Мои педагогические находки
опыты и эксперименты

Сарыглар Айдысмаа Ашак-ооловна

Мои педагогические находки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_moi_pedagogicheskie_nahodki.docx20.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Мои педагогические находки»

учителя родного языка и литературы МБООУ СТД, НДЛ Элдиг-Хемской санаторной школы-интерната Дзун-Хемчикского кожууна

Сарыглар Айдысмы Ашак-ооловны.

Если учитель соединяет в себе любовь

к делу и к ученикам, он совершенный

                                                                   учитель. (Л. Н. Толстой)

Профессия учителя – моя мечта с детства. И в выборе профессии я не ошиблась.  Школа – это второй дом ребенка. Быть учителем, значит не только учить, но и самому постоянно учиться, совершенствоваться, идти в ногу со временем. А главное, быть интересным своим ученикам, дать им тепло, взаимную любовь.

Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как его родной язык. Чем лучше владеешь родным языком, тем больше у тебя право называться Человеком. Если у ребенка хорошо развита родная речь, то при изучении отдельных предметов  у него не будет осложнений. Так как ученик  национальной школы, когда отвечает устно и письменно на уроках или когда он работает над текстами на занятиях русского и английского языков, у него идет мыслительная деятельность. Сначала мысленно переводит ответ с родного языка на русский перед тем, как отвечать формировать свои мысли, сформированная мысль - это и есть настоящая речь.

      Моя методическая тема по самообразованию – обогащение словарного запаса, развитие связной речи на уроках родного языка и литературы. Активизация словарного запаса, развитие устной и письменной речи учащихся – одна из главных задач уроков родного языка. Основная идея этой методики – предоставление каждому ребенку на уроках наиболее полных возможностей для развития устной и письменной речи, последовательного и логического изложения своих мыслей. Элементами являются выполнение разнообразных заданий по развитию речи, тематический учет знаний.

       Как научить детей свободно и красиво выразить свои мысли, грамотно писать? Применение игровых форм, нетрадиционных форм обучения, открытие нового на каждом уроке, контроль за знаниями, умениями, навыками учащихся – вот обязательные условия успешной работы.   Урок по развитию речи должен представлять собой тематическое, логическое, эмоциональное единство. В процессе активизации каждой усваиваемой на уроке дозы лексики, учащиеся овладевают навыками составления связной речи. Методика предполагает охват на уроке связной речевой деятельности всех детей и каждого в отдельности.

Основные этапы:

1.     Дифференцированный подход в обучении.

2.     Формирование  стилистических навыков, чувство слова, логики выразительности повествования.

3.     Все виды деятельности учителя и ученика на уроке нацелены в конечном счете на развитие речи ребенка.

        Опыт имеет большую значимость. Дает полные возможности для развития личности, воспитать средствами словесности, сотворчество учителя и ученика. Имеются условия реализации данного опыта. Через традиционные, не традиционные уроки, внеурочные занятия по народной педагогике. Достаточно дополнительная литература к урокам развития речи, наглядные пособия, материалы межпредметных связей (русский язык, литература, английский язык, история Тувы, география Тувы).

      В своих уроках я активизирую словарный запас учащихся новыми словами (исконно тувинскими, заимствованными). Каждый урок начинается с словарной минуты, стараюсь дать хотя бы минимум дозы лексики (2-3 слова). Анализ текста, работа по тексту – основные виды моей работы по развитию речи, начиная с 5 класса. С 5 класса дети должны усвоить виды речи. Начиная с простого они должны перейти в следующих классах на более усложненные анализы текста. В процессе работы с текстом дети пополняют словарный запас новыми словами, употребляют в речи синонимы, омонимы, антонимы. Здесь уже заложен фундамент для усвоения большой дозы лексики.

      На уроках родной литературы большое внимание уделяю на чувства слова, логики изложения, выразительности повествования. Здесь опят таки работа со словом, составление глубокой мысли, формирование ритмически организованной речи. Это можно достичь если на каждом уроке обратить внимание на речевую деятельность ученика, открыть ему доступ на развитие речи, в конечном счете это дает возможность на пробуждение их творческих возможностей.

