Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» для 5-6 классов
рабочая программа (5, 6 класс)

Фирсова Екатерина Александровна

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в мире, мир во мне» для 5–6 классов общеобразовательной школы (авторы профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochkaistoki.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вернадовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

 Утверждена приказом образовательного учреждения     ________________________________

                                                                                                                    Дата, номер приказа

                                                                              Директор школы: _________________  С.М. Акатушев

                                                       

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Я в мире, мир во мне»

для 5-6 классов

                                              Разработчик программы: Фирсова Е.А.                                                                                                            

                                                                                                               

                                                                       

Рассмотрена на заседании межшкольного

методического объединения     __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                              

Руководитель межшкольного

методического объединения:     _______________________________ Н.Н.Шохина

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании межшкольного

методического совета               __________________________

                                                                                      Дата, номер протокола                                                                                

Председатель  межшкольного

методического совета:                 _______________________________ Г.А. Чупахина

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности  

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я в мире, мир во мне» разработана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования и авторской программы «Я в мире, мир во мне» для 5–6 классов общеобразовательной школы (авторы профессор Вологодского государственного университета А.В. Камкин, профессор Российской Академии естественных наук И.А. Кузьмин).

Для реализации программного содержания используются:

1.        Камкин А. В. Истоки. Память и мудрость Отечества. Учебное пособие для 5,6 классов общеобразовательных учебных заведений / А.В. Камкин.- М: «Истоки», 2015. -128 с.

Место  курса внеурочной деятельности  в учебном плане

Класс  

5-6

Количество часов в неделю  

1

Количество часов в год

35

Цель программы

создание условий, обеспечивающих духовно-нравственное развитие личности школьника на основе развития его индивидуальности.

Задачи:

-формирование представления о духовных и нравственных ценностях;

- формирование волевого характера, способности преодолевать любые возникающие трудности, быть целеустремленным в достижении поставленной цели;

- развитие потребности соблюдать «золотые правила» взаимоотношений в семье и обществе;

- развитие интереса школьников к духовно-нравственным ценностям народа;

-воспитание цельной, целомудренной личности, понимающей и принимающей свои обязанности; способной к правильному оцениванию жизни и себя, своих поступков с точки зрения норм духовно-нравственного поведения; познание себя, своих способностей, возможностей для духовно-нравственного саморазвития, самореализации и самосовершенствования

Срок реализации программы – 1 год

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с требованиями  Стандарта  личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учащимися программы отражают достижения:

Личностные результаты:

- осознавать обучающимися своей этнической принадлежности, ощущения укорененности в отечественной этносоциальной и этнокультурной среде, чувства родства этой среде, уважения и признательности наследию предков;

- осмысливать духовно-нравственный и социокультурный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- укреплять социокультурный стержень личности, обогащать духовный и нравственный опыта обучающихся;

- формировать уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог;

- формировать ответственное отношение к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору жизненного пути и будущей профессиональной деятельности, основанной на понимании смыслов и предназначений важнейших видов человеческой деятельности;

- осваивать социальные нормы, правила поведения, роли и формы социальной жизни в группах и сообществах;

- развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разнообразной деятельности;

- осознавать значимость семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развивать эстетическое сознание через освоение художественного наследия отечественной культуры и творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результатами:

Межпредметные понятия

Межпредметные связи предполагают взаимную согласованность содержания материала, его построение и отбор, которые определяются общими целями воспитания с учётом учебно-воспитательных задач, обусловленных спецификой каждого учебного предмета. Осуществление межпредметных связей содействует:

 -        формированию целостного взгляда учащихся на человека, природу и общество;

 -        повышению эффекта педагогического воздействия на умственную, эмоциональную и физическую сферу личности в их взаимодействии;

-       осуществлению всех сторон воспитания в их органическом единстве.

Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату

Познавательные УУД:

- умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

- добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

- умение координировать свои усилия с усилиями других;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- оговариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- задавать вопросы;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся (для использования в повседневной жизни и обеспечения возможности успешного продолжения образования):

- приобщать к базовым, вечным, непреходящим ценностям российской цивилизации; формировать социокультурный стержнь личности;

- обогащать категории понятий, образов и представлений, связанных с социокультурными истоками;

- приобщать к глубинным ( смысловым, нравственным, духовным) пластам выдающихся памятников-явлений отечественной культуры;

- осваивать духовный контекст пространства и времени феноменов российской цивилизации и ведущих видов человеческой деятельности;

- уяснять основополагающие принципы, утвердившихся в качестве жизненной нормы российской культуры;

- развивать интерес к самостоятельному поиску и осмыслению истоков;

-осознавать себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного социально-культурного опыта Отечества.

