Статья «Совершенствование форм и методов воспитания школьников»
статья

Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, интеллектуальному диалогу, гармонизации общения, успеху, возможности чувствовать себя свободно. Внеклассная деятельность способствует развитию независимого мышления, разработке приемов сотворчества и интеллектуальному напряжению, предусматривает экспериментирование детей, игры, гибкое и гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, самостоятельной и педагогически направленной. Одна из особенностей внеклассной деятельности как педагогического процесса заключается в том, что ребенок не боится получить неудовлетворительную оценку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_gpd_i_uchitel.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совершенствование форм и методов воспитания школьников»

Воспитание  для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Без этого невозможен прогресс человечества. Без этого немыслимо развитие человека в онтогенезе. Вот почему воспитание относится к числу категорий общечеловеческих, категорий вечных. Оно появилось с возникновением человеческого общества, с ним вместе и развивается: изменяются цели воспитания, его содержание и средства, методы и педагогические приемы... в зависимости от типа культуры (первобытно общинной, античной, средневековой, нововременной, современной).

К.Д. Ушинский писал: «Воспитательная деятельность, без сомнения, принадлежит к области разумной и сознательной деятельности человека, самое понятие воспитания есть создание истории, в природе его нет, кроме того, эта деятельность направлена исключительно на развитие сознания в человеке: каким же образам может она отказаться от мысли, от сознания истины, от обдуманности плана?»

Воспитательный процесс - самая обширная область изучения в педагогической сфере. Довольно наглядна широта распространения этого явления в практике. Несмотря на то, что в данный момент воспитание, как предмет теории - изучено подробно, тщательно, качественно, то применение этих знаний на практике и создание каких-либо воспитательных систем остается проблемой в сфере образования. Считается, что сегодня современное воспитание направленно на формирование культуры личности школьника, на его общечеловеческие ценности, их формирование, поведение, стиль жизни. Значит, есть резкая необходимость в тщательной проработке воспитательной системы в практике.

Утверждение определенной концепции воспитания в стране определяется конкретными факторами. Известно, что в прошлом веке, в России эти факторы резко изменились. В стране происходит становление демократического общества. Что влечет за собой создание новых образовательных и воспитательных систем, которые вполне обоснованы и значительны. Происходит смена авторитарной образовательной парадигмы, которая была подвергнута критике, а это предполагает новое содержания воспитания, другие подходы и отношения, иной педагогический менталитет.

Тема воспитания актуальна как раньше, так и сейчас, потому что мировая и отечественная история образования свидетельствует о том, что содержательные параметры, цели воспитания подрастающих поколений отражают уровни цивилизации общества, его демократически характеристики, экономические возможности, компетентности правительства, служб прогнозирования и расчета реальных условий развития педагогических систем.

Целью моего исследования является:   выявление более эффективных методов и приемов воспитательного процесса.

Предметом исследования являются содержание, формы и методы воспитания современных школьников.

Согласно цели и предмета исследования, были установлены следующие задачи:

- изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и школьной практике;

- выявить эффективные формы и методы воспитания в школе.

- анализировать уровень воспитания современных школьников, выявить проблемы.

Глава 1.

Теоретические основы воспитательного процесса в школе.

1.1. Понятие термина «воспитание».

Воспитание является основной категорией педагогики. Человек воспитывается с самого рождения и практически до самой смерти. Сила этого воспитательного воздействия, естественно, изменяется в зависимости от возраста, социального положения и статуса.

Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления представляется для исследователя наиболее значимым. Воспитание тесно связано с целым рядом психологических и педагогических понятий. Прежде всего такая связь объективно существует с понятием «формирование». Данный термин предполагает определенные изменения в человеке, это процесс, ведущий к завершенному результату, появлению физических и личностных новообразований в человеке. Какой бы аспект мы не поставили во главу угла, определяя воспитание, во всех случаях присутствуют общие признаки, характеризующие это явление.

Во-первых, воспитание — это процесс, то есть динамическое явление, предполагающее конкретные качественные и количественные изменения в людях, с которыми взаимодействует воспитатель.

