Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Клубное объединение "Волонтерский отряд "Аструм"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Рыбкина Ольга Николаевна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа    «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» имеет социально-гуманитарную направленность, так как способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся, корректирует психические свойства личности, организует социальный досуг обучающихся и призвана содействовать уменьшению факторов риска приобщения подростков к злоупотреблению ПАВ.

Актуальность программы предопределена ростом количества людей, нуждающихся в различной помощи, и заключается в необходимости подготовки молодых волонтёров «новой формации».

Работа клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» ориентирована на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию.

Цель программы – формирование нравственных, коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций школьников путем включения в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Работа волонтерского отряда строится в направлении «Событийное волонтерство», которое предполагает организацию, участие и проведение акций, мероприятий, игр практически по всем направлениям волонтерской деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_klubnogo_obedineniya_na_2021-2022_god.docx99.38 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ ТАЗОВСКИЙ РАЙОН

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

ул. Воробьева, 16, с. Газ-Сале, Тазовский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629365

тел./факс (34940) 2-05-62, moudod-gaz-sale@yandex.ru

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования  

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

Протокол №_______

от «_____»__________________2021 г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                    директор муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования  

«Газ-Салинский детско-юношеский центр»

 

_______________________Н.В. Штубина

 «_____»__________________2021 г.                                                                

                                                       

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-гуманитарной направленности

КЛУБНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

 «Волонтерский отряд «Аструм»

Уровень освоения: базовый

Возраст учащихся: 11 - 18 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                              Составитель:

Рыбкина Ольга Николаевна,

педагог дополнительного  образования    

                                                                                           

 

с. Газ-Сале

2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Волонтёры не получают зарплату

не потому, что они бесполезны,

а потому, что они бесценны»

Шерри Андерсон

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа    «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией 217 (III) Генеральной ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года;

Конвенция о правах ребёнка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года;

Всеобщая декларация добровольчества, провозглашённая на XVI Всемирной конференции добровольцев Международной ассоциации добровольческих усилий (IAVE) и принятая в январе 2001 года (объявленного Международным годом добровольчества) в Амстердаме;

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 2015 года «Интеграция добровольчества в дело мира и развития: план действий на следующее десятилетие и последующий период»;

 Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)»;

Федеральный закон от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений»;

Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 годы, утверждённый Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204;

Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённые Распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р;

Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года № 996-р;

Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р;

Концепция развития добровольчества (волонтёрства) в Российской Федерации до 2025 года, утверждённая Распоряжением Правительства РФ от 27 декабря 2018 года № 2950-р;

Указ Президента РФ от 29 октября 2015 года № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников»;

 приказ Министерства просвещения Российской Федерации от  9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28.

Программа является модифицированной (адаптированной), разработана на основе следующих  программ:

 «Волонтёрство: шаг за шагом». Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа / автор-составитель Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 40 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование) – 36 с.;

Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра». 5-9 классы. 2-е издание. -М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 32 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).

«Основы организации волонтерской деятельности». Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа, автор-составитель  Волкова Г.В., МОУ ООШ №3, г. Камешково, 2015 год – 25 с.;

Арсеньева Т.Н. Школа волонтёра. Рабочие программы. 5-9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций / Т. Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов. – М. : Просвещение, 2021. – 80 с. – (Внеурочная деятельность). – ISBN 978-5-09-076985-3.

Программа имеет социально-гуманитарную направленность.

В общенациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков. Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности.

Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса, так и к содержанию образования.

Задача социального становления личности подростка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у обучающихся сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем.

Социальные условия, в которых живут современные подростки, значительно отличаются от тех, которые долгие годы определяли особенности становления их воспитателей (родителей, педагогов). Они менее ориентированы на профессиональное становление и больше на счастливую и обеспеченную жизнь, от души не любят «активной жизни», не понимают смысл слов «творчество» и «познание», наконец, их попытки размышлять о будущем после школы вызывают всплеск личностной тревожности.

В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности. Волонтёрское движение является одной из таких форм работы.  

Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга обучающихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране требуют появления новых подходов и методов активизации подростков.

В настоящее время невозможно представить себе воспитательный процесс без включения обучающихся в клубную деятельность, организуемую на добровольных началах с учётом их интересов и потребностей. Она создаёт условия для развития творческих способностей, для общения, самовыражения и самоутверждения детей. Именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможность учесть интересы и развить индивидуальность каждого его члена.

