Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа».
план-конспект урока (6 класс)

Комбинированный урок по родному русскому языку. Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с. На уроке используется групповая, фронтальная, индивидуальная работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_umarova_i.r.docx50.96 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Отражение во фразеологии истории и культуры народа». 6 класс.

Тип урока: комбинированный

Цели: Образовательные: расширить представление о фразеологизмах, их синтаксической роли,  умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.

Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся,  воспитание уважительного отношения к другому человеку, внимательного отношения к слову.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности.

 Регулятивные УУД: анализ собственной работы, планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей, определение цели  этапа учебной деятельности в сотрудничестве с учителем.

 Коммуникативные УУД: умение слушать собеседника, формулирование собственной позиции, умение с точностью и достаточной полнотой выражать свое мнение.

 Познавательные УУД: систематизация материала, полученного на уроке, умение находить нужную информацию в учебнике, словарях, справочниках; работа с разными видами заданий.

Планируемый результат:

Предметные: 

Знать: отражение во фразеологии истории и культуры речи.

Уметь: находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять в речи.

Личностные: умение анализировать собственную работу, умение слушать собеседника, сотрудничать с учителем и сверстниками, умение точно и с достаточной полнотой выражать свое мнение.

Метапредметные:   Уметь оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать успешность достижения целей учебной деятельности, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем (Регулятивные УУД)

Уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию. Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли (Коммуникативные УУД)

Уметь систематизировать материал, полученный на  уроке, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь находить пути решения проблемы (Познавательные УУД)

Межпредметные связи: Русский язык, литература

Ресурсы.Основные:

 Русский родной язык. 6 класс: учеб.пособие для общеобразоватю организаций/ О.М. Александрова и др./- М. : Просвещение, 2019 г.-144с.

Дополнительные: распечатанные тексты.

Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Учитель организует внимание обучающихся, доброжелательный настрой и приглашает к сотрудничеству. Обучающиеся внутренне организуются, мобилизуются на работу. Задание: продолжите фразу «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует …»

Слушают учителя, участвуют в диалоге с

учителем.

Размещают учебные мат-лы на рабочем месте,

демонстрируют готовность к уроку

Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

Комментируют выполнение работы (взаимопроверка)

Мотивация учебной деятельности.

Целеполагание.

Приём: проблемная ситуация.

Учитель: Ребята, сегодня мы расширяем наши знания по теме «Фразеологизмы».  Сейчас я вам зачитаю текст, а вы определите цель и тему нашего урока:

Во всю ивановскую значит «что есть мочи, изо всех сил».

Очень давно, в XVI – XVII веках, указы русских царей зачитывались на городских площадях.

В Москве указы русских царей зачитывались на Ивановской площади в Кремле (у колокольни Ивана Великого). Площадь была шумная, многолюдная. Дьяки, читавшие царёвы указы, старались своим голосом заглушить гомон толпы. Им приходилось не читать, а кричать на всю площадь, во всю Ивановскую.

С тех пор и пошло выражение: кричит во всю ивановскую.

Связаны ли фразеологизмы с историей и культурой народа? Так о чем мы будем говорить на уроке?

Формулируют тему урока и цель: «История и культура народа – отражение во фразеологизме».

Изучение нового материала.

В каждом языке существуют такие слова и выражения, в которых отражена история и культура народа, его традиции, обычаи и взгляды на жизнь. К таким языковым единицам относятся и фразеологизмы. Нередко за фразеологическими оборотами лежит целый мир, историческая эпоха – предметы ушедшего быта, представления и верования наших  предков, реальные события далекого прошлого. Однако понять значение таких устойчивых выражений не всегда просто, потому что мы не знаем буквального смысла слов , в них входящих.Например, во фразеологизме ни кола, ни двора – «ничего»- слово кол употребляется в старом значении –«небольшой участок земли», а в обороте собак вешать(на кого-нибудь) – «обвинять, бранить» - слову собака свойственно значение «репей», известное в некоторых диалектах.

Узнать историю и этимологию устойчивых оборотов и  значение фразеологизмов  можно в словаре, в учебнике, в толковом словаре, во фразеологических словарях, а также в интерактивном словаре фразеологизмов в интернете.

-Шанский Н.М. В мире слов;

-Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии; «Словарь русской фразеологии. Историко –этимологический справочник» под редакцией В.М. Мокиенко.

Прочитать упр.46, записать словарное слово- станица- большое казачье селение.

 

 

Записывают словари.

Физминутка

Давайте мы немного разомнемся. Я вам буду давать команды только с помощью фразеологизмов, а вы их будете выполнять (звучит музыка).

-- Встанем, как аршин проглотили.

-- Проголосуем обеими руками.

-- Согнемся в три погибели.

-- Попрыгаем, как заяц.

-- Дадим задний ход.

-- Посмотрим друг другу в глаза.

-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.

-- Побъем друг другу челом.

-- Разведем руками.

-- А теперь -- руки в брюки.

-- Подержим нос по ветру.

-- Намылим друг другу голову.

Но в ногах правды нет, занимайте свои места!

