Социально- экономический проект организации досуга детей и подростков трудового отряда «Пламя» учащихся МОУ «Травниковская СОШ»
проект

 Байкеева Светлана Владимировна
Проект для детей и молодежи – это совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере.
Игровой вид деятельности, реализуемый трудовым отрядом «Пламя» проекта «Лето в формате 3D», в содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации досуговых программ, актуализации интересов молодежи и инновационными технологиями работы с детьми и подростками.
Цель проекта: организация досуга детей и подростков во дворах по месту жительства через создание и деятельность трудового отряда «Пламя».
Целевая аудитория: дети и подростки села Травники, (Травниковского поселения).
Основными задачами проекта являются:
1) Создание и обучение трудового отряда «Пламя».
2) Разработка и апробация досуговых мероприятий.
3) Содействие развитию занятости подростков в свободное время.
4)Анализ реализации досуговых программ и работы отряда с целью их усовершенствования для дальнейшего использования проекта.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_trudovogo_otryada.docx92.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Травниковская средняя общеобразовательная школа»

456402, Челябинская область, Чебаркульский район, с. Травники, ул. Победы, д. 53

Телефон (факс): 8(35168) 73-2-98

Социально- экономический проект организации досуга детей и подростков трудового отряда «Пламя»

учащихся МОУ «Травниковская СОШ»

                                                                                         

                                                                                          Руководители проекта:

                                                                                                          Зам. директора по ВР

                                                                                              Байкеева С.В.

                                                                                                          Социальный педагог

                                                                                                      Ворошилова О.В.

2018 год

Часть 1. Информационная карта проекта

Проект для детей и молодежи – это совокупность мероприятий, обеспечивающих организацию свободного времени, отдыха и разумного досуга детей и молодежи с учетом современных тенденций развития социально-клубной работы с детьми и молодежью, профилактику негативных явлений, детской и молодежной преступности, развитие и совершенствование экспериментальной работы и инновационных процессов в молодежной сфере.

Игровой вид деятельности, реализуемый трудовым отрядом «Пламя» проекта «Лето в формате 3D», в содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации досуговых программ, актуализации интересов молодежи и инновационными технологиями работы с детьми и подростками.

Цель проекта: организация досуга детей и подростков во дворах по месту жительства через создание и деятельность трудового отряда «Пламя».

Целевая аудитория: дети и подростки села Травники, (Травниковского поселения).

Основными задачами проекта являются:

1) Создание и обучение трудового отряда «Пламя».

2) Разработка и апробация досуговых мероприятий.

3) Содействие развитию занятости подростков в свободное время.

4)Анализ реализации досуговых программ и работы отряда с целью их усовершенствования для дальнейшего использования проекта.

Структура проекта

Этапы проекта

Содержание

Ответственные

Вводный этап

май 2018 года

1.Создание трудового отряда «Пламя». Проведение курсов подготовки учащихся  на базе МОУ «Травниковская СОШ».

2.Разработка с трудовым отрядом серии сценариев досуговых программ для детей и молодежи, разработка плана по облагораживанию территории села.

3.Составление плана – маршрута для участия детей по схеме (адрес площадки, подходящей для реализации проекта, преобладающий возраст детей).

4.Проведение непосредственной работы по подготовке материально - технической базы (закупка необходимого оборудования для проведения досуговых программ).

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Основной этап

Июнь - июль 2018 года

Организация досуговых мероприятий для детей и подростков по разработанной системе досуговых мероприятий согласно разработанному графику. Непосредственное проведение досуговых мероприятий с последующим подведением итогов работы. Облагораживание территории села, ремонт кабинетов школы, изгороди вокруг ОО.

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Дежурные педагоги

Заключающий этап

Август 2018 года

Подведение итогов работы проекта, результативности проведения проекта трудовым отрядом «Пламя» (количество детей и подростков, принимающих участие в проекте, степень участия каждого из участников отряда). Проведение «круглых столов» и рефлексивных сессий по подведению итогов работы по проекту «Лето в формате 3D» и планирование работы по её дальнейшему совершенствованию и реализации.