Содержание курса внеурочной деятельности

          Содержание данного курса представлено в виде следующих содержательных разделов: «Введение», «Соха и топор», «Крестьянские хоромы», «Соловки», «Храм Покрова на Нерли», «Икона Живоначальная Троица», «Московский Кремль», «Летописи».

           Введение (1 ч.)

Какой смысл может иметь слово «памятник». Каким образом памятники культуры свидетельствуют о наших истоках. Почему нужно уметь «читать» великие памятники прошлого. Как вести библиографию о памятниках России.

Соха и топор (4 ч.)

Соха и топор как основные орудия труда российского крестьянина: их традиционное устройство, варианты конструкций, трудовые операции. Многофункциональность и универсальность сохи и топора. Приспособляемость к различной природной среде и материалу. Простота устройства и виртуозность трудовой технологии.

Труд пахаря и плотницкое дело определили устойчивый перечень престижных трудовых качеств человека: выносливость, наблюдательность, добросовестность. Безусловная опора на опыт предыдущих поколений, полное доверие ему - основа мастерства пахаря и плотника. Общины и артели - первичные сообщества российской цивилизации.

Освящение труда с сохой и топором. Эстетика (красота) труда. Соха и топор в народных обычаях. Соха и топор в фольклоре, их метафорическое восприятие.

Крестьянские хоромы (5 ч.)

Состав и конструктивные особенности крестьянских хором: изба, двор, сени, зимовка, подклет, хлев, поветь, сеновал, взвоз и др. Оптимальное объединение под одной крышей хозяйственных и жилых помещений. Функциональное распределение пространства крестьянского жилища по принципу: для каждого дела свое место - и для труда земного, и для труда души.

Основные черты этики семейно-бытовых отношений. Распределение обязанностей между поколениями, мужчинами и женщинами, родственниками по принципу: для каждого - свое дело, в доме лишних нет. Ответственность мужчины за достаток и защиту интересов семьи. Ответственность женщины за чистоту и порядок.

Изба - освященный мир (иконы, рисунки райских птиц и цветов, книги и т.п.). Дом как корабль спасения. Отражение трехчастности Вселенной в устройстве крестьянского дома. Традиционные мифологические взгляды, на жилище и его невидимых обитателей.

Соловки (5 ч.)

Основные вехи в становлении Соловецкого монастыря. Преподобные Зосима, Савватий и Герман Соловецкие. Выдающаяся хозяйственная деятельность и духовное подвижничество игумена Филиппа, впоследствии митрополита Московского и всея Руси. Общественное служение братии Соловецкого монастыря.

Храмы и постройки Соловецкого монастыря, крепостные стены, скиты, каналы, маяки, ботанический сад, дамбы, сухой док. Всероссийское значение духовной, хозяйственной и экологической практики Соловецкого монастыря.

Евангельская идея Преображения в истории Соловков: опыт заселения, освоения и преображения земель; опыт умирения и преображения моря-океана; опыт внутреннего преображения людей под воздействием соловецких святынь.

Храм Покрова на Нерли (5 ч.)

Храм во имя Покрова Божией Матери на Нерли (1165г.) - древнейший памятник отечественного храмостроительства. Князь Андрей Боголюбский и духовный мир его эпохи.

Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли: белый цвет, вертикально вытянутые формы, аркатурный пояс, белокаменные рельефы, гармония с окружающим ландшафтом.

Храм Покрова на Нерли и церковное предание о заступничестве Божией Матери. Праздник Покрова Божией Матери на Руси. Покров - символ гармонии мира земного и мира небесного.

Икона «Живоначальная Троица» (5 ч.)

Иконопочитание в православной традиции. Правило иконописного образа: лики, предметы, детали, линии, композиция, цвет должны нести большой духовный смысл. Икона «Живоначальная Троица» творения преподобного Андрея Рублева - величайший памятник русского иконописания.

Сюжет иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внешнее выражение сюжета: фигуры ангелов, престол с чашей, жезлы и троны, храм, дерево, гора, золотистый цвет и теплый свет.