Во-вторых, воспитание характеризуется целенаправленностью воздействий на воспитанника. Это означает, что воспитание всегда имеет целью достижение определенного результата, и он определяется прежде всего теми позитивными изменениями, которые происходят в личности воспитанника. Бесцельного воспитания (воспитания вообще) не существует.

В-третьих, воспитание имеет гуманистическую направленность, Она определяет вектор воздействия на воспитанников. Не всякое воздействие воспитывает гуманистические качества. Несомненно, существует и «антивоспитание», при котором влияние окружающих формирует негативные, антигуманные черты.

В-четвертых, в качестве важнейшего признака воспитания большинство исследователей называет взаимодействие воспитателя и воспитанника. Именно этот признак подчеркивает активность самого воспитанника в процессе воспитания, определяет его субъектную позицию.

В современных условиях воспитание, все чаще, рассматривают как компонент социализации человека.

Социализация – это интеграция человека в систему социальных отношений, в различные типы социальных общностей (группу, школу). Социализация рассматривается как усвоение им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых формируются качества личности.

Другими словами воспитан, значит социализирован. Хотя данное утверждение можно оспорить, ведь воспитание в рамках семьи и воспитание в рамках коллектива (группы, класса и т.д) дает разный уровень социализации в целом. Это зависит напрямую и от самого человека (в нашем случае школьника).

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса, к организации педагогической деятельности в сфере воспитания. Знание этих подходов необходимо как педагогу-исследователю, так и педагогу-практику — ведь деятельность и того, и другого должна быть в первую очередь концептуальной, методологически и теоретически обоснованной.

В рамках традиционной парадигмы разрабатываются главным образом концепции «жесткого» педагогического управления. Это означает, что первоочередное внимание уделяется проблемам воздействия педагога на воспитанника, т.е. исследуется главным образом лишь одна сторона педагогического взаимодействия. Деятельность педагога рассматривается как определяющая, ведущая (авторитарная), а деятельность воспитанника — как ответная реакция на действия педагога.

Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого школьника рассматривается как уникальный. В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь школьнику в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний.

Гуманистические концепции воспитания базируются на теории педоцентризма,  согласно которой ребенок составляет центр воспитания и его главную цель. Одна из гуманистических концепций воспитания — концепция педагогической поддержки ребенка и процесса его развития (О. С. Газман). Автор концепции исходит из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Особое значение он придает процессу индивидуализации — того, что делает человека неповторимым, уникальным. Большое внимание О. С. Газман уделяет понятию педагогической поддержки, которую он понимает как превентивную и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением). Будучи приверженцем гуманистических идей, О. С. Газман советует воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

1) ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;

2) самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка

3) всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении;

4) все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;

5) не унижай достоинства своей личности и личности ребенка;

6) дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог культур;

7) не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;

8) доверяя — не проверяй;

9) признавай право на ошибку и не суди за нее;

10) умей признать свою ошибку;

11) защищая ребенка, учи его защищаться.

В гуманитарной парадигме термины «гуманистический», «гуманизация» применяются прежде всего для характеристики взаимоотношений между субъектами воспитания, их отношений к окружающему миру. Уважительные, добрые и внимательные отношения между педагогом и детьми, детей друг к другу, другим людям, природе, миру в целом, терпимость к иному мнению, иной точке зрения создают комфортные условия для становления человека. Гуманитарная парадигма базируется на философии экзистенциализма, рассматривающей проблемы воспитания через призму проблем бытия человека. В ее рамках успешно применяются системный, антропологический, синергетический и другие научные подходы.

В рамках гуманитарной парадигмы разработана концепция формирования образа жизни, достойной Человека (Н. Е. Щуркова), которая понимается как бытие человека, руководствующегося в отношении к миру стремлением к истине, добру и красоте. Воспитание определяется как целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. В качестве основополагающих принципов, лежащих в основе воспитания, Н. Е. Щуркова называет следующие: 1) принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно, — иначе говоря, быть субъектом собственной жизни;

3) принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, необходимость апеллировать к отношению как ключевому объекту внимания педагога, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира.

В гуманитарной парадигме акцент смещается с «самости» человека на его взаимодействие с миром, приобретение опыта проживания и переживания ценностных отношений, включение его в мир культуры.