Клубная форма работы позволяет развивать и укреплять неформальные взаимоотношения между людьми. Этому способствует доброжелательная обстановка, и условие свободного посещения.
Эмоционально доброжелательная атмосфера в клубе притягательна для подростков и молодежи. Обмен жизненным опытом, мнениями и позициями в клубе происходит более открыто, без опасения за возможные социальные или профессиональные последствия. Клубное объединение является той территорией, где может состояться содержательное общение обучающихся, а также приглашаемых гостей.

Таким образом, очевидно, что процесс воспитания не может эффективно реализовать свои функции, если в него не будет включена деятельность клубных объединений, специфика организации которых позволяет создать благоприятные условия для развития творческих способностей ребенка, для удовлетворения его потребностей в общении, для самовыражения, самоутверждения, самоопределения в среде сверстников. Поэтому программа клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» является актуальной.

Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.  В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни, помогают пожилым людям, бездомным животным, формируют экологическое сознание граждан. Волонтерское движение сейчас развивается бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность для личности подростка неизмеримо выше навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Создание клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм» ориентировано на формирование социально успешной личности, воспитание социальной компетентности, социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию.

Главная цель создания клуба «Волонтерский отряд «Аструм» – формирование нравственных, коммуникативных, социальных, профессиональных компетенций школьников путем включения в добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить: методикам проведения некоторых досуговых форм; основам работы с различными видами информации; методике социального проектирования;
  • познакомить: с технологией социальной акции и проведения социальных дел; с интерактивными методами обучения, современными социальными технологиями.

Развивающие (развитие метапредметных компетенций):

  • способствовать формированию первичных организаторских умений и навыков; расширению опыта общения, развитию навыков взаимодействия с людьми различных социальных категорий;
  • развивать коммуникативные качества, умения работать в команде; уверенность в себе; лидерские качества; рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать активную гражданскую позицию, неравнодушное отношение к жизни; толерантные качества личности, милосердия, доброты, отзывчивости; потребность в добровольческой деятельности;
  • формировать потребности в ведении здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья; отношения к социальному служению как к норме жизни; общественную активность, реализацию в социуме.
  • содействовать осознанию личной ответственности за происходящее в семье, школе, поселке, стране;
  • создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Педагогическая целесообразность. Программа способствует формированию духовно-нравственных качеств личности подростка, улучшению морально-психологического состояния, повышению культуры участия в благотворительной деятельности, решению социальных проблем местного сообщества и как следствие - всестороннему развитию личности, профессиональной ориентации.

Работа волонтерского отряда строится в направлении «Событийное волонтерство», которое предполагает организацию, участие и проведение акций, мероприятий, игр практически по всем направлениям волонтерской деятельности.

Отличительной особенностью программы от существующих программ той же направленности можно считать комплексное изучение деятельности волонтеров, не ограниченное каким-то одним направлением. Такой подход позволяет обучающимся получить определенный опыт по организации социально значимой деятельности, формировать готовность к осознанному выбору участия в волонтерской деятельности.

Основной акцент программы делается так же на освоении обучающимися навыков двадцать первого века: коммуникативность, командная работа в группах, креативность, критическое мышление.

Кроме того,  обучающиеся имеют возможность сами выбирать наиболее интересующий их раздел из предложенного материала программы для изучения по согласованию с педагогом или согласно календарным праздникам для творчества (создание социальной рекламы, изготовление листовок буклетов, составление игр, сценариев мероприятий, акций и др.). Программа носит вариативный характер.

Изучение курса поддерживается предметами школьного учебного плана: история, обществознание, экология, литература и др.

Адресат программы. Возраст обучающихся, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы, 11 - 18 лет.

Объем и уровень освоения программы. По уровню сложности программа клуба относится к стартовому уровню.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: программа «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» рассчитана на 1 год обучения: 144 часа в год – по 4 часа в неделю.

Формы организации деятельности. Программой предусматривается групповая форма обучения. Оптимальная наполняемость группы – 6-8 человек.

Формы проведения занятий: свободные дискуссии, беседа, игра, мастер-класс, творческая мастерская, конференция, встреча, тренинг, практикум, трудовая акция, уличная акция, информационная акция, лекция.