Духовный смысл иконы «Живоначальная Троица». Средства, которыми передается внутреннее средоточие иконы: схожесть ангелов и единая устремленность жестов, состояние их общего раздумья, невидимые круги как символы завершенности и вечности. Идея великой искупительной жертвы во имя спасения человечества. Икона «Живоначальная Троица» как зов к любви и единению на пути к горнему миру.

Московский Кремль (5 ч.)

Московский Кремль - символ Российского государства.

Кремль как щит военный: крепостные стены, кремлевские башни, храм Архангела Михаила.

Кремль как щит духовный: храмы Соборной площади Кремля, колокольня «Иван Великий», чудотворные и намеленные иконы.

Кремль - центр государственности, резиденция главы государства. Кремлевские дворцы и сооружения, призванные свидетельствовать о достоинстве России. Исторические и современные государственные регалии: шапка Мономаха, царские и императорские короны, двуглавый орел, герб, держава, скипетр.

Кремль - хранитель славной истории и достижений культуры России. Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца. Оружейная палата.

            Летописи (5 ч.)

Старинные летописи - наше национальное достояние.

Летописец Нестор и составление «Повести временных лет». Идеи летописей: единство рода человеческого, древнее происхождение славянского народа, убеждение, что через историю вершится воля Божия. Патриотизм - подвиг по имя Отечества, особая добродетель. Летописи общерусские и летописи местные.

Как писали и украшали летописи. Древние летописи - бесценные памятники отечественной культуры. Летописные миниатюры - «окно в исчезнувший мир». Лицевой свод эпохи Ивана Грозного.

«Сказание», «Житие», «Слово» - младшие братья летописей. Древнерусские книжники. Книжная мудрость как путь к знанию о главном.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема (раздел, глава)

Всего

Примечание

часов

5-6 класс

1

Введение

1

2

Соха и топор

4

3

Крестьянские хоромы

5

4

Соловки

5

5

Храм Покрова на Нерли

5

6

Икона «Живоначальная Троица»

5

7

Московский Кремль

5

8

Летописи

5

Формы контроля и варианты его проведения

Текущий контроль учащихся проводится в формах:

 Фронтальный и индивидуальный устный опрос. Оценивающие тренинги. Промежуточный контроль учащихся проводится в конце учебного года в классе в форме: активное занятие.

Вернадовский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

 «Пичаевская средняя общеобразовательная школа»

Календарно – тематическое планирование

внеурочной деятельности  

«Я в мире, мир во мне»

в 5-6 классах

(35 часов, 1 час в неделю)

учителя математики

Фирсовой Екатерины Александровны

                   

 

                       

       

2021– 2022 учебный год

урока

Тема занятия

Дата

по плану

Дата фактич.

проведения

Примечание

1.

Введение (1 ч.)

Памятники культуры.

2.

Раздел 2. Соха и топор (4 часа)

Соха и топор

3.

Куда соха и топор ходили вместе?

4.

Чему соха и топор человека учили?

5.

Соха и топор как чудо России

6.

Раздел 3. Крестьянские хоромы (5 часов)

Состав крестьянских хором

7.

И тесен дом, да просторен он

8.

Домашний лад и порядок

9-10.

Крестьянские хоромы – чудо России

11.

Раздел 4. Соловки (5 часов)

Соловецкий монастырь

12.

Этапы жизни Соловецкого монастыря

13.

Путешествие в Соловецкий монастырь

14.

Чудо Преображения

15.

Соловецкий монастырь - чудо России

16.

Раздел 5. Храм Покрова на Нерли (5 часов)

Когда я бываю в храме…

17.

Покров Пресвятой Богородицы

18.

На святом месте

19.

Храм Покрова на Нерли – символ гармонии

20.

Храм Покрова на Нерли – одно из чудес России

21.

Раздел 6. Икона «Живоначальная Троица» (5 часов)

Икона «Живоначальная Троица»

22.

Путешествие в мир иконы

23.

Звенящие краски иконы

24.

Нераздельность и неслиянность лиц Святой Троицы

25.

Икона «Живоначальная Троица» как чудо России

26.

Раздел 7. Московский Кремль (5 часов)

Щит военный, щит духовный

27.

Сооружения и соборы Московского Кремля

28.

Московский Кремль – центр государства

29.

Хранитель истории, доблести и славы

30.

Московский Кремль – одно из чудес России

31.

Раздел 8. Летописи (5 часов)

Первые летописцы и первые летописи

32.

Как писали и украшали летописи

33.

Преподобный Нестор и его летописи

34-35.

Летописи – чудо России. Итоговый урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.

Пояснительная записка.      Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...