Открытость к восприятию нового, необычного, парадоксального, способность воспринимать и реализовывать нестандартные идеи, диалогически воспринимать педагогическую реальность является необходимым условием успешного развития теории и практики гуманитарного воспитания и самого педагога-воспитателя

1.2 Воспитание в современной школе

«Современная школа» - это разная школа. Как для учителей, так и для учащихся. Разная по тому, как там, в школе, им живется, работается или учится, это зависит от многого: и от типа школы, и от ее назначения, и от региональных и национальных особенностей, и от материальной базы, и от положенной в основу ее концепции воспитания, и от природных условий, и от подобравшегося (или подобранного) коллектива учителей и учащихся, и от мастерства педагогов...

В современной школе воспитание - это процесс целенаправленного воздействия воспитателя на ученика с целью формирования у него совести, чести, человечности, правдивости и других черт характера, которые будут определять личность школьника как будущего сознательного гражданина Российской Федерации.

Воспитание как педагогическая деятельность - это организация среды и создание оптимальных условий для самовоспитания ребенка.

В теории воспитания принято говорить о воспитательном процессе, который включает в себя процесс воспитательного воздействия, процесс принятия его личностью и возникающий при этом процесс самовоспитания.

Понятие воспитательная работа отражает процессуально сторону воспитательной деятельности - деятельность учителей, классных руководителей, родителей по осуществлению формирования определенных черт личности воспитанников, с учетом конкретных условий ее функционирования (возраст учащихся, регион и др.) и характеризует непосредственное планирование, организацию и проведение тех или иных воспитательных мероприятий в конкретном учебном заведении, классе.

Воспитательной системой является упорядоченная совокупность взаимосвязанных компонентов, характеризующих теоретически в наиболее обобщенном виде составляющие воспитательной работы (педагогической деятельности) на данном этапе развития школы и педагогической науки.

Анализ теории и практики позволяет определить понятие воспитательной системы школы (класса) как уклад жизни ученического коллектива, все стороны которого соответствуют определенной цели и обеспечивают в процессе своего функционирования достижения заданного результата - определение границ развития и нравственных качеств личности. В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения.

О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей»  предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

-воспитание - это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности; 

-процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов;

-«Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности;

-базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

-идея жизненного самоопределения личности ученика становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

-участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным;

-коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемую общность детей и взрослых;

-школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы - дело не одного только узкого круга специалистов по педагогике. Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестройкой самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысив воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим. Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ привлечь к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, проводят много времени в Интернет и социальных сетях, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, поскольку только труд человека, который нашел себя, может стать творческим, принести уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в разных направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, когда взрослые выступают перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только та школа, которая воспитывает. Хочется закончить словам ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения обучающихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и творческое. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов - процесс длительный и непрерывный, поскольку требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы». 

Глава 2. Современный подход к воспитательной работе.

Под системой воспитания понимается идея, лежащая в основе любых воспитательных процессов, протекающих в рамках системы образования. В течение многих десятилетий советского периода основная цель воспитания - всестороннее гармоничное развитие личности - определялась командно-административным влиянием педагогического процесса на формирование личности ребенка согласно эталону, заданному обществом. В современных условиях процессы воспитания опираются на гуманистическую идею создания оптимальных условий для разностороннего гармоничного развития растущего человека, его самоактуализации в статусе полезного члена общества с учетом потребностей и потенциальных возможностей. Основные прогрессивные идеи, на которых должен быть построен современный процесс воспитания: ебенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность, В процессе воспитания создаются условия для саморазвития. Основной принцип - принятие воспитанника таким, каков он есть. Актуальным является принцип опоры на положительное в личности воспитанника.  Цель воспитания - разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной творческой деятельности.  Возможность самоактуализации личности лежит в основе построения системы воспитания. Стержень культуры воспитания - внутренняя свобода педагогов и воспитанников. Это основа для свободного творчества.  «Педагогика свободы» (термин О. С. Газман) приводит к тому, что ребенок в условиях поддержки и заботы вступает в более высокую стадию культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. Суть воспитания - развитие отношения воспитанника к явлениям окружающего мира: к Родине, обществу, людям, живой и неживой природе, материальным и духовным ценностям, к себе самому... Это - формирование жизненной позиции личности, т. е. ориентация на поиск своего места в системе ценностных отношений к миру.  Содержание воспитания составляет воспитывающая деятельность, организуемая педагогом. Это - познавательная деятельность, ценностно-ориентированная, общественная, трудовая деятельность. Это - художественная, физкультурная деятельность, а также деятельность свободного общения. В основе организации лежит обеспечение активной позиции воспитанника.  Основной результат правильного образования - не «человек образованный», а «человек культуры»   В процессе воспитания устанавливается субъект-субъектное взаимодействие между педагогом и воспитанником. Реализуется личностно ориентированный подход.  Идея педагогической поддержки, содействия саморазвитию ребенка рассматривается как наиболее продуктивная.  Продуктивное обучение и воспитание строится в режиме «диалогового общения» педагога и воспитанника. Известно, что истина рождается не в голове отдельного человека, а является результатом диалога.  Важнейшая функция воспитателя- понимание. Один из основателей гуманистической педагогики К. Роджерс говорил о том, что педагогике необходимо перестать «воспитывать», а педагогу следует постоянно идти навстречу воспитанникам, активизировать их, слушать, пытаясь их понять, оказывать помощь в обнаружении своих потребностей, помогать обрести веру в себя.

