Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Превращение воды»
план-конспект

Терзи Татьяна Ивановна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Превращение воды»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prevrashchenie_vody.docx16.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

«Превращение воды»

Цель: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, показать разнообразие состояний воды в окружающей среде.

Задачи: продолжать учить проводить простейшие опыты; продолжать развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к природе; формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; развивать навыки проведения лабораторных опытов; активизировать и обогащать словарный запас детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия; воспитывать усидчивость.

Оборудование: полоски цветной бумаги (голубая, синяя, серая, белая, зеленая, красная, желтая, лоток с лабораторной посудой на каждый стол (4 стакана с водой, тряпочки, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, ноутбук.

Предварительная работа:

Проведение мини-беседы «Если б не было воды».

Рассматривание глобуса, карты мира.

Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде.

Ход занятия.

Воспитатель: – Ребята, сегодня я получила письмо и хотела бы вам его почитать. Слушайте: “Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в капельке и “паринке” родных сестер”. Ребята, помогите! Докажите, что мы, снежинка, капелька и “паринка” – родные сестры.

Воспитатель: – Ребята, хотите помочь? О чем они вас просят?

Дети: - Хотим. Надо доказать, что они все из воды.

Воспитатель: Представьте, что наша комната научно–исследовательская лаборатория. Чтобы доказать, что снежинка, “паринка” и капелька родные сестры, нам нужно исследовать свойства воды. Мы сейчас проведем опыты.

Но сначала немножко поиграем.

Игра называется «Четыре стихии». Будьте внимательны. На слова «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками, согнутыми в локтях, «земля» - руки вниз, «вода» - волнообразные движения руками.

(В ходе игры воспитатель сам показывает неправильные движения, сбивая тем самым играющих).

Молодцы, все были очень внимательны!

Воспитатель: Прежде, чем приступить к исследованиям, вспомним правила поведения в лаборатории:

Дети: Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

Воспитатель: Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Дети: Слушать воспитателя. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Воспитатель: Все правила вы помните. Ну, что приступим? (дети проходят к рабочим местам. Одевают халаты.)

Воспитатель: Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Значит вода имеет вкус или нет?

Дети: Нет, вода не имеет вкуса.

Воспитатель: Наш второй опыт поможет узнать, льется ли вода. У Вас на столе 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. Предлагаю вам перелить воду из одного стакана в другой и посмотреть льется ли вода и почему. (Работа детей).

Дети: Вода жидкая, она льется.

Воспитатель: Чтобы определить какого цвета вода, я предлагаю использовать полоски, которые лежат у вас на столе. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Подумайте, как можно проверить прозрачность воды?

Дети: Положить что-нибудь.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите через стакан с водой на что–нибудь: на чайную ложку, на соседа. Его видно?

Дети: Да. Вода прозрачная.

Воспитатель: Следующий опыт поможет нам узнать есть ли у воды форма. А для этого вам надо сравнить форму воды в своем стакане с водой у соседа (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

Воспитатель: Что можно сказать о форме воды?

Дети: Она не имеет формы.

Воспитатель: Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет?

Дети: Ничем не пахнет.

Воспитатель: Значит, у воды есть запах или его нет?

Дети: Вода не имеет запаха.

Воспитатель: у меня две льдинки. А теперь узнаем, какая льдинка растает быстрее большая или маленькая. (Можно использовать снег, а также, если теплое время года, заморозить воду в холодильнике). Во что превратились наши льдинки?

Дети: в воду.

Воспитатель: Правильно, лед, снег – тоже вода. А как вы думаете, пар – это тоже вода? Ответы детей: да, нет.

Воспитатель: У меня есть термос, в нем – кипяток. (Открывает его и показывает детям пар. Над ним ставит зеркало и стекло. Показывает, что пар – это тоже вода). Итак, можем ли мы сказать, что снежинка, капелька и “паринка” родные сестры?

Дети: Да

Воспитатель: Почему?

Дети: Они все состоят из воды.