Зам. директора по ВР

Социальный педагог

Бюджет проекта:

- Техника и оборудование приобретались на средства выделенные Управлением Образования Чебаркульского муниципального района.

- Оплата труда производилась за счет средств Управления Образования Чебаркульского муниципального района, Центра занятости населения города Чебаркуля.

Ожидаемые результаты:

  1. Качественно подготовить трудовой отряд «Пламя» для проведения досуговых мероприятий.
  2. С помощью организации досуговых программ содействовать развитию занятости подростков в свободное время.
  3. Привлечь внимание руководства,  для использования проекта на территориях всего района.


Часть 2. Содержание проблемы и обоснование  необходимости ее решения проектом.

Актуальность проекта обуславливается тем, что интенсивное социально-экономическое развитие страны невозможно без роста творческого и нравственного потенциала ее граждан, без развития их активности, инициативы, способностей. Формирование этих и целого ряда других качеств происходит, прежде всего, в детские годы через целенаправленную работу школы, учреждений дополнительного образования, досуговых учреждений, общественных организаций.

Проблема – организованная занятость детей во внеурочное время. Летние каникулы, продолжительная пора, перед педагогами встает вопрос, как организовать свободное от школьных занятий время, чтобы ребятам было интересно, и чтобы запомнилось надолго. Многие учащиеся в летний период остаются не у дел, и поэтому очень важно правильно организовать их деятельность. Одной из форм работы - это приобщение детей к деятельности в трудовом отряде. В первую очередь главным адресатом проекта становятся учащихся «группы риска» и дети из малообеспеченных семей. Деятельность в трудовом отряде для большинства учащихся – возможность заработать свои деньги, а для некоторых из них и поправить своё материальное положение.

Досуг формирует у ребенка ощущение ценности собственной личности. Здесь он может избавиться от привычки действовать по подсказке. Он удовлетворяет свои творческие потребности, развивает интересы, усиливает знания в том темпе и объеме, которые соответствуют его индивидуальным способностям.

Наилучшее самовыражение можно проявить в свое досуговое время, то есть в то время, которое используется для сохранения, восстановления и развития физического и духовного здоровья человека, его интеллектуального совершенствования.

Асоциальное поведение детей проявляется преимущественно за стенами школы в свободное или самостоятельно освобождаемое от учебных занятий время. Это обуславливает необходимость изменения отношения к свободному времени детей и подростков, создания цивилизованной системы его организации.

В структуре свободного времени подростков достаточно специфическим видом деятельности является игровая и трудовая  деятельность, которая в содержательном плане рассматривается в части эмоционально - нравственной выраженности отношения личности происходящим событиям, в том числе и к самой себе.

Именно поэтому, роль игровой и трудовой  деятельности в сфере свободного времени и досуга подростков чрезвычайно велика, так как она органично входит в общую систему деятельностного воспитания в сфере свободного времени. Они хорошо сочетаются с другими видами деятельности, часто компенсируя то, что не обеспечивается ими. Обучение, культурный досуг, спорт, труд, игра, общение взаимно проникают друг в друга и составляют содержательную сторону образа жизни детей и подростков и их творческое развитие в сфере свободного времени и досуга.

Актуальность проекта – привлечение детей к развивающим формам досуга, формирование через досуговые программы здорового образа жизни, устойчивой жизненной позиции, снижение уровня наркотизации и преступности среди детей и молодежи, детской безнадзорности, предупреждение девиантной направленности в развитии личности детей и молодежи разного возраста, коррекция межличностных и внутрисемейных отношений. Именно на это направлена работа проекта «Лето в формате 3D».

Виды деятельности, реализуемые трудовым отрядом «Пламя» проекта «Лето в формате 3D», в содержательном отношении предполагает овладение опытом проведения и организации досуговых программ, актуализации интересов молодежи и инновационными технологиями работы с детьми и подростками.

Часть 3. Описание мероприятий проекта

В ходе реализации проекта были выбраны учащиеся в количестве 13 человек. По результатам анкетирования был собран трудовой отряд в количестве 11 человек.