3. Совершенствование форм воспитания школьников

Под «формой» понимается внешнее выражение какого-либо содержания. «Форма воспитательной работы»- это способ организации и выражения содержания воспитательного процесса. Формы воспитательной работы делятся на мероприятия, дела, игры (Е.В. Титов).

 Мероприятия- это занятия, события, ситуации, организованные педагогами в соответствии с целью и задачами воспитательной деятельности.

Дела- общая деятельность, важные события, осуществляемые членами какого-либо коллектива.

Игры- это воображаемая или реальная деятельность, организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения, обучения.

По  проведению формы делятся на :

- кратковременные,

- продолжительные,

- традиционные.

По  видам деятельности различаются:

- формы учебные,

- трудовые,

- спортивные,

- художественной деятельности.

По способу влияния воспитателя:

- непосредственные,

- опосредованные.

По субьекту организации:

- деятельность организуется педагогами, родителями, другими взрослыми,

- деятельность организуется на основе сотрудничества,

- инициатива в организации деятельности принадлежит детям. Классификация форм воспитания взаимосвязаны, но в зависимости от выбранного педагога подхода и та же форма может быть отнесена к той или иной классификации. В основе качеств личности всегда лежало отношение человека к другому, к обществу. Но чтобы оно сложилось, и закрепилось, отношение должно долго функционировать и тогда оно закрепится как качество личности. Для этого нужно общение, оно дает возможность получить и пережить широкий опыт, усвоить ценностные отношения. Условием общения должно быть: свобода, равноправие, независимость участников общения. О.С. Газман в статье «Ответственность школы за воспитание детей»  предлагает идеи, которыми можно руководствоваться в современных условиях:

-воспитание - это органическая часть целого, т.е. «образования личности», оно осуществляется под влиянием внешних факторов социализации и внутренних процессов саморазвития личности; 

-процесс воспитания - это взаимодействие взрослых и детей (их сотрудничество) с целью создания благоприятных условий для саморазвития всех субъектов;

-«Реализм целей воспитания» означает не всестороннее, а разностороннее развитие личности;

-базовая культура личности служит основанием для разработки содержания воспитания;

-идея жизненного самоопределения личности ученика становится основополагающей для гуманистической ориентации педагога;

-участие детей во внеурочной воспитательной работе должно быть добровольным;

-коллективная творческая деятельность - это совокупность задач, методов, обеспечивающих гуманистическую самоуправляемую общность детей и взрослых;

-школа всегда часть общества, в школе рождается завтрашний день страны. Вот почему судьба школы - дело не одного только узкого круга специалистов по педагогике.

Семья закладывает фундамент личности, на школу падает главный труд по ее строительству, причем нередко приходится заниматься и укреплением и перестройкой самого фундамента. Один из главных аспектов мировоззрения воспитания - развитие у человека способности самостоятельно оценивать социальные явления. Эта способность необходима современной молодежи и как предпосылка социальной правильности ее поведения в обстановке ослабления традиционных форм общественного регулирования и контроля. Даже существенно повысив воспитательную отдачу обучения, школа не имеет права отказываться от воспитания как первичной и масштабной цели, достижение которой призвано поднять на новую качественную высоту отношение учителя к ученикам. Поэтому задача уже начальной школы: начинать воспитание культуры поведения и мышления, уважительного отношения к труду и старшим. 

