Конспекты
план-конспект урока

Цымлова Милена Юрьевна

Конспекты

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект (технологическая карта) урока

Выполнила: Цымлова Милена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Учебный  предмет: русский  язык

Класс: 5

Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова  и др. Русский язык. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2-х ч. – М.: Просвещение, 2012.

Тема урока: «Три склонения имён существительных»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цели урока:

Обучающие: Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Познакомить учащихся с распознаванием типа склонения по окончанию и по  роду, по наличию специфических падежных окончаний.

Развивающие: создать  условия  для  усвоения  темы, развития  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развития  мыслительных  операций  школьников; развивать навыки самоконтроля, схематичного мышления, навыки  адекватной  самооценки.

Воспитательные: воспитывать любовь к природе, формировать умение соблюдать речевой этикет при взаимодействии с одноклассниками.

Методы: слово учителя, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа.

Оборудование: учебник, мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация, карточки  с именами существительным.

ХОД УРОКА

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

                            УУД

1 этап.Мотивация к учебной деятельности.
(Минутка вхождения в урок)

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Приходи старание
К нам без опоздания.

– Ребята, с каким настроением вы пришли на урок?
– А каким вы хотите, чтобы получился наш урок?
– А что вы для этого должны делать?

– Ребята отвечают.

– Веселым, запоминающимся, поучительным, интересным…
– Мы должны дружно работать, помогать товарищам, внимательно слушать учителя и товарищей, наблюдать и делать выводы…

Личностный результат
Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

2 этап.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

– Для начала повторим то, что уже знаем.
Использую слайд 1Презентации.

Посмотрите на экран.
Спиши предложение:  

Поэт посвятил стихи вьюге, метели, бурану.               

 Обозначь имена существительные. Определи падеж и окончание у существительных вьюге, метели, бурану.

– Почему существительные в одинаковом падеже, числе с одинаковым предлогом имеют разные окончания?

 

 

– Вьюге –  имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -е.Метели – имя существительное, стоит в Дательном падеже, единственном числе, имеет окончание -и. Бурану – сущ. Стоит в Д.П. ед.ч. окончание -у.

Учащиеся затрудняются с ответом, так как дети не знакомы со склонением.

Метапредметный результат
Определение общей цели и путей их достижения.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Предметный результат.
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

3 этап.Постановка учебной задачи

– Какова же цель нашего урока?

– Определить от чего зависит правописание окончаний имен существительных в различных падежах.

Умение ставить цель и планировать свои действия.

4 этап.«Открытие» нового знания.

– У вас на партах лежат карточки со словами (красного, зеленого, синего цвета)
Постройтесь в круг. Прочитайте слова. Назовите общие признаки по которым можно объединить слова в одну группу.

Звезда, снег, метель, гора, лед, метель, дядя, мороз, ночь, печь, холод, папа, елка, солнце, лень, каток, сосна, снеговик, тень, облако, земля, окно.

– Назовите признаки по которым можно разделить слова на группы.

– Проведите  группировку по цвету:  первый столбик – слова красного цвета,  второй столбик – слова зеленого цвета, третий столбик – слова синего цвета. 
У вас получилось три группы слов, ровно столько, сколько существует типов склонений в русском языке.

– Определите общие существенные признаки существительных 1 склонения – 1 столбик слов.
– Определите общие существенные признаки существительных 2 склонения – 2 столбик слов.
– Определи общие существенные признаки существительных 3 склонения – 3 столбик слов.
–  Кто может сформулировать вывод?

Слайд 2.

–  Давайте проверим правильно ли мы рассуждали. Чтение правила в учебнике страница 14.
– Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

 

 

 

–  Это имена существительные в единственном числе, Именительном падеже.

–  Род, окончания имен существительных, орфограммы, цвет.
– Ребята прикрепляют магнитиками карточки к доске в три столбика.

–  Ребята работают в группах у доски. Определяют признаки 1, 2, 3 склонения имен существительных.
Группы отмечают признаки.

–  К 1 склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в И.п.
Ко 2 склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е в И.п.
К 3 склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в И.п.
Вывод появляется на слайде 2.
– Читают правило в учебнике.

– Тема урока: Определение склонения имен существительных.

Предметный результат
Использование опыта и знаний.

Метапредметный результат
Умозаключение, обобщение, вывод.

5 этап.Первичное закрепление.

– Давайте поупражняемся в определении типа склонения имен существительных.

Работа в группах.

Работа по инструкционной карте.

Слайд 3.

– Давайте составим алгоритм действий при определении типа склонения имен существительных.
– Как определить склонение имени существительного, если оно стоит в косвенном падеже?

Слайд 4.

Работа в группе: получение заданий, выбор уровня сложности, распределение ролей и выполнение задания. 
Презентация работ группы.

 

 

 

– Ребята составляют алгоритм на экране презентации.

– Нужно поставить слово в начальную форму.