В МОУ «Травниковская СОШ» в период с 6 по 20 мая 2018 года проведены лекции для участников трудового отряда на тему: «Психолого-педагогическая работа с детьми», на которых участники ознакомились с особенностями детей младшего школьного и подросткового возрастов. Узнали, с какими трудностями можно столкнуться при работе с детьми, и как корректно выйти из сложной сложившейся ситуации с ребенком. Далее участники знакомились с правилами и нормами ведения мероприятий и опробовали свои возможности на одном из плановых мероприятий. Так же проведен мастер-класс по обучению написания сценариев для программ для детей и подростков.

В конце мая в школе среди подростков 13-15 лет был проведен опрос на тему «Досуг подростков». Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом Культуры, ЦНТ и школа. Дом Культуры предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, ЦНТ – прикладное и народное творчество, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в селе осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.

После обучающих лекций, прошли мероприятия посвященные Дню России по подготовленному сценарию специалистами Д/К КОЛОС совместно с членами отряда «Пламя». Программа праздника была нацелена на формирование у детей и подростков чувства гражданственности, патриотизма, гордости за родную страну, сопричастности к ее историческому прошлому; получение новых знания об исторических личностях, знаменательных событиях Российского государства; стимулированию стремления личности к творчеству, оригинальности, самовыражению. В ходе мероприятий были отработаны теоретические навыки, полученные на обучающих курсах. Проведенные мероприятия доказали эффективность и жизнеспособность созданного трудового отряда, показали возможность дальнейшего использования трудового отряда в проведении досуговых, трудовых мероприятий.

Исходя из этого, были подготовлены и проведены еще несколько мероприятий, посвященных празднованию Международного дня защиты детей, уже по подготовленному членами отряда  сценарию на курсах. Программа мероприятия была нацелена на формирование игровой культуры у детей и подростков; создание радостной праздничной атмосферы; формирование желания проявлять творческую инициативу и принимать активное участие в празднике; воспитание коллективизма, доброты; способствовать развитию ловкости, сноровки, смекалки подрастающего поколения. В ходе мероприятий трудовой отряд «Пламя » провел с детьми познавательные викторины, спортивные эстафеты, мастер-класс по танцам, так же выступили с песнями и танцами.

Так же был проведён круглый стол с участниками трудового отряда для оценки работы отряда в целом и каждого участника в частности, и определения дальнейших перспектив отряда в будущем.

Часть 4. Оценка социально-экономической эффективности проекта

Анализ показал, что участники трудового отряда, четко понимают смысл своей работы, большинство имеют широкий опыт деятельности и готовы принимать участие в новых проектах. Также респонденты хорошо осведомлены о проводимых досуговых мероприятиях, проявили заинтересованность к проблематике данной темы, и захотели стать участниками трудового отряда.

Разработан социально значимый проект «Лето в формате 3D», целью которого являлась организация досуга детей и подростков через создание и деятельность молодежного трудового отряда «Пламя».

Проверена эффективность проекта:

  • В ходе его реализации, проведено 10  мероприятий в ДШОЛ;
  •  обработано 2 га земли, посажено и выкопано 1ц картофеля;
  •  выкопано множество сорняков на территории села;
  •  убрано 3т мусора на территории села;
  • отремонтировано 3 кабинета, отремонтировано 43 стула, 5 парт  с помощью трудового отряда «Пламя».

Качественная работа отряда была отмечена на Районной августовской педагогической конференции как самая лучшая за текущее лето 2018 года.

Организация трудового отряда является одним из эффективных и перспективных путей организации досуга детей и подростков, потому что детям и подросткам легче найти общий язык и наладить контакт со сверстниками, таким образом дети быстрее включаются в игру, осваивают правила, проявляют интерес к происходящему. Поэтому главными особенностями организации досуга детей и подростков можно назвать участие молодых людей в создании досуговых мероприятий и специфика возраста детей, участвующих в мероприятиях.

При должной подготовке участников для проведения мероприятий и учета всех особенностей подрастающего поколения можно создать идеальный механизм организации досуга детей и подростков по месту жительства. Это влечет за собой создание единого воспитательного пространства, адаптацию подростков к современным условиям, социализацию через организацию культурно-досуговых и физкультурно-оздоровительных мероприятий, расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей подростков, организация их общения.

Представленный проект может быть использован специалистами по организации работы с молодежью в молодежных центрах и других населенных пунктах.

Часть 5. Описание деятельности отряда помимо  проекта:

  • наличие отрядной атрибутики (галстук, форма, эмблема и т.п.)

  • Эмблема;

  • Галстук;

  • Форма (красный и оранжевый цвет);

  • Кепка.

  • наличие самоуправления в отряде

Сама по себе тема самоуправления очень важна для нашего трудового отряда, так как мы, в качестве организационной структуры, являемся не только досуговой площадкой для молодежи, но и через различные технологии социальной работы с учащейся молодежью содействуем развитию активной жизненной позиции, развиваем жизненный социокультурный потенциал молодежи в интересах села.  Именно поэтому одна из наиболее важных культурно-развивающих задач деятельности трудового отряда — показать подростку, как быть самостоятельным, как отвечать за свои поступки, как принимать ответственные социальные решения и как защищать, отстаивать свои законные права.

В нашем трудовом отряде «Пламя» успешно апробировано несколько оригинальных форм включения специалистов, учащихся и их родителей в эффективную организацию неформального образования и воспитания.  На наш взгляд основная единица самоуправления в трудовом отряде — курсант. В задачу организации внутриотрядных взаимоотношений обязательно должно входить выполнение общественных поручений, при которых сам курсант находит и использует способы их осуществления, укрепляя тем самым навык самоконтроля и взращивая все более высокого уровня нравственно-социальной требовательности к себе. Иными словами, курсант должен учиться, сам выбрать себе дело по душе и определять пути его наиболее эффективного выполнения. Этим личностно-психологическим требованием пробуждается творческое отношение личности к конкретному делу. В процессе развития отрядного самоуправления нами была обнаружена следующая закономерная тенденция: чем активнее курсант участвует в самоуправлении, тем более высоким оказывается уровень его самостоятельности и ответственности как, на наш взгляд, высших интегративных показателей его личностного и социального роста. Уровень оптимальной организованности первичного молодежного коллектива — трудовой отряд. Органы самоуправления в отряде при этом избираются самими курсантами. Путем голосования выбирается председатель и командир, которые составляют совет отряда. Командир в сущности выполняет роль старосты (Мухлынин Антон). У каждого члена отряда должны быть свои обязанности. Совет отряда периодически готовит информацию и предложения в вышестоящие органы самоуправления, в нашем случае, куратору трудового отряда. Таким образом развитие отрядного самоуправления целесообразно рассматривать как неотъемлемую часть системы современного нравственного, гражданского и патриотического воспитания. Мы ходим, чтобы наши курсанты — жители с. Травники хорошо понимали запросы и требования Российского общества, а через деятельностно-практическое участие в отрядном самоуправлении смогли полнее реализовать свои задатки и способности.

- наличие и выполнение плана досуговой деятельности;

- участие  в районных и поселенческих массовых мероприятиях.

Приложение 1

Опрос на тему «Досуг подростков»

В опросе приняли участие подростки МОУ «Травниковская СОШ» в количестве 23 человек, из них 11 мальчиков (47,8%) и 12 девочек (52,2%). Подростки в возрасте от 13 до 15 лет, а именно учащиеся 7-9 классы. Возрастной состав выборки выглядит так: 13 лет – 6 человека, 14 лет – 6 человек, 15 лет – 11 человека. Мы ставили цель определить наиболее популярные виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга.

Вопрос №1. Насколько Вы удовлетворены проведением досуга в Вашей сельской местности?