Труд подростков, направленный на организуемый школой не единственный способ привлечь к трудовой деятельности. Как показали социологические исследования, дети мало трудятся дома, и в этом направлении также необходимо работать школе. Дети мало читают, больше смотрят телевизор, проводят много времени в Интернет и социальных сетях, а это большая разница. Большое значение имеет такая организация профессиональной ориентации, которая на много бы увеличила трудовую отдачу каждого, повысила бы удовлетворенность трудом, поскольку только труд человека, который нашел себя, может стать творческим, принести уважение товарищей. Общественность может способствовать воспитательной деятельности семьи и школы в разных направлениях. Это развитие неформальных контактов с подростками, важно в этом случае, когда взрослые выступают перед детьми в роли образцов. В настоящее время, в период научно-технической революции, обновления общества, эффективно готовить молодежь к жизни может только та школа, которая воспитывает. Хочется закончить словам ректора Рязанского Педагогического университета Лиферова А.П.: «Чтобы стать центром сообщества (микрорайона) школа сама должна стать глобальным сообществом, где вклад каждого в общее дело, где отношения обучающихся и родителей к учебному процессу не потребительское, а конструктивное и творческое. Разработка концепции школы от ее общей миссии и портрета выпускника, до разработки планов, программ и требований к уроку, к оценке результатов - процесс длительный и непрерывный, поскольку требования жизни и новые наработки учителей вносят в него свои коррективы». 

 Сложный и многогранный процесс воспитания осуществляется при помощи разнообразных форм. Выбор их зависит от содержания воспитательной работы, индивидуальных особенностей и возраста учащихся, мастерства воспитателей, особенностей класса, решения общих и коррекционных задач воспитания, практической направленности каждого конкретного мероприятия и других условий, в которых протекает процесс воспитания (Г.М. Дульнев, И.Г. Еременко, А.Н. Граборов, Х.С. Замский, Н.Л. Коломинский и др.). Форма организации воспитания – широкое и емкое понятие. Оно применяется для обозначения реальных процессов, связанных с организацией воспитательной деятельности. Понятие «форма» (от латинского forma – наружный вид, внешнее очертание) означает способ организации и способ осуществления, выражения содержания предмета, процесса, явления. Понятие «форма организации воспитания» употребляется в широком и узком смыслах. С учетом этого следует подходить и к классификации форм организации воспитания. В широком понимании формы организации воспитания характеризуют организацию воспитания в целом, а не отдельные воспитательные мероприятия. В таком понимании правомерно говорить о воспитании в процессе обучения как об одной из форм организации воспитания, о внеклассной и внешкольной воспитательной работе и о семейном воспитании как о важных формах организации воспитания. При такой классификации форм организации воспитательной деятельности имеются в виду не отдельные, разовые мероприятия, а весь процесс воспитания.

Имеются попытки классифицировать формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания. При такой классификации формы воспитания подразделяются на такие группы:

- словесные формы (доклады, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т. п.);

- практические формы (экскурсии, конкурсы, занятия кружков и т. п.);

- наглядные формы (выставки художественного творчества, книжные выставки, тематические стенды и т. п.).

Данная классификация имеет ввиду, прежде всего проведение разовых воспитательных мероприятий.

Есть попытки классифицировать формы воспитания в зависимости от организации и методики проведения воспитательного процесса.

