Исследовательская работа
творческая работа учащихся (9 класс)

Исследовательская работа о ветеране Великой Отечественной войны Бодоулове Р.С.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx619.29 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Курумканское районное управление образования

МБОУ «Курумканская средняя общеобразовательная школа №1»

Республиканская научно-практическая конференция школьников «Память сильнее времени»

Секция  «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

Нет на свете семьи такой,

где бы ни был свой герой

Выполнила: Бодоулова Дарима

ученица 9 «б» класса

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

с. Курумкан, Курумканский район

       Руководители:

Бодоулова Виктория Роченовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

Кулыкова Софья Ревомировна,

учитель истории

МБОУ «Курумканская СОШ №1»

2014 г.

Цель работы:

  1. Провести исследование боевого и трудового подвига Бодоулова Рочен Самбиловича и составить представление о жизни людей еще недавней, но уже далекой эпохи, и как можно подробнее узнать, какие это были времена.

Задачи:

  1. Показать героизм, стойкость земляков-курумканцев в боях за Родину.
  2. Привлечь внимание учащихся, молодежи, всей общественности к проблеме сохранения памяти о героических и трагических событиях этой войны.
  3. Изучить архивные и музейные документы о земляках-ветеранах Великой Отечественной войны.

Содержание:

  1. Введение.

 А. актуальность проблемы.

Б. Цели и задачи работы.

  1. Основная часть:

 «Памяти павших будем достойны!»

  1. Подвиг наших земляков-курумканцев
  2. Солдат умирает тогда, когда умирает память о нем.
  3. Послевоенные трудовые будни
  4. Заключение.

5. Использованная литература.

Все дальше уходит в прошлое трагическое и героическое время Великой Отечественной войны. И нет ни одной семьи, нет ни одного дома, кого бы не затронула война. Казалось бы, уже прошло почти 70 лет с момента окончания войны, и можно было бы забыть те события, но народная память не хочет мириться, не хочет забывать боль тех потерь. И не потому, что еще живы участники боев Великой Отечественной войны, да надо сказать, что и остается их все меньше, но войну помнят даже те, кто был совсем маленьким. Война стала для них не только страницей давней истории, она стала частью их собственной жизни.

Моя исследовательская работа велась в 2 этапа:

I        этап - предварительный: изучение литературы по теме, посещение музеев.

II этап - теоретический: сбор материала, касающийся истории семьи (интервьюирование родственников, изучение документальных свидетельств) с последующим написанием основной части работы.

Результатом стала моя исследовательская работа. Работа заставила меня задуматься о многом: о «корнях» своих, о силе и слабости духа, о любви, о верности, о патриотизме... Мне захотелось все больше и больше узнавать об истоках моей семьи, о том месте, которое она занимает в истории моей страны, моего государства.

Возможно, работа над темой «Нет семьи такой, где бы ни был свой герой» позволит мне лучше узнать саму себя и положить начало в изучении моего рода.

В основу моей работы, главным образом, легли воспоминания моего дедушки Бодоулова Рочена Самбиловича.

Основная часть: Памяти павших будем достойны

I.        2014 год. Приближается великая дата - 70-летие Победы. Этот праздник - один из самых светлых и значительных в истории нашей страны, символизирует победу нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. Этот праздник - символ неугасающего света воинской чести, доблести, символ непреходящей боли и горечи утрат, символ гордого величия подвига.

Война никого не обошла стороной. Не было и нет такой семьи, которой не коснулась бы трагедия Великой Отечественной войны. У кого отец, у кого - сын, у кого - муж, друг, брат пали в боях, не вернулись домой. Победа была одержана советским народом во имя мира и жизни на земле. Мы можем гордиться тем, что многие героические страницы в летописи нашего Отечества вписаны нашими земляками: воинами и тружениками тыла. На Великую Отечественную войну Бурятия послала тысячи своих сыновей и дочерей. Сражаясь на различных фронтах и в партизанских отрядах, они не посрамили честь родной земли. Из 120 тысяч уроженцев Бурятии, призванных в действующую армию, более 60 тысяч не вернулись в родные края. За доблесть и отвагу, храбрость, проявленную в боях, около 40 тысяч воинов Бурятии награждены орденами и медалями Советского Союза. За выдающиеся подвиги 40 воинам Бурятии присвоено звание Героя Советского Союза, одиннадцать доблестных патриотов Бурятии стали полными кавалерами ордена Славы