Исходя из результатов данной диаграммы, мы можем сделать вывод, что большинство подростков довольны, но не совсем проведением досуга в их местности. Это можно объяснить тем, что сельская местность не располагает всеми доступными средствами для организации разносторонней и полной организации досуга для подростков. В основном с ребятами работает только Дом Культуры, ЦНТ и школа. Дом Культуры предоставляет хоровые, танцевальные и художественные кружки и занятия, ЦНТ – прикладное и народное творчество, а школа спортивные секции. Досуговая деятельность в селе осуществляется на художественном уровне, а не на профессиональном. На селе много талантливых подростков, но недостаточно досуговых учреждений, которые бы способствовали реализации способностей, увлечений и интересов подростков.

Вопрос №2. Каким видом деятельности Вы предпочитаете заниматься в свободное время? 

Большинство подростков в возрасте 13-15 лет, участвовавших в опросе, достаточно не однообразно проводят свое свободное время. Самым предпочитаемым времяпровождением для подростков является просмотр ТV (20%), занятие спортом и физкультурой (16%) и общение с близкими, соседями, друзьями (49%). Меньшее распространение получили ответы  рукоделие (вязание, вышивание, резьба по дереву), (15%).

Вопрос №3. Являетесь ли Вы членом какого-либо кружка или досугового объединения в своем посёлке?

Вопрос №4. Какие кружки, секции или общественные объединения Вы бы хотели видеть в своем поселке?

16 % опрошенных просят организовать секции по фигурному катанию, 38% — организовать бесплатные клубы по интересам, 14% - Боевые искусства, 32% - обучение игры на музыкальных инструментах.

Рекомендации по организации досуга и свободного времени подростков в сельских поселениях

1) включать родителей в совместную с детьми досуговую деятельность, чтобы они были заинтересованы в способностях своих детей и помогли им их реализовать;

2) использовать возможности семьи для организации свободного времени детей, их товарищей по двору, классу, школе (домашних библиотек, аудио-, видеоаппаратуры, спортивно-туристского инвентаря, музыкальных инструментов).

3) открывать кружки, клубы, творческие объединения для организации досуга в соответствии с интересами детей;

4) инициатором создания и организации работы с подростками и молодёжными объединениями должен выступать социальный институт села: школа, сельский клуб, музей, сельская администрация, комитет по делам молодёжи и т.д.;

5) основу развития молодёжного движения на селе должны составлять традиции, которые являются формой передачи воспитательных ценностей от одного поколения к другому, их необходимо сохранять.

6) развивать современные молодежные объединения, которые должно строиться на внедрении новейших информационных технологий, телекоммуникаций. 

7) организовывать в социуме совместную общественно-полезную и культурно-досуговую деятельность подростков и взрослых;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод анкетирования при работе над проектом "Организация досуга учащихся во внеурочное время на микрорайоне "Орбита", 2011-2012 учебный год"

                            Метод анкетирования явился одним из главных методов при работе над проектом "Организация досуга...

Программа «Организация досуга и занятости подростков «группы риска» в каникулярное время»

Цель программы:- Создание условий для оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков « группы риска», детей, оставшихся без попечения родителей и обучающихся из других категорий семей;- способств...

Проект "Непоседы"- 2 место областной конкурс трудовых отрядов

Проект  "Непоседы"- 2 место областной конкурс трудовых отрядов....

Буклет "Организация досуга детей и подростков в период каникул"

Описание системы организации досуга детей и подростков в период каникул в условиях Центра детского творчества....

Социально-педагогический проект "Организация работы с биологическими семьями, родственниками по сохранению общения с детьми, по восстановлению в родительских правах, передаче детей под опеку"

     Проект направлен на компенсацию негативных процессов в обществе, которые обострили проблемы «социального сиротства», актуализировали задачи социально-педагогичес...

Проект «Пасха – светлое Христово Воскресенье» (проект организации досуга получателей социальных услуг, находящихся на отдыхе, оздоровлении и реабилитации в БУ «Сургугский центр социального обслуживания населения»)

проект организации досуга получателей социальных услуг, находящихся на отдыхе, оздоровлении и реабилитации в БУ «Сургугский центр социального обслуживания населения»С каждым годом традицио...

Подборка сайтов для досуга детей и подростков

Курсы, мастер-классы, кружки онлайн...