Здесь выделяются:

1) формы организации и руководства жизнью и деятельностью детского коллектива (собрания, дежурства);

2) информационно-массовые формы (встречи, беседы, доклады);

3) действенно-практические формы (походы, экскурсии);

4) синтетические формы (просмотр и обсуждение кинофильмов);

5) формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

Выделяют как универсальные формы –  конкурсы, праздники и т. д., так и специальные, имеющие определенную направленность – формы эстетического, трудового, нравственного и т. п. характера (Т.А. Ильина); например, формы трудового и экономического воспитания: беседы, оформление стенгазет и альбомов, встречи и беседы с интересными людьми; формы экологического воспитания: конкурсы знатоков природы, изготовление поделок из природного материала, беседы и т. п.; формы музыкального воспитания: экскурсии, музыкальные викторины, разучивание песен, музыкальные игры и т. п. Можно выделить «предметные» формы воспитательной работы: предметные недели (Неделя русского языка и др.); предметные игры, конкурсы, викторины, вечера («Пушкинский вечер», «Умники и умницы», «Звездный час», занимательный час биологии и т. п.). В специальной педагогической литературе традиционно предлагается классификация организационных форм воспитания в зависимости от того, как организованы учащиеся: участвует ли в воспитательном процессе весь класс, отдельные ученики, небольшие группы учащихся.

С учетом этого раскрываются такие формы:

1) массовая, или фронтальная, работа;

2) групповая работа (с постоянным или меняющимся составом учащихся);

3) индивидуальная работа.

Индивидуальная форма организации воспитания применяется в следующих случаях:  когда воспитанник имеет тяжелые и множественные нарушения в развитии и в обучении и воспитании ему рекомендован именно индивидуальный подход, так как человек не способен к обучению и воспитанию в условиях групповой и коллективной работы. В связи с особенностями его познавательной деятельности обучение и воспитание ребенка требует непрерывной индивидуальной  психолого- педагогической поддержки и пошагового контроля, многократности повторения

Метод воспитания – это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Воспитатель может действовать по-разному:  «воздействовать на ребенка», и тогда маленький человек будет представляться ему «мягким воском»;  «противодействовать», то есть искоренять что-то дурное в ребенке, бороться с его представлениями и взглядами; «содействовать», значит помогать; «взаимодействовать», то есть сотрудничать, действовать одновременно с ребенком, «рука в руку» (C.А.Смирнов).  Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника. В.А. Караковский предлагает классификацию методов, выбирая в качестве основного критерия ведущее средство воспитания:

1. Воспитание словом.

2. Воспитание делом.

3. Воспитание ситуацией.

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

6. Воспитание отношениями.

В классификации С.А.Смирнова, где предметом воспитания выступает социальный опыт ребенка, выделены следующие группы методов:

- методы формирования социального опыта детей;

- методы осмысления детьми своего социального опыта, мотивации деятельности и поведения;

- методы самоопределения личности ребенка;

- методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе.

В классификации Г.И.Щукиной главным критерием является функция метода по отношению к деятельности, поэтому автор выделяет следующие группы методов:

- методы формирования сознания;

- методы формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности;

- методы стимулирования деятельности.

 Пример всегда был одним из самых действенных методов воспитания. Как говорил римский философ Сенека, «долог путь наставлений - короток путь примера». Психологической основой примера служит подражательность. Уже в раннем возрасте человек приобретает многие качества, подражая кому-то. Подражают обычно тем, кто оказывает наибольшее впечатление. Поэтому, заботясь о развитии положительных качеств у ребенка, необходимо окружить его положительными, яркими примерами. Ведущую роль в нем играют опыт, интеллект, свойства личности, жизненные ситуации (И.П. Подласый). Воспитатель должен обращать внимание учащихся не только на положительные, но и на отрицательные примеры, совместно анализируя последствия дурных поступков, удерживая воспитанников от подражания «ложным кумирам» и сомнительным ценностям.

Основной функцией методов формирования положительного опыта поведения в процессе деятельности является выработка норм правильного поведения. К данной группе методов относятся:

Упражнение – неоднократное совершение поступков на основе общепринятой норм. Этот метод используется в среднем школьном возрасте. Эффективность метода зависит от систематичности выполнения, самоанализа, поощрения воспитателем и общественного одобрения.

Приучение – побуждение к систематическому выполнению определенных действий. Применяется данный метод, начиная с раннего возраста, когда ребенок вовремя ложится спать, убирает свои игрушки, учится вести себя в обществе. Эффективность метода зависит от того, насколько выполняемое действие понятно и полезно воспитаннику, когда ему дается образец выполнения и если для этого созданы максимально благоприятные условия.