Личностный результат
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметный результат
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

6 этап.Физкультминутка.

Музыкальная разминка. Слайд 5

Ребята выполняют упражнение под музыку.

Личностный результат
Формирование установки на здоровый образ жизни.

7 этап.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Слайд 6.

Составь  из слов три предложения о зиме. Определи склонение имен существительных.

Снежинка, падает, с, пушистая, неба
В, зимой, сад, красногрудые, снегири, прилетают
Снег, искрится, белый, на , солнце

Самостоятельная работа, затем проверка.
Ситуация успеха и ее самоощущение.

Предметный результат
Выделение проблемы. Принятие и сохранение учебной задачи.

8 этап.Включение в систему знаний и повторение.

Слайд 7.

Составь четверостишие по рифме.

Снежинка
Пушинка
Летает
Сверкает

Определи склонение имен существительных. Подчеркни главные члены предложения. Обозначь части речи.

Работа в парах.
Установка локальных связей нового знания с имеющимися.

Предметный результат.
Представление знаний

9 этап.Рефлексия. Итог деятельности.

– Вернемся к решению проблемы, которая была поставлена в начале урока. Так почему в именах существительных в одном и том же падеже мы наблюдали разные окончания?
– С какой целью необходимо научиться определять склонение имен существительных?

Дерево самооценки. На доске новогодняя елка.
Если у вас на уроке все получилось отлично – выберите красный шарик, если все хорошо – желтый, если не получилось так, как хотелось – зеленый.

Д/з  Написать 3 предложения про Новый Год. Определить склонение имен существительных.

 

– У них разные склонения.

– Чтобы правильно писать окончания имен существительных в разных падежах.

Метапредметный и личностный результаты.
Умение принимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Анализ, синтез, обобщение, умозаключение, формулирование вывода.

Предметный и личностный результаты. Опора на опыт и знания, полученные на уроке.



Предварительный просмотр:

Диалектизмы в донских казачьих песнях и

особенности их изучения в школе

Исполнитель:

Цымлова Милена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

г.Нижневартовск

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Кто не изучил говоров родного языка, тот знает его наполовину».

Класс: 6.

Используемый УМК: Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. /. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В. – М.: Просвещение, 2014.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые результаты обучения:

1. Личностные: осознавать эстетическую ценность русского языка, стремиться к речевому самосовершенствованию, развивать языковые творческие способности.

2. Предметные: расширять активный и потенциальный словарный запас на основе усвоения значений диалектизмов; опознавать диалектизмы, объяснять их значение, правильно и уместно употреблять в речи.

3. Метапредметные:

 - познавательные УУД: извлекать информацию из словарей (толкового словаря, словаря диалектных слов), перерабатывать и преобразовывать информацию, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух, анализировать, сравнивать, строить логические рассуждения;

 - регулятивные УУД: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; саморегуляция;

- коммуникативные УУД: управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий, умение слушать и слышать друг друга, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 Основные понятия: лексика, лексика общеупотребительная, лексика, ограниченная в употреблении, диалектизмы.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный и иллюстративный материал, аудиоаппаратура, учебник, электронное приложение к учебнику, толковые словари.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность класса к уроку.

  1. Эмоциональная разминка.

Включается видео фрагмент казачьей песни «На небе звезда зажглась». Для наглядного примера учащимся раздается текс песни.

На небе звезда зажглась,

Сонце села за курган.

Ой, едуть, едуть казаки!

Ой, впереди их атаман!

Ой, атаман казак лихой!

Ой, он скамандывал: «Все в бой!»

Ой, кто погибнет в том бою,

Пав за Родину свою.

Ой, мы разбили всех врагов.

Ой, едим братца родной кров

Праведаем всех своих

Отцов матерей родных.

Вопросы для обсуждения:

1.Какое настроение вызвало у вас данное произведение?

2.Есть ли слова, которые вам не понятны?

Возможны варианты: курган, атаман, кров, проведаем.

3.Можете ли вы, ребята, не пользуясь материалом для справок, объяснить значение непонятных вам слов?

  1. Постановка учебной цели, создание ситуации "вызова".

Сейчас мы определим тему и цель нашего урока.

Вы прослушали песню донских казаков, записанную в хуторе Реченский Алексеевского района Волгоградской области. Мы выяснили, что значение слов: курган, атаман, кров, проведаем вам были непонятны. Давайте обратимся к учебнику и прочитаем правило.

Чтение материала учебника о диалектных словах с. 88. Учебник под редакцией Рыбченковой.

Как называются слова, которые были непонятны нам в начале урока? Эти слова – диалектные. Их употребляют жители определённой местности. Что такое диалект?

  1. Изучение нового материала.

Диалект – разновидность общенародного языка. Говор – мельчайшая единица диалектного членения языка, например: говор Волгоградской области, богат диалектизмами.

Народные говоры - свидетели русской истории.

