Мастер-класс на тему: "Эти загадочные буквы ТРИЗ"
материал

 Бичевина Валентина Андреевна

ТРИЗ-педагогика - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. Три Т - труд, творчество, талант. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Коноваловская средняя общеобразовательная школа

https://www.youtube.com/watch?v=iPFG_j7GX5E&t=31s

Мастер-класс на тему: «Эти загадочные буквы ТРИЗ»

Подготовила: Бичевина Валентина Андреевна

Социальный педагог МБОУ Коноваловской СОШ

2022 г

Здравствуйте, уважаемые слушатели. Меня зовут Бичевина Валентина Андреевна. Я работаю социальным педагогом в МБОУ Коноваловской СОШ и являюсь молодым специалистом. Стаж моей работы 1 год. Ещё обучаясь в колледже, при прохождении практики, я заметила, что многие дети мыслят шаблонно. Не могут или не умеют нестандартно мыслить. Сегодня я познакомлю вас с технологией, которая позволит детям развивать творческие способности, уходить от шаблонного мышления. Наша встреча будет посвящена аспектам и приёмам ТРИЗ-технологии.

Все вы так или иначе используете приемы этой технологии, так как с ней связана технология развития креативного мышления, развитие творческого воображения.

ТРИЗ-педагогика - педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. В центре внимания ТРИЗ-педагогики - человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение. Три Т - труд, творчество, талант. (слайд)

Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Г.С.Альтшуллеру. Генрих Саулович Альтшуллер - автор ТРИЗ-теории решения изобретательских задач, ученый, изобретатель, писатель.(слайд)

В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед учащимися не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. В своей работе использую курсы Светланы Ивановны Гин для разных возрастных категорий школьников и программу Екатерина Львовны Пчёлкиной «По ступенькам ТРИЗ».

Уроки с использованием ТРИЗ технологий проводятся в форме факультативных и кружковых занятий, включаются в уроки. Они призваны развивать творческие способности детей, создавать творческие продукты (загадки, пословицы, сказки, поделки и т.п.) этим самым оживить учебный процесс посредством применения на уроках инструментария ТРИЗ.

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. (слайд)

Внедрение ТРИЗ  технологии в практику учителей  позволяет решить следующие педагогические задачи. (слайд)

1. Воспитательные:

–   формирование у детей правильного отношения к окружающему миру, основ анализа действительности;

–   развитие у детей самостоятельности, уверенности в своих силах, ощущения, что они могут справиться с решением любой задачи.

2. Образовательные:

–   повышение уровня общей образованности учащихся;

–   формирование положительного отношения детей к учебному процессу;

–   умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи;

–   целенаправленное развитие системно-диалектического мышления.

3. Развивающие:

–   развитие памяти, внимания, логики и интеллекта в целом;

–   развитие творческих способностей (беглости, гибкости, оригинальности мышления);

–   развитие пространственного мышления;

–   развитие речи;

–   умение анализировать, синтезировать, комбинировать;

–   развитие творческого воображения.

В основе ТРИЗ-технологии есть множество приёмов, Например, такие как мозговой штурм, синектика, эмпатия, морфологический анализ и т.д (слайд)

Сегодня мы с вами рассмотрим некоторые из них.

Прежде мне хотелось бы настроить Вас на нешаблонное мышление. Послушайте задачу и постарайтесь её решить.

УПРАЖНЕНИЕ: на столе сидит паук, по столу бьют молотком, но паук не уползает. Почему?

Учим детей уходить от однозначных, предсказуемых ответов.

  • Паук игрушечный.
  • Стол другой.
  • Паук нарисованный.
  • Молоток воображаемый.
  • Паук затаился.
  • Паук-попрыгунчик.
  • Паук обедает.
  • Паук плетёт паутину.
  • Паук приклеился, прилип.
  • Паук в ёмкости.
  • Паук сам стучит.

С помощью этого упражнения мы сейчас с вами учились нестандартно творчески мыслить, развивать дивергентное мышление.

Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать его творческое мышление, способность нестандартно мыслить. Используя в своей работе с детьми элементы ТРИЗ, я стараюсь реализовывать главное кредо тризовцев: "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г.С.Альтшуллер). Поэтому основной задачей я ставлю обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры, тренинги.

Приём «хорошо - плохо» помогает разобраться учащимся в том, как устроено противоречие и развивает их мыслительную активность. Возможны разные варианты использования данного приёма. Выбрав по теме урока литературного героя или ситуацию, учащиеся по очереди называют «плюсы» и «минусы». Или сам учитель задаёт объект или ситуацию. Учащийся описывает ситуацию, когда это полезно. Другой ученик ищет чем эта ситуация вредна. (слайд)

Игра «Хорошо - плохо» (3 варианта)

- Скажите, пожалуйста, любую фразу. СЕГОДНЯ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ ВЕСНЫ

1 вариант:

  • Это хорошо….
  • Это плохо…..

2 вариант: Йод - это хорошо, потому что дезинфицирует и йод - это плохо, потому что жжётся.

Краски - это хорошо, потому что рисуют и краски - это плохо, потому что пачкают.

Спички - это хорошо, потому что могут зажечь плиту и спички - это плохо, потому что могут устроить пожар.

3 вариант - составление цепочки: хорошо - плохо…. (это высший пилотаж, верх мастерства) Важно, не ходить по кругу!

Съесть конфету - хорошо. Почему? Потому, что она сладкая. Сладкая конфета - это плохо. Могут заболеть зубы. Зубы заболят - это хорошо. Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая - «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т.д.

Метод «Эмпатия» (слайд, видео)        

Пришёл из актёрской среды. Ученик вживается в образ чего-либо, включает эмоциональное и личностное отношение. Эмпатия это не - «поставь себя на его место», это: «взгляни на вещи его глазами».

Задания в группах:

  • Представьте себе, что вы дневник. Опишите, как вы себя чувствуете в этой роли.
  • Представьте, что вы кустик. Идёт дождь. Что вы чувствуете?

Прием «Да-нетки» (слайд)

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Метод суждения поиска посредством задавания вопросов. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую картину; систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.

Задумывается нечто (число, предмет, литературный герой). Ученики пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да, и нет».

Попробуем отгадать загаданное наводящими вопросами.

  • 1 группа: дерево
  • 2 группа: буква

Пример        

На уроке выполнялся синтаксический разбор предложения: Всю ночь шумел ветер. В качестве дополнительного задания ребятам предлагается отгадать выбранное учителем слово из данного предложения с целью повторения сведений разных разделов языка. Мне задают вопросы:

  • В этом слове два слога? (да)
  • Это служебная часть речи? (нет)
  • Это слово спрягается? (нет) и т.д.

и, ориентируясь на ответы учителя, в конце концов учащиеся находят решение проблемы.

Метод мозгового штурма - пожалуй, самый известный из всех методов. (слайд, видео)

Для начала учитель задает тему, ставит конкретный вопрос. Далее каждый участник предлагает свой вариант решения проблемы, выдвигает свою идею. Вся информация должна фиксироваться (на доске, на листе ватмана, на мониторе компьютера и так далее). На данном этапе идеи не обсуждаются, а только фиксируются рядом с оценками, сделанными на предыдущем этапе работы.

На следующем этапе начинается обсуждение идей. Из всех предложенных выбираются самые рациональные с точки зрения большинства. Все высказанные идеи соотносят с информацией о проблеме, которая была собрана в самом начале. Некоторые идеи отбрасываются, другие объединяются. На данном этапе очень важна роль учителя, который в доброжелательной манере будет направлять выбор в правильном направлении. Важно не критиковать идеи, если они, с точки зрения учителя неправильные, а предложить ученикам самим в ходе дискуссии понять несостоятельность того или иного варианта решения.

После того, как отобраны наиболее продуктивные идеи, участники «мозгового штурма» приходят к окончательному выбору самого конструктивного решения.