Воспитывающие ситуации – создание обстановки, системы отношений, которые вынуждают ребенка какой-либо поступок. Данный метод требует от воспитателя особого такта, постоянного контроля, разнообразия воспитательных средств, сотворчества сотрудничества. Ситуация пробуждает индивидуальную мысль, приводит в движение все находящиеся в бездействии способности и возможности личности, в ситуациях творческого поиска соединяются разнообразные виды деятельности (познавательная, художественная, этическая), активности, образуя некий сплав, многократно усиливающий каждый из них.

По мнению Н.Е. Щурковой, организовать педагогическую (воспитывающую) ситуацию целесообразно на основе перевода социальной ситуации в воспитывающую.  В таком понимании перевод рассматривается как целенаправленный, организуемый на основе ценностного взаимодействия процесс выстраивания культурно- значимых средств действия, в отношении к которым субъект (и воспитанник и воспитатель) реализует свои родовые сущностные силы. Перевод социальной ситуации в воспитывающую осуществляется соответственно этапами:

Предьявление мира.  На этом этапе ребенку открывается окружающий мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет кругозор видения объектов действительности.

Интонирование мира. Педагог совместно с воспитанниками расставляет ценностные акценты в освоении мира, человеческих отношений и поступков.

Мобилизация сил. После двух первых этапов, когда воспитаннику был предъявлен мир, проинтонирован, перед ним встает ситуация выбора. На этом этапе предстоит сделать выбор «и нести тяжесть или радость ответственности».

Основной функцией методов стимулирования деятельности является положительная или отрицательная оценка деятельности или поведения.

Рассмотрим методы данной группы:

Соревнование - создание ситуации, в которой воспитанник стремится достичь более высоких результатов по сравнению с другими. Данный метод позволяет внести эмоциональный настрой в деятельность воспитанников, увлечь идеей соревнования, проявить активность, инициативу, способности.

Поощрение – положительная оценка поведения ребенка. В качестве поощрения часто используются словесное одобрение, похвала, благодарность, награда. Применение данного метода требует от воспитателя учета следующих педагогических требований: поощрять нужно только за действительные успехи, поощрение должно быть своевременным и поддерживаться коллективом.

Наказание – отрицательная оценка поведения и действий воспитанника. В качестве наказания могут выступать замечание, выговор, отстранение от участия в коллективной деятельности, лишение почетных обязанностей. Основные требования к применению данного метода: наказание должно быть понятно воспитаннику; оно не должно унижать личность ребенка; недопустимо применение физических наказаний в воспитании; последствием наказания становится появление чувства вины и раскаяния.

Методы воспитания (по Коротову)

Методы организации коллектива

Методы убеждения

Методы педагогического воздействия

Исходные методы

Единые требования

Информация

Требование

Ведущие методы

Самообслуживание

Поиск

Перспектива

Методы коррекции

Соревнование

Дискуссия

Поощрение – наказание

Методы самоорганизации

Самоуправление

Взаимное просвещение

Общественное мнение


Методы воспитания (по С.П.Баранову)

Методы формирования общественного сознания

Методы формирования общественного поведения

Методы стимулирования

Методы самовоспитания

- рассказ

- беседа

- разъяснение

- пример

- упражнение

- приучение

- поручение

- требования

- требование

- постановка перспективы

- соревнование

- метод «взрыва»

- поощрение

- наказание

- одобрение

- порицание

- личные обязательства

- самоотчет

- самоанализ

- самооценка

Педагог в воспитательной деятельности опирается на лучшие качества личности школьника, развивать их, постоянно укрепляя уверенность воспитанника в себе, в своих возможностях.

Каждый метод реализуется в зависимости от опыта педагога, индивидуального стиля его профессиональной деятельности, возникшей педагогической ситуации.

Правила выбора методов обусловлены целью и задачами воспитания, возрастными, индивидуальными и личностными особенностями школьников:

- гуманизм отношений педагога к воспитанникам;

-системный подход к выбору методов воспитания: каждый метод дополняет, развивает, поправляет или уточняет другой;

- выбор методов должен быть подготовленным и предполагать реальные условия и средства его осуществления.

Метод воспитания зависит от социального окружения, уровня развития коллектива, в который входят воспитанники.

Заключение.