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре.

 Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность педагога и обучающегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию, активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого обучающегося, качества знаний формируются в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально.

Режим занятий. Режим занятий соответствует требованиям СанПин.

Соблюдается режим проветривания, санитарное содержание помещения проведения занятий.

Начало учебных занятий – 15 сентября. Продолжительность учебного года – 36 недель. Окончание учебного года – 31 мая.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (академический час равняется 45 минутам).

Промежуточная аттестация проводится 20-25 декабря, итоговая аттестация – 15-25 мая.

Режим занятий в каникулярное время (осенние, весенние, зимние каникулы). Занятия в каникулярное время могут проводиться по особому расписанию, утвержденному директором.

Курс основывается на:

- принципе служения людям и Отечеству;

- идее служения, тесно связанного с возможностями развития, как в сфере коммуникации между детьми, так и в сфере построения их будущей профессиональной карьеры;

- балансе развития личности, который создается путем сочетания идеи служения обществу с задачами личностного развития отдельного ребенка.

В каждой теме программы «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» есть теоретическая и практическая часть. Теоретическая часть включает сведения о сущности, правовых аспектах, истории становления и развития волонтерского движения. Особое внимание уделяется формам и видам волонтерской деятельности. Практическая часть работы направлена на получения навыков взаимодействия в команде, социального проектирования, проведения мероприятий в форматах волонтерской деятельности.

Реализация программы предполагает сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы. Эффективность занятий в значительной степени определяется применением разнообразных методов обучения: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод.

Для реализации поставленных целей и задач используется линейный принцип построения содержания. Он выражен в последовательном расположении тем программы для постепенного освоения содержания.

Занятия направлены на освоение теоретической базы волонтёрского движения, а также их практической реализации. Формы образовательной деятельности:

  • лекция;
  • обучающий семинар;
  • тренинг;
  • акция;
  • интеллектуальные игры;
  • квест;
  • флешмоб;
  • мастер-класс;
  • деловая игра;
  • самостоятельное изучение тематических ресурсов Интернет;
  • внеаудиторные (самостоятельные) практические занятия. 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате освоения программы обучающиеся должны знать:     

  • основные добровольческие организации России;
  • историю развития волонтерского движения;
  • основные понятия волонтерства;
  • основные формы и виды волонтерской деятельности;
  • методики проведения некоторых досуговых форм;
  • основы работы с различными видами информации;
  • иметь представление о социальном проектировании как эффективном способе осуществления волонтерской деятельности;
  • технологию социального проектирования;
  • понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;
  • правила составления информационного буклета;
  • методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;
  • правила выхода из конфликтной ситуации;
  • влияние психоактивных веществ на организм человека;
  • способы отказа от употребления психоактивных веществ.

Обучающиеся должны уметь:

  • планировать свою деятельность и проводить самоанализ;
  • составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;
  • организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;
  • разрабатывать игровые программы на различные темы;
  • устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;
  • исполнять заданную социальную роль в различных формах организации деятельности волонтера.

В результате обучения по программе у обучающегося:

  • будут сформированы первичные организаторские умения и навыки;
  • будут развиты коммуникативные качества, умения работать в команде; уверенность в себе; лидерские качества; рефлексивные умения, навыки самоанализа и самооценки своей деятельности;
  • будет расширен опыт общения, взаимодействия с людьми различных социальных категорий.

Критерии оценки волонтерской деятельности учащихся: активность участия; умение спланировать работу; умение проводить профилактическую работу в детском коллективе; самостоятельность.

Формы контроля и подведения итогов реализации программы: итоговое занятие «Деловая игра «Я - волонтер!», беседа, контрольное тестирование, наблюдение, презентация, периодичность и качество участия в конкурсах, мероприятиях различного уровня.

В ходе обучения по программе особое внимание уделяется не только освоению учащимися содержания образования, получению информации, необходимой для работы, но и отработке и закреплению практически применимых знаний и умений.

В качестве входной диагностики применяются анкета «Анкета волонтёра», диагностика способностей и интересов учащихся коллективов социально-гуманитарного направления (для анализа наличия/отсутствия опыта волонтёрской деятельности и личностных качеств волонтёров) (приложения № 1, 8).