На длинную «дорогу войны», дорогу в 1418 дней и ночей, дней тяжелого труда, тревог и ожиданий с Курумканского района было мобилизовано 1767 человек. Они защищали Москву, Ленинград, Сталинград, воевали на Украине и Белоруссии. Победным маршем прошли по столицам европейских государств: Австрии, Венгрии, Польши, Болгарии, Германии. Невосполнимы потери в Великой Отечественной войне. Не вернулись домой 867 курумканцев. Далеко за пределами родного края известны подвиги командира 3-ей партизанской бригады Очирова Гуржапа Ванюшкеевича, награжденного орденами Ленина и Красной Знамени. Не жалея жизни, сражались за родную землю старшина Свиридов Иван Михайлович, лейтенант Цыбиков Цырен Будаевич, капитан Шанюшкин Очир Григорьевич, сержант Шапанаев Тыхелу Шагдурович, лейтенант Нимаев Даба Нимаевич.

II.        А годы все отдаляют нас от тех волнующих событий, все меньше остается ветеранов- очевидцев войны. Из тех, кто дожил до Великой Победы и вернулся домой, в настоящее время остались единицы. В наше время очень важно все то, что относится к подлинной истории войны, - ее точные приметы и реалии, правда о жизни наших земляков-участников Великой Отечественной войны. На примере их жизни, а в частности на примере жизни Бодоулова Рочен Самбиловича мы можем глубже понять истоки их мужества, патриотизма.

Когда мы говорим о Великой Отечественной войне, в первую очередь вспоминаются лучшие качества русского народа. Именно о них в 1944 году писал Алексей Толстой в своем рассказе « Русский характер»:

«Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом. И поднимется народ.

Каким же характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть все испытания, выпавшие на его судьбу в годину войны и в послевоенное время?

В дыму сражений, даже идя в последний бой, солдаты не теряли боевого духа, вступали в борьбу с одной мыслью: «Наше дело правое! Враг будет разбит, победа будет за нами!»

Этот дух победы был присущ моему дедушке Бодоулову Рочену Самбиловичу

Воспета в песнях и легендах благословенная долина Дырена. Привлекают красотой Аллинские и Улганинские водопады горных рек Алла и Улгана. Возвышаются священные горы Сахилтар и Барилтар высотой 2000 метров. Природа удивительна, но сурова, зимой морозы доходят до 55 градусов. Здесь, среди живописной, но дикой природы в декабре 1925 года в улусе Ботоло Дыренского сельского совета родился Бодоулов Рочен Самбилович. До 1942 года он учился в Багдаринской средней школе, где в 1941 году за отличную учебу был награжден путевкой в пионерский лагерь «Артек». Но поездка не состоялась, так как учеба была прервана в связи с началом войны. В мир, построенный бережно и любовно, врывается война. Жизнь человека неотделима от исторических событий. Так вмешивается История в Судьбу.

C:\Documents and Settings\СБ\Мои документы\Мои рисунки\Фото1\фото\ipg161.jpg

После месячных сборов допризывной подготовки в начале января 1943 года Баргузинским РВК Рочен Самбилович был призван на службу в ряды Красной Армии. С января 1943 по сентябрь 1945 года был в действующей армии в составе Забайкальского фронта. В феврале 1944 г. вступил кандидатом в члены КПСС, а через год парткомиссией был принят в члены партии. В книге бывшего члена Военного Совета Главного Командования на Дальнем Востоке генерал- полковника Шикина И.В. «Подвиг на Дальневосточных рубежах» указывается: «С 9 по 30 августа политотделом 209-ой стрелковой дивизии было принято в члены партии 76 и кандидатами в члены 101. Всего 177 членов». Чаще всего заявления подавались перед выполнением боевого задания. До мая 1945 года служил в пулеметной роте 770-го стрелкового полка. Угроза военного