Внеклассная воспитательная деятельность направлена на воспитание гармоничной личности. Эта деятельность основана на законах творчества, предусматривающих привлечение детей к реальному сотворчеству, интеллектуальному диалогу, гармонизации общения, успеху, возможности чувствовать себя свободно. Внеклассная деятельность способствует развитию независимого мышления, разработке приемов сотворчества и интеллектуальному напряжению, предусматривает экспериментирование детей, игры, гибкое и гармоничное сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, самостоятельной и педагогически направленной. Одна из особенностей внеклассной деятельности как педагогического процесса заключается в том, что ребенок не боится получить неудовлетворительную оценку. Опираясь на уникальность и неповторимость каждого ученика, педагог может развить полученные знания, превратить их в социальный опыт. Благодаря этому предотвращается функциональный подход к ребенку, фрагментарность в воспитании, интеллектуальные перегрузки. Педагогический процесс во внеклассной деятельности способствует формированию у детей чувства собственной исключительности во время поисков и создания творческих идей. Деятельность педагога в этом процессе должна быть органично связана с деятельностью детей, их настроением и внутренним состоянием.  Эффективность педагогического процесса во время внешкольных мероприятий определяется появлением таких психических новообразований, как:

- самостоятельная творческая активность;

- умение сознательно и полезно использовать свое свободное время с целью гармоничного саморазвития;

- повышение личностного статуса ребенка во внешкольном коллективе;

- более широкий спектр нестандартного мышления;

- раскрытие способностей ребенка.

Детям присущи конкретность и образность мышления, эмоциональность, быстрое изменение настроения. Недостаточность жизненного опыта и знаний компенсируется фантазией. Образность мышления, отсутствие стереотипа, эмоциональность, эстетическое отношение к окружающей действительности, - эти качества присущи всем школьникам и свидетельствуют о широком уровне творческих способностей возрастной категории в целом.

 Список литературы:

1.Рожков М.И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие [для студ. высш. учеб. заведений] / М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.

2.Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат , М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.

3.Сумина Т.Г. Методика воспитательной работы: учебник для студ. Учреждений высш. Образования/ - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с

4.Газман О.С. Ответственность школы за воспитание детей / О.С. Газман – Москва, - Педагогика, 1997 С. 45-52

5.  Педагогика: Учеб.пособие/ В.Г. Рындак, Н.В. Алехина, И.В. Власюк, и др.; под ред.проф. В.Г. Рындак.- М.:высш. шк., 2006.-495 с.

6. Баранов С.П. Принципы обучения. М., 1975.

7.Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательногопроцесса-М., 1983

 8. Левчук С.В. Воспитательная работа в группе продленного дня. – АРКТИ, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

Формы и методы воспитания орфографической зоркости обучающихся основной школы

Формирование орфографических навыков – одна из главных задач преподавания русского языка в школе. Логико-алгоритмический метод  содействует выработке осознанных орфографических навыков....

КРУГ РАДОСТИ и ДОБРА – одна из форм нравственно-духовного воспитания школьников. Основной целью обучения и воспитания учащихся гимназии "Самопознание" является приобщение детей к ценностям современного общества, формирование способности осознать себя, о

1. Круг радостиØПриглашаю вас всех в наш «круг радости». Давайте все встанем дружно в круг, рядышком, плечом к плечу. А теперь возьмемся за руки и начнем наш урок «Самопознание» с прекрасной песни, ко...

Статья "Формы и методы воспитания правовой культуры школьников"

Статья содержит теоретический обзор форм и методов правового воспитания в школе, а также обобщение личного опыта по их применению....

Методические рекомендации по теме: Основные формы и методы социализации школьников с умеренной умственной отсталостью на уроках по социально – бытовой ориентировке.

Дети с умеренной умственной отсталостью, имеют ограниченный круг общения в связи с особенностями  их интеллектуального развития. Социализация  детей начинается с момента рождения в семье, пр...

Методы и формы гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из основных системообразующих факторов воспитательной системы нашей школы.Главная цель деятельности учителя, в первую очередь учителя истории, &nda...

Совершенствование форм и методов воспитания школьников

В условиях современного общества проблема воспитания подрастающего поколения становится особенно актуальной.В представленной работе  теоретически обоснованы и приведены практические примеры ...