Текущий контроль ведется в течение всего года: педагогическое наблюдение, беседы, опросы.

В качестве промежуточной аттестации используются игра «Что я знаю о волонтёрстве?» и мониторинг участия обучающихся в мероприятиях (приложение № 4), педагогическое наблюдение, педагогический анализ творческих работ, мероприятий обучающихся, организованных в выбранном формате.

В качестве итогового контроля - проведение деловой игры «Я - волонтер» (приложение № 6), контрольное тестирование (приложение № 7) и педагогический анализ результатов (приложения № 9-10).

Критериями успешной реализации программы можно считать проявления поведения, говорящие о сформированности следующих личностных качеств: мотивация к добровольческой деятельности, коммуникабельность, толерантность, креативность, умение взаимодействовать в группе.

В начале года на каждого обучающегося по программе «Клубное объединение «Волонтерский отряд «Аструм» заводится волонтерская книжка, ведется мониторинг дел, помощи в организации и проведении мероприятий разного уровня, мониторинг личного участия в мероприятиях, акциях, флешмобах, играх, конкурсах.

После освоения программы обучающиеся получают на руки заполненные организацией волонтерские книжки, подтверждающие их участие в социально – значимых для общества делах.

Учебный план клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм»,

1-й год обучения

п/п

Наименование  разделов и тем

Количество часов

Формы  контроля, аттестации

Всего

Теория

Практика

  1. Волонтерство как одна из форм социально-значимой деятельности

1.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Кто такие волонтеры? История развития волонтерства (добровольчества)

2

2

Беседа, «Анкета волонтера», наблюдение

2.

Имена и культурное наследие известных российских меценатов

2

2

Презентация

3.

Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Роль волонтерства в личностном развитии. Добровольческая деятельность и профессиональное самоопределение.

2

2

Беседа, наблюдение

4.

Права и обязанности волонтеров. Концепция и кодекс волонтёрства

2

1

1

Беседа, составление кодекса волонтеров

5.

Направления и принципы волонтерской (добровольческой) деятельности. Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности

4

2

2

Беседа, наблюдение

6.

Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера. Интернет-портал «Добро.ru»: зачем нужен?

2

1

1

Беседа, игра «Что я знаю о волонтерстве?»

  1. Социально-психологическая готовность молодежи

к волонтерской деятельности

7.

Тренинг личностного роста

6

6

Наблюдение, игра

8.

Тренинг коммуникативных навыков

6

6

Наблюдение, игра

9.

Тренинг толерантности

6

6

Наблюдение, игра

10.

Командообразущие тренинги

6

6

Наблюдение, тренинг «Сначала дружба, потом соревнование»

11.

Как волонтеры преодолевают трудности?

4

2

2

Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»

12.

Как и когда помогать?

4

1

3

Беседа

13.

Календарь добрых дел

2

2

Практическая работа

  1. Игровые технологии в деятельности волонтера

14.

Роль организатора. Культура речи и поведения. Выбираем лидера.

2

1

1

Беседа, тест на выявление лидерских качеств

15.

Социальный квест «Не умеешь – научись»

2

2

Игра, наблюдение

16.

Настольная игра «Мы – команда добрых дел»

2

2

Игра, наблюдение

  1. Информационные технологии в волонтерской деятельности

17.

Информационный буклет. Принципы создания, технология и дизайн.

6

1

5

Наблюдение,

создание информационного буклета

18.

Листовка. Технология создания, дизайн.

6

1

5

Наблюдение, создание листовки

19.

Освещение деятельности волонтеров через социальные сети.

2

1

1

Беседа, составление информационного пресс-релиза

20.

Привлекаем новых волонтеров

2

1

1

Практикум

  1. Социальные дела

21.

Наши мероприятия: от идеи – к результату

6

2

4

Беседа, практикум

22.

Доверяй, но проверяй

2

1

1

Беседа

23.

Дружим с другими организациями

2

2

Беседа

24.

Продумываем свой социальный проект.  Этапы социального проекта

16

2

14

Беседа, наблюдение, практикум

25.

Квест как форма социального проекта

6

1

5

Беседа, наблюдение, практикум

26.

Анализ социальных проектов

2

2

беседа

27.

Защита социальных проектов

4

4

Практическая работа

  1. Пропаганда здорового образа жизни в деятельности волонтеров

28.

