в группах. В ходе чтения башкирской легенды «Отважное сердце Урал-бытыра» учащиеся в каждой группе анализируют предсмертную речь героя, записывают цитаты-советы на верхних рёбрах, а на нижних рёбрах – пословицу, которая подходит к цитате. Затем делают вывод на хвосте. После этого в классе обсуждаются все идеи, результаты сравниваются, на доске записывается один общий вариант. Примерное заполнение учащимся скелета.

Слайд 4

3) Тема урока «Жизнь ратными подвигами полна». Этап: первичное усвоение новых знаний и проверка понимания. Скелет учащиеся заполняют вместе с учителем. Форма работы : фронтальная. В ходе чтения текстов учащиеся знакомятся с людьми, жизнь которых - подвиг, записывают их имена на верхних рёбрах, а на нижних рёбрах – факты, подтверждающие это. Затем делают вывод, записывая его на хвосте схемы.

Слайд 5

4) Тема урока «Бережное отношение к природе». Этап урока : первичное усвоение новых знаний и первичное закрепление. Форма работы : групповая. Учащимся предлагается разбиться на группы, выделить основные, на их взгляд, экологические проблемы и обосновать причину их возникновения. Далее в ходе работы, группам предлагается предложить пути решения этих проблем и создать плакат социальной рекламы по одной из выбранных проблем.

Слайд 6

5) Тема урока «Культурные традиции буддизма». Этап урока : открытие новых знаний. Формы работы : фронтальная. Учитель показывает видеофрагмент. В нем содержится основная информация о буддийских священных сооружениях: башне-пагоде, пещерных храмах, буддийской скульптуре. Затем во фронтальной беседе заполняем «фишбоун» . Делаем вывод: культовые сооружения буддизма очень разнообразны. Многие из них содержат сцены из жизни Будды, великолепные по красоте и сложности орнаменты, которые и по сей день восхищают паломников.

Слайд 7

6) Тема «Твой духовный мир». Этап: выполнение продуктивных заданий по теме (усвоение новых знаний) и информация о домашнем задании. Формы работы : групповая, фронтальная. Главный вопрос: Какие задачи воспитания детей ставил К.Д.Ушинский? На первом этапе дети работают в группах. Каждая группа «изучает» свой текст (тексты из учебника К.Д.Ушинского «Родное слово»): 1 группа «Прилежный барин». 2 группа «Худо дому, кто добра не делает никому». 3 группа «Мальчик пишет и читает». 4 группа «Ворон и сорока». 5 группа «Кто дерёт нос кверху». Учащиеся в группах читают текст учебника «Родное слово», выделяют основную мысль. Характеристики школьника записываются в верхнюю часть схемы «Фишбоун». Затем во время фронтальной работы на схеме на доске записываются все характеристики, которые смогли выбрать учащиеся. Затем продолжается групповая работа: дается задание подобрать к каждой характеристике пословицу. После выполнения работы каждая группа зачитывает пословицу и объясняет ее. Пословицы записываются в нижнюю часть схемы «Фишбоун». Далее учитель просит еще раз проанализировать схему и сформулировать ответ на вопрос «Каким же должен быть младший школьник, по мнению К.Д.Ушинского?» (Трудолюбивым и добрым). 1) Старайся делать все сам, вырабатывай самостоятельность. Чужими зубами невозможно жевать. Человек трудом велик. Землю красит солнце, а человека – труд. Труд кормит, а лень – портит. 2) Старайся быть добрым (протяни руку помощи). Доброе слово лучше мягкого пирога. 3)Старайся правильно распределять время. Делу - время , потехе – час. 4) Старайся не говорить попусту. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь. Слово – серебро, молчание – золото. 5) Старайся не зазнаваться. Скромность украшает человека. Этот приём можно использовать и для выполнения дз.

Слайд 8

7 ) Тема урока «Семья – хранитель духовных ценностей». Этап урока : открытие нового. Форма работы : групповая, фронтальная. Методы: частично-поисковый, практический, контроля. На одном из этапов изучения новой темы во главу угла ставится проблемный вопрос «Что может объединить семью»? Дети, работая в группах, приходят к выводу, что о нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям и отношениям. Первая группа работает со словарём, объясняя значение слова «традиция». Читает статью о семейных традициях разных народов. Вторая группа работает с пословицами, объясняя при их помощи особенности семейных отношений. Третья группа работает с карточками-лепестками, из которых можно собрать ромашку семейных ценностей. После окончания групповой работы во фронтальной беседе заполняется рабочий лист «фишбоун». В итоге подводим детей к мысли, что семья – это хранитель духовных ценностей, отношений и традиций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс (ФГОС)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Основы духовно-нравственной культуры народов России 5 класс (ФГОС)...

Рабочая программа по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, обучение с использованием учебника Н.Ф. Виноградовой (Просвещение)...

Рабочая программа учебного курса Основы духовно-нравственной культуры народов России, 5 класс

Программа ОДНРК разработа с учетом требований ФГОС второго поколения...

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»

Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...

Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"

Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых,  творчески...

Бережное отношение к природе. Урок по курсу "Основы духовно-нравственной культуры народов России", 5 класс

Урок заставляет размышлять над актуальным вопросом "Зачем нужно беречь природу?" Ученики могут вложить посильную лепту в эту важную проблему....

План урока "Мужество" в 5 классе по курсу Основы духовно-нравственной культуры народов России. Учебно-методический комплект - М.Т.Студеникин. ОДНКНР. Основы светской этики. 5 класс.

Это первый урок в теме №10 учебника М.Т.Студеникина. В комплект входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, мультимедийное приложение. Автором предоставлен очень насыщенный интересный материал...