Воспитатель: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Мы превратимся в капельки и тоже побываем в разных состояниях. 1,2,3, 4, глазки крепко мы закрыли, покружились, покружились, в капельки мы превратились!

Когда вода находится в твердом состоянии, то ее молекулы – маленькие капельки, очень плотно прижимаются друг к другу, как будто им холодно – они замерзли. Ребята, а как можно изобразить лед?

Дети:.

Воспитатель: Встанем близко друг к другу и станем плотным кусочком льда.

Воспитатель: А когда вода находится в жидком состоянии, то ее молекулы берутся за ручки и могут двигаться и менять положение. Мы тоже возьмемся за руки и попробуем походить по группе по кругу змейкой, как будто ручеек бежит весной.

Воспитатель: Когда же вода находится в газообразном состоянии, то ее молекулы отпускают ручки друг от друга и разлетаются. И мы разомкнем наши руки и свободно побегаем, как легкие капельки пара.

Воспитатель: Отдохнули? А вы хотите поиграть в игру «Где спряталась вода»? Ребята, как вы думаете, а у нас в группе тоже живут сестрички-капельки? Поищем их.

Дети идут по группе и делают остановки:

Уголок природы около растений

Воспитатель: Для чего нужна здесь вода?

Дети: Цветы надо поливать, они живые, без воды они засохнут, им нужна вода (Приклеивают капельку).

Туалетная комната

Воспитатель: А что мы делаем водой в этой комнате?

Дети: Моем руки, лицо (Приклеивают капельку).

Моечная комната

Дети: Моют посуду (Приклеивают капельку).

У стола, где стоит чайник с водой

Дети: Чтобы мы могли пить (Приклеиваю капельку).

Дети возвращаются на свои места.

Воспитатель: А сейчас, чтобы еще лучше запомнить, где и в каком виде нам встречается вода, я предлагаю вам посмотреть мультимедийную презентацию «Вода, опять вода».

Воспитатель: Ребята, что вам сегодня показалось наиболее интересным? Какое доброе дело мы сделали? Как мы доказали капелькам, что они родные сестры?

Дети: Мы помогли сегодня помириться сестричкам капелькам. Узнали, что вода в окружающей среде бывает разной. Твердая как лед, в виде пара и жидкая. Она прозрачна, без вкуса, цвета и запаха. Вода нужна нам, чтобы мы могли пить чистую воду, умываться и мыть руки, мыть посуду, ухаживать за растениями.

Воспитатель: Ты вода, вода, вода,

Интересна нам всегда:

Льдом когда ты замерзаешь,

Паром в чайнике шипишь,

Льешься ручейком весенним,

Чудеса свои творишь.

Воспитатель: А о новых чудесах воды мы узнаем с вами в следующий раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по освоению образовательной области "Коммуникация" и коррекционному направлению в индивидуальной форме

.В конспекте описывается работа по развитию речи и слухового восприятия детей с нарушениями слуха с использованием сурдологопедического тренажера "Дэльфа-130"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Музыка" для детей средней группы "Путешествие в осенний лес"

Развивать у детей музыкальный слух, певческий голос и творческие способности. Учить  различать тембр музыкальных инструментов.  Закреплять умение играть на детских музыкальных инструментах....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе № 4 компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития Образовательная деятельность: коммуникация Раздел: развитие речи Тема «Перелётные птицы»

конспект итоговой НОД составлен для детей старшей группы, имеющих задержку психического развития. к конспекту прилагается презентация с дидактическими играми, которые можно использовать как вне заняти...

Конспект непосредственной образовательной (индивидуальной) деятельности учителя-логопеда по теме: «Поможем снеговику найти друзей»

Конспектнепосредственной образовательной (индивидуальной) деятельностиучителя-логопеда по теме:«Поможем снеговику найти друзей»...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности "Эта волшебница вода" по познавательному развитию для детей старшей группы

Документ составлен в соответствии с требованиями ФГОС и является составной частью экологического проекта "Живая и неживая природа"...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Какая бывает вода?»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Какая бывает вода?»...