Понятие ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности

6

1

5

Беседа

29.

Виды зависимостей и их влияние на жизнь человека.

Составление анкеты для подростков.

6

1

5

Презентация, беседа

30.

Создание социальной рекламы, флаеров, плакатов, памяток, рекомендаций по пропаганде ЗОЖ

6

1

5

Беседа, создание рекламного продукта

  1. Экология и волонтеры

31.

Организация и проведение экологических акций

10

2

8

Беседа, наблюдение, просмотр и

обсуждение роликов

  1. Подведем итоги

32.

Чему может научить волонтерство (добровольчество)?

2

1

1

Беседа, обсуждение

33.

Я – доброволец, а это значит…

4

1

3

Беседа, дискуссия

34.

Итоговое занятие. Игра «Я – волонтер»

2

2

Игра, тест

144

33

111

Содержание программы

клубного объединения «Волонтерский отряд «Аструм»»,

1 год обучения

Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Кто такие волонтеры? История развития волонтерства (добровольчества). Понятия «Доброволец», «Волонтер». Мотивация волонтерской деятельности. История развития волонтерства (добровольчества).

Теория: Просмотр видеороликов. Обсуждение деятельности волонтеров и необходимость волонтёрства  в нашем поселении.

Тема 2: Имена и культурное наследие известных российских меценатов.

Теория: просмотр презентации.

Тема 3: Влияние волонтерской деятельности на молодежь. Роль волонтерства в личностном развитии. Добровольческая деятельность и профессиональное самоопределение.

Теория. Личностный рост. Выражение гражданской позиции. Социальное взаимодействие. Реализация творческого потенциала. Профессиональное развитие. Притязания и самореализация волонтера.

Практика: Творческое задание «Что я знаю о волонтерах?».

Тема 4. Права и обязанности волонтеров. Концепция и кодекс волонтерства.

Практика: составление кодекса волонтерства, памятки «Права и обязанности волонтера».

Тема 5. Направления и принципы волонтерской (добровольческой) деятельности. Разнообразие форм участия в волонтерской деятельности.

Тема 6. Что необходимо знать и уметь волонтеру: требования, предъявляемые к волонтеру; личная книжка волонтера. Интернет-портал «Добро.ru»: зачем нужен?

Практика: работа с порталом, заполнение личных книжек волонтеров.

Тема 7. Тренинг личностного роста.

Теория: Понятие «личностный рост». Возможности человека.

Практика. Тренинговые задания: «Каков я на самом деле». «Мои сильные и слабые стороны». «Моя индивидуальность». «Уверенное и неуверенное поведение». «Эмоции и чувства». «Проблемы можно решать».

Тема 8. Тренинг коммуникативных навыков.

Теория. Вербальная и невербальная информация. Эффективные приемы общения. Взаимопомощь. Бесконфликтное общение, приемы выхода из конфликта.

Практика. Тренинговые задания. Ролевые игры «Воздушный шар», «Необитаемый остров».

Тема 9. Тренинг толерантности.

Теория. Критерии толерантного и интолерантного поведения. Ксенофобия, геноцид, этноцентризм, экстремизм. Ролевая игра «Свои и чужие». Социальные стереотипы поведения. Неформальные молодежные объединения. Развитие навыков эмпатии, понимания друг друга. Развитие навыков сотрудничества и взаимодействия.

Практика. Тренинги, игры.

Тема 10. Командообразущие тренинги.

Практика. Тренинг «Сначала дружба, потом соревнование». Упражнения «Синергия», «Остров», «Я в команде» и другие.

Тема 11. Как волонтеры преодолевают трудности?

Теория. Общение с незнакомыми и малознакомыми людьми. Выстраивание приоритетов по отношению к тому, что важно и срочно, и к тому, что может подождать.

Практика. Настольная игра «Путешествие в мир добровольчества»

Тема 12. Как и когда помогать?

Теория. Виды волонтерской помощи. Понятия «милосердие», «добро», «забота».

Тема 13. Календарь добрых дел

Практика. Составление календаря добрых дел.

Тема 14. Роль организатора. Культура речи и поведения.

Теория. Понятие «организатор». Роль организатора в проведении мероприятий. Культура речи и поведения организатора. Качества организатора.

Практика. Игра «Я – ведущий». Упражнения и игры.