В самом финале ставится вопрос: «Решена ли предложенная проблема?» Здесь очень важно помнить то, что все учащиеся должны понимать, почему выбран именно такой вариант разрешения вопроса.

Алгоритм решения изобретательских задач.

-Герой мультфильма «Маша и медведь» предлагает выполнить нам творческое задание и надеется, что мы с ним справимся. Но прежде посмотрим фрагмент мультфильма и постараемся выявить проблему.

- Какую проблему наблюдаем в мультфильме? (Маша досаждает медведю по имени Мишка)

МЗ: Маша не должна беспокоить медведя.

КП: Маша и медведь.

АП: Как сделать так, чтобы Маша не надоедала Мишке. Попробуем решить эту проблему.

Маша сама не должна ходить к Мишке.

- Какие ресурсы в этом помогут? (родители, друзья, характер медведя, берлога)

- Какое решение можем найти? (Родители могут не отпустить Машу в лес, у Маши могут появиться друзья, медведь может изменить свой характер: стать злым и тогда Маша сама не захочет прийти в гости; медведь может поселиться в берлогу)

Медведь сам не должен пускать Машу.

- Какие ресурсы найдёт Мишка? (забор, доски, молоток, проволока)

- Как можно решить проблему? (Мишка может построить высокий забор, натянуть проволоку)

Метод Робинзона Крузо. (слайд)

- Кто помнит, в чём заключается метод Робинзона Крузо? (использование предметов в несвойственных им значениях)

- Карандаш. Как можно его ещё использовать?

Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую изо дня в день повторять одни и те же действия, одни и те же слова, лишенные живого смысла и значения. Привычка лишает нас возможности найти нестандартное решение в трудной ситуации, внимательно отнестись к ребенку, отреагировать на его изменяющиеся запросы, вовремя распознать его проблемы.

И потому педагогу время от времени необходимо новое энергетическое вливание, новая эмоциональная встряска, заставляющая его по-новому взглянуть на себя и на свою работу.

Сегодня нужна обществу личность творческая, с особым мышлением, с развитым воображением, с активной жизненной позицией, личность социально и профессионально мобильная. Использование методов ТРИЗ технологий приводит к гарантированным результатам обучения школьников умениям классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира; формирует исследовательские умения, умения прогнозировать развитие систем и решать задачи изобретательского плана.

Такие уроки стимулируют интерес учащихся к познанию, к новым открытиям, рождаются нестандартные решения, возникают неожиданные озарения и открытия; развивают любознательность, проблемное мышление. Это оставляет яркий след в душах детей, окрыляет их от личного успеха, добавляет каждому моменты приподнятого настроения.

Молодцы, вы прекрасно справились со всеми заданиями. Используйте различные приемы ТРИЗ, и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии. Спасибо за внимание. ( слайд )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс по химии тема "Самодельные индикаторы"

С данным мастер - классом я участвовала в районном конкурсе "Мастер - класс" в номинации "Оптимизация образовательного процесса". Заняла 2 место....

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта.

Выступление на занятии «мастер-класс» № 6 по теме Технология печатного оформления исследовательского проекта....

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта

Выступление на занятии «мастер-класс» № 7 по теме Технология защиты исследовательского проекта...

Мастер - класс по хореографии.Тема "Клубные танцы".

Теоретическая часть мастер-класса по хореографии,проведённого в рамках Дня открытых дверей для клубов молодых семей муниципальных образований Кировской облати....

Презентация Мастер-класс «Совместное изготовление многофункционального пособия «Занимательные буквы» с родителями воспитанников»

Презентационным материал с пошаговым созданием разрботанного мной многофункционального развивающего пособия для подготовки детей к обучению грамоте на занятиях и  в домашних условиях. Предназначе...

Разработка мастер-класса учителя по теме: "Признаки параллельности прямых" в 7-м классе.

Это разработка проведенно мастер-класса  учителем математики Бегзи Д.Д. на тему: "Прихнаки параллельности прямых" для учащихся 7-го класса....