Методические рекомендации по организации самообразования.
учебно-методический материал

 

 

Методические рекомендации по организации самообразования.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Методические рекомендации по организации самообразования.

  Формирование современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и соответственно моделирующий воспитательно-образовательный процесс педагог является гарантом решения поставленных задач государством.

Многолетний опыт и целенаправленные педагогические исследования позволяют утверждать, что существенных результатов в образовании может достигать только тот педагог, который владеет научными педагогическими знаниями, обладает педагогическим мастерством, для которого характерной чертой является самообразование.

Что такое самообразование?

САМООБРАЗОВАНИЕ –  целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.

В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала

Принципы самообразования 

  •     Добровольность
  •     Сознательность
  •     Целенаправленность и  целеустремленность
  •     Научность
  •     Сочетание теории с практикой
  •     Систематичность
  •     Управляемость и контролируемость  

       самим человеком

                      Зачем нужно самообразование?

Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой педагогической  деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.

Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности,  потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.

Формы самообразования педагога.

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:

индивидуальная и групповая.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

 Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем.

Тема, над которой работает педагог

 Темы для самообразования могут подбираться с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого  педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. 

    Выбор методической темы и составление плана работы должна осуществляется педагогом в начале учебного года при условии, что работа над предыдущей темой завершена. Срок работы над темой определяется в зависимости от сложности и объема работ и может составлять от 2-х до 3-х  лет. Возможных вариантов тем огромное количество. Любая тема должна быть направлена на повышение эффективности обучения, воспитательной цели, выработке новых педагогических приемов и методик или созданию научных работ. Тема должна быть актуальна, её изучение – необходимо самому педагогу.

Личный план самообразования педагога

    На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Написание индивидуального плана - это творческая работа. Самостоятельно написать качественный план в состоянии педагог, хорошо осознающий собственные проблемы и стремящийся к профессиональному росту. Процедура разработки плана работы над индивидуальной методической темой не должна носить формальный характер. В плане указываются:

• название темы

• цель

• задачи

• предполагаемый результат

• этапы работы

• сроки выполнения каждого этапа

• действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

• способ демонстрации результата проделанной работы

• форма отчета по проделанной работе

   В плане предусматривается подбор литературы, определяется время на изучение полученного банка данных по проблеме, анализ литературы, знакомство с практическим опытом других, посещение занятий и др.    По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов. Результатом работы могут быть доклады и выступления перед коллегами в рамках творческого отчета, отчета по теме самообразования, а также доклады и выступления на совещаниях, конференциях, заседаниях МО, творческих групп и т.д. Работа по теме самообразования должна оформляться документально.

Источники самообразования

    Целесообразно уделить внимание источникам самообразования. В чем заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний, и где их искать?

  • Литература (методическая, научно-популярная,  публицистическая, художественная и др.)
  • Интернет- ресурсы
  • Видео, аудио информация на различных носителях
  • Повышение квалификации
  • Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
  • Семинары и конференции,Мастер-классы
  • Мероприятия по обмену опытом
  • Телевидение
  • Газеты, журналы.

 

Этапы самообразования

  1.  Интерес  (Чего хочу?)

- определение профессиональных  потребностей (Чему хочу научиться, что узнать?)

- формулировка темы,  постановка цели (Чего хочу достичь?)

  1. План  (Как достигну?)

- отбор действий (Что надо сделать?)

- установка  их последовательности (В какой последовательности?)

- определение сроков (Когда?)

  1. Работа

- обучение и воспитание (Что делаю?)

- оснащение учебных занятий и воспитательных мероприятий (С помощью чего?)

- сбор информации для анализа (Как получается?)

  1. Анализ   (Что получилось? Что не получилось и почему?)

- подбор методик анализа

- проведение анализа

- выводы

  1. Будущее (Что дальше делать?)

- задачи на будущее

Результат самообразования

     Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования педагога обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования педагога на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)

Результатом работы над методической темой являются конкретные продукты:

  • повышение качества преподавания (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество),
  • разработанные методические пособия, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения,
  • доклады, выступления, рефераты, статьи,
  • разработка дидактических материалов, тестов, интерактивных и мультимедийных наглядных пособий,
  • выработка методических рекомендаций по применению информационно - коммуникационных технологий,
  • разработка и проведение открытых занятий по собственным, инновационным технологиям,
  • создание  комплектов педагогических  разработок,
  • разработка комплекта раздаточного материала (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • создание главы или страницы электронного учебника.
  • разработка комплекта тематических классных часов,  родительских собраний или  внеклассных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • и др.

Конечно, самым эффективным способом показать результаты педагогического творчества является размещение материалов в Интернет.

Работа над индивидуальной педагогической темой 

Вопросник.

  1. Как называется тема, над которой работаете?
  2. Чем вызвана постановка темы?
  3. Когда начали работу над темой?
  4. Что сделано?
  5. Каков план работы по теме в этом году?
  6. Какой результат прогнозируете?
  7. В какой форме и где будет представлен отчёт?
  8. В чём испытываете трудности?
  9. Какая помощь и от кого нужна?
  10.  Какой срок работы по теме?

                                                                                                 

Рекомендации:

1. Работа над темой не должна превышать более 4-5 лет.

2. Руководителям координировать работу по самообразованию, ежегодно анализировать результаты деятельности педагогов.

3. Педагогам пересмотреть свои темы самообразования.

4. Продолжить работу по обобщению опыта  педагогов.

 Примерный план работы педагога над темой самообразования

Этапы

Содержание работы

Форма представления результатов

Первый год работы над темой

I. Диагностический

1. Анализ затруднений.

2. Постановка проблемы.

3. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

 Собеседование с методистом

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

Выступление перед коллегами одной направленности

Второй год работы над темой

III. Практический

  1. Внедрение передового практического опыта; системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Формирование методического комплекса.
  3. Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов.
  4. Корректировка работы.

Открытые занятия, выступления на  заседании педагогического совета

 Третий год работы над темой

IV. Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме.
  3. Представление материалов.

Выступления на заседании методического совета, на заседании педагогического совета, на заседании районного МО

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности

V. Внедренческий

  1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение опыта.

Реферат, индивидуальный творческий проект и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО

Данные методические рекомендации помогут педагогам  «Челябинского техникума промышленности и городского хозяйства им.Я.П.Осадчего» и других учреждений СПО организовать самостоятельную деяте...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Методические рекомендации по организации домашней работы по ОУД «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании

В работе предоставлены методические рекомендации по организации домашней работы по общеобразовательной учебной дисциплине «Физическая культура» по специальности 43.02.01 Орг...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций...

Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению самостоятельной работы студентов дисциплины ОУД.04 Математика

Данные методические рекомендации помогут преподавателям СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению в связи с внедрением Ф...

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий.

Методические рекомендации к организации урока с использованием универсальной методической модели формирования регулятивных универсальных учебных действий....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...