СТАТЬЯ ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
статья

Спицына Людмила Александровна
Аннотация: в данной статье описываются преимущества использования проектной деятельности в работе с дошкольниками. Приводятся  личностные качества и ценностные ориентиры воспитанников, участвующих в проектной деятельности  ДОУ. Статья озвучивает основные требования к использованию метода проектов в детском саду, а также приводит этапы работы по проекту.
Ключевые слова: проектная деятельность, работа с дошкольниками, формирование качеств личности дошкольников.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТЕЙ И ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Спицына Людмила Александровна,

учитель-дефектолог

МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка»

Аннотация: в данной статье описываются преимущества использования проектной деятельности в работе с дошкольниками. Приводятся  личностные качества и ценностные ориентиры воспитанников, участвующих в проектной деятельности  ДОУ. Статья озвучивает основные требования к использованию метода проектов в детском саду, а также приводит этапы работы по проекту.

Ключевые слова: проектная деятельность, работа с дошкольниками, формирование качеств личности дошкольников.

THE DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN'S VALUES AND PERSONAL QUALITIES BY MEANS OF PROJECT ACTIVITIES

Spitsyna Lyudmila Aleksandrovna

specialist on mental defects and physical handicaps

kindergarten 32 "Zuravushka"

Annotation: this article is devoted to the description of the advantages of project activities in the work with preschool children. Also, personal  qualities  value orientations of the children taking part in project activities in the kindergarten are shown. The article illustrates the main requirements to the usage of project activities in kindergartens and also shows different stages of project work.

Key words: project activities, working with preschool children, the formation of qualities of the personality of preschoolers.

Дошкольный возраст – это период начала становления культуры личности. В этом возрасте начинается процесс восхождения личности к ценностям общества, и ребёнок приобретает первые жизненные ориентиры. В базовую структуру личности входят такие компоненты, как ценностный, нравственный, исторический. Ценностная система необходима для того, чтобы оценить себя, других, выразить своё отношение, сделать выбор. Необходимо, чтобы в основе базовой (начальной) культуры ребёнка закладывались и формировались ценностные ориентиры и ценностное отношение к семье, к близким людям, к человеку вообще, к Родине.

Превращение ценностей культуры социума в ценности личности есть процесс воспитания. Каждый ребенок посещает дошкольное учреждение. Дети проводят много времени в ДОУ. Это позволяет педагогам способствовать формированию определенной системы ценностей и личностных качеств у дошкольников.

Проектная деятельность в детском саду длится весь учебный год. Работая, учителем дефектологом в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения я сталкиваюсь с большим количеством проблем. Данную группу воспитанники (с особенностями развития зрительного анализатора) начинают посещать с раннего возраста  (3-4 года). И выпускаются в 6-7 лет.   Работа с детьми на протяжении 3-4 лет позволяет достичь большого количества успехов. В зависимости от возрастной группы детей учитель-дефектолог организует работу по проекту. Задачи, поставленные мною, помогают реализовать и воспитатели. Организуя проектную деятельность мы, совместно с воспитателями, тщательно продумываем цели, задачи и план реализации проекта. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется в зависимости от решаемых задач. Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим и комплексным программам учреждения.

В раннем возрасте проблемой воспитанников спецгруппы является моторика рук. Это ставит для нас целью реализовать проект «Умные ладошки». Этот проект направлен на развитие моторики рук и обучение сенсорным эталонам.

В группе детей среднего возраста основной задачей учителя-дефектолога и воспитателей группы компенсирующей направленности является постановка и автоматизация звуков. Этот учебный год в нашей группе посвящается проекту «Говорю правильно». Параллельно ведется работа по приобщению воспитанников и их родителей к чтению. Проект «Читающая семья» помогает детям и родителям понять важность приобщения детей к чтению.

Переходя в старшую группу я, как учитель-дефектолог, ставлю новую приоритетную в данном возрасте задачу. Это развитие фонематического слуха у воспитанников. Фонематический слух-это способность человека правильно слышать и воспроизводить фонему - основную единицу русского языка. Уделяя внимание развитию фонематического слуха, мы облегчим ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма. В средней группе я, совместно с воспитателями реализую проект «Внимательные ушки».

В старшем дошкольном возрасте (подготовительная группа) перед учителем дефектологом встает новая задача – это подготовка к обучению грамоте воспитанников. Фонематический слух и звукопроизношение сформированы, дошкольный возраст 6-7 сенситивный период для развития памяти, внимания и обучения грамоте. В этот период учитель-дефектолог и воспитатели совместно реализуют проект «Пишем и читаем вместе!» Основные задачи этого проекта являются поддержка и помощь детям в освоении процесса чтения и письма.