нападения на Советский Союз возрастала с каждым днем. Только в 1944 году было 144 случая нарушения границы и 39 случаев обстрела советской территории. В этих условиях много внимания уделялось полевым учениям, стрельбам и маршевой подготовке. В августе 1945 г. в составе политотдела 209-й стрелковой дивизии 17-й армии Бодоулов в звании старшего сержанта принимал участие в войне против Японии, обеспечивая охрану и оформление партийных документов.

ВОТ КАК ВСПОМИНАЕТ МОЙ ДЕДУШКА:

«Выполняя приказ командования, в назначенное время дивизия покинула свои гарнизоны и прибыла в пограничный район Монголии с центром Югодзирь-хид. В ночь на 9 августа полки, приданные части и спецподразделения пересекли государственную границу. Однако передвижение войск проходило в трудных условиях. Жара иногда доходила до 40-50 градусов. Негде было укрыться, а через несколько часов внезапно набегали тучи, и начинались ливневые дожди. В первый день наступления подвижные войска Забайкальского фронта, преодолевая сопротивление противника, продвинулись от 60 до 150 км, а стрелковые соединения — от 40 до 50 км. В Забайкальском фронте 6-я гвардейская танковая армия наступала двумя колоннами, расстояние между которыми достигало 50—70 км. В первом эшелоне продвигались вперед два механизированных корпуса, во втором — танковый корпус. К исходу десятого дня операции войска Забайкальского фронта продвинулись на 400—600 км. В результате сокрушительных ударов войск Забайкальского, 1-го и 2-го Дальневосточных фронтов, Тихоокеанского флота и Краснознаменной Амурской флотилии за короткое время была разгромлена Квантунская армия. Япония потеряла основную промышленную и сырьевую базу в СевероВосточном Китае и на Южном Сахалине, занимавшую большой удельный вес в ее военно-экономическом потенциале. Все это в решающей степени обусловило поражение Японии и ее безоговорочную капитуляцию» Сокрушив в быстротечной кампании Квантунскую армию, советские войска выполнили свой воинский долг перед народами Дальнего Востока и открыли им путь для завоевания свободы и национальной независимости. Вместе с тем, освободив Южный Сахалин и заняв Курильские острова, Советский Союз получил свободный выход в Тихий океан».C:\Documents and Settings\СБ\Мои документы\Мои рисунки\Фото1\фото\ipg163.jpg

Через два года 209-ая стрелковая дивизия была расформирована. С середины 1947 по июнь 1950 года Рочен Самбилович продолжил службу в 6-й отдельной гвардейской Бериславско - Хинганской дважды Краснознаменной ордена Суворова стрелковой бригаде Западно - Сибирского военного округа (г. Тюмень).

III.        После войны Рочен Самбилович вернулся на родину. Он знал обычаи и нравы местной молодежи. Курумканский райком партии рекомендовал его секретарем комсомольской организации крупнейшего колхоза имени Ленина Дыренского сомонного совета. Он сразу нашел общий язык с молодежью, организовал комсомольско - молодежные заимки, отары и сеноуборочные звенья. Вел борьбу за трезвый образ жизни, был хорошим оратором, говорил красиво, владел эвенкийским, бурятским, русским языками. Вскоре его перевели в аппарат Курумканского райкома партии. В 1962 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Закончив учебу, он возвращается обратно в аппарат райкома КПСС. Для укрепления кадрами школ бюро Курумканского райкома КПСС направил Рочена Самбиловича в Курумканскую среднюю школу. Около 30 лет работал в школе учителем истории, обществоведения, основ Советского государства и права. Около 20 лет работал руководителем 10-ти выпускных классов. Для достижения результативности уроков и внеклассных мероприятий особое внимание уделялось их идейно- теоретическому содержанию, использованию наглядности и технических средств обучения. Продолжительное время возглавлял партийную организацию школы.

За активную помощь райвоенкомату в воспитательной и оборонной работе с офицерами запаса и допризывной молодежью была объявлена благодарность командующего войсками Забайкальского округа Белик. Бодоулов Р.С.- первый учитель Баргузинской долины, награжденный орденом «Трудового Красного Знамени».

Председатель республиканского Совета ветеранов войны Ревомир Баярович Гармаев вспоминает: « Когда я начал работать учителем Курумканской средней школы, у нас в школе работал учителем истории Бодоулов Рочен Самбилович, участник войны. Он был парторгом школы, и мне, секретарю учительской организации, не раз приходилось обращаться к нему. Он, всегда строгий, но доброжелательный, обязательно давал добрый совет».

17 октября 2014 года Курумканской средней школе №2 исполнилось  130 лет. Выпускники разных лет собрались в родных стенах. Были среди них и выпускники моего дедушки. Это знаменитые труженики родной земли, защитники Отечества, ученые, доктора наук, профессора, экономисты, известные артисты, художники, поэты, учителя, врачи, работники культуры. Они с благодарностью вспоминали о нем.C:\Documents and Settings\СБ\Мои документы\Мои рисунки\Фото1\фото\ipg156.jpg


  Дорогой наш классный руководитель Рочен Самбилович!  Как я рада поздравить Вас, прежде всего Вас с юбилеем родной  Курумканской школы. Я всегда помню уроки истории и обществоведения, которые были моими любимыми в школе. Сегодня не могу без слез вспоминать, как вы, сам участник Великой Отечественной войны, рассказывали нам о тех событиях. Помню звенящую тишину в классе, когда вы на середине рассказа замолкали, чтобы справиться с нахлынувшими чувствами и воспоминаниями о войне. Даже самые хулиганистые  сидели в такие минуты тихо. 
  Дорогой наш учитель, Вы были для нас примером во всем. Помню наши субботники, когда мы выезжали на очистки кошар и заготовку сена, и тогда вы первым брали в руки лопату или грабли  и показывали, как надо по-настоящему работать. Рядом с вами было стыдно отлынивать от работы.
  Дорогой Рочен Самбилович! Долгих лет жизни Вам, будьте здоровы. Мы Вас помним и любим. 
 
Елена Бадмаева, г. Санкт-Петербург. 

       Бодоулов Р.С. награжден орденами Отечественной войны 2-й степени, Трудового красного Знамени, медалью «За боевые заслуги», значком «Отличник народного просвещения РСФСР», Почетными грамотами Обкома КПСС и Совета Министров, ЦК ВЛКСМ, Центрального Совета Всесоюзной пионерской организации. Был занесен на республиканскую Доску Почета Министерства просвещения Бурятской АССР. Ему присвоено Почетное звание заслуженного работника культуры Бурятской АССР.

        Деятельность, поступки, работа, жизнь моего деда были очень высоко оценены правительством моей страны, ему каждый год присылали письма и поздравления руководители нашей державы. Сначала - И.В.Сталин, потом Н.С.Хрущев, Л.И.Брежнев, М.С.Горбачев, Б.Н.Ельцин, В.В.Путин, Д.А.Медведев. Я думала об этом: почему при любой власти - тоталитарной, авторитарной, демократической - мой дед не был обойден вниманием правительства? И я пришла к выводу: при любой власти, в любые времена ценятся преданность стране, свой родине, профессионализм и верность своему делу. Этому я и хотела бы научиться у своего деда. Все годы для деда и для нашей семьи День Победы был самым светлым и гордым праздником

Победа в Великой Отечественной войне была достигнута благодаря высокому патриотизму и мужеству миллионов советских воинов, а также героическому подвигу тружеников тыла. В 1944 г. за счет разукрупнения Баргузинского района был образован наш Курумканский район. На его территории было тогда 15 колхозов, одна машинно-тракторная станция, аймпромкомбинат,16 школ и несколько учреждений здравоохранения и культуры. Население района активное участие принимало в создании фонда обороны и реализации билетов денежно-вещевой лотереи.