Ушли и уходят вместе с людьми старшего поколения многие слова, обозначающие обряды, обычаи, понятия, предметы быта традиционной деревни. Вот почему так важно, как можно полнее и подробнее записать живой язык деревни. В каждой местности можно найти десятки и даже сотни таких слов, а в общей сложности их в русском языке тысячи. Точное же количество местных слов подсчитать просто невозможно.

Послушайте, как объяснял В. И. Даль появление диалектных слов.

«Один и тот же предмет в разных местах зовется по-разному. Люди в старину ездили мало, часто человек всю жизнь ни на один день не покидал города или деревни, где он родился. Вместе с людьми неподвижно жили слова. Были слова общие - понятные всякому человеку на Руси, а были местные — их знали и понимали жители одного края».

Чтобы понять значение того или иного диалектизма, мы можем воспользоваться «Толковым словарём живого великорусского языка» В.И. Даля. Но не всегда в данном словаре мы можем найти значение слова. Если этот диалектизм употребляется только на территории Волгоградской области, а его вы можете услышать в деревне у бабушки или также в песне донских казаков, то вы можете воспользоваться «Словарем донских говоров Волгоградской области», авторами которого являются ученые Волгоградского государственного социально-педагогического университета: Р.И. Кудряшова, Е.В. Брысина, В.И. Супрун.

  1. Физкультминутка.

Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)

-Посмотри-ка ты вокруг (поворачиваем головы из стороны в сторону).

-Здесь есть ты (кладём правую руку на плечо соседа).

-Здесь есть я (кладём правую руку себе на грудь).

-Будем вместе (обе руки ладонями соединяем с руками соседа).

-Жить (хлопаем в ладоши), друзья.

  1. Закрепление нового материала.

Давайте закрепим полученные знания и выполним задания по данной теме.

Письменная работа.

1.В столбик учащиеся записывают слова: глаза, рано, ужинать, полотенце, слушать, овраг.

Затем учитель диктует диалектизмы: вечерять, зенки, слухать, утирка, балка, спозаранку.

2. Игра в стикеры. Подобное задание позволяет каждому ученику поработать со словарем, а затем обсудить выбранные слова в классе. Для данного задания раздается материал: аппликация с изображениями и также распечатанные слова. Задача школьника соотнести наклейку со словом.

Примерные слова: кочет, завалы, махотка, чирики, рушник.

3.Из данного отрывка (повесть Д. В. Григоровича «Антон-Горемыка») выпишите диалектизмы, подберите к ним общеупотребительные синонимы:

- Как не быть! всяк случается, братец ты мой, - начал опять ярославец, - ты несерчай… Вот, примерно, - прибавил он после молчка, - у нас по соседству, верстахэвтак в пяти, и того не станет, жил вольный мужик, и парень у него, сын, уж такой-то был знатный, смирный, работящий… С достатком и люди-те были… Об летохаживали, вишь, они по околотку… крыши да дома красили, тем и пробавлялись; а в зимнее дело либо в осенину ходили по болотам, дичину всякую да зайцев стреляли.

Ключ:

  • Всяк – по-всякому (по-разному).
  • (Не) серчай – (не) сердись.
  • Примерно – например.
  • (После) молчка – (после) молчания.
  • Эвтак – этак, примерно.
  • Не станет – не будет.
  • Знатный – представительный.
  • Люди-те – люди-то.
  • Об лето – летом.
  • Вишь – видишь.
  • По околотку – по округе.
  • Пробавлялись – зарабатывали.
  •  (В) осенину – осенью.
  •  Дичину – дичь.

4.Спишите, подчеркните диалектизмы как члены предложения и устно поясните их значение:

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

2. - Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу. 
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить? 
- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Пряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем. 
- Я мигом, бабушка.

Ключ:

1. Парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было ещё никогда и не будет никогда на селе. Оксана была капризна, как красавица. Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, то разогнала бы всех девок.

2. - Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу
- Хорошо, бабушка. А 
бердо, ты баяла, прихватить? 
- Прихвати. Да еще в сенях молока 
кринкуПряженцев я напекла да каравайцев. Полудневать будем. 
- Я мигом, бабушка.

  1. Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали?

-Давайте сочиним синквейн или рифмовку по теме урока.

(пример:

Диалектизмы

Этнографические необычные

Заинтересовывают передаются забываются

Употребляются в одной местности

Необщеупотребительные.

Понравился ли вам урок?

Как, по-вашему, нужно относиться к употреблению диалектных слов, к их сохранению?

А вот как считают ученые.

«...Потерять диалектные слова — это значит потерять для науки и истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища родной речи, зафиксировав их как можно полнее и точнее в создаваемых нами областных словарях.»

  1. Домашнее задание.

Выучить определение диалектизма, найти в словаре учебника, в словаре В.И. Даля 5 диалектных слов, составить с ними предложения.

Если останется время, включить видео фрагменты казачьих песен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.

Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...