Доклад "Использование ИКТ на уроках математики"
материал
Предварительный просмотр:
МКОУ СОШ с.Комсомольское
Д О К Л А Д
на тему:
«Использование ИКТ на уроках математики»
Подготовила учитель математики
Туаева А.И.
14 октября 2018г
Китайская притча, гласит:
Скажи мне – и я забуду;
Покажи мне – и я запомню;
Дай сделать – и я пойму.
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование, моделирование, презентации.
С точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на пять групп.
А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.
Уроки демонстрационного типа. Этот тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день. Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет. На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе, демонстрируется на большом экране. В качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Особенно удачными, на мой взгляд, являются такие диски по математике как: «Уроки алгебры и геометрии» Кирилла и Мефодия “Практикум по математике 5-11”. Ещё более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью, это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании увеличивается продуктивность обучения. При объяснении нового материала я часто использую презентации.
- Раньше всю перемену от звонка до звонка учитель готовил доску к уроку: чертежи, таблицы, схемы.... У современного учителя вся информация к уроку на флешке. На перемене учитель может отдохнуть или общаться с учениками, отвечая на их вопросы.
- Сохраненными на флешке идеями учитель может поделиться с коллегами. Но самое главное – он поделится с учениками, разместив свою презентацию на школьном сайте. Для тех, кто пропустил урок и для тех, кто что-то не понял, такой материал будет полезным. Я публикую свои материалы на персональном сайте. Раздел особенно актуален для детей, пропустивших занятия по болезни
Следующий тип уроков:
2. Уроки компьютерного тестирования.
Одним из видов контроля знаний, который в последнее время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Решая тесты, ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Сегодня у меня есть возможность самой разрабатывать и создавать компьютерные варианты различных тестов, которые я использую на своих уроках.
Вот некоторые названия тестов, разработанные мною. Давайте и мы с вами попробуем проверить свои знания с помощью тестов. Знания по теме
« Начальные геометрические сведения» проверим с помощью программы MyTestX. На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, учитель видит реальные знания, а у учащихся нет претензий к учителю за выставленную отметку.
3. Уроки тренинга или конструирования.
Этот тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у учащихся Как правило, на уроках математики это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или достижения какой-то конструктивной цели.
Например, при изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе я использую следующие задания:
- Группе ребят, которые посильнее, я даю построить график функции, самостоятельно рассмотрев его свойства;
У=-2х2 + 12х -19
- 2-ая группа ребят, выполняет построение по данным точкам;
х | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
у | -9 | -3 | -1 | -3 | -9 |
- 3-я группа, используя данную программу , задает коэффициенты a,b и c получает искомый график.
- У=-2х2 + 12х -19
а=-2, b = 12, с = -19
Результат просматриваем на доске и сравниваем результаты.
Очень удобно использовать это программное обеспечение и при изучении таких тем, как тригонометрия, графики тригонометрических функций, разложение на множители, построение сечений многогранников и многих других.
4. Работа с интерактивной доской.
Интерактивная доска – сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
В отличие от обычного мультимедийного проектора интерактивная доска позволяет не только демонстрировать слайды и видео, но и рисовать, чертить, наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения, и сохранять их в виде компьютерных файлов. А кроме этого, сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным.
Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия, зайдя на нужную страницу.
Все это помогает мне планировать урок и благоприятствует течению занятия. При подготовке к обычному уроку, учитель часто сталкивается с проблемой построения геометрических фигур и различных функций, работой с координатной плоскостью на обычной доске. Эти вопросы легко можно решаю с помощью встроенных шаблонов. Так, например, при изучении темы «Координатная плоскость» в 6 классе учащиеся с огромным удовольствием строят точки, получая различные занимательные картинки. Этот процесс становится не утомительным, а увлекательным. Использование интерактивной доски позволяет мне на уроке рационально использовать время, нет необходимости постоянно вытирать доску и чертить необходимые фигуры. В коллекции самой доски более тысячи математических объектов: многогранники, тела вращения, координатные прямые и плоскость, окружность, треугольники и т.д. Чертежи получаются наглядными, аккуратными. При построении сечений многогранников использую режим записи самого процесса последовательного построения, что позволяет существенно экономить время на уроке. Использование интерактивной доски позволяет сохранить в памяти индивидуальную работу учеников для последующей проверки или анализа.
Примеры некоторых уроков математики, где мною применяется
интерактивная доска
№ | Тема урока | Класс | Использование возможностей SMART-доски |
1 | Координатная плоскость | 6 | Возможность заготовить задания заранее. Возможность клонировать координатную плоскость. Чертежи яркие и четкие |
2 | Числовая прямая | 5-6 | Игра «Движение точки по координатной прямой» |
3 | Углы | 5 | Работа с транспортиром |
4 | Тесты | 5-6 | Работа с тестами |
5 | Дроби | 5 | Возможность заготовить задания заранее. Устный счёт. |
6 | Линейная функция | 7 | Построение графиков |
7 | Квадратичная функция | 8 | Построение графиков |
8 | Решение неравенств | 9 | Алгоритм решения неравенств |
9 | Подготовка к итоговой аттестации | 9 | Работа с тестами |
10 | Равенство треугольников | 7 | Наложение треугольников |
11 | Параллельность в пространстве | 10 | Наглядное представление чертежа |
12 | Графики | 10- 11 | Построение графиков |
Учителя совсем не обязаны работать с интерактивной доской постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
5. Уроки с использованием ресурсов Интернет
Для проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса, свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию; возможность проверить свои знания.
На таких уроках сильная группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование режиме onlain.
Использование ИКТ на уроке позволяет:
активизировать познавательную деятельность учащихся;
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой работы на уроке;
усовершенствовать контроль знаний;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Накопленный мною опыт, частично отраженный в настоящей работе, показывает, что применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по информатике, что, в итоге, ведет к интенсификации процесса обучения.
Последнее десятилетие уходящего века поставило школу в ситуацию необходимости введения существенных изменений в систему обучения и воспитания учащихся. Эти изменения должна обеспечить реформа школы, которая продиктована модернизацией образования, компьютеризацией школ. Я думаю, что применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики в какой-то степени способствуют решению этой проблемы.
Но не факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока
Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....
Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"
На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом используется таблица, показывающая связь между формулами производных и соответствую...
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках математики
Использование проблемно-диалогических методов обучения на уроках...
Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....
Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".
Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5
В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...