      В средних классах при развитии речи можно опираться на личный опыт учащихся, дать такие темы сочинений, в основе которых лежит личное сопереживание, увиденное, услышанное. Например, «Интересное событие», «Мой самый счастливый день», «Однажды…», «Путевые заметки», «Необычный случай». Работа по картине – основное направление в развитии речи. Здесь дети основной упор делают на знание языковых средств (сравнение, метафоры, эпитеты) и употребляют в составлении связной тематической речи. Применяю на уроках картины иллюстрации, репродукции, сюжетные картины. Поэтому, я считаю, что у учителя родного языка и литературы – особая миссия в образовании. Он должен для реализации вышеизложенных задач на уроках работать  над разными видами изложений и диктантов, составляем тексты разных типов и стилей, сочиняем стихи, пишем сочинения разных видов.

А также даю детям в старших и средних классах, писать сочинения эпистолярного жанра. Например, «Письмо Чечек  Мергену » (сестрам, матери, отцу), «Письмо Тывыкы  другу» и т.п.

Ребятам средних классов нравятся сочинять мини-рассказы, употребляя тематические группы слов. Например, после изучения повести С.Пюрбю «Эргеппей дугайында тоожу» в 7 классе, написать рассказы «Юрта- основное жилище тувинцев.», «Утвари коня  , Скакуны нашего кожууна и республики..

С большим удовольствием ребята работают над переводами текстов с родного на русский, с русского на родной язык. Для этой работы полезно составить цикл уроков «С двумя культурами в ладу…», где можно рассказать о роли языков в развитии личности, давать советы изучающим другие языки, кроме русского; высказывать свое отношение к обсуждаемым проблемам.

Своей методической находкой я считаю на основе русских литературных игр, игры на уроках родной литературы. Ведь игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остается очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

Разнообразные виды творческих работ повышает эффективность учебного процесса за счет широкого использования активных форм занятий по развитию речи; усиливает его практическую и воспитательную направленность; развивает самостоятельность учащихся в устной и письменной речи, в чтении и анализе прочитанного; формирует положительную мотивацию изучения родного языка и литературы; обеспечивает высокий уровень владения родной речью и литературными знаниями учащихся.

Учитель – это, безусловно, всесторонне развитый и образованный человек. 21 век отличается от других столетий своей информативностью и множеством способов передачи и получения информации, поэтому современный урок невозможно было бы представить и без новых ТСО. На своих уроках часто использую компьютерные технологии, потому что современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать разнообразную наглядность на уроках.

По моему мнению, проделано и достигнуто немало. Сделаны различные зоны, игры. Проводимые мною дидактические игры на занятиях, развлечениях дают положительный результат. У моих детей развита связная речь, дети начали свободно выражать свои мысли и с удовольствием сами играют с дидактическими материалами.

        Система разработок по инновационной деятельности дает успешные  результаты. Работы для учителя-словесника - непочатый край. Так было всегда, и так должно быть.

        Вся ваша жизнь - это школа и дом. Сегодня, оглядываясь в свою педагогическую деятельность, с  удовлетворением могу назвать себя счастливой. Да было все: и удачи, и неудачи. Но не жалею, что выбрала себе такую дорогу в жизни.

… Именно мои ученики заставляют меня быть таким учителем, каким я являюсь на сегодняшний день. И я благодарна им за это.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая находка "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях по бисероплетению"

Воображение - великая сила. С его помощью мы живем в настоящем, можем вернуться в прошлое или заглянуть в будущее. Именно благодаря воображению существует религия, в науке совершаются важные отк...

Мои педагогические находки

Временное содержаниеШигърияттә Туфан эзләреАчык сандык янында...

мои педагогические находки

представление опыта работы...

Педагогические находки по теме «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся»

Одной из функции классного руководителя является обеспечение связи общеобразовательного учреждения (школы) с семьей. Тема, над которой я работаю как классный руководитель- это «Взаимодействие семьи и ...

Эссе "Новый образовательный стандарт: мой творческий поиск, педагогические находки"

Новый образовательный стандарт второго поколения для средней и старшей школы, к введению которого готовится школьное сообщество, ориентирует нас на формирование у детей готовности к самостоятельной де...

эссе мои педагогические находки

мои педагогические находки...

мои педагогические находки

методы и приемы изучения нотной грамотности ( на начальном этапе обучения)...