Тема 15. Социальный квест «Не умеешь – научись».

Практика. Игра.

Тема 16. Настольная игра «Мы – команда добрых дел».

Практика. Игра.

Тема 17. Информационный буклет. Принципы создания, технология и дизайн.

Теория. Беседа. Просмотр буклетов. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема буклета. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: Создание буклета самостоятельно.

Тема 18. Листовка. Технология создания, дизайн.

Теория. Беседа. Просмотр листовок. Принципы создания и оформления информационных листовок. Цели, задачи, назначение, стиль, форма, логическая схема листовки. Технические и дизайнерские рекомендации. Критерии и оценки качества.

Практика: Создание листовок.

Тема 19. Освещение деятельности волонтеров через социальные сети.

Теория. Знакомство с социальными сетями. Возможности и опасности социальных сетей. Правила работы с социальными сетями. Освещение деятельности волонтеров посредством социальных сетей.

Практика. Написание пробных статей, размещение в социальных сетях.

Тема 20. Привлекаем новых волонтеров.

Практика. Групповая работа.

Тема 21. Наши мероприятия: от идеи – к результату.

Теория. Этапы планирования и проведения мероприятия.

Практика. Составление плана проведения мероприятия.

Тема 22. Доверяй, но проверяй.

Теория. Как не попасть на удочку мошенников в ходе волонтерской деятельности. Как выглядит предложение мошенников. Что делать, если вы оказались обманутым.

Тема 23. Дружим с другими организациями.

Теория. Основные задачи установления партнерских отношений с другими объединениями.

Тема 24. Продумываем свой социальный проект.  Этапы социального проекта.

Теория. Понятие «социальный проект». Этапы проектирования.

Практика. Работа с проектами.

Тема 25. Квест как форма социального проекта.

Теория. Понятие «квест». Применение квестов в добровольческой деятельности.

Практика. Проведение квеста «Потерянные ценности».

Тема 26. Анализ социальных проектов.

Практика. Обсуждение проектов.

Тема 27. Защита социальных проектов.

Практика. Защита проектов.

Тема 28. Понятие ЗОЖ. Подбор положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности.

Теория. Здоровый образ жизни. Как формировать здоровые привычки. Плюсы ЗОЖ. Просмотр видеороликов.

Практика. Составление карты своего здоровья.

Тема 29. Виды зависимостей и их влияние на жизнь человека.

Теория. Химическая (алкоголизм, наркомания, табакокурение) и нехимическая (эмоциональная, шопоголизм и др.) зависимость.

Практика. Составление анкеты для подростков.

Тема 30. Создание социальной рекламы, флаеров, плакатов, памяток, рекомендаций по пропаганде ЗОЖ.

Теория. Понятия «социальная реклама», «флаер», «плакат», «памятка». Отличия и сходства печатной продукции. Назначение и применение печатной продукции.

Практика. Творческие задания (создание макетов печатной продукции).

Тема 31. Организация и проведение экологических акций.

Практика. Разработка положения о проведении акции, организация и проведение акции.

Тема 32. Чему может научить волонтерство (добровольчество)?

Практика. Обсуждение.

Тема 33. Я – доброволец, а это значит…

Практика. Обобщение знаний.

Тема 34. Итоговое занятие. 

Практика. Подведение итогов деятельности за год по результатам мониторинга.

Методическое обеспечение клубного объединения

  1. Диагностическая карта способностей и интересов обучающихся (приложение № 3).
  2. Методическая литература по организации и проведению тренингов.
  3. Методические рекомендации по оформлению фото-, видеоотчета, презентации, информационно-просветительских материалов (буклеты, флаеры, листовки).
  4. Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции, благотворительные аукционы, интеллектуальные игры, квесты, флешмобы, акции).
  5. Описание деловых игр, используемых в программе. 

Материально-техническое обеспечение:

Занятия проводятся в учебном кабинете, площадь которого составляет 19 кв. м. Кабинет оборудован современной мебелью (столы, стулья). Имеется интерактивная доска и проектор. Для участия в массовых мероприятиях имеется волонтерская форма (футболки, ветровки).

Перечень технических средств:

Компьютеры (ноутбуки);

мультимедиа;

фотоаппарат;

аудио-, видеоаппаратура;

Интернет-ресурсы.

Перечень материалов, необходимых для работы на занятиях:

канцелярские принадлежности, бумага, ножницы, клей, картон, ватманы, карандаши, ручки, фломастеры.

Список литературы и интернет-источников

Для педагога:

  1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации: [Текст]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 21.10.2994 г. (посл. ред. 05.05.2014 г.) [Электронныйресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  5. Российская Федерация. Законы. Об общественных объединениях» закон: [от 19 мая 1995 г]. № 82-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
  6. О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 05.04.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144647/
  7. О благотворительной деятельности и благотворительных организациях от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 21 марта, 25 июля 2002 г., 4 июля 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 декабря 2006 г., 30 декабря 2008 г., 23 декабря 2010 г., 5 мая 2014 г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162618/
  8. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций от 5 апреля 2010 г. № 40-ФЗ [Электронный ресурс] //RG.RU Российская газета. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/04/07/nko-dok.html
  9. О добровольчестве (волонтерстве) № 300326-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564
  10. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. №1760-р (в редакции распоряжений Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. №301-р, от 28 февраля 2009 г. №251-р, от 16 июля 2009 г. №997-р)  [Электронный ресурс] // Гарант: информационно-правовой портал. Режим доступа: - http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/90356/
  11. Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [Электронный ресурс] // Добровольческое сообщество Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://dobrostarspb.jimdo.com/.
  12. Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р [Электронный ресурс] // BestPravo: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/federalnoje/hj-zakony/y2r.htm.
  13. Арсеньева Т.Н. Служить другим, чтобы найти себя (волонтёрство и поступление в вуз)/ Т.Н. Арсеньева, Х.Т. Загладина, Э.Д. Кондракова // Образовательная политика. 2015. № 4 (70).
  14. Арсеньева Т.Н. Школа волонтёра. 5-7 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций/ Т.Н. Арсеньева, А.В. Коршунов, А.А. Соколов. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с. – (Внеурочная деятельность). – ISBN 978-5-09-073718-0.
  15. Бобченко Т.Г. Психологические тренинги: основы тренинговой работы: учебное пособие для вузов/ Т.Г. Бобченко. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 132 с. – (Высшее образование). – Текст: непосредственный.
  16. Волонтёрство: шаг за шагом: дополнительная общеразвивающая программа для профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 40 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
  17. Волонтёрство: шаг за шагом: методические рекомендации к дополнительной общеразвивающей программе для профессиональных образовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2020. – 104 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
  18. Волонтёрство: шаг за шагом: справочник волонтёра: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций/  Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 80 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
  19. Дорогою добра: учебное пособие по курсу развития добровольческого движения для 7 класса общеобразовательных организаций / Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 56 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
  20. Загладина Х.Т. Волонтёрство и реализация социального потенциала детей и молодёжи в контексте российской образовательной политики / Х.Т. Загладина / / Образовательная политика. 2014. № 4 (66).
  21. Загладина Х.Т., Шульгина И.Б. Методические рекомендации к курсу по развитию добровольческого движения «Дорогою добра» для 5-9 классов общеобразовательных организаций/ Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 216 с. – (ФГОС. Внеурочная деятельность).
  22. Основы волонтёрской деятельности: Учебное пособие / Под ред. Фирсовой И.А., Крайневой Р.К. – М.: Прометей, 2020. – 214 с.
  23. Программа курса по развитию добровольческого движения «Дорогою добра». 5—9 классы. 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019. — 32 с. — (ФГОС. Внеурочная деятельность).

Интернет-ресурсы

  1. РДШ – Российское движение школьников: https://рдш.рф/
  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
  3. Федеральный портал для добровольцев Добро.ru: https://dobro.ru/
  4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: https://волонтеры-медики.рф/
  5. Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: https://волонтерыпобеды.рф/
  6. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: https://www.ruor.org/school-of-safety/
  7. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: https://mil.ru/youtharmy/info.htm

Для обучающихся

  1.  Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);
  2. Конвенция о правах ребенка (1989 г.);
  3. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации:[Текст]. – М.: Маркетинг, 2001. – 39 с. (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
  4. О добровольчестве (волонтерстве) № 300326-6 (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.06.2013г.) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=107564 Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий (Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий [Электронный ресурс] // Добровольческое сообщество Санкт-Петербурга. – Режим доступа: http://dobrostarspb.jimdo.com/
  5. Волонтёрство: шаг за шагом. Блокнот волонтёра: учебное пособие для студентов профессиональных образовательных организаций/  Х.Т. Загладина, И.Б. Шульгина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. –64 с. – (ФГОС. Среднее профессиональное образование. Дополнительное образование).
  6. Волонтеры. Рассказы для детей: Книга для чтения с заданиями / Таня Беринг. – М.: Русский язык. Курсы. 2016. – 88 с. (Серия «КЛАСС!ное чтение»).
  7. Доброволецъ: Делать добро проще, чем кажется [Электронный ресурс]. - Электрон. текстовые данные.- Режим доступа: http://www.dobrovolno.ru 
  8. Ильина, И. Волонтерство в России [Текст]/И. Ильина // Интернет советы. Режим доступа: http://www.isovet.ru/ 

Интернет-ресурсы

  1. РДШ – Российское движение школьников: https://рдш.рф/
  2. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодёжи» (Роспатриотцентр): http://роспатриотцентр.рф/
  3. Федеральный портал для добровольцев Добро.ru: https://dobro.ru/
  4. Всероссийское общественное движение «Волонтёры-медики»: https://волонтеры-медики.рф/
  5. Всероссийское общественное движение «Волонтёры Победы»: https://волонтерыпобеды.рф/
  6. Всероссийское общественное детско-юношеское движение «Школа безопасности»: https://www.ruor.org/school-of-safety/
  7. Всероссийское военно-патриотическое общественное движение «Юнармия»: https://mil.ru/youtharmy/info.htm

Список книг, рекомендованных для прочтения школьниками

в рамках обучения по программе «Мы – команда»

5-7 класс

  1. Катаев В.П. «Цветик-семицветик»;
  2. Андерсен Х.К. «Снежная королева»;
  3. Чуковский К.И. «Айболит»;
  4. Непомнящая Д.Н. «Мама для мамонтёнка»;
  5. Гайдар А.П. «Тимур и его команда», «Клятва Тимура»;
  6. Бруштейн А.Я. «Дорога уходит вдаль»;
  7. Крапивин В.П. «Мальчик со шпагой»;
  8. Твен М. «Приключения Тома Сойера»;
  9. Носов Н.Н. «Приключения Незнайки и его друзей»;
  10.  Дюма А. «Три мушкетёра»;
  11.  Сент-Экзюпери А. «Маленький принц», «Планета людей»;
  12.  Яковлев Ю. «Зимородок»;
  13.  Льюис К.С. «Хроники Нарнии»;
  14.  Булычёв К. «Сто лет тому вперёд»;
  15.  Железников В.К. «Чучело»;
  16.  Войнич Э.Л. «Овод»;
  17.  Власов А.Е., Млодик А.М. «Армия Трясогузки»;
  18.  Брэдбери Р. «451° по Фаренгейту»;
  19.  Бичер-Стоу Г. «Хижина дяди Тома»;
  20.  Линдгрен А. «Расмус-бродяга».

8-9 класс

  1. Брэдбери Р. «Марсианские хроники»;
  2. Толстой А.Н. «Гиперболоид инженера Гарина»;
  3. Ремарк Э.М. «Три товарища»;
  4. Троепольский Г.Н. «Белый Бим Чёрное Ухо»;
  5. Скотт В. «Айвенго»;
  6. Лондон Дж. «Белый клык»;
  7. Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н. «Трудно быть Богом»;
  8. Васильев Б.Л. «Экспонат № …»;
  9. Горький М. «Старуха Изергиль»;
  10. Куприн А.И. «Чудесный доктор»;
  11. Лихачёв Д.С. «Письма о добром и прекрасном»;
  12. Пантелеев Л. «Честное слово»;
  13. Паустовский К.Г. «Тёплый хлеб»;
  14. Рыбаков А. «Кортик», «Бронзовая птица», «Неизвестный солдат»;
  15. Солженицын А.И. «Матрёнин двор»;
  16. Обручев В.А. «Земля Санникова»;
  17. Грин А.С. «Алые паруса»;
  18. Рыбаков А.Н. «Каникулы Кроша»;
  19. Льюис К.С. «Племянник чародея»;
  20. Каверин В.А. «Два капитана»;
  21. Толкиен Дж. Р.Р. «Хоббит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...