Выполняют коллективно

Закрепление -  групповая  работа

Групповая работа Приложение 1

Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №3

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

  1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2.Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

  Самостоятельная работа

Приём «Найди фразеологизмы». Продолжите историю Зацепочкина, используя фразеологизмы.                 Приложение 2                              

Фронтальная работа

Выполнение упр.49 стр. 50

Рефлексия

Прием «Ключевые слова»

 Самооценивание

Самооценка: как я работал на уроке?

Самоанализ: как я понял тему?

Дом.задание

: п. 6, упр. 51

 

 

 

  


Приложение 1

Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

Группа №3

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

  1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

КАРТОЧКИ                                                                 Приложение 1

Группа 1.Цель: выяснить, чем отличаются фразеологизмы от свободных словосочетаний. (Приём «Найди фразеологизм»)

На глаз больного наложили повязку. Расстояние мы определили на глаз. Засучив рукава, я доставал рыбу и бросал её на дно лодки. Ребята работали засучив рукава.

За то, что я не выучил уроки, мне намылили голову.  Ребёнку намылили голову ароматным шампунем.

 

Группа №2

 Цель: выяснить, можно ли заменять слова в составе фразеологизма.

Приём «Найди нужное слово». Объясните значение фразы.

(Заяц, кот, козёл) наплакал; (медвежья, собачья, волчья) услуга; бить (мух, баклуши, ящики);

 

Группа №3

Является ли фразеологизм членом предложения, если да, то каким?

  1. Петя на уроке труда работал плохо. Он бездельничал.

2. Петя на уроке труда работал спустя рукава. Он бил баклуши.

 

Приложение 2 

Приём «Найди фразеологизмы». Продолжите историю Зацепочкина, используя фразеологизмы.                                               

  Мир  Зацепочкина.

         Родился в семье мальчик. Антошкой его назвали. Набалованный был – как сыр в масле катался. И глазом родители не успели моргнуть, как вырос сынок, пора в школу отправлять.

                 В школе Антон решил Геростратову славу завоевать: слабых ребят обижает, на улице мучает беззащитных животных. На первом этаже школы красуется его фотография в стенгазете, а под ней – надпись: «Зовут его Антошка – зоопарк. А почему? На переменах он задирается, как петух, а на уроках молчит, как рыба. Зато на бабушку рычит, как лев, с сестрой он – крокодил, а перед директором дрожит, как заяц. Но вокруг мамы ходит, как лиса, потому что мама покупает ему игрушки!»

                 Да, на уроках наш герой бил баклуши, точил лясы, сидел сложа руки и объяснения учителя мимо ушей пропускал. Классный руководитель часто повторяла: «Ты, Зацепочкин, горе мое луковое, учишься из рук вон плохо, не могу я с тобой  найти общий язык, сколько ни бьюсь!» А однажды не выдержала и сказала: «Сегодня позвоню твоим родителям и скажу, что умываю руки. С меня довольно!»

                 Вечером Антон услышал, как мама говорит по телефону: «Спору нет – горячая голова! Это уже ни в какие ворота не лезет! Мы, родители, за его поведение головой отвечаем, а у меня все валится из рук. Ну сколько ему повторять? Уже в зубах навязло! У меня голова идет кругом… Спасибо Вам большое за звонок, уж я ему покажу, где раки зимуют

                Утром Антон шел в школу, повесив нос. Не хотелось Зацепочкину становиться к позорному столбу. Надоело, что  все показывают на него пальцем и склоняют во всех падежах. Белый свет ему был не мил. Он рад был бы сквозь землю провалиться. «Дело – труба. Надо бежать!», - подумал он и пустился на всех парах.

               Бежал Антон что есть мочи куда глаза глядят. Наконец устал, остановился  и , к своему удивлению, понял, что находится на платформе какой-то незнакомой станции. Вскоре подошел поезд и кто-то позвал: «Антон! Зацепочкин! Сюда!»  Зацепочкин  быстро забрался в вагон и осмотрелся. И тут он не поверил своим глазам: к нему подходил маленький человечек, похожий на гнома. Антон даже ущипнул себя, подумал, что спит. Нет, это не сон. Рядом с ним стоял самый настоящий гном…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

План-конспект урока на тему: Прыжки в скакалку. УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях

Тема урока Прыжки в скакалку.Цель: повторить технику прыжков в скакалку.Задачи урока:1.Образовательные:- формирование навыка прыжков в скакалку.2. Оздоровительные:- способствовать выработке правильной...

Конспект урока на тему:"Бег 30 м",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)

Конспект урока на тему:"Бег 30 м",УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)...

Конспект урока на тему: "Техника челночного бега", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)

Конспект урока на тему: "Техника челночного бега", УМК "Физическая культура" под ред. В.И. Лях (1 кл.)...

Тема: Отражение во фразеологии истории и культуры с использованием Интернет- ресурсов

находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и правильно применять их в речи.Воспитательные: развитие эмоциональной сферы личности учащихся,  воспитание уважительного отношения к друго...

Отражение во фразеологии истории и культуры народа

Методическая разработка урока по теме «Отражение во фразеологии истории и культуры народа» p { color: #000000; line-height: 115%; text-align: left; orphans: 2; widows: 2; margin-bottom:...