Были отгружены тысячи центнеров хлеба, мяса, шерсти, рыбы, а также много теплых вещей и праздничных подарков бойцам действующей армии.

В адрес руководства района поступила правительственная телеграмма: «Передайте трудящимся Курумканского района, собравшим 610 тысяч рублей и 200 тысяч рублей облигациями госзаймов на строительство танковой колонны «Курумканский колхозник» мой братский привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин, г. Москва, Кремль, 12 марта 1945 г.

Заключение.

Чем дальше уходят в прошлое события минувшей войны, тем глубже осознается все величие подвига народов нашей страны, спасших мир от гитлеровской чумы на западе и японских милитаристов на востоке. Время не гасит, а еще больше возвеличивает в сознании и памяти благодарного человечества бессмертные дела советских людей, совершенные ими в тяжелую пору военных лет во имя будущего, во имя мира. Со дня Великой победы прошло более полувека. За эти годы вступило в жизнь несколько новых поколений людей. Для них Великая Отечественная война - далекая история, славное прошлое их отцов, дедов и прадедов. Нужно никогда не забывать, что память о минувшей войне, о ратной доблести тех, кто отстоял в трудный час честь, свободу и независимость Отечества, является нашим национальным достоянием, бесценным богатством. И наш долг - не забывать о той страшной войне, о тех, кто спас Родину. Мы у них в вечном долгу. Память о минувшей войне должна переходить от отцов к сыновьям, от сыновей к внукам.C:\Documents and Settings\СБ\Мои документы\Мои рисунки\Фото1\фото\ipg153п.jpg

Светлая память о воинах - курумканцах увековечена на мемориальном комплексе районного центра, а также на памятниках и обелисках многих сел. Ежегодно в честь Дня Великой Победы в торжественном шествии отдают дань глубокого уважения тем, кто сражался за Родину, за светлое будущее, за счастье детей и внуков, за процветающий родной край.

У времени есть своя память-история. Поэтому мы, учащиеся Курумканской средней общеобразовательной школы №1 ведем большую работу, чтобы не забыть о трагедии Великой Отечественной войны, потрясшей почти весь мир. Надо успеть, пока живы участники, ветераны войны и труда, чтобы передать о ней следующим поколениям.

Редеют ряды ветеранов-солдат Великой Победы, тружеников тыла. Судьба у них у всех одна. На их молодость выпало невероятно тяжелое испытание войной, на зрелость-восстановление и укрепление могущества страны. Вся их жизнь -героический ратный и трудовой подвиг, и долг каждого из нас - заботиться о них. Заботиться сегодня, пока они рядом с нами.

Надо солдату, чтобы его помнили.

Священное пламя вечного огня славы полыхает незаживающей болью в народной памяти. Память о чудо-богатырях, шагнувших в бессмертие, будет жить из рода в род, из века в век. Она вечна, как сама жизнь. Из года в год, из поколения в поколение, вновь и вновь оживая в памяти народной, творцы Победы постоянно будут рядом с потомками своими, и слава их деяний и подвигов будет вечно осенять Россию ореолом гордого величия

Использованная литература:

1.Музейные материалы

2.Газета «Огни Курумкана»

3.Архивные материалы (Архивный отдел администрации МО «Курумканский район»)

4.Материалы личного архива ветерана Великой Отечественной войны Бодоулова Р.С.

     5.        Шикин И.В. «Подвиг на дальневосточных рубежах». Москва. 1985 г.

     6.        Бурятия в годы Великой Отечественной войны. Улан-Удэ. 1975 г.

     7. Воины-забайкальцы на страже Родины. Иркутск.1968 г.

     8.Забайкальский военный округ. Иркутск.1972 г.

     9.Москаленко Г.Н. На Юго-Западном направлении. Москва. 1972 г.

   10. Цыренов Д.М. Наши земляки-герои Советского Союза. Улан- Удэ 1986 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...