Потенциал дошкольного возраста - как периода формирования личности уникален. Именно в этом возрасте можно и нужно эффективнее развивать возможности личности. Это подчеркивает, что в более поздних периодах такие возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

В ходе совместной деятельности с детьми над проектом взрослые содействуют приобщению ребёнка к культуре: дети овладевают позитивными образцами поведения в природе и обществе; овладевают позитивным и ответственным отношением к себе, к окружающим, к природе; дети получают право на саморазвитие [1, с.32].

Основываясь на личностно - ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей дошкольного возраста проектирование развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей.

Использование проектирования в образовательной практике ДОУ способствует формированию личностных качеств:

  • самостоятельности. При реализации проекта ребенок учится считаться с интересами других людей, что уменьшает количество противоречий и споров;
  • активности и инициативности. В ходе участия в проектной деятельности ребенок учится выстраивать свое общение со сверстниками, взрослыми, экспериментирует, организует игры;
  • креативности. В процессе проектной деятельности дети всегда создают новый продукт (рисунок, модель костюма, декорации, альбом и т.д.). Творчество характеризует продукт и характер процесса деятельности. 
  • лидерства. Развитию лидерского потенциала дошкольников способствует не только содержательная составляющая, но и способы взаимодействия детей, взрослых в процессе реализации проекта, в том числе и различные формы коммуникации (деловая, познавательная, личностная);

Все перечисленные качества, развитию которых способствует метод проектов, в той или иной мере составляют основу социальной компетентности дошкольника.

Реализация любого проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, практически полезные дела). Метод проектов, как уже указывалось выше, связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ, в работе с детьми дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике, позволяет педагогу, решая свои задачи – «попутно» формировать нужные качества личности дошкольников.

Основные требования к использованию

метода проектов в детском саду:

  1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
  2. Проект — это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
  3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога).

На пути реализации любого проекта важно соблюдать основные этапы: подготовительный; исследовательский и заключительный.

Опыт работы в дошкольном образовательном учреждении подтверждает, что применение метода проектов в образовательном процессе способствует повышению интереса дошкольников к учебной деятельности. Данный метод развивает индивидуальную и коллективную деятельность детей, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Проектная деятельность используется в ходе знакомства детей с природными объектами, с целью создания мотивации и накопления знаний при общении с природой, расширения кругозора, которая безусловно, улучшает образовательный процесс, создаёт положительную мотивацию к самообразованию.

В ходе работы над проектами дети дошкольного возраста: развивают коммуникативные навыки; развивают ценностно-эмоциональное отношение к произведениям искусства и художественным образам; обогащают свое представление об окружающем мире и способах ориентировки в нем; осознают, как важно с детских лет заботиться о своем здоровье; учатся самопознанию и умению верно оценить свою работу, учатся разным способам общения, развивают свою речь; приобщаются к искусству, овладевают различными видами художественного мастерства, учатся давать эстетическую оценку.  Дошкольники учатся систематизировать накопленные знания, экспериментировать на практике и в уме, планировать свою деятельность поэтапно, логически мыслить.

Проектная деятельность в ДОУ повышает самостоятельность, инициативность воспитанников; способствует развитию социальных навыков дошкольников, приобретению детьми опыта исследовательской и творческой деятельности, пробуждению интереса к чтению, воспитанию положительных ученических, человеческих качеств, эстетического вкуса, информационной грамотности.    

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся  на основе метода проектов. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность воспитанников, которая приводит их к большей самостоятельности.

Список  литературы

  1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н.Е.Веракса, А.Н.Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
  2. http://doshkolnik.ru/ecologia/13291.html

Л.А. Спицына, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Экологическое воспитание дошкольников через проектную деятельность

Статья содержит материал по реализации проекта "Птицы в нашем городе" в старшей группе ДОУ...

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование саморегуляции и волевых качеств у дошкольников через подвижные игры»

В консультации представлен как теоретический, так и практический материал по теме «Формирование  саморегуляции  и  волевых  качеств у  дошкольников  через...

"Личностно-ориентированные методы обучения через проектную деятельность"

Школа должна ребенка: “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать” (из доклада ЮНЕСКО – “В но...

презентация к докладу «Личностно-ориентированное обучение истории-через проектную деятельность»

Достижение метапредметных результатов  посредством технологии личностно-ориентированного обучения.Формирование у обучающихся самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно а...

Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность

Доклад Личностно-ориентированное обучение истории через проектную деятельность...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию старших дошкольников через проектную деятельность

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это  сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающ...