Доклад "Использование ИКТ на уроках математики"
материал

Туаева Альбина Ивановна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ispolzovanie_ikt_na_urokah_matematiki.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ с.Комсомольское

Д О К Л А Д

на тему:

«Использование ИКТ на уроках математики»

Подготовила учитель математики

Туаева А.И.

14 октября 2018г

Китайская притча, гласит:

Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму.

      В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации.

С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на пять групп.

     А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.

    Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране.  В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём  фото, видео, аудио информации по различным темам.  Особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски  по математике как: «Уроки алгебры и геометрии» Кирилла и Мефодия “Практикум по математике 5-11”. Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам.  Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. При объяснении нового материала я часто использую презентации.

  • Раньше всю перемену от звонка до звонка учитель готовил доску к уроку: чертежи, таблицы, схемы.... У современного учителя вся информация к уроку на флешке. На перемене учитель может отдохнуть или общаться с учениками, отвечая на их вопросы.
  • Сохраненными на флешке идеями учитель может поделиться с коллегами. Но самое  главное – он поделится с учениками, разместив свою презентацию на школьном сайте. Для тех, кто пропустил урок и для тех, кто что-то не понял, такой материал будет полезным. Я публикую свои материалы на персональном сайте. Раздел особенно актуален для детей, пропустивших занятия по болезни

   Следующий тип уроков:

2. Уроки компьютерного тестирования.

Одним  из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений.

Сегодня  у меня есть возможность самой разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов, которые я использую на своих уроках.

Вот некоторые названия тестов, разработанные мною. Давайте и мы с вами попробуем проверить свои знания с помощью тестов. Знания по теме

 « Начальные геометрические сведения» проверим с помощью программы MyTestX. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.

 3. Уроки тренинга или конструирования.

      Этот тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся  Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках  учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели.

Например, при изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе я использую следующие задания:

  • Группе ребят, которые посильнее, я даю построить график функции, самостоятельно рассмотрев его свойства;

У=-2х2 + 12х -19

  • 2-ая группа ребят, выполняет построение по данным точкам;

х

1

2

3

4

5

у

-9

-3

-1

-3

-9

  • 3-я группа, используя данную программу , задает коэффициенты a,b  и  c  получает искомый график.
  • У=-2х2 + 12х -19

а=-2, b = 12, с = -19

Результат просматриваем на доске и сравниваем результаты.

Очень удобно использовать это программное обеспечение и при изучении таких тем, как тригонометрия, графики тригонометрических функций, разложение на множители, построение сечений многогранников и многих других.

4. Работа с интерактивной доской.

   Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

   В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
       Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.

         Все это помогает мне планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Эти вопросы легко можно решаю с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным.  Использование интерактивной доски позволяет мне на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников использую режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.

            Примеры некоторых уроков математики, где мною применяется

                                             интерактивная доска

Тема урока

Класс

Использование возможностей SMART-доски

1

Координатная плоскость

6

Возможность заготовить задания заранее. Возможность клонировать координатную плоскость. Чертежи яркие и четкие

2

Числовая прямая

5-6

Игра «Движение точки по координатной прямой»

3

Углы

5

    Работа с транспортиром

4

Тесты

5-6

Работа с тестами

5

Дроби

5

Возможность заготовить задания заранее. Устный счёт.

6

Линейная функция

7

Построение графиков

7

Квадратичная функция

8

Построение графиков

8

Решение неравенств

9

Алгоритм решения неравенств

9

Подготовка к итоговой аттестации

9

 Работа с тестами

10

Равенство треугольников

7

Наложение треугольников

11

Параллельность в пространстве

10

Наглядное представление  чертежа

12

Графики

10- 11

Построение графиков

Учителя совсем не обязаны работать с интерактивной доской постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

5. Уроки с использованием ресурсов Интернет

        Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса,   свободный доступ в  Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания.

На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование  режиме onlain.

Использование  ИКТ на уроке позволяет:

 активизировать познавательную деятельность учащихся;

 обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

 повысить объем выполняемой работы на уроке;

 усовершенствовать контроль знаний;

 формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;

 обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

      Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.